Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности формирования эксплуатационных расходов инфраструктуры железнодорожного транспорта во взаимосвязи с другими видами деятельности




Глава 7. Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта в части инфраструктурной деятельности

Особенности формирования эксплуатационных расходов инфраструктуры железнодорожного транспорта во взаимосвязи с другими видами деятельности

В результате проведения на железнодорожном транспорте структурной реформы произошли существенные изменения правовых и экономических условий работы всех участников перевозочного процесса. В настоящее время актуальной задачей при определении себестоимости перевозок железнодорожным транспортом является анализ расходов в части инфраструктурной деятельности.

Железнодорожные грузовые перевозки – одна из основных частей производственной инфраструктуры страны, которая продолжает и завершает процесс производства в сфере обращения.Они обладают всеми признаками инфраструктуры и в первую очередь – производством услуг. Железнодорожный транспорт не производит вещи в ее материальном понимании, он лишь увеличивает стоимость произведенной вещи (продукции) путем ее перемещения с места производства в место потребления. К железнодорожному транспорту термин «инфраструктура» был применим только с позиции внешней экономической оценки работы отрасли. Расходы железных дорог формировались соответственно с учетом только такого теоретического определения «инфраструктуры», выделения расходов на инфраструктуру в отчетности железных дорог не предусматривалось.

Введение в действие новой Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» с выделением отдельно расходов инфраструктурной деятельности потребовало необходимости подробного изучения взаимосвязи расходов инфраструктуры с другими видами деятельности.

В федеральном законе от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» изложено понятие инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования. Инфраструктура представляет технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные системы, объекты, здания, сооружения, устройства и оборудование.

Инфраструктура железнодорожного транспорта относится к естественно - монопольному рынку.

Инфраструктура железнодорожного транспорта имеет свою специфику, заключающуюся в составе затрат и структуре расходов, в степени зависимости их от объема перевозок, в высокой взаимосвязи со всеми звеньями транспортного производственного процесса и видами деятельности.

С целью повышения эффективности управления инфраструктурной деятельностью в отчетности ОАО «РЖД» были выделены расходы по виду деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры», инфраструктурная составляющая в расходах и укрупненный вид работ«Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта»(УВРси).

Вид деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры» относится к естественно-монопольному сектору и регулируется государством.

Под видом деятельности – предоставление услуг инфраструктуры - понимается совокупность однородных услуг, связанных с перевозками грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты или иными услугами, связанными с перевозками, на основании договора, в качестве которого может выступать оформление транспортной железнодорожной накладной, проездного документа (билета) стороннего перевозчика и выполняемые подвижным составом и локомотивным парком перевозчика с использованием инфраструктуры ОАО "РЖД"[34].

При рассмотрении предоставления услуг инфраструктуры как обособленного вида деятельности, расходы по данному виду деятельности будут распределяться между перевозками грузов; пассажирскими перевозками в дальнем следовании, пассажирскими перевозками в пригородном сообщении, осуществляемыми ОАО «РЖД» и предоставлением услуг инфраструктуры иным перевозчикам (предоставление доступа на железнодорожные пути общего пользования).

Укрупненный вид работ (УВР) представляет собой группы статей, объединенных по функциональному признаку.
К укрупненному виду работ "Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта" (УВРси) относятся статьи, связанные с содержанием, обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией объектов, относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта[34].

В отчетности 7-у-отчетная по железным дорогам сети и ОАО «РЖД» в целом формируются расходы по виду деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры» и производится учет расходов по укрупненному виду работ «Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта» (УВРси). Данные виды расходов формируют затраты по инфраструктурной деятельности в целом.

Важно отметить, что расходы УВРси объединяют расходы по следующим видам деятельности: грузовые перевозки - 80,7%; предоставление услуг инфраструктуры -8,7%; предоставление услуг локомотивной тяги - 0,9%, пассажирские перевозки в дальнем следовании – 5,3%; пассажирские перевозки в пригородном сообщении – 4,4%. Расчеты выполнены по данным условной сети железных дорог (рис.7.1).

Например, в расходах «Предоставление услуг локомотивной тяги», относящихся на УВРси, учитывают расходы по обслуживанию и текущему и капитальному ремонту зданий, сооружений, оборудования и инвентаря локомотивного хозяйства, выполняемые структурными подразделениями других хозяйств (ст.2051-2052) и затраты по амортизации основных средств локомотивного хозяйства, находящихся на балансе других хозяйств (ст. 2053).

Важно отметить, что УВРСИ объединяет статьи расходов,относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта по функциональному признаку, а в расходах по виду деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры» отражаются услуги инфраструктуры, оказываемые пользователям.

Вид деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры» входит в несколько укрупненных видов работ (рис. 7.2.)

Расходы по виду деятельности «Предоставление услуг инфраструктуры» формируют расходы по следующим укрупненным видам работ: УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры- 61,5%; УВР «Локомотивная тяга» - 31%; УВР «Оказание услуг по пассажирским перевозкам в дальнем следовании» - 7,2%; УВР «Оказание услуг по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении» - 0,3%; УВР «Прочие виды работ» - менее 0,01%.

Существующая отчетность позволяет определить долю УВРсив эксплуатационных расходахпо видам деятельности (табл. 7.1). В среднем доля УВРси составляет 55,5% в эксплуатационных расходах.Приведем пример расчета средней доли УВРси по формуле:

где -удельный вес расходов инфраструктуры в общей величине эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта, %;

- удельный вес УВРсипо грузовым и пассажирским перевозкам соответственно в общей величине эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта, %;

- доля расходов по грузовым и пассажирским перевозкам в общей величине эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта, %;

Например, доля расходов по грузовым перевозкам составляет 81,4%, доля расходов по пассажирским перевозкам - 18,6 %. Удельный вес УВРси по грузовым перевозкам – 61%, по пассажирским - 31%.

Выполняя расчет по приведенной формуле получим следующий результат:

(0,61*0, 814+0,31*0,186)*100=55,5%

 

Таблица 7.1.

Доля укрупненного вида работ «Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта» в расходах видов деятельности, %

Вид деятельности

Всего расходов по виду деятельности

Из них:

Доля УВРСИ в расходах вида деятельности Доля остальных УВР
Грузовые перевозки 100,0 59,8 40,2
Предоставление услуг инфраструктуры 100,0 56,9 43,1
Предоставление услуг локомотивной тяги 100,0 0,1 99,9
Пассажирские перевозки в дальнем следовании 100,0 23,3 76,7
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении 100,0 22,9 77,1
В целом по видам деятельности 100,0 55,5 44,5

 

Различие структуры расходов инфраструктуры по видам деятельности, отраслевым хозяйствам, группам расходов и элементам затрат важно учитывать при управлении затратами и расчете себестоимости перевозок в части инфраструктурной составляющей.

Введение раздельного учета расходов по видам деятельности и укрупненным видам работ, и выделение затрат на содержание и эксплуатацию инфраструктуры направлено на повышение эффективности управления затратами как в ОАО «РЖД» в целом, так и на уровне железных дорог и отдельных предприятий отрасли, дает возможность оперативного принятия управленческих решений.

В результате совершенствуется сама система управления расходами инфраструктуры. Благодаря комплексному подходу расходы увязываются с доходами и результатами хозяйственной деятельности. 

Железнодорожный транспорт является фондоемкой отраслью с высокой долей пассивных основных фондов, относящихся к инфраструктуре железных дорог (железнодорожные пути, технические средства электрификации, автоматики, телемеханики, сигнализации и т.д.), чтонеобходимо учитывать при управлении расходами в части инфраструктурной составляющей и себестоимости перевозок.

В отраслевых хозяйствах (перевозок, пути, автоматики и телемеханики, связи и других), занятых на содержании и эксплуатации инфраструктуры, достигнут высокий уровень технических средств(рис.7.3.).Широко применяются оптико-волоконные средства связи, цифровая радиосвязь и спутниковая навигация для управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. В путевых работах используются современные щебнеочистительные машины и прогрессивные конструкции бесстыкового пути.

В условиях падения объемов перевозок степень загрузки технических средств инфраструктуры снижается, в связи с этим важно детализировать методы калькулированияв части незагруженной части инфраструктуры.

Комплексная система управления расходами инфраструктуры включает:

- прогнозирование, планирование и нормирование расходов;

- контроль выполнения бюджетов;

- учет и анализ расходов;

- исследование причин отклонений фактических величин расходов и себестоимости от плановых;

- сравнительный анализ удельных величин расходов в разрезе отраслевых хозяйств и видов деятельности;

- выявление организационных, технических и технологических резервов снижения расходов и себестоимости;

- внедрение систем мотивации персонала для экономии затрат.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...