Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй день свадьбы. У жениха




Часам к восьми свашка жениха идет будить невесту — теперь уже молодую супругу. Та почти всю ночь не спала, переживала и смятение, и стыд. Утром ей самой не положено было выходить, а потому она ждет, когда ее поднимут. Свашка приносит ей наряд: на второй день молодая наденет поневу, а к ней рубаху и завеску красного цвета.

Приходит родня невесты, 3—5 человек (обязательно нечетное число; для числа иногда брали детей). Они приносят завтрак — холодец, коржики. Наблюдают за невестой: как она глядит, опускает ли глаза, стесняется ли? Сват достает хлеб, соль и бутыль из-под вина. В эту бутыль ставят кисть калины (калина — символ чистоты и невинности девушки). Во дворе вывешивают простыню или рубашку невесты — показать, что девка хорошая, честная. В некоторых местах вместо простыни вывешивали на воротах красную завеску или платок красного цвета.

Часам к 12 родные невесты, кроме ее родителей, вновь идут в дом жениха «искать пропажу». Их называют позывалыциками. Они идут по улице и позывают: «Пропало добро, пропало добро!» Позывальщики — это ряженые: женщина одевается в мужской наряд с брюками, она похожа на городового; мужчина — в юбку или поневу, на голове платок; сзади, на деревянной палке у него привязан чапельник (ухват для сковородки) — это его ружье; из куска овчины вырезают и приклеивают усы или рисуют их сажей; свеклой красят щеки. Иногда одеваются в вывороченные шубы, а поверх них рубахи; крест-накрест повязывают подпояски и закрепляют их по бокам, как портупеи; на пояс вешают брякающие предметы, которые создают много шума.

Чтобы позывальщики «случайно» не зашли в чужой двор, родные жениха уже вывесили на воротах красную завеску. Те входят на двор, затем в дом и ищут молодую: «Не видели, люди, рябую телушку?» — «Заходите, найдите — будет ваша, а нет — наша». Обязательные ритуальные диалоги сопровождаются шутками, импровизацией. В доме много людей, и молодую прячут где-нибудь позади всей родни, а вперед выдвигают кого-то из пожилых женщин или какую-нибудь старуху, одетую «под молодую» в красную рубаху и завеску.

«Поиски молодой» («поиски телушки») на второй день свадьбы — не что иное, как обрядовое отражение ситуации, связанной с рождением нового человека (замужней женщины): невеста уже «умерла», теперь у нее другая жизнь, новая одежда, новыеобязанности.

Ряженые — люди проворные, бойкие: кому гадают, у кого выпрашивают деньги, при этом везде все осматривают, ищут. Наконец, добрались до молодой. В доме устанавливается тишина — все хотят услышать, что та ответит им. Она говорит: «Нет, я не ваша. Я теперь Петрова, а не Попова», называет фамилию мужа. Позывальщики разочарованы: «Ну вот, ошиблись. У нас пропала девка с косою, а у этой косы нет. Тогда извиняйте». Хозяева приглашают всех к столу: «Что ж, раз вы так далеко шли, садитесь пообедать».

На стол ставят лапшу с курятиной или гусятиной, картошку, гречневую кашу, пироги, обжаренную баранину и холодец. Доедают и оставшийся от свадебного обеда нарезанный хлеб — «чтобы молодые не сохли». В разгар праздника вскакивают на лавки и пляшут под плясовые песни. «Если плясуны по лавкам заскочили, песня так и пойдет», «По лавкам пошли — значит, довольны», — так говорят в селе.

У невесты

Теперь все гости отправляются в дом невесты. Свадьба идет по улице — песни, пляски, смех. Если гуляли еще и третий день, то это заранее обсуждали на сговоре, перед свадьбой. На третий день дружка мог вести свадьбу к себе и угощать. Но чаще собирались у жениха, а потом опять шли к невесте, и было обязательно два обеда. Заканчивалась же свадьба всегда у невесты: здесь сходились, когда ее сватали, отсюда и расходились. Сваты поднимались и говорили: «Где сход, там и расход». Так завершался обряд. Затем в ближайшее воскресенье теща готовилась «гостить» (угощать) дочь и зятя, а с ними сватов и крестных. В этом завершающем свадебном обычае заключалось символическое «возвращение» замужней женщины в родительский дом. Впереди семейные заботы, дети и будущие свадьбы.
Источник:http://www.medn.ru/statyi/Scenarijsvadby.html

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...