Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исправьте и объясните ошибки в употреблении слов.




Практическая часть.

1. Образуйте формы множественного числа, родительного падежа                данных ниже существительных.

 Апельсины, ботинки, монголы, осетины, башкиры, носки, кухни, мандарины, помидоры, сапоги, солдаты, яблоки, яблони, туфли, торты, ясли, рельсы, грабли.

 

2. Определите закономерности употребления окончаний а – ы / я –и вформах мн.ч., Им.п. данных ниже существительных.

     Директор, доктор, купол, мастер, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, токарь, слог, фронт, бухгалтер, инспектор, инструктор, крейсер, лагерь, сектор, слесарь, тополь, цех, якорь, корпус, образ, орден, пояс. (смотри орфоэпический словарь русского языка под ред. Аванесова).

 

 

3.Составьте с данными ниже существительными словосочетания (предложения), в которых был бы четко проявлен род данных существительных.

Салями, шампунь, тюль, кофе, домишко, умница, жюри, визави, РГПУ, плащ-палатка, чудо-богатырь, кафе-столовая.

 

4. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением морфологических норм.

На концерте не было свободных местов. Сегодня она выглядела

более спокойнее. Больной попросил медсестру налить себе воды. Ихние  дела нас не интересуют. Не бойся, я тебя обязательно защитю.

 

5. Найдите ошибки в данных ниже предложениях, объясните и исправьте их.

Редакция получила много откликов по этому произведению. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. Команды судов заняли места согласно боевого расписания. Гуляя с мужем,  свекровью и Варей по деревне, началась гроза. (Из школьного сочинения).

6. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением порядка слов в данных предложениях.

Богданов отказался вместе со студентами сдавать экзамены в зимнюю сессию, сославшись на болезнь. В это время года в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. Печорин лишает любимого коня Казбича.

 

Тема: Понятие о норме языка. Виды норм литературного языка.

 

Занятие №2

Вопросы:

  1. На примерах раскройте понятие нормы литературного языка.
  2. Историческая изменчивость языковых норм. Покажите на примерах изменчивость нормы.
  3. Назовите отступления от норм литературного языка, приведите примеры речевых ошибок.

 

Практическая часть:

  1. Расставьте ударения в следующих словах (проверьте свои знания по словарям (орфоэпический словарь русского языка).

Агент, августовский, агрономия, алкоголь, апартаменты, асимметрия, атлас, афера, баловать, балую, балованный, береста, баржа, без умолку, бензопровод, боязнь, облегчить, маневр, римляне, безудержный, щавель, звонит, начался, средства, красивее, ржаветь, документ, морковь, партнер, упрочение, красивейший, каталог, договор, предложить, индустрия, алфавит, намерение, петля, обеспечение, столяр, свекла, повторим.

 

  1. Подготовьте в тетрадях свой словарь ударений на одну из букв алфавита в тех словах, которые вызывают у вас затруднения (можно букву выбрать в соответствии с заглавной буквой фамилии).

 

  1. Подготовьте сообщения (5-6 студентов) по истории слов и выражений, в которых вы можете отметить изменчивость норм литературного языка (можно воспользоваться журналом «Русская речь», можно другими источниками), например слово калоши – галоши, легат, нунций (№6; 1998) и др.

обычай – обыкновение (№4; 2006); патриот (№3; 2005). См. другие номера журналов «Русская речь».

 

  1. Проверьте себя по любому толковому словарю, для этого выпишите слова, расположенные на одной странице в три столбика:

 

    1. Знаю значение слова 2. Понимаю значение слова,    3.Не знаю значение

и пользуюсь им.              но не использую слов в речи. слова.

 

Подсчитайте результат.

 

Русский язык и культура речи

 

Тема: Кодификация норм. Современные словари правильности.

 

1. Что такое «кодификация литературной нормы»?

2. В чем разница между словарями понятий и лингвистическими?

3. Что такое терминологические словари? Для чего они создаются?

4. Какова цель двуязычных словарей?

5. Перечислите виды одноязычных словарей.

6. Что такое словари правильности? В чем их назначение?

7. Что называется словарной статьей?

8. Что представляет собой гнездовое расположение слов в словаре?

 

Практическая часть

1. Составьте таблицу «Нормативные лингвистические словари». Определите тип словаря и его назначение, перечислите наиболее известные словари данного типа.

 

Руководствуясь предлагаемым ниже планом, сделайте краткое сообщение об одном из лингвистических словарей. При выполнении задания пользуйтесь материалами вступительной статьи к словарю. (На группу не менее 10 различных словарей).

План сообщения:

1. Когда и кем составлен словарь.

2. Назначение словаря.

3. Сокращение и условные знаки.

4. Количество слов в словаре. Чем определяется их выбор.

5. Принцип расположения слов.

6. Содержание взятой для образца статьи. Какие сведения в ней сообщаются?

7. Построение словарной статьи. На какие части ее можно разделить?

8. Какие приемы объяснения слов используются?

9. В какой мере и с какой целью привлекается иллюстративный материал?

10. Вывод о типе словаря.

 

Ответьте на вопрос: «К каким словарям надо обратиться, чтобы правильно а) употребить слово или фразеологизм; б) образовать их форму; в) произнести слово; г) написать слово; д) заменить слово или выражение близким по значению; е) найти их образный эквивалент.

 

Литература о словарях:

1. Н. М. Шанский Лексикология современного русского языка (раздел Лексикография) – любое издание, лучше последнее.

2. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология (любое издание, лучше последнее).

3. В. И. Козырев, В. Д. Черняк Вселенная в алфавитном порядке (705 ауд.) – книга о словарях.

4. Потиха З. А. Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987.

5. Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. (703 ауд.)

6. Вступительные статьи к словарям.

7. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Глава «Аннотированный список лингвистич. словарей и справочников». (с. 517-529) Ростов-на-Дону, 2000.

8. Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи. Курс лекций.- М., 2002. Глава «Мир в словарях и мир словарей».(с. 271-273).

9. Русский язык и культура речи. Под ред В. Д. Черняк. – М., 2002 – Гл. «Словари и речевая культура». – с. 21-32.

10. Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Культура и искусство речи». - Ростов-на-Дону, 1998. Гл. «Аннотированный список лингвистич. словарей и справочников». (с. 556-564).

11. Введенская Л. Г. Культура речи (Для студентов колледжей. -- Ростов-на-Дону, 2000. – Гл. «Словари – источники знаний», с. 375-411.

12. Русский язык Под ред. Касаткина Л. Л. – М., 2001. – Гл. «Лексикография». – с. 247-288.

13. Н. М. Шанский, В. В. Иванов. Современный русский язык. В 3-х частях. Часть1. – М., 1981.- с. 92-105.

14. Современный русский язык. Под ред.Л. А. Новикова. – Раздел «Лексикография». – с. 307-330. 

 

Литература.

 

1. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов н/Д., 2000, с. 375-411.

2. Раздел « Лексикография» учебников по русскому языку для вуза.

3. Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984.

                               

                                    Словари для анализа

 

Толковые словари

1. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.: Русский язык, 1998.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская А.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994.

4. Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984.

 

Словари иностранных слов

1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Русский язык, 1989.

3. Лехин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов в русском языке. – М.: ЮНВЕС, 1996.

4. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология /Н.Н. Андреева и др. – М.: Цитадель, 1997.

 

Словари синонимов

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989.

2. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб.: 1996.

3. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. /Гл.ред. А.П. Евгеньева. – Л.: Наука, 1970-1971.

 

Словари паронимов

1. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

2. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1971.

 

Фразеологические словари

1. Быстрова Е.А., Окунев А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь современного русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.

2. Грушко Е., Медведев Ю. Современные крылатые слова и выражения. – М.: РОЛЬФ, 2000.

3. Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. – СПб.: Светлячок, 1998.

4. Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А.И. Молоткова. – М.: «Советская энциклопедия», 1967.

 

Орфоэпические словари

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Русский язык, 1993.

2. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык, 1994.

3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы /Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1989.

 

Грамматические словари

1. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М.: Русский язык, 1980.

2. Кузнецов С.А. Русский глагол: Формообразовательный словарь-справочник. – СПб.: Норинт, 2000.

3. Тихонов А.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Ударение. Словообразование. Морфемика. Грамматика. Частота употребления слов. – М.: ТОО «Словари», 1995.

 

Орфографические словари

1. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.

2. Орфографический словарь. – М.: Скорина, 1994.

3. Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М., 1975.

4. Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель, 1999.

   5. Универсальный орфографический словарь /Ред.-сост. Л.В. Барабанова, В.П. Розе. – М.: Современник, 1999

 

Тема: Лексические нормы.

1. Ошибки, связанные с неверным выбором слова, с неучетом его значения.

2. Ошибки, связанные с не учетом особенностей сочетаемости слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм).

3. Ошибки, связанные со смешением паронимов.

4. Ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов и антонимов.

5. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

 

 

Литература.

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. –М .: АЙРИС-пресс, 1997, с. 8-12, 16-24, 31-33, 39-40, 55-57, 125-129.

2. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб .:Изд-во «МиМ» 1997, с. 33-36, 135-157.

3. Демиденко Л. П. Речевые ошибки.-Минск: Вышейшая школа, 1986, с. 56-108.

4. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

5. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича.-Л.: Наука, 1973.

6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.- М.: Просвещение, 1981, с. 34-70.

7. Бельчиков Ю. А., Панушева М. С. Словарь паронимов современного Русского языка.- М.: Русский язык, 1994.

8. Лексические трудности русского языка. / Авторы: Семенюк А. А. Городецкая И. Л. Матюшина М. А. и др.- М.: Русский язык 1994

9. Трудности русского языка / Под ред. Л. И. Рахмановой.- Изд-во Московского ун-та, 1981.

10.  Говорят дети: Словарь – справочник.- СПб. : Нива, 1996.

 

Практическая часть

 

Исправьте и объясните ошибки в употреблении слов.

(1). Пушкин обогатил (обнародовал – значит, выносил в народ, в данном предложении не уместно) свою речь тем, что вносил в нее народные слова (Из ответа абитуриента). (2). Мы надеемся, что наша школа снова (обратно – значит вернуться, в данном предложении это некорректно) станет победителем в соревнованиях по лыжам (Из разговора). (3). Этот пробел нужно восполнить (воспользовать – не правильная форма слова «использовать» и не верное его употребление в данном предложении) как можно скорее ( Из разговора). (4). Это злые фашисты на нашу страну (страницу – значит один лист; в данном предложении неуместно) напали (Из детской речи). (5). Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить свое мнение (кредо – значит взгляды, убеждения; не уместно употреблено в предложении). ( Комс. Правда). (6). Каждый гражданин нашей страны (уже – убрать за ненадобность) своим трудом показывает, что помнит тех, кто боролся и создавал новую жизнь. (Из сочинения абитуриента).(7). Давайте произнесём (поднимем; тост – это краткая застольная речь, её нельзя поднять, но можно произнести, провозгласить) тост за родителей новобрачных. (Разг.). (8). Когда смотришь этот фильм, создается впечатление сложного, опасного и (очень – не уместно, т.к. слово огромного уже в превосходной форме)  огромного реактора ( Из речи студента). (9). При (наличии – не уместно, т.к. выражение противоречиво по составу) отсутствии необходимых материалов трудно наладить работу (Из разговора).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...