Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ключ верного ответа к тесту
6. Принципы работы с нормативными словарями[8] «Толковый словарь – это целый мир в алфавитном порядке… Все книги как бы заключены в словаре… Нужно только уметь извлечь их оттуда», – писал французский писатель Анатоль Франс. Действительно, трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного наследия народа, в интеллектуальном развитии отдельной личности. Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта личность умеет пользоваться словарями. Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значения слов, а понятия, термины), толковые, терминологические и др. Для того чтобы целенаправленно пользоваться ими, нужна особая культура – культура лексикографическая (лексикография – это наука о словарях), которая предполагает: · осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; · умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач; · умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове. Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Современным нормативным толковым словарём является толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной её состав. В соответствии с задачами словаря в него не включались специальные слова и значения, имеющие узкопрофессиональное употребление; диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в литературном языке; просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской; устаревшие слова и значения, вышедшие из активного употребления; собственные имена. С целью сокращения объёма словаря некоторые разряды производных слов помещаются под основным словом в его гнезде. В затруднительных случаях, чтобы облегчить отыскание слова, находящегося в гнезде, в общий алфавит включены ссылочные слова. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления. В словаре даётся характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное. После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова. После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово. Вот пример словарной статьи из этого словаря: ВИЛКА, -и, ж. 1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке. 2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в. 3. Такое положение при стрельбе, когда один снаряд падает ближе, а другой – дальше цели (спец.) Взять батарею в вилку. ¦ прил. вилочный, -ая, -ое. В этот словарь преимущественно включаются слова: · произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика; · имеющие подвижное ударение в грамматических формах; · образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами; · слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах. Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признаётся основным, а другой – допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи. Словари паронимов позволяют разобраться в значениях близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий–глубинный, героизм–героика–геройство, выжидать–ждать. Структура словарной статьи в «Словаре паронимов современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и М. С. Панюшевой (М.: Русский язык, 1994) включает толкующую часть, сопоставление сочетательных возможностей паронимов и комментарий, в котором разъясняются различия в значениях паронимов и описываются ситуации их употребления, а также характеризуются грамматические и стилистические свойства паронимов. Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье. Терминологические словари имеют профессиональную направленность – они предназначены для специалистов в определенной области научных знаний или практической деятельности. Эти словари описывают не языковые свойства слов и сочетаний, а содержание научных и других специальных понятий и номенклатуру вещей и явлений, с которыми имеет дело специалист некоторой отрасли науки или производства (например, Словарь-справочник лингвистических терминов, Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. – М., 1985). Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к различным нормативным словарям. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий высшее образование.
Выводы по II части
Качества грамотной речи – это речевые характеристики, способствующие общению, передаче и усвоению информации: точность, логичность, чистота, уместность, краткость, эстетическая выразительность, ясность, доступность, действенность. Они характеризуют речь с позиций целесообразности, коммуникативного аффекта. А нормативная сторона речи связана с ее грамматической правильностью, соблюдением тех норм, которые стали определять пределы собственно современного русского литературного языка. Нормативность и целесообразность нельзя рассматривать в отрыве друг от друга: говорящий всегда стремится к достижению определенной цели, но это становится невозможным, если он не владеет нормативной базой. Вот как об этом пишет Поль Л. Сопер[9]: «… Вас никогда не оставит чувство неуверенности, пока не будете твердо знать, что Ваша речь грамматически правильна. Только полная уверенность в этом отношении даст возможность при произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на ее содержании… Следует порекомендовать, чтобы каждый серьезно занимающийся студент имел собственное стандартное руководство по грамматике, почаще в него заглядывал и, не теряя времени, учился избегать неправильностей…» Данное учебно-методическое пособие должно способствовать: · обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; · формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения; · качественному повышению уровня речевой культуры. Заключение
Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений. Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном, динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. Достижение этой цели в полном объеме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования для совершенствования речевой культуры. В филологии различают речевую культуру личности и речевую культуру общества. Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но при этом правильное использование языка рождает свое чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус. Конечно, в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» не столько рассматриваются примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, сколько анализируются случаи нарушения норм в речевой деятельности индивида и в речевой практике общества, и это закономерно. Так как общественная жизнь не стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать в своих рекомендациях проблемы речевого взаимодействия людей. Поэтому работа исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и навыкам эффективного общения широких общественных слоев. Такая работа основывается на систематическом обновлении фактических данных и методического инструментария, что и делает культуру речи постоянно востребованной для научно-практических исследований и учебно-методических разработок. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д, 2005. 2. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк – М.: Форум, 2005. 3. Дунев, А. И. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский. – М., 2004. 4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 1993. 5. Культура русской речи : учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М, 2001. 6. Мурашов, А. А. Культура речи : практикум / А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – Москва-Воронеж, 2004. 7. Мурашов, А. А. Культура речи : учебное пособие / А. А. Мурашов. – Москва; Воронеж, 2006. 8. Сопер, П. Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер. – М., 1995. Дополнительная литература 1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М., 1984. 2. Акишина, А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М., 1986. 3. Андреев, В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства / В. И. Андреев. – Казань, 1993. 4. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г. З. Апресян. – М., 1978. 5. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно / Л. А. Вербицкая. – М., 1993. 6. Вигилянская, Е. Н. Пишем сочинение грамотно / Е. Н. Вигилянская. – М., 2000. 7. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации : учебник для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М., 1997. 8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – 2-е изд., испр. – М., 1988. 9. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М., 1989. 10. Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи : учебник для студентов-нефилологов / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова; под ред. О. Б. Сиротининой. – Саратов, 2001. 11. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1989. 12. Горбачевич, К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее / К. С. Горбачевич. – М., 1984. 13. Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. – М., 1989. 14. Казеко, Т. Н. Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие / Т. Н. Казеко, Т. А. Кривошеева. – Тара: ОмГПУ, 2005. 15. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М. Н. Колтунова. – М., 2002. 16. Кохтев, Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. – М., 1994. 17. Михальская, А. К. Основы риторики: мысль и слово / А. К. Михальская. – М., 1996. 18. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. – М., 1991. 19. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. – М., 1988. 20. Розенталь, Д. Э. Русский язык без репетитора / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М.: Столетие, 1997. 21. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1996. 22. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1996. 23. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М., 2002. 24. Седова, Н. А. Русский язык и культура речи : методические указания к практическим занятиям / Н. А. Седова, И. Е. Карасев. – Омск, ОГИС, 2001. 25. Седова, Н. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Н. А. Седова. – Омск: ОГИС, 2004. 26. Солганник, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г. Я. Солганник. – М., 2004. Словари 1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. – М., 2000. 2. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1991. 3. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева.– М., 1994. 4. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. – М., 1976. 5. Ефремова, Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. – М., 1999. 6. Каленчук, М. Л. Словарь трудностей русского произношения / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. – М., 1997. 7. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – М., 1998. 8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1992. 9. Орфографический словарь русского языка (любое издание). 10. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1997. 11. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М., 1985. 12. Скворцов, Л.И. Культура русской речи : словарь-справочник / Л. И. Скворцов. – М., 2003. 13. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. И. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1983. 14. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка : словарь-справочник. – Л., 1973. 15. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. – М., 1986.
Учебное издание
Шабалина Татьяна Яковлевна
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |