Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приёмы установления контакта с аудиторией.




 Лексически-синтаксические приёмы.                

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со

слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта

общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных

эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его

заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и

наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь

корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь

широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую

тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная

реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их

поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки,

смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная.

Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и

неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать,

зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7

секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с

разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она

делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для

подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи

необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико -

аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика

выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление,

сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной

аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и

даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

·   Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них

отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к

определенным выводам.

·   Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к

процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их

интерес.

·   Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную

активность.

·   Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать,

размышлять.

·   Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

·   Показ практической значимости информации.

·   Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

·   Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

·   Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь

внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

·   Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости

слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную

выразительность фразе, сформулированной мысли.

·   Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает

привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально

противоположный.

·   Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и

убедительность, следует особо выделить лексические приемы.Практически во

всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов

рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном

значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной

выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты,

гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает

большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное

мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое

сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив

истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность.

Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями,  а

факел, который надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий

спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь?

Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном

преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая

птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения,

которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я,

вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся,

отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),

обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь

хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в

построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном

выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложени-

ям,они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое

предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер",

служат объединению говорящего со слушателями.

    Поза, жесты, мимика оратора

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы

кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия,

акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому

каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению

высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается

зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,

подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека,

который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время

длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный

момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить

на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность

"отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует

расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От

жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать

бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды,

верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот,

который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с

содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

·   Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение,

замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо

при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".

·   Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак,

овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

·   Указательные рекомендуется использовать в очень редких

случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

·   Изобразительные наглядно представляют предмет,

показывают его (например, винтовую лестницу).

·   Символические несут определенную информацию. К этой

группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки),

жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и

здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест

обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения

(пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с

античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика

оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно

соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф.

Кони:"Лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего

должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не

любит сердитых или безучастных.

    

 

Спор.

Здесь пойдет речь о самом важном из того, чем вы должны овладеть:

о принципах и правилах ведения спора, которые:

а) позволят лучше подготовиться к ведению дискуссии или спора;

б) организуют и мобилизуют вас на победу в споре;

в) позволяют логически правильно аргументировать и последовательно от-стаивать свою позицию;

г) учат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам ваших оппо-нентов;

д) ориентируют вас на использование своих достоинств и преодоление сво-их недостатков.

Поскольку и в дальнейшем довольно-таки часто будут использоваться по-нятия «принцип» и «правило», то хотелось бы разъяснить, в чем их отличие.

Если принцип задает стратегию, направление деятельности, то правила характеризуют тактик), конкретные действия. Принцип чаще всего отвечает на вопрос: что __нужно делать для достижения конечной цели, а правило дает ответ на вопрос, как нужно поступать в той или иной ситуации. Практически каждый из сформулированных ниже принципов реализуется через совокупность нескольких правил.

Итак, о каких принципах и правилах следует помнить в процессе дискуссии-спора?

Принцип предварительной подготовки к ведению спора

В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведения спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «за-готовки», собрать и осмыслить некоторую информацию.

Правила предварительной подготовки к ведению спора

1. Продумайте как стратегию, основное направление, главную цель веде-нию дискуссии-спора, гак и наиболее вероятные варианты аргументации ваши и вашего оппонента.

2. Настраивайте себя на готовность к самому худшему, даже к не-корректному поведению вашего оппонента, но верьте в самое лучшее и демонст-рируйте эту веру, особенно в начале беседы.

3. Оцените недостатки, а особенно достоинства вашего оппонента, уровень его профессионализма, образованности, культуры, коварности его характера, мо-тивы его поступков и действий.

4. Сделайте заготовки, которые позволят неожиданно и сильно ней-трализовать возможное некорректное поведение вашего оппонента.

5. Не будьте наивны и не расслабляйтесь, а, наоборот, мобилизуйтесь на сражение, а не на развлекательную прогулку.

6. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию о вашем оппоненте, побеседуйте о нем с людьми, которым вы по-настоящему доверяете.

7. К дискуссии, спору с сильным оппонентом, противником необходимо мак-симально подготовиться. Было бы обидно потерпеть фиаско из-за собственной нерадивости.

Принцип терпимого отношения к инакомыслящим

Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.

Правила терпимого отношения к инакомыслящим

1. Помните, что истина может исходить не только от вас.

2. Будьте психологически готовы выслушать любую точку зрения, любой ар-гумент и даже некорректный выпад против вас.

3. Чем большее уважение вы проявите к своему оппоненту, тем у вас боль-ше шансов перевести дискуссию, спор в конструктивное русло.

4. Имейте мудрость согласиться с вашим оппонентом, если убеждаетесь, что он прав.

5. Не стремитесь навязать свою точку зрения другим, пока не выслушаете все доводы и аргументы своих оппонентов.

6. Имейте смелость признать, что ваш оппонент хоть в чем-то прав.

7. Имейте терпение не спеша, аргументированно обосновать и объяснить свою точку зрения, свои взгляды на предмет спора.

Принцип последовательного анализа альтернатив

Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема, задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.

Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы Часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам.

Вот почему мы выдвигаем принцип последовательного анализа аль-тернатив в процессе ведения споров и переговоров.

Правила последовательного анализа альтернатив

1. Споря, четко обозначьте альтернативуTP*PT, в чем ее суть, идея, концепция.

2. Разложите, расчлените альтернативу на составные части, этапы. логиче-скую цепь проблем, задач, аргументов, фактов.

3. Проанализируйте слабые и сильные элементы альтернативы.

4. Сосредоточьте внимание на слабых, непродуманных, необоснованных и даже ложных элементах каждого их подходов к решению соответствующей про-блемы.

5. Анализируя слабые места альтернативы, делайте это с самых разных, порой с самых неожиданных точек зрения.

6. Синтезируйте, обобщайте все то, что есть позитивного и негативного в каждой из альтернатив.

Принцип корректного ведения спора

Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который за-ключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом.

Правила корректного ведения спора

1. Даже если ваш оппонент допускает против вас явно некорректный выпад, не опускайтесь до его уровня и не используйте против него некорректные приемы и тем более оскорбительные выпады и фразы.

2. Не спеша, шаг за шагом разрушайте спекулятивную и некорректную ар-гументацию.

TP*PT Альтернативой здесь мы называем каждую из исключающих друг друга возможностей 74

3. Отрицая что-нибудь, говорите не только «нет», но и аргументируйте по-чему.

4. Критикуя, не критиканствуйте, а предлагайте свой конструктивный подход и выход из создавшейся, казалось бы, безвыходной ситуации.

5. Мыслям оппонентов должны противопоставляться ваши мысли, аргумен-ты и доводы, а не амбиции, голое отрицание всего того. что исходит от лиц, кото-рые вам несимпатичны.

6. Не дайте спровоцировать себя на перепалку, ругань, некорректное пове-дение.

7. Не стремитесь перекричать, а стремитесь аргументирование пере-убедить своего оппонента.

Принцип «отстранения» в процессе ведения спора

Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней или аргументированной говорит, но прежде всего тот, кто, как бы со стороны наблю-дая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интере-сами и преодолеть психологические барьеры.

Отстранение означает неожиданное новое направление суждений и дейст-вий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком ори-гинальным и творческим.

Правила «отстранения__» в процессе ведения спора

1. Мысленно всегда как бы наблюдаете себя со стороны как ваших едино-мышленников, так и ваших недругов.

2. Учитывайте, как в ходе спора меняется настроение, отношение и даже уважение к вам со стороны как ваших оппонентов, гак и единомышленников.

3. Не бойтесь подняться над личными интересами, мешающими вам при-близиться к истине.

4. Не бойтесь мыслить и действовать рискованно и неожиданно для вашего оппонента, противника.

Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спо-ра

Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность ва-шей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдер-живает и сковывает ваши суждения и действия.

Правила преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора

1. Следите за мыслью, аргументацией, а не жестами, голосом своего оппо-нента.

2. Не спешите прерывать вашего оппонента, бросать ему реплику, язви-тельное слово.

3. Не обращайте внимания на детали, смотрите в корень, стремитесь уви-деть и понять главное.

4. Ищите и анализируйте слабые места, аргументы, примеры, доводы ва-шего оппонента.

5. Не бойтесь оппонента и не думайте, что он сильнее вас.

6. Не будьте самонадеянными и самоуверенными, не думайте, что противо-положная сторона слабее вас, менее подготовлена и информирована.

7. Стремитесь к тому, чтобы все вас поняли и адекватно восприняли ска-занное вами.

8. Помните, что страх перед ответными действиями противника поражение.

Принцип поэтапного продвижения к истине

Суть этого принципа заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выстраивает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора пред-полагает следующие стадии:

а) Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, ини-циатор встречи заинтересованных сторон информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор.

б) Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решение проблемы, высказывает и аргументирование отстаивает свою точку зрения.

в) Оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критиче-ские суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.

г) Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, спора, по-иск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в дискуссии, споре. Контраргументация и сопоставление альтер-натив.

д) Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции. Ее активный пересмотр. Анализируются и со-поставляются все возможные варианты решения проблемы.

е) Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии, спора, отыскиваются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.

ж) Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подво-дятся итоги спора, дискуссии, резюмируются результаты, констатируется, что дос-тигнуто и какой ценой.

Однако возможна и другая схема организации спора-дискуссии, которая предполагает наряду с дискуссией и выступление докладчиков или докладчика.

Основные этапы организации коллективной дискуссии-спора

1. Вводное информирование. На этом этапе предоставляется слово ве-дущему, либо он сам берет слово и излагает основой замысел организуемой дис-куссии, условия ее эффективного протекания.

2. Постановка проблемы, выделение основных направлений дискус-сии. Перечень проблем и основные направления дискуссии чаще всего задаются ведущим. Но не исключено, что иерархия проблем, их значимость и актуальность могут быть также предметом обсуждения.

3. Выступление основного докладчика. Это, как правило, выступление наиболее подготовленного, авторитетного, компетентного в данной проблеме специалиста.

4. Выступления содокладчиков. Содокладчики могут раскрыть свое виде-ние проблемы и свои способы, подходы и средства ее решения. Одно из ведущих требований и принципов их выступлений — критика должна быть аргументиро-ванной и конструктивной.

5. Прения по докладу и содокладам. Это этап аналитических выступ-лений, расстановка акцентов как «за», так и «против» той или иной точки зрения.

6. Выработка решения проблемы. На этом этапе обсуждения и иссле-дования проблемы идет активный поиск, проверка всевозможных вариантов ре-шения проблемы, активное противоборство сторон и концепций, устанавливаются общие тенденции, находится оптимальное решение.

7. Завершение дискуссии, обобщение результатов. Заключительное звено дискуссии — это обобщение, резюмирование проделанной работы, приня-тие решения.

В процессе организации коллективных дискуссий-споров следует помнить о ряде других принципов. Назовем наиболее важные из них.

Принцип поощрения альтернативных докладов, выступлений

Настоящая дискуссия по какому-либо вопросу, проблеме возникает только там и тогда, где и когда выдвигаются разные подходы, точки зрения, демонстри-руется альтернативное видение проблем и способов их решения.

Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений, суждений участников дискуссии. В связи с этим задача ведущего дискуссии, спора не нивелировать плюрализм мнений, а поощрять многообразные и неожиданные суждения и точки зрения. Это позволяет создать и поддержать дух поиска, противоборство различных позиций, чтобы исключить, особенно на а-чальных этапах обсуждения проблемы, односторонний подход, единодушное одобрение какой-либо одной точки зрения.

Безальтернативная дискуссия — это, как правило, малопродуктивная дис-куссия, которая ведет к интеллектуальной лени и показном у единодушию.

Принцип уважения личности оппонента

Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для это-го как минимум необходимо уважительное отношение к инакомыслию, т.е. оппо-ненту, альтернативному выступлению. Мыслям, суждениям должны противопос-тавляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

Принцип аргументированной конструктивной критики

Суть этого принципа заключается в том, что, критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы, способы решения проблемы. Иными словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конст-руктивные предложения, альтернативы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...