Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

После шестопсалмия поем Аллилуия на глас 8, и трижды тропарь.




Тропарь, глас 8:

Вот, Жених приходит в полночь,/ и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,/ но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным./ Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,/ и заключена вне Царствия,/ но воспрянь, взывая:/ Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас! (3)

Также обычное стихословие с поклонами..

После 1 стихословии, седален, глас 1:

Страдания священные в нынешний день,/ как светила спасительные восходят миру:/ ибо Христос спешит пострадать по благости;/ все Держащий в руке Своей/ благоволит быть повешенным на Древе,/ чтобы спасти человека.

Слава, и ныне: повторяем то же.

После 2 стихословии, седален, глас 1:

Невидимый Судия!/ Как Ты видим был во плоти,/ и как приходишь, чтобы быть убитым мужами беззаконными,/ Своим страданием осуждая наше осуждение?/ Потому хвалу, величие и славу воссылая власти Твоей, Слово,/ согласно их приносим.

Слава, и ныне: повторяем то же.

После 3 стихословии, седален, глас 8:

Страстей Господних начатки/ настоящий день блистательно приносит./ Придите же, любящие праздновать,/ встретим его песнопениями:/ ибо Создатель приходит Крест принять,/ дознания и раны на суде Пилата./ Оттого, получив от раба удар в лицо, / все переносит, чтобы человека спасти./ Потому возгласим Ему:/ "Человеколюбивый Христе Боже,/ даруй согрешений отпущение/ поклоняющимся с верою пречистым страданиям Твоим!"

Слава, и ныне: повторяем то же.

Также: И о сподобитися нам:         

Евангелие от Матфея, зачало 84Б:

Вто время, возвращаясь в город, Иисус ощутил голод и, увидев при дороге одинокую смоковницу, подошел к ней и ничего не нашел на ней, кроме одних только листьев. И говорит ей: да не будет от тебя плода вовек. И смоковница сразу засохла. И увидев, ученики с удивлением говорили: как это сразу засохла смоковница? Иисус же ответил им: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, сделаете не только то, что было со смоковницей, но, если и горе этой скажете: "сойди с твоего места и бросься в море", – будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И когда Он пришел в храм, подошли к Нему, пока Он учил, первосвященники и старейшины народа и спросили: какою властью Ты это делаешь, и кто Тебе дал эту власть? Иисус же ответил им: спрошу вас и Я об одном: если скажете Мне, то и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново откуда было: с неба или от людей? Они же рассуждали между собой: если скажем: "с неба", Он скажет нам: "почему же вы не поверили ему?" Если же скажем: "от людей", – боимся толпы, ибо все считают Иоанна пророком. И они сказали Иисусу в ответ: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А как вам кажется? У человека было двое детей; и он, подойдя к первому, сказал "дитя мое, иди сегодня, работай в винограднике". Он же ответил: "Иду, господин" и не пошел. И подойдя ко второму, он сказал то же. И тот ответил: "не хочу", а после раскаялся и пошел. Кто из двух исполнил волю отца? Они говорят: последний. Говорит им Иисус: истинно говорю вам: мытари и блудницы идут впереди вас в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему, вы же, увидев, не раскаялись и после, чтобы поверить ему. Выслушайте другую притчу. Был человек хозяин дома, который насадил виноградник и стеной его обнес, и выкопал в нем точило, и построил башню, и сдал его виноградарям, и уехал. Когда же приблизилось время плодов, послал он своих рабов к виноградарям взять плоды свои; и взяли виноградари рабов его, кого прибили, кого убили, кого камнями побили. Снова послал он других рабов, в большем числе, чем первых; и поступили с ними так же. Наконец, послал он к ним сына своего, говоря: "устыдятся сына моего". Виноградари же, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; давайте, убьем его и завладеем наследством его". И взяв его, выбросили вон из виноградника и убили. Итак, когда придет господин виноградника, что сделает он с виноградарями теми? Говорят Ему: предаст их, как злодеев, заслуженной ими злой смерти и виноградник сдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свои сроки. Говорит им Иисус: никогда не читали вы в Писаниях: "Камень, который отвергли строители, он сделался главою угла: от Господа это, и удивительно в глазах наших"? Поэтому говорю вам: Царство Божие будет отнято у вас и дано приносящему его плоды народу.   

Посем псалом 50 и молитва Спаси, Боже, народ Твой: Господи, помилуй (12).            

Трипеснец, господина Космы Маюмского, глас 2

Его акростих: Ти девтера, что значит: Во второй день. (то есть В понедельник). Ирмосы исполняем дважды, тропари же на 12.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. [Этот же припев во всю седмицу]. В конце же ирмос поют оба хора вместе.

Песнь 1.

Ирмос: Непроходимое волнующееся море/ Божественным Своим повелением Осушившему,/ и народ Израильский чрез него пешком проведшему,/ Господу воспоем;/ ибо славно Он прославился.       

Неизреченно Слова Божия нисхождение:/ тот же Христос - Сам Бог и вместе человек;/ Божество Свое не считая для Себя хищением,/ Он, образ раба приняв, являет это ученикам;/ ибо славно Он прославился.

Послужить Я Сам пришел Адаму обнищавшему,/ в чей образ облекся добровольно/ Я – Создатель, богатый Божеством,/ и положить душу Мою за него во искупление/ хочу Я, бесстрастный по Божеству.

Кондак, глас 8:

Иаков скорбел о потере Иосифа,/ а тот, доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый;/ ибо не став однажды рабом наслаждений с египтянкой,/ он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца/ и Дающего венец нетленный.           

Икос:

К скорби ныне прибавим скорбь,/ и прольем слезы с Иаковом,/ оплакивая Иосифа славного и целомудренного,/ проданного в рабство телом, но душу непорабощенной сохранившего/ и власть над всем Египтом получившего:/ ибо Бог подает рабам Своим/ венец нетленный.

Синаксарий.

Стихи на Иосифа прекраснаго:

Прежде быв целомудр, владыкою правым явился

И раздаятелем хлеба – о, кладовая добра!

Стихи на изсохшую смоковницу:

Как синагогу евреев, духовных плодов непричастну,

Клятвой смоковницу Бог иссушил. Бегай подобной беды!

Во святой и Великий Понедельник мы вспоминаем блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку сего дня начинается Святая Неделя Страстей Господа нашего Иисуса Христа и прежде всего берется, как прообраз его, Иосиф Прекрасный.

Был он поздним сыном патриарха Иакова, которого родила тому Рахиль. Возненавиденный братьями из-за неких сновидений, он сперва сокрывается ими в пересохшем водяном рве, тогда как отец, обманутый окровавленными одеждами, вводится в заблуждение, будто Иосиф съеден зверем. Затем сыновья Иакова продают брата за тридцать сребреников[1] измаильтянам, а те перепродают его Потифару, начальнику над евнухами у фараона, царя египтян. Когда же он не захотел учинить беззаконие со своей госпожой, безумно восставшей на юношеское целомудрие, и исчез, оставив одежду свою, та оклеветала его перед господином, и Иосифа принимают узы и горькая темница. Потом изводится он оттуда для толкования сновидений, поставляется пред царем и всего Египта господином соделывается. Впоследствии же, при раздаче пшеницы, открывается братьям своим, и в необычайном благородстве всю остальную жизнь проведя, умирает в Египте, будучи известен, сверх прочих его добродетелей, как великий целомудрием.

Он есть прообраз Христа. Ибо и Христос страдает от зависти соплеменных Ему иудеев, и учеником продается за тридцать сребренников, и в ров, или гроб мрачный и темный заключается и, восстав оттуда собственной властью, царствует над Египтом, то есть над всяким грехом, побеждает его всецело и над миром всем властвует, и нас человеколюбиво искупает таинственным раздаянием пшеницы, как предавший Себя по нам и небесным хлебом, Живоносной Плотью Своей нас питающий. По сей причине и берется ныне Иосиф Прекрасный [как прообраз Христа].

Но вспоминаем мы и засохшую смоковницу. Ибо божественные евангелисты, а именно Матфей и Марк, прилагают [рассказ о ней] к повествованию о вайях. С одной стороны, Марк: На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал (Мк.11:12). С другой стороны, Матфей: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал (Мф.21:18). И увидев смоковницу, на которой были только листья, ибо еще не пришло время смокв, Христос приблизился к ней, и, не найдя плода, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас иссохла (Мф.21:19). Итак, смоковница есть иудейская синагога, у которой Спаситель, не найдя подобающего плода, разве только тень закона, и ту отнял у нее, сделав совсем бесполезной.

А если бы кто спросил: «За что бездушное дерево иссушено, приняв проклятие, хоть и не согрешало?» – пусть узнает, что иудеи, видя Христа всегда благотворящим и никому ничего скорбного никогда не причиняющим, полагали, что у него есть сила лишь благотворить, а вред наносить – нет. Но Владыка, будучи Человеколюбцем, не восхотел на человеке показывать, что и это может. А потому, дабы уверить неблагодарный народ, что имеет силу, достаточную и для наказания, но не хочет сего, ибо Он благ, совершает казнь над бесчувственной и бездушной природой.

Есть притом, как говорит Исидор Пелусиот, и некое тайное сказание, будто дерево это было древом преслушания, и что преступившие [Божие повеление прародители] воспользовались его листьями для прикрытия наготы. Оттого и проклято было Христом по Его человеколюбию (ибо тогда не пострадало), чтобы впредь не приносило плод – причину греха. А что грех уподобляется смокве, сие очевидно. Ибо имеет поначалу сладость удовольствия, в чем и состоит притягательная сила его[2], а после обнаруживает некую жесткость и для совести болезненность.

Так или иначе, сказание о смоковнице помещено здесь отцами для нашего сердечного сокрушения, как и Иосиф вспоминается потому, что являет образ Христа. Смоковница же есть любая душа, никакому духовному плоду непричастная и которую Господь поутру, то есть в нынешней жизни, не находя в ней упокоения, иссушает чрез клятву и в вечный отсылает огонь, и становится она словно иссохший столп, устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий.

По молитвам Иосифа Прекрасного помилуй нас, Христе Боже наш. Аминь.

Песнь 8.

Ирмос: Устрашился непорочного тела чистых отроков,/ сообразного душе,/ и отступил огонь неукротимый,/ вскормленный безмерным веществом;/ а когда обессилело всегда живое пламя,/ непрестанная воспевалась песнь:/ "Все творения, Господа воспевайте/ и превозносите во все века!"

вас тогда все узнают Моих учеников,/ если заповеди Мои соблюдете", –/ говорит Спаситель друзьям Своим,/ на страдание шествуя; –/ "мир имейте между собою и со всеми,/ и, смиренно мудрствуя, возвышайтесь;/ и, познав Господа во Мне,/ воспевайте и превозносите во все века!"

елом чуждого вам обычая языческого/ пусть будет господство над собратьями./ Ибо это не Мой жребий,/ но владычество Мое – свободное произволение./ Итак, кто между вами желает быть перед другими предпочтенным,/ да будет из всех последним;/ и, познав Господа во Мне,/ воспевайте и превозносите во все века!"

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...