Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возвратные и притяжательные местоимения.




1.Возвратное местоимение СЕБЯ может относиться к любому из трёх лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, с которыми может быть соотнесено местоимение себя, может возникнуть неясность.

-Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

2.а)то же самое может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения СВОЙ, т.к. оно тоже может относиться ко всем трём лицам.

-Старшая сестра попросила младшую сестру подать ей свою кружку. –В этом случае также необходима правка.

Определительные местоимения.

1.Всякий имеет значение:

А)разный, самый разнообразный, всевозможный

-Всякого рода возможности.

Б)какой-либо, какой бы то ни было

-Без всякого сомнения

2.Каждый имеет значение «один из всех в данном количественном ряду»:

-Зачётная книжка выдаётся каждому студенту.

3.Любой имеет значение «какой угодно на выбор»:

-Выбирайте любую книгу.

Неопределённые местоимения.

1.Местоимения что-то/кто-то указывают на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего:

-Что-то промелькнуло в воздухе.

2.Местоимения кое-что/кое-кто указывают на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему:

-Я кое-что помню об этом случае.

3.Какой-то – неизвестно обоим собеседникам:

-На столе лежат какие-то книги.

Кое-какой – в какой-то мере известно говорящему:

-Я купил кое-какие книги.

5.Что-либо/кто-либо означает один из любых взятых предметов/один из немногих неизвестных людей:

-Попросить кого-либо.

 

 

При выборе одной из двух названных форм в функции сказуемого следует учитывать имеющиеся между ними различия.

1. Смысловое различие выражается в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении ссоответствующими полными. Ср.: глухой от рождения – глух к просьбам

2. Полные формы обычно обозначают постоянный признак, вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние; ср.:мать больная – мать больна; движения его спокойные – лицо его спокойно и т.д.

5. Краткая форма нередко присуща книжному языку, полная – разговорному. Ср.: Умозаключения и выводы автора исследования ясны и точны. –Ответы ученика ясные и точные.

6. В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных, например:

1) Октябрь был на редкость холодный, ненастный (Паустовский); 2) Новый заведующий приветлив и доброжелателен.

2. Равноправны варианты кратких форм прилагательных (на -ен и -енен), образуемых от полных форм с неударяемым -енный,например: бездействен – бездейственен;

1. Простая форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а сложная в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: Брат выше сестры; Этот дом выше соседнего и книжные:Показатели роста внешней торговли в этом году более высокие, чем в прошлом.

Не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции простой и сложной формы сравнительной степени типа «более интереснее

2. Простая форма превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет книжный оттенок, а сложнаяупотребляется во всех стилях речи; ср.: высочайшие вершины знания – самые высокие дома в городе; строжайшие меры взыскания – самыестрогие воспитатели в школе-интернате.

Устарелый оттенок присущ смешанным конструкциям, образованным сочетанием слова самый с превосходной степенью прилагательного (в форме на –ейший-айший уже заключено выражение предельного признака); такие конструкции встречались у писателей XIX века, например: по самой выгоднейшей цене (Гоголь); один из самых честнейших людей (Аксаков);

1. Притяжательные прилагательные на -ов(-ев), -ин(-ын) не употребляются в научном и публицистическом языке и встречаются только в разговорной речи и в художественной литературе, например: Сам Моргунок, как все, сперва не верил в дедовы слова(Твардовский); Минут через двадцать эти соседи были созваны в старухину избу (Казакевич).

Возможны варианты окончаний в родительном и дательном падежах мужского и среднего рода прилагательных на -ин; ср.: возле дедушкина дома – возле дедушкиного дома;

3. Притяжательные прилагательные на -овый, -иный обозначают не индивидуальную, а групповую принадлежность –принадлежность целому классу или породе животных, например: китовый ус, слоновая кость, змеиный яд,

Прилагательные на -ий, -ья, -ье также выражают групповую принадлежность либо свойство, отношение и т.д., например: казачья станица, рыбачий поселок,

 

Основные трудности в употреблении имён числительных.

1. 300 шагами дальше – тремястами шагами дальше

С 1508 рублями – с тысячью пятьюстами восемью рублями (литературно), с тысячей пятисот восьмью рублями/с тысяча пятьсот восемью рублями (нелитературно)

2.Ошибки в склонении числительных часто встречаются в устной речи:

-У меня более полуторасот марок (полутораста)

3.Часто смешивают основы мужского и женского рода числительного оба-обе:

-В обоих системах отсчёта размер световых часов одинаков.

4.В количественных числительных склоняется каждое слово:

-Расстояние в тысячу семь метров.

В порядковых числительных, указывающих дату, склоняется только последнее слово:

-В тысяча триста седьмом году.

5.При употреблении собирательных числительных (двое, трое) иногда их по ошибке соединяют с существительными женского рода:

-Четверым ученицам (четырём ученицам).

6.Возникают ошибки в падежной форме существительного в словосочетаниях, обозначающих даты, в которых числительное должно управлять родительным падежом второго слова:

-Выполнить задание к 15 декабрю (декабря)

7.В систему числительных вовлекаются счётные существительные, но их употребление в речи не всегда уместно, т.к.они вносят просторечную окраску:

-Работает только пара кранов (два крана).

8.Варианты падежных окончаний числительных зависят от того, с одушевлённым или неодушевлённым существительным они употребляются. Если с одушевлённым – винительный падеж (встретили двух друзей, трёх подруг). Если с неодушевлённым – родительный падеж (прочитал два тома, три страницы).

9.При употреблении составных числительных с одушевлёнными существительными литературной норме соответствует конструкция, не отражающая категорию одушевлённости:

Лит.: зарегистрировать двадцать три депутата

Нелит.: разместить двадцать трёх человек










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...