Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приведите не менее 5 примеров на разнообразные случаи




произвольной этимологизации и охарактеризуйте их. При

выполнении этого задания используйте словарь « Говорят

дети» ( см.725 ауд.)

Объясните различия между приведенными паронимами (

для этого используйте словарь паронимов), составьте

предложения с каждым из них.

Факт- фактор, сытый – сытный, командированный – командировочный, невежа – невежда, осудить – обсудить, поступок – проступок, усвоить – освоить, нетерпимый – нестерпимый.

 

Исправьте и объясните ошибки, связанные с

Употреблением фразеологизмов.

(1). Он метался, искал спасения. Придумал трогательную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. (2). Это дело чреватое и с последствиями. (3). Успехи этого ученика желают много лучшего. (4). Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. (5). Это дело гроша выеденного не стоит. (6). Остается тайной, как такую махину смогли воздвигнуть четыре человека, пусть даже семи пядей во лбах и косых саженей в плечах. (7). Хоть кол на голове чеши. (8). Обломов был знаменем времени. (9). Организаторы этой поездки сами ж ее и испортили, плюхнув в ведро меда каплю дегтя. (10). Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все обдумать.

 

Повторение.

 

Пользуясь словарями трудностей, запишите данные слова в две группы:

 а) слова, имеющие равноправные варианты литературного ударения;

б) слова имеющие неравноправные акцентологические варианты литературной нормы. См. словарь трудностей произношение и ударение в современном русском языке. К. С. Горбачевич.

Августовский, баржа, баловаться, иначе, индустрия, исчерпать, ракушка, ржаветь, колледж, нормированный, нормировать, петля, симметрия, творог, тефтели, усугубить, украинский, закуток, завихриться.

Тема: Научный стиль речи.

Вопросы:

1. Дайте общую характеристику функциональным стилям литературного языка.

2. Отличие разговорной речи от письменной.

3. Назовите основные стилевые черты научной речи.

4. Раскройте понятия «точность научной речи», «объективность научной речи».

5. Какую роль играет терминология в создании научной речи (См. журнал Русская речь 1995г. №3, Лаптева О.А. «Как говорят ученые»).

6. Какова типичная композиция научного текста.

7. Расскажите о языковых особенностях научного стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

 

Практическая часть.

1. Объясните термины лингвистических дисциплин. Продолжите данный ряд терминов из области известных вам гуманитарных или точных дисциплин (10-15 терминов).

 Вязь, билингвизм, аффикс, императив, категория грамматическая, кинетический язык.

 

2. Дайте принятую сокращенную запись следующих слов, используемых в библиографических описаниях:

 

Санкт-Петербург, страница, том, выпуск, глава, автореферат, академик, рукопись, сборник, введение, справочник, журнал, таблица, тезисы, литература, чертеж, публикация, раздел.

 

3. Подберите образец текста, написанного в научном стиле. Охарактеризуйте этот текст.

 

4. Объедините каждую пару видовых понятий в одно родовое понятие:

Любовь и ненависть, мальчики и девочки, учитель и учительница, алгебра и геометрия, пароходы и железные дороги.

5. Прочитайте данные предложения. Постройте их так, чтобы получился фрагмент научной статьи.

 1. Но возможности индивида ограничены, и определить запас слов в долговременной речевой памяти человека – задача не простая. 2. Слова – это основные знаковые единицы языка. 3. В то же время богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого развития личности. 4. У ребенка, начинающего говорить, удается зафиксировать только активный словарь, хотя можно предположить, что у него даже в начале второго года жизни уже есть понимаемые, но еще ни разу не употребленные им самим слова. 5. Словарь индивида подразделяется на активный и пассивный. 6. Пассивная лексика понимается носителем, он ее усвоил в речи других или читая тексты, но в собственной речи не употребляет либо потому, что не возникли соответствующие ситуации, либо из-за неразвитого механизма поиска слова, либо, наконец, из-за низкого «тонуса» / И.П. Павлов / этого слова. 7. Активная его часть – это та лексика, которая им используется в речевой практике, устной или письменной.

 

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9-11 кл. общеобраз. школ.- Ростов н/Д, 2001. с. 262-267

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: 1980.

3. Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. 1998г. №1.

4. Лаптева О.А. Как ученые говорят // Русская речь. 1995г. №3.

5. Ахматова О.С. «Словарь лингвистических терминов».

 

Тема: Официально - деловой стиль речи.

 

Вопросы.

1. Общая характеристика официально делового стиля (Сфера общения, общие стилевые черты, форма речи, разновидности стиля.)

2. Какова структура и содержание основных служебных документов? Текстовые формы делового стиля (Форма документа, реквизиты.)

3. Каковы основные требования к языку и стилю документов?

4. Что такое унификация языка деловых бумаг? Приведите примеры языковых формул официальных документов.

5. Какие типы служебных документов вам известны? Дайте характеристику какому - либо типу документа, используя свой пример.

Практическая часть.

Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

  Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, ............., обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.

Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения.

Образец: разрешить (спор). Экономические споры часто разрешаются в судебном порядке.

Внести, высказать, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, предоставить, оказать, рассмотреть, удовлетворить.

Почему делового человека не удовлетворит, например, такой текст доверенности, в шутку составляет К. Чуковский?

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...