Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свашка жениха и свашка невесты.




Раструбились трубушки по ранней заре.

Расплакалась девушка по русой косе:

— Ой, моя ты косонька, что тебя ждет?

Сейчас мою косоньку сваха расплетет,

Разделит мою косоньку на две косы,

Обвертит мою косоньку вокруг головы,

Наденет на головушку бабью красу,

Красуйся-ко, невестушка, отныне до веку.

Гости начинают плясать и петь.

Гости.

Черные кудри за стол пошли,

Русую косу за собой повели.

Черные кудри косу спрашивали,

Русую косу да всё допрашивали:

— Русая коса, али ты не моя?

Девичья краса, али ты не моя?

— Черные кудри я еще не твоя:

Я не твоя, а батюшкина.

Черные кудри за стол пошли,

Русую косу за собой повели.

Черные кудри косу спрашивали,

Русую косу все допрашивали:

— Русая коса, али ты не моя?

Девичья краса, али ты не моя?

— Черные кудри, я топеря твоя!

Я топеря твоя, а не батюшкина.

Закончили петь и плясать. В избе воцаряется тишина. Трижды рушником, на концах которого горят свечи, обводят вокруг головы жениха и невесты — «свивают молодых». Закрывая молодых собой, свашки поворачивают их к дружке и поддружью.

Дружка. Раскройте, раскройте молодых!

Свашки. Повили хохлушечку, Марью душечку. Как дадите золотых, так покажем молодых.

Дружка с поддружьем наливают свашкам по стакану вина и бросают туда деньги. Свашки трясут этой мелочью, трижды меняются стаканами, выпивают и раскрывают молодых.

Выкуп приданого

С конца зала к сцене везут приданое невесты — постель и сундук. Возле ворот у дома жениха собрался сельский люд. Выходит его родня, начинают торговаться, выкупая сундук и постель.

С подводы (родне жениха).

Вот привезли мы наш товар.

Не купите, так дальше повезем.

Родня жениха (издеваясь). Везите назад, нам не нравится.

С поводы. Не нравится, не взыщите, другим продадим, желающих много.

Родня жениха (уже смягчилась). Ладно, уж, стойте.

Сколько за свой товар хотите?

С подводы. Денег полушку, водки четвертушку.

За приданое дают деньги и наливают водку, которой угощают не только родню жениха, но и всех односельчан. Сундук и постель вносят в дом.

Свадебное одаривание (каравай)

Молодые выходят на середину избы (сцены). Рядом с ними становятся родители и крестные невесты. Дружка берет каравай и ломает его над головами молодых на три части. Вначале невеста одаривает родню жениха: родителей, крестных, дядей, теток, золовок и т.д. Затем берет стакан, а жених бутыль с водкой. Каждому, кто подходит одаривать («озолочать») молодых, подносят стакан с водкой. Поддружье подает к водке кусочек каравая. Даритель, напутствуя молодых, желает им счастья, выпивает стакан, закусывая обрядовым хлебом. Дружка держит поднос и собирает денежки, подарки. Вещи складывает на лавку.

Дружка (подбадривая гостей). Стаканчик выпивай, сто рублей вынимай, дари — не скупись! Время дарит, казна звенит!

Свадебный обед

На сцене ставят столы и рассаживают гостей по родству (смотри пояснение). Новобрачных усаживают на шубу (мехом кверху) или на белый войлок в центре стола. Пока накрывают столы, перед сценой пляшут и поют «обыгрывальщики», т.е. приглашенные для этой цели на свадьбу певцы и музыканты. Они играют на дудочках, жалейках, балалайках, гармошках и т.д.

Две группы «Обыгрывальщиков» поют заклинательную песню (первая поет фразу «Боже, благослови Христос», другая — все остальное).

Боже, благослови, Христос,

Игру заигрывати,

Игру веселую,

Свадьбу хорошую!

Боже, благослови, Христос,

Игру заигрывать,

Игру свадебную,

И хлеб-соль на стол нести,

И князя за стол вести!

Боже, благослови, Христос,

Игру заигрывати,

Игру свадебную!

Боже, благослови, Христос,

Столы расставливати!

Боже, благослови, Христос,

Скатерти расстилывати!

Боже, благослови, Христос,

Хлеб-соль на столы нести,

Яства сахарные, меды обарные!

После того как гости рассядутся, главный сват (отец жениха) провозглашает.

Отец жениха. Ну, давайте теперь помолимся Богу!

Все поднимаются, крестятся, и кто-нибудь говорит: «Ну, пошли им, Господи, счастья, чтобы дареное пошло им на богатство!» Гости садятся, выпивают за молодых, закусывают и кричат «горько!» Со сцены убирают столы, оставляют только лавки вдоль стен избы, на которые и пересаживаются гости. «Обыгрывальщики» начинают обыгрывать гостей песнями. Те, кого обыгрывают, выходят плясать. Звучат песни.

( Молодоженам.)

Виноград расцветает,

А ягода поспевает:

Виноград — сударь Иван,

Ягода-то Марьюшка;

Им люди дивилися,

Что хороши уродилися:

— Ой, хорош Иван-сударь,

Ой, хорош Васильевич,

Хороша да Марьюшка,

Хороша Ивановна.

(Дружке.)

А наш друженька хорошенький,

А наш друженька пригоженький.

На нем рубашечка-то красная,

А жилеточка атласная.

Русы кудри завиваются,

За ним девицы увиваются.

Нам подарочки скорее подари,

Прославлять тебя мы будем до зари.

( Свату.)

Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!

Как у сватушки головушка учёсанная.

Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!

Как у сватушки бородка ровно шёлковая.

Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!

Как у сватушки сегодня то весельеце.

Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!

А в его кармане денежки шевелятся.

( Сватье.)

Чья это, чья это пара коней?

Всё это, всё это сватьи моей!

Чья это, чья это стая лебедей?

Всё это, всё это сватьи моей!

Чей это, чей это терем гостей?

Всё это, всё это сватьи моей!

Век бы не пил я, и век бы не ел,

Всё бы на сваху любимую смотрел!

И так далее. Затем все гости выходят в круг перед сценой и начинают петь и плясать под гармошку или под балалайку.

Плясовые припевки

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица мохната,

Ходи, сени и порог,

И сметана и пирог.

 

Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьёт

Или эти подошьёт.

 

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Батька лыка надерет —

Лапти новые сплетет.

 

Аль засыпать, аль задать,

Аль разуться, дроби дать?

Засыпала, задала,

Разулася, дробь дала.

 

Кабы, кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

 

Чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила —

Накухарничала.

 

Посылала меня мать

Загонять гусака,

А я вышла за ворота

И давай плясака!

 

Милый, что, милый, что,

Милый, сердишься на что?

То ли люди что сказали,

То ли сам заметил что?

 

— Ах, милка!

— Что?

— Говорят про что,

Бают, ты меня не любишь,

Бают, не за что.

Гости садятся на лавки, а на круг выходят парень с девушкой.

Нескладухи и небылицы

Он.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху вам спою:

У ворот стоит телега

И лягает верею.

Она.

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

 

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Он.

Песни петь — ноги кривые,

Плясать голос не дает.

Я пошёл бы к теще в гости,

Да не знаю, где живет.

Она.

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Он.

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою хорошую

Всем людям на показ.

Она.

У моего миленка

Плохая кобыленка.

Она стояла у горы,

Ее заели комары.

Он.

Сапоги мои с карманом,

А жилетка с каблуком,

Что-то мельница не мелет

— Видно, холодно рукам.

Она.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

В круг выходит несколько девушек.

Страдания

Я девушка.

«До свиданья!» — милый скажет,

А на сердце камень ляжет.

Я девушка.

Приду домой, стукну в сенцы,

Мать не знает, что на сердце.

Я девушка.

Неужели мой соколик

Не придет, не успокоит?

Я девушка.

Заиграли с переливом,

Бьется сердце с перерывом!

Семёновна

Я девушка.

Ай, Семён, Семён, ты, как луг, зелён,

Ай, Семён, Семён, ты, как дуб, силён.

Я девушка.

Ты зачем сорвал василек во ржи,

Ты зачем завлек, дорогой, скажи?

Я девушка.

Ты не стой, не стой у ворот моих,

Я не пойду с тобой — ты провожал других.

Я девушка.

Ты позабыл любовь и позабыл меня,

Ты пошел с другой, а я пошла одна.

Несколько девушек и юношей поют и танцуют под фонограмму песни группы «Иван Купала».

Канарейка

Молодая канарейка из садика вылетала.

Из садика вылетала, девкам золото давала.

Лёли, лёли, лёли, лёли, из садика вылетала.

Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала.

(проигрыш)

Из садика вылетала, девкам золото давала.

Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала.

Девки золото не брали, свою долю проклинали.

Лёли, лёли, лёли, лёли, свою долю проклинали.

Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.

Линда, линда,линда, линда, линда, линда, линда да-да.

Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.

Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.

Распроклятая та доля — кто женатого полюбит,

Кто женатого полюбит, холостого ненавидит.

Лёли, лёли, лёли, лёли, кто женатого полюбит.

Лёли, лёли, лёли, лёли, холостого ненавидит.

(проигрыш)

Все гости поют песню «Когда б имел златые горы».

— Когда б имел златые горы

И реки полные вина,

Всё отдал бы за ласки-взоры,

Чтоб ты владела мной одна.

— Не упрекай несправедливо,

Скажи всю правду ты отцу.

Тогда свободно и счастливо,

С молитвой мы пойдем к венцу.

— Ах, нет, твою, голубка, руку

Просил я у него не раз.

Но он не понял мою муку

И дал жестокий мне отказ.

— Спроси у сердца ты совета,

Страданьем тронута моим.

И, веря святости обета,

Беги с возлюбленным своим.

— Ну, как же, милый, я покину

Семью родную и страну.

Ведь ты заедешь на чужбину,

И бросишь там меня одну.

— Умчались мы в страну чужую,

А через год он изменил.

Забыл он клятву роковую,

Когда другую полюбил.

— А мне сказал, стыдясь измены:

«Ступай обратно в дом отца.

Оставь, Мария, мои стены»,

— И проводил меня с крыльца.

— «За ласки, речи огневые

Я награжу тебя конем.

Уздечка, хлыстик золотые,

Седельцо шито жемчугом».

Можно исполнить шуточные песни «Как хотела меня мать», «Ой со вечора, с полуночи» и другие.

Дружка.

Тетера на стол прилетела —

Молода спать захотела.

Желтая пташечка коростель,

Пора и тебе, Иван, на постель!

Молодые встают и вместе с дружкой и свашками уходят за кулисы.

Утро второго дня

Родные невесты вместе с позывальщиками (ряжеными) идут в дом жениха искать пропажу. Ряженые идут через весь зал к сцене, поют, пританцовывают, выпрашивают у зрителей деньги, гадают, безобразничают и позывают.

Ряженые. Пропало добро, пропало добро!

Ряженые поют песню «Коляда» группы «Иван Купала», только слова «коляда» заменяют на слово «девица».

Ряженые.

Ай, заинька, ай, серенький.

Ай, заинька, хвостик беленький.

А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил.

Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые.

 

Припев: Девица, караселка.

Девица, красная девка.

Девица, не садись близко.

Девица, близко к дорожке.

Девица, возьмут тебя.

Девица, повезут тебя.

Девица, продадут тебя.

Девица, девица.

 

Ай, заинька, там река глубока.

А как на речке, на крутанке едет миленький на палке.

Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые.

Ножки тонкие, кривые, штаны рваные, худые.

 

Припев: Девица, караселка.

Девица, красная девка.

Девица, не садись близко.

Девица, близко к дорожке.

Девица, возьмут тебя.

Девица, повезут тебя.

Девица, продадут тебя.

Девица, девица.

Девица, будут ехать.

Девица, купцы и боярцы.

Девица, посадят тебя.

Девица, в зелену карету.

Девица, продадут тебя.

Девица, за сто рублей.

Девица, девица,

Воротися назад.

Ряженые, продолжая искать молодую, поднимаются на сцену, где за столом сидят молодожены и близкие родственники жениха.

Ряженые. Люди, вы не видели рябую телушку?
Родственники. Заходите, найдете — будет ваша, а нет — наша.

Молодую прячут за спинами родственников жениха, а вперед выталкивают старуху, одетую «под молодую». Сват подводит «молодую» к гостям.

Сват. Вот берите свою рябую телушку! Нам она не нужна.

Ряженые. Да за что вы нас так обижаете? Мы просили рябую телушку, а не рябую старушку!

Наконец ряженые находят и выводят на середину сцены молодую.

Ряженые. А вот и наша телушечка нашлась!

Невеста. Нет, я не ваша. Я теперь Зубкова, а не Попова.

Ряженые. Ну вот, ошиблись. У нас пропала девка с косою, а у этой косы нет. Тогда извиняйте!

Невеста. Ну, раз вы так далеко шли, оставайтесь и повеселитесь с нами.

Хозяева обносят всех гостей напитками. Исполняется несколько плясовых песен: «Я на горку шла», «Ах вы, сени мои, сени», «Калинка» и т.д. Несколько гостей вскакивают на лавки и пляшут на них (считалось что, если гости пляшут на лавках, значит, свадьба удалась). Дружка выходит на середину сцены.

Дружка. Ну, что, гости дорогие повеселились? Пора и честь знать! Прощевайте! Про нашу свадьбу не забывайте! Почаще в гости заходите и подарки приносите. А наши молодые будут жить-поживать да добра наживать.

На этом заканчивается свадебное веселье. Все участники выходят на сцену на общий поклон.


Организация праздника

Для подготовки и проведения праздника русской свадебной традиции в школе создается творческая группа, в которую должны войти, помимо организатора внеклассной работы, преподаватели истории, мировой художественной культуры, литературы, музыки, рисования, труда. Из ее состава выбирается главный режиссер и его помощник. Остальные члены творческой группы оказывают консультативную помощь ребятам в подготовке праздника: литераторы отрабатывают с актерами произношение и речевые обороты старорусского языка; историки и преподаватели мировой художественной культуры помогают подбирать реквизит (предметы русского деревенского быта) и следят за точным соблюдением всех компонентов свадебного обряда; преподаватель изобразительного искусства руководит росписью декораций, оформлением сцены и зала; преподаватель музыки занимается постановкой песенных и музыкально-танцевальных номеров; учителя труда оказывают помощь в создании декораций, пошиве костюмов и организации свадебного стола.

Этот праздник общешкольный. Он готовится и проводится по проектному методу. Главный режиссер формирует из учеников школы шесть групп:

— актерскую группу, в которую включают ребят, обладающих актерскими способностями;

— фольклорную группу, состоящую из умеющих петь и танцевать ребят;

— массовку, в состав которой входят ребята менее одаренные, но активные, способные произнести реплику из толпы, присоединиться к песне и танцу;

— оформительскую группу, состоящую из учеников, умеющих рисовать и писать плакаты;

— группу пошива костюмов — это девочки и девушки, умеющие шить;

— группу поиска, состоящую из добровольцев, которые должны заняться поиском и доставкой необходимых для праздника оформительских материалов, предметов крестьянского быта, утвари, орудий труда.

После того как все будущие активные участники праздника выявлены, их собирают в актовом зале и знакомят со сценарием праздника. После прочтения сценария проводится окончательное распределение ролей между актерами и раздача конкретных заданий ребятам по разучиванию песен и танцев, конструированию и рисованию декораций, оформлению зала, сбору предметов русского крестьянского быта и т.д.

Подготовка к празднику должна быть начата не позднее, чем за два месяца до него. Как показала практика, первый месяц уходит на оформление сцены и зала, на заучивание ролей, песен, танцев, поиск реквизита. Второй месяц надо полностью посвятить репетициям на сцене, так как праздник достаточно сложный в постановочном плане, т.е. надо все действия праздника уместить в два с половиной часа и на очень ограниченном пространстве (сцена, проход в зале), с частой сменой места действия (дом жениха, дом невесты, двор, улица, свадебный поезд).

Оформление праздника

Для оформления сцены и зала, где будет проводиться праздник, набирается группа ребят, умеющих хорошо рисовать и писать плакаты. Одна группа (рисовальщики) должна сконструировать и расписать декорации, вторая (оформители) — изготовить гирлянды из бумажных цветов и лент, два держателя для трафаретов и заголовки для всех сцен праздника.

Главная задача — построить декорации на сцене и перед сценой. Эту работу надо начать сразу, как только будет принято решение о проведении праздника, так как репетиции должны проводиться с декорациями.

Для изготовления декораций вам понадобятся несколько больших упаковочных картонных коробок из-под бытовых приборов (холодильников, телевизоров) или мебели. Две большие картонные коробки от холодильников (в развернутом виде) расписываются под две бревенчатые внутренние стены избы, так называемый «красный угол» (рис.).

Рис. Красный угол

Стены скрепляются друг с другом при помощи шнура (сшиваются), или широким скотчем, В стенах прорезаются окна,

которые открываются наружу. Эта декорация ставиться в глубине сцены.

Крыша конструируется из нескольких картонных пластин, соединенных между собой (только один скат), расписывается под деревянные доски (тесовые), с коньком наверху. Крыша подвешивается к потолку сцены и спускается до уровня верхнего венца стен избы (рис.).

Рис. Размещение декораций на сцене и у сцены

Русская печь делается из целой нерасшитой картонной коробки от высокого холодильника. Из одной верхней крышки коробки вырезается труба, а остальные закрывают печь сверху. На той стороне печи, где торчит труба, выпиливается в стенке коробки полукруглое отверстие, имитирующее топку. Внутрь «топки» помещается красный фонарь и прикрепляется к внутренней стенке напротив отверстия. Печь снаружи окрашивается в белый цвет, с проглядывающей местами кирпичной кладкой (рис.).

Рис. Русская печь

Ворота вырезаются из большой картонной коробки, расписываются под резьбу по дереву и ставятся у нижней ступеньки сцены. Для устойчивости конструкции к бокам ворот с двух сторон прикрепляется небольшой картонный заборчик, за который прячутся распорки. Если у вас ступеньки, ведущие на сцену, находятся с боку, а не по центру, то ворота надо поставить, развернув их расписной стороной к зрителю. Ворота должны быть достаточно широкими, чтобы сразу два человека могли пройти в них, и подняться по ступенькам на сцену (рис.).

Рис. Ворота

Декорация храма (южный фасад) рисуется на нескольких, скрепленных между собой, картонных листах в одной плоскости и прикрепляется у входа за кулисы справа или слева от сцены. Если у вас только один вход за кулисы, то декорацию церкви лучше поставить с другой стороны сцены наискосок у стены. Вход в церковь (портал) вырезается немного меньшего размера, чем дверь или проем, ведущий за кулисы. Роспись портала должна быть нарядной, и создавать иллюзию настоящего входа в храм (рис.).

Рис. Храм

Раскраска храма, стен, окон, печи, крыши и ворот производится гуашью. Она хорошо кроет поверхность и быстро высыхает.

Оформительская группа изготавливает многометровые гирлянды из бумажных цветов, лент, живых или высушенных вьющихся растений, флажков и т.д. Эти гирлянды протягиваются, многократно перекрещиваясь, через весь зал к сцене и крепятся под потолком так, чтобы не мешать зрителям из зала видеть всю сцену.

Так как свадебный обряд включает в себя много различных этапов и имеет определенную последовательность, зрителю необходимо пояснять суть происходящего. Если пояснения будет делать ведущий, то это будет нарушать ход праздника и мешать его целостному восприятию. Поэтому здесь уместно применить метод визуальной информации, т.е. при помощи надписей (как титры в кино) пояснять, какое действие зрителю предстоит увидеть. Для этой цели с двух сторон сцены прикрепляются держатели для транспарантов. Это могут быть два ремешка, прибитые на расстоянии метра друг от друга, в которые вставляется табличка с надписью. Все надписи должны быть сделаны на картоне крупным шрифтом, чтобы сидящие в конце зала зрители могли их прочесть.

Транспаранты для левой стороны сцены:

1. «Сватовство» (висит на сцене на протяжении 1 -4-го акта).

2. «Свадьба» (висит на сцене на протяжении 5—10-го акта).

Транспаранты для правой стороны сцены:

1. «Утро венчального дня у жениха».

2. «Утро венчального дня у невесты».

3. «Церковь. Венчание».

4. «Встреча свадебного обряда».

5. «Обряд повивания».

6. «Выкуп приданого».

7. «Свадебное одаривание (каравай)».

8. «Свадебный обед».

9. «Утро второго дня».

Во время праздника эти транспаранты в соответствующей последовательности, меняет юноша, одетый в русский народный костюм.

Кроме того, над сценой помещается большой транспарант с надписью «Русская народная свадьба», а по залу развешиваются транспаранты с пожеланиями молодым: «Совет да любовь», «Венец — всему делу конец», «Не бери приданое, бери милу девицу», «С милым рай и в шалаше» и т.д.

Для того чтобы сделать праздник более точным этнографически, вам надо постараться при помощи учеников школы разыскать и оформить сцену и зал следующими предметами и вещами крестьянского быта: самовар, расписная деревянная посуда для свадебного пира, кадка, ушат, ухват, кочерга, туески, плетеные корзинки, кованый сундук, лампады, вышитые полотенца, орудия крестьянского труда (деревянные грабли, коса, серп), снопы пшеницы, овощи, букеты высушенных лекарственных трав и т.д. Все эти предметы и вещи надо разместить по сцене и залу таким образом, чтобы они гармонично вписывались в интерьер и не мешали участникам праздника.

«Красный угол» избы украшается двумя-тремя иконами. Эти иконы должны быть легкими, чтобы их могли удержать картонные стены. Такие иконы легко сделать из больших репродукций православных календарей. Иконы обрамляют вышитым полотенцем, как это обычно делали в русских домах. На окна вешаются занавески из белой с кружевами или вышитой ткани. Шнурок от занавесок пропускается через отверстия на другую сторону стены и там закрепляется. В «красном углу» перед иконами подвешивается лампада. Для того чтобы лампада постоянно горела, в нее нужно вмонтировать лампочку с батарейкой от карманного фонарика. Вдоль стен расставляются лавки, а в «красный угол» — стол, покрытый вышитой скатертью. На стол ставиться деревянная расписная посуда с различными закусками: каравай (хлеб-соль), пироги, пряники, соления и т.д. У печки на лавке можно поставить самовар, ушат, ведро «с водой», а рядом с лавкой — ухват, метлу, кочергу. На стену у печи повесить букеты лекарственных трав. На печь положить большие валенки.

Если у вас на сцене и в зале остались пустые углы или простенки, то туда вы можете на небольших лавочках поставить корзины с овощами и фруктами (в зависимости от сезона), кадушки, коробы, туески, разложить и развесить орудия сельскохозяйственного труда, снопы пшеницы или ржи. Основным богатством невесты и праздничным убранством каждой свадьбы были полотенца (рушники). Если у вас их наберется достаточное количество, то можно ими украсить стены зала.

Найти настоящий сундук, в котором привозится во время свадьбы приданное невесты, очень трудно, да к тому же он большой и тяжелый. Но его можно легко сделать из большой коробки от телевизора. Вся коробка обклеивается белой бумагой. Верхняя крышка вырезается с трех сторон, чтобы можно было открывать «сундук». Затем коробку расписывают под «сундук». Прорези с боков коробки вполне подойдут для переноски «сундука» с места на место.

Для имитации «свадебного поезда» вам нужны 2—4 лошади, которых можно изобразить в виде нарисованных на картоне лошадиных голов, прикрепленных к палкам (рис.).

Рис. Макет лошади

Уздечка делается из кожаных ремешков и надевается на «лошадиную морду». Гривы «лошадей» украшаются лентами и цветами. Когда свадебный поезд отправляется за невестой и в церковь, то рядом с «лошадьми», с двух сторон, становятся двапарня, которые держат в руках над головами «лошадей» большую оглоблю (настоящую или бутафорскую) с прикрепленными к ней бубенцами. Оглобля вырезается из плотного картона (если нет настоящей) и соответственно расписывается. «Повозники» (кучера) садятся на палку «верхом», берут в руки уздцы и, размахивая кнутами, ведут за собой «свадебный поезд».

Костюмы

Праздник «Русский свадебный обряд» должен быть полностью костюмирован. Как это сделать? Вот несколько вариантов:

1. Взять для всех участников там, где есть такая возможность, костюмы напрокат. Минус — прокат стоит дорого, да и подобрать нужные размеры непросто.

2. Сшить самим по музейным образцам. Подробное описание технологии пошива и эскизы костюмов вы можете найти в книге Ф.М. Пармона «Русский народный костюм» (М., 1994.). Минус — потребуются большие денежные затраты на покупку ткани и сопутствующих материалов. Кроме того, на такое большое количество участников праздника сшить костюмы в короткие сроки невозможно.

3. Самый оптимальный способ решить эту проблему — это сшить стилизованные русские народные костюмы. Но для жениха и невесты (два наряда) все-таки необходимо сшить костюмы, близкие к народной традиции (рис.).

Рис. Костюмы жениха и невесты

Было бы очень хорошо, особенно если вы живете в сельской местности, поискать русские народные костюмы в сундуках у бабушек. Найти их в некоторых регионах нашей страны еще можно.

Итак, как же решить эту проблему в массовом порядке? Очень просто. Под руководством учителя обслуживающего труда организуется изготовление стилизованных русских костюмов из старых мужских и женских вещей, которые ученики приносят из дома (можно по бросовой цене купить старые вещи на рынках, где продается так называемая «гуманитарная помощь» из стран дальнего зарубежья).

Группа пошива каждого класса обеспечивает костюмами всех своих выступающих. Эту работу девочкам можно зачесть как учебную практику и поставить им за это отметки.

Для изготовления женского стилизованного русского народного костюма подойдут любые (ситцевые в цветочек и однотонные) старые платья мам и бабушек. У платья отрезаются рукава и ворот. Вырез и проймы обшиваются цветной лентой или тесьмой. Тесьмой украшается и подол сарафана. Сарафан также легко сконструировать из длинной юбки. Для этого нужно юбку поднять до подмышек и к поясу юбки пришить бретельки, обшить лентами и кружевами кокетку и подол. Можно просто старое платье подогнать под размер модели и украсить его шитьем, кружевами, тесьмой в соответствии с русской традицией. Праздничный передник сможет сшить любая девочка, надо только обильно его украсить кружевами, лентами и имитацией вышивки. Головные уборы: сороки, кички, девичьи повязки, ленты шьются по образцу, взятому из любого издания по русскому народному костюму. На ноги надеваются лапти, вязаные чуни или кожаные туфли на невысоком квадратном каблуке.

Мужской костюм конструируется так же легко, как и женский. Подойдут любые мягкие широкие штаны. Штанины заправляются в сапоги или обрезаются по щиколотку и обматываются портянками. Портянки закрепляются под коленом. На ноги обуваются лапти или чуни. У старой мужской рубашки любой расцветки (лучше белой или ситцевой в цветочек) отпарывается ворот и манжеты. Рукава укорачиваются в соответствии с ростом модели. Спереди на рубашке обрезаются все пуговицы, и передняя застежка наглухо зашивается. Делается разрез с боку ворота (косоворотка). Затем рукава внизу и вверху, низ рубахи и ворот с боковым разрезом обшивается несколькими рядами тесьмы или лентами. Пояс вяжется или шьется из яркой ткани, лучше красной.

Дорогую тесьму и ленты можно заменить полосками цветного ситца или шелка, которые нарезаются из старых женских платьев или юбок. На головы и плечи набрасываются платки с русским узором или павловопосадские шали.

Стилизованными костюмами можно обеспечить всех участников за три недели и приступить к репетициям спектакля уже в костюмах. Это позволит актерам привыкнуть к костюму и войти в образ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...