Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы к основным темам курсаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Т. Я. Шабалина Русский язык и культура речи
Учебно-методическое пособие
Омск 2006 УДК 82.085 Ш-12
Шабалина, Т. Я. Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2006. – 52 с.
Учебно-методическое пособие разработано с целью оказания помощи студентам заочного отделения ОГИС при освоении курса «Русский язык и культура речи». В нем содержится теоретический и практический материал для подготовки к экзамену или зачету: вопросы для самостоятельного изучения, образец выполнения контрольного теста, библиография, словарь терминов. Учебное пособие составлено в соответствии с ГОСТ и рабочей программой по данной дисциплине, нацелено на выработку необходимых каждому образованному человеку навыков работы с различными типами словарей и справочников для совершенствования речевой культуры. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям: 052400 – «Дизайн» 230700 – «Сервис» 280900 – «Конструирование швейных изделий» 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» 230600 – «Домоведение» 060800 – «Экономика и управление» 060500 – «Бухгалтерский учет и аудит» 351400 – «Прикладная информатика»
УДК 82.085
Библиогр.: 8 назв. осн., 26 назв. доп., 15 назв. словарей. Словарь терминов.
Рецензент канд. филолог. наук доцент Н. А. Седова
Ответственный за выпуск зав. кафедрой СКС и Т Н. А. Гулиев канд. пед. наук, профессор
© Омский государственный институт сервиса, 2006 Оглавление
Предисловие........................................................................................ 4 ВВедение.......................................................................................... 5 I. Теоретическая часть............................................................ 7 1. Требования к уровню освоения содержания .......................... 7 2. Вопросы к основным темам курса........................................... 8 2.1. Содержание лекционного курса.................................... 8 2.2. Содержание практических занятий............................... 9 3. Основополагающие понятия культуры речи........................ 10 Выводы по I части............................................................................. 17 Словарь терминов (тезаурус).......................................................... 18 II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................... 25 1. Культура речи и речевые ошибки.......................................... 25 2. Типы речевых ошибок в тексте............................................. 27 2.1. Лексические ошибки..................................................... 27 2.2. Морфологические ошибки........................................... 28 2.3. Синтаксические ошибки............................................... 29 2.4. Стилистические ошибки............................................... 32 3. Произносительные ошибки.................................................... 33 4. Акцентологический и орфоэпический минимум................. 34 5. Тестовый контроль знаний..................................................... 36 6. Принципы работы с нормативными словарями................... 43 Выводы по II части............................................................................ 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................. 49
Предисловие Цель данного учебного пособия – помочь студентам I курса заочного отделения в изучении теоретического и практического материала дисциплины «Русский язык и культура речи», введенной в программу подготовки будущих специалистов во всех высших учебных заведениях Российской Федерации. Структура пособия определена поставленными задачами – познакомить студентов с содержанием курса, разъяснить им основополагающие понятия культуры речи, проанализировать причины появления речевых ошибок, назвать и проиллюстрировать типы основных речевых ошибок, предложить для выполнения контрольно-измерительные материалы. Учебно-методическое пособие состоит из предисловия, введения; двух частей (теоретической и практической); библиографического списка; словаря терминов; заключения. Первая часть содержит комплекс лингвистических и методических сведений, помогающих студентам заочного отделения понять специфику данной дисциплины и подготовиться к сдаче экзамена или зачета (теоретической части). Самостоятельная работа студентов с этой частью пособия предполагает следующее: · знакомство с целью, задачами, содержанием курса «Русский язык и культура речи»; · изучение теоретических основ культуры речи (работа со словарем терминов); · конспектирование материалов из рекомендованного библиографического списка к основным темам курса. Во второй части представлены основные типы речевых ошибок; составлен орфоэпический и акцентологический минимум, включающий слова, в произношении которых носители языка наиболее часто ошибаются или произношение которых в современном русском литературном языке допускает наличие вариантов; дается образец контрольного теста, позволяющий студентам самостоятельно проверить свои знания по изученным темам и определить уровень сформированности их речевых навыков. Поскольку выполнение практических и теоретических заданий теста требует от студентов обращения к различным словарям, в пособии раскрываются принципы работы с лексикографическими источниками и предлагается их список. Т. Я. Шабалина ВВЕДЕНИЕ Культура речи – инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов. Вместе с тем культура речи – характеристика человека, возможность определить потенциальный уровень его личностной самореализации через отношение к языку. Речь человека – визитная карточка, по которой можно безошибочно определить собеседника, поскольку язык, воплощаемый в речи конкретного человека, – это возможность вести диалог с окружающими, возможность понимать и преображать ситуацию. Культура речи – важнейшая составная часть общей культуры личности; умение говорить в соответствии с нормами языка, точно, логично, кратко, уместно, выразительно – непременный атрибут современного специалиста. Что же такое культура речи и каковы ее главные структурные категории? Она объединяет нормативность и целесообразность изложения и полноту понимания. Ее предмет – нормы и качества грамотной речи, ее основными понятиями являются язык и речь. Язык – это знаковая система, складывавшаяся веками и оформившаяся на определенном этапе развития человечества[1]. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Таким образом, язык – сущность абстрактная, а речь конкретна, материальна и сугубо индивидуальна. Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и специфики ситуации общения. Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики. Нарушение норм ведет к речевым ошибкам, а нередко – к искажению смысла высказывания. Следовательно, правильная, точная, содержательная речь невозможна без знания норм языка и умения использовать полученные сведения на практике. Однако нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Тем не менее эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека. Таким образом, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач[2]. Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения. I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Требования к уровню освоения содержания
Курс «Русский язык и культура речи» предполагает овладение практическими умениями и навыками. В связи с этим освоение программы курса осуществляется в форме семинарских занятий, обеспечивающих «обратную» связь между преподавателем и студентами, и лекционных. Он нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у будущих специалистов ОГИС – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Задачи курса: · развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, особенно в той сфере, которая непосредственно связана с их будущей профессиональной деятельностью; · повысить общую культуру и уровень гуманитарной образованности студентов; · развить коммуникативные способности студента, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению; · способствовать формированию открытой для общения (коммуникативной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных ценностей. В ходе изучения курса студент должен: · уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывая, кто, кому, с какой целью говорит (пишет); · осознавать роль русского языка в современном российском образовательном пространстве; · повышать общегуманитарную и языковую культуру; · уметь адекватно использовать языковые средства в их многообразных функциях в различных языковых ситуациях; · уметь использовать язык как средство общения, как инструмент формирования и формулирования мысли, хранения и передачи информации, т.е. формировать качества развитой языковой личности; · уметь пользоваться справочной литературой, в том числе словарями, для проверки и совершенствования высказывания; · владеть профессионально значимыми жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления и т.д.; · уметь использовать знания о языке для формирования активной нравственной позиции. Вопросы к основным темам курса |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |