Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к основным темам курса




Т. Я. Шабалина

Русский язык и культура речи

 

Учебно-методическое пособие

 

Омск 2006



УДК 82.085

Ш-12

 

 

Шабалина, Т. Я.

Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2006. – 52 с.

 

 

Учебно-методическое пособие разработано с целью оказания помощи студентам заочного отделения ОГИС при освоении курса «Русский язык и культура речи». В нем содержится теоретический и практический материал для подготовки к экзамену или зачету: вопросы для самостоятельного изучения, образец выполнения контрольного теста, библиография, словарь терминов.

Учебное пособие составлено в соответствии с ГОСТ и рабочей программой по данной дисциплине, нацелено на выработку необходимых каждому образованному человеку навыков работы с различными типами словарей и справочников для совершенствования речевой культуры.

Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, обучающихся по специальностям:

052400 – «Дизайн»

230700 – «Сервис»

280900 – «Конструирование швейных изделий»

230500 – «Социально-культурный сервис и туризм»

230600 – «Домоведение»

060800 – «Экономика и управление»

060500 – «Бухгалтерский учет и аудит»

351400 – «Прикладная информатика»

 

УДК 82.085

 

Библиогр.: 8 назв. осн., 26 назв. доп., 15 назв. словарей. Словарь терминов.

 

 

Рецензент канд. филолог. наук доцент                                           Н. А. Седова

 

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой СКС и Т                                                              Н. А. Гулиев

канд. пед. наук, профессор

 

© Омский государственный

институт сервиса, 2006



Оглавление

 

 

Предисловие........................................................................................ 4

ВВедение.......................................................................................... 5

I. Теоретическая часть............................................................ 7

1. Требования к уровню освоения содержания .......................... 7
учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

2. Вопросы к основным темам курса........................................... 8

2.1. Содержание лекционного курса.................................... 8

2.2. Содержание практических занятий............................... 9

3. Основополагающие понятия культуры речи........................ 10

Выводы по I части............................................................................. 17

Словарь терминов (тезаурус).......................................................... 18

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................... 25

1. Культура речи и речевые ошибки.......................................... 25

2. Типы речевых ошибок в тексте............................................. 27

2.1. Лексические ошибки..................................................... 27

2.2. Морфологические ошибки........................................... 28

2.3. Синтаксические ошибки............................................... 29

2.4. Стилистические ошибки............................................... 32

3. Произносительные ошибки.................................................... 33

4. Акцентологический и орфоэпический минимум................. 34

5. Тестовый контроль знаний..................................................... 36

6. Принципы работы с нормативными словарями................... 43

Выводы по II части............................................................................ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 47

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................. 49

 




Предисловие

Цель данного учебного пособия – помочь студентам I курса заочного отделения в изучении теоретического и практического материала дисциплины «Русский язык и культура речи», введенной в программу подготовки будущих специалистов во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

Структура пособия определена поставленными задачами – познакомить студентов с содержанием курса, разъяснить им основополагающие понятия культуры речи, проанализировать причины появления речевых ошибок, назвать и проиллюстрировать типы основных речевых ошибок, предложить для выполнения контрольно-измерительные материалы.

Учебно-методическое пособие состоит из предисловия, введения; двух частей (теоретической и практической); библиографического списка; словаря терминов; заключения.

Первая часть содержит комплекс лингвистических и методических сведений, помогающих студентам заочного отделения понять специфику данной дисциплины и подготовиться к сдаче экзамена или зачета (теоретической части). Самостоятельная работа студентов с этой частью пособия предполагает следующее:

· знакомство с целью, задачами, содержанием курса «Русский язык и культура речи»;

· изучение теоретических основ культуры речи (работа со словарем терминов);

· конспектирование материалов из рекомендованного библиографического списка к основным темам курса.

Во второй части представлены основные типы речевых ошибок; составлен орфоэпический и акцентологический минимум, включающий слова, в произношении которых носители языка наиболее часто ошибаются или произношение которых в современном русском литературном языке допускает наличие вариантов; дается образец контрольного теста, позволяющий студентам самостоятельно проверить свои знания по изученным темам и определить уровень сформированности их речевых навыков.

Поскольку выполнение практических и теоретических заданий теста требует от студентов обращения к различным словарям, в пособии раскрываются принципы работы с лексикографическими источниками и предлагается их список.

Т. Я. Шабалина



ВВЕДЕНИЕ

Культура речи – инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов. Вместе с тем культура речи – характеристика человека, возможность определить потенциальный уровень его личностной самореализации через отношение к языку. Речь человека – визитная карточка, по которой можно безошибочно определить собеседника, поскольку язык, воплощаемый в речи конкретного человека, – это возможность вести диалог с окружающими, возможность понимать и преображать ситуацию.

Культура речи – важнейшая составная часть общей культуры личности; умение говорить в соответствии с нормами языка, точно, логично, кратко, уместно, выразительно – непременный атрибут современного специалиста.

Что же такое культура речи и каковы ее главные структурные категории? Она объединяет нормативность и целесообразность изложения и полноту понимания. Ее предмет – нормы и качества грамотной речи, ее основными понятиями являются язык и речь.

Язык – это знаковая система, складывавшаяся веками и оформившаяся на определенном этапе развития человечества[1]. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Таким образом, язык – сущность абстрактная, а речь конкретна, материальна и сугубо индивидуальна. Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и специфики ситуации общения.

Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики.

Нарушение норм ведет к речевым ошибкам, а нередко – к искажению смысла высказывания. Следовательно, правильная, точная, содержательная речь невозможна без знания норм языка и умения использовать полученные сведения на практике.

Однако нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Тем не менее эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

Таким образом, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач[2].

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, – очень важная и актуальная задача.

Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.



I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Требования к уровню освоения содержания
учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

 

Курс «Русский язык и культура речи» предполагает овладение практическими умениями и навыками. В связи с этим освоение программы курса осуществляется в форме семинарских занятий, обеспечивающих «обратную» связь между преподавателем и студентами, и лекционных. Он нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у будущих специалистов ОГИС – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.

Задачи курса:

· развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, особенно в той сфере, которая непосредственно связана с их будущей профессиональной деятельностью;

· повысить общую культуру и уровень гуманитарной образованности студентов;

· развить коммуникативные способности студента, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению;

· способствовать формированию открытой для общения (коммуникативной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных ценностей.

В ходе изучения курса студент должен:

· уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывая, кто, кому, с какой целью говорит (пишет);

· осознавать роль русского языка в современном российском образовательном пространстве;

· повышать общегуманитарную и языковую культуру;

· уметь адекватно использовать языковые средства в их многообразных функциях в различных языковых ситуациях;

· уметь использовать язык как средство общения, как инструмент формирования и формулирования мысли, хранения и передачи информации, т.е. формировать качества развитой языковой личности;

· уметь пользоваться справочной литературой, в том числе словарями, для проверки и совершенствования высказывания;

· владеть профессионально значимыми жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления и т.д.;

· уметь использовать знания о языке для формирования активной нравственной позиции.


Вопросы к основным темам курса










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...