Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности взаимосвязи расходов инфраструктуры с объемом перевозок по отраслевым хозяйствам




 

На расходы по инфраструктурной деятельности железных дорог оказывают влияние те же факторы, которые влияют и на общую величину эксплуатационных расходов. Одним из важнейших факторов, влияющих на эксплуатационные расходыинфраструктуры,является объем перевозок. Однако степень влияния объема перевозок на расходы по инфраструктурной деятельности существенно отличается от степени влияния данного фактора на общую величину эксплуатационных расходов.

Особенностью расходов по инфраструктурной деятельности является высокий удельный вес условно-постоянной составляющей 75-80%, т.е. данная группа расходов мало зависит от объема перевозок. В связи с этим изменение объема перевозок оказывает большее влияние на себестоимость перевозок в части инфраструктурной составляющей[6]. Взаимосвязь расходов по инфраструктурной деятельности с объемом перевозок необходимо рассматривать при перспективном планировании.

Вместе с тем, важно отметить необходимость изучения взаимосвязи расходов инфраструктуры с объемом перевозок в разрезе видов деятельности, отраслевых хозяйств, групп расходов по железным дорогам и сети в целом.

В современных условиях для основного варианта анализа выполнены расчеты удельного веса зависящих расходов по сети железных дорог,например: по УВР «Оказание услуг по грузовым перевозкам» удельный вес зависящих расходов составляет 39,7%. Удельный вес зависящих расходов по УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта» существенно ниже и составляет 20%. [6].

К зависящим расходам  относится более 20 статей расходов УВР «Содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта» (табл.7.5). При расчете доли зависящих от объ­ема перевозок расходов инфраструктуры важно знать, что некоторые расходы по статьямотносятсяк зависящим не полностью, а лишь в некоторой доле (частично). Например, к частично зависящим от объема перевозок расходам относятся расходы на текущее содержание пути и пос­тоянных устройств, одиночную смену материалов верхнего строения пути, общепроизводственные расходы и другие затраты железных до­рог.

Для решения ряда практических задач в области управления расходами и себестоимости перевозок необходимо проводить расчеты удельного веса зависящих и условно-постоянных расходов по сети в целом, отдельным железным дорогам, отраслевым хозяйствам, группам расходов, видам деятельности и укрупненным видам работ.

 

Таблица 7.5.

Удельный вес зависящих расходов по статьям, входящим в УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта» (перспективный вариант без развития пропускной способности - основной вариант)

Номер статьи 2010г. (2003

г.)

Наименование статьи

Удельный вес расходов, %

 

зави-сящих

условно-постоян-ных
1 2

3

4

1. Пассажирское хозяйство

2005 (2005) Техническое обслуживание по программе ТО-1 пассажирских вагонов в пути следования.

100

-

3. Вагонное хозяйство

2015 (2115) Техническое обслуживание грузовых вагонов на станциях

100

-

4. Хозяйство перевозок

2034 (2034) Маневровая работа на грузовых и сортировочных станциях

85

 

15  
2036 (2036) Маневровая работа на пограничных станциях.

85

15
2037 (2037) Маневровая работа на остальных станциях, кроме пограничных.

85

15
2035 (2035) Маневровая работа на пассажирских станциях

100

-
  Общепроизводственные расходы

48

58

5. Хозяйство пути

2101 (2101) Текущее содержание пути и постоянных устройств (главные пути)

40

60
2101 (2101) Текущее содержание пути и постоянных устройств (станционные пути)

20

80
2102 (2102) Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (главные пути)

40

60
2102 (2102) Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (станционные пути)

20

80
2110 (2110) Капитальные виды ремонта верхнего строения пути (главные пути)

60

40
2110 (2110) Капитальные виды ремонта верхнего строения пути (станционные пути)

30

70
2112 (2112) Капитальные виды ремонта подъездных путей (станционные пути)

30

70
2115 (2115) Амортизация верхнего строения пути (главные пути)

60

40
2115 (2115) Амортизация верхнего строения пути (станционные пути)

30

70
2117 (2117) Амортизация подъездных путей (станционные пути)

30

70
  Общепроизводственные расходы

43

57

7. Хозяйство автоматики и телемеханики

2301 (2301)

Техническое обслуживание устройств механизированных и автоматизированных горок

85 15
2304 (2304)

Техническое обслуживание электрической централизации стрелок и светофоров

35 65
 

Общепроизводственные расходы

36 64

8. Хозяйство связи

10. Хозяйство электрификации и электроснабжения

2524 (2502) Техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети и линий электропередачи, расположенных на опорах контактной сети

35

65
2548 (2511) Капитальный ремонт контактной сети и линий электропередачи, расположенных на опорах контактной сети

30

70
2554 (2513) Капитальный ремонт линий электропередачи (за исключением расположенных на опорах контактной сети, а также высоковольтных линий автоблокировки и диспетчерской централизации, расположенных на отдельно стоящих опорах)

30

70
2570 (2516) Амортизация контактной сети и линий электропередачи, расположенных на опорах контактной сети

30

70
2576 (2518) Амортизация устройств наружного освещения.

30

70
2578 (2518) Амортизация линий электропередачи (за исключением расположенных на опорах контактной сети, а также высоковольтных линий автоблокировки и диспетчерской централизации, расположенных на отдельно стоящих опорах)

30

70
  Общепроизводственные расходы

23

77
         

 

В современных условиях усиливается внимание к обоснованию уровня переменных и условно-постоянных расходов, которые являются базой для гибкого бюджетирования и более рациональной тарифной политики.В расходах по инфраструктурной деятельности преобладают условно-постоянные расходы, обоснованность планирования, бюджетирования и нормирования которых требует специальных, теоретических и методических подходов.

В настоящее время в официальной отчетности не предусматривается группировка расходов по признаку их зависимости от объема перевозок. Такая группировка производится в специальных научных исследованиях.

В некоторых случаях расходы статей необходимо предварительно распреде­лить по отдельным видам работ. Например, расходы по текущему ремонту, одиночной смене материалов верхнего строения пути, капитальному ремонту и амортизации верхнего строения пути, техническому обслуживанию электрической централизации стрелок, которые целесообразно вначале распределить на главные и станционные пути пропорционально приведенной развернутой длине. Методика распределения расходов хозяйства пути на главные и станционные пути подробно изложена в главе 3 (п.35) [4].

Распределение расходов между главными и станционными путями позволяет использовать различные измерители и получить неодинаковую зависимость расходов от объема перевозок по этим видам путей.

Рассмотрим методику определения удельного веса зависящих (переменных) расходов отраслевых хозяйств от объема перевозок ив целом по инфраструктурной деятельности.

Методика определения удельного веса зависящих расходов отраслевых хозяйств инфраструктуры основывается на определении процента зависящих расходов по каждой статье расходов отраслевого хозяйства, включенных в состав переменных расходов при основном варианте анализа и удельного веса этих статей в расходах хозяйства. В расчетах использованы доли зависящих расходов по статьям Классификатора расходов для перспективного (основного) варианта анализа (табл.7.6.) [5].

В состав переменных расходов по инфраструктурной деятельности включена часть статей расходов по хозяйствам: пути, связи, электрификации и энергоснабжения и хозяйству перевозок (табл. 7.6). Расходы по этим хозяйствам в расходах по   инфраструктурной деятельности составляют около 80%.

Расчет удельного веса зависящих расходов (dj) j-го хозяйства инфраструктуры выполнялся по формулам:

,

где Ejзав- зависящие расходы по j-му хозяйству, тыс. руб.;

Ej- общая сумма расходов по j-му хозяйству, тыс. руб.

,

где Eспецjзав-зависящие специфические (прямые производственные) расходы поj-му хозяйству, тыс. руб.;

Eоснjзав- зависящие общепроизводственные расходы по j-му хозяйству, тыс. руб.

где di- удельный вес зависящих расходов по i-ой статье для перспективного (основного) варианта анализа, %;

Ei- величина расходов по i-ой статье, тыс. руб.

,

где dоснj- удельный вес зависящих общепроизводственных расходов по j-му хозяйству;

Еоснj- общепроизводственные расходы по j-му хозяйству.

Приведем пример расчета доли зависящих расходов инфраструктуры по отраслевым хозяйствам,  выполненным по данным условной сети железных дороги (табл.7.7.). В хозяйстве перевозок доля зависящих расходов от объема перевозок составляет 22%. Удельный вес зависящих расходов в хозяйстве автоматики и телемеханики около 10%. в хозяйстве электрификации и энергоснабжения – 16,4%.

Определение зависящих расходов по хозяйству пути выполнено, с предварительным распределением расходов на главные и станционные пути. Как видно из данных табл. 7.5, по главным путям удельный вес зависящих расходов выше, чем по станционным и составляет 36%, по станционным путям - 17%.[6].

Распределение расходов по инфраструктурной деятельности железнодорожного транспорта на зависящие и условно-постоянные расходы имеет важное практическое значение для расчета себестоимости перевозок, а также для анализа, планирования и прогнозирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта.

Таблица 7.6.

Удельный вес зависящих и условно-постоянных расходов по инфраструктурной деятельности, %

Хозяйства

Удельный вес, %

зависящих условно-постоянных
Перевозок 22,0 78,0
Автоматики и телемеханики 9,6 90,4
Электрификации и энергоснабжения 16,4 83,6
Пути 30,6 69,4
 - главные 36,0 64,0
 - станционные 17,0 83,0
В среднем по инфраструктуре 27,0 73,0

 

Пример. По плану объем грузовых перевозок на дороге предусмотрен в размере 65 млрд. т-км, эксплуатационные расходы – 25694,5 млн. руб. Себестоимость перевозок 10 т-км – 395,3 коп. Рассчитать, как изменится себестоимость в части инфраструктуры при увеличении объема перевозок на 8% при неизменной наличной пропускной способности, качественных показателях и расходных нормах. Доля расходов инфраструктуры составляет по грузовым перевозкам - 52%. Зависящие от размеров грузовых перевозок расходы инфраструктуры на данной дороге составляют 23%.

Рассмотрим два способа решения.

Первый способ решения, основанный на зависимости расходовот объема перевозок.

При плановом объеме перевозок общие эксплуатационные расходыЕ=25694,5млн. руб., в том числе:

- расходы инфраструктуры составят Еинфр=25694,5×0,52=13361,14 млн. руб.;

- себестоимость в части инфраструктуры составит

- расходы инфраструктуры, зависящие от объема перевозокЕинфрзав=13361,14×0,23=3073,06 млн. руб.

- расходы условно-постоянные, относимые к инфраструктуресоставят (13361,14-3073,06)×106=10288,08 млн. руб.

При росте объема перевозок на 8% расходы инфраструктуры, зависящие от объема перевозок расходы, увеличатся на 8% и составят Еинфрзав’=3073.06×1,08=3324,3 млн. руб., а условно-постоянные расходы останутся прежними - 10288,08 млн. руб.

Общая сумма расходов инфраструктуры будет равна

Еинфр’= Еинфрзав’+Еуп= (3324,3+10288,08)×106=13612,38 млн. руб.

Расходы инфраструктуры увеличатся на

Себестоимость в части инфраструктуры 10 т-км при увеличении объема перевозок уменьшится и составит

 коп.

Снижение себестоимости грузовых перевозок в части инфраструктуры при росте объема перевозок на 8% составит

Второй способ решения, основанный на зависимости себестоимости от объема перевозок.

При плановом объеме перевозок, равном 65 млрд. т-км, себестоимости в части инфраструктуры, состоящая из условно-постоянных расходов, равна

Синфру-п=205,56-47,28=158,28 коп/10 т-км.

При увеличении объема перевозок на 8%, при Pl’=70,2 млрд. т-км себестоимости в части инфраструктуры, состоящая из зависящих расходов, остается постоянной:

Сзав=205,56*0,23=47,28 коп/10 т-км, а часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов, изменится обратно пропорционально объему перевозок.

коп/10 т-км

Общая величина себестоимости перевозок

Синфр'=Синфрзав+С'инфру-п=47,28+146,56=193,9 коп/10 т-км.

По второму способу решения получен тот же результат, себестоимость перевозок в части инфраструктуры при росте объема перевозок на 8% снизилась на 5,67%. Эксплуатационные расходы, как видно из первого способа решения, увеличились на

Выполняя расчеты себестоимости грузовых перевозок в части инфраструктуры необходимо иметь данные об удельном весе расходов инфраструктуры по грузовым перевозкам в общих эксплуатационных расходах, о величине общих расходов и себестоимости по грузовым перевозкам; удельном весе зависящих от размеров перевозок расходов инфраструктуры на данной дороге и проценте изменения объема перевозок.

Вместе с тем важно отметить, что доля зависящих расходов по инфраструктурной деятельности может меняться в зависимости от изменений в структуре расходов, отчетной информации о расходах, следовательно, требуются постоянные исследования данного вопроса.

Совершенствование финансовой отчетности по расходам и их детализации позволяют проводить специальные научные исследованиязависимости расходов инфраструктуры по видам деятельности и укрупненным видам работ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...