Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этнографический комментарий




Свадьбы обычно играли осенью, закончив полевые работы, — от Успения Пресвятой Богородицы (с 28 августа по новому стилю) до Филиппьевского поста (27 ноября); иногда в зимнюю пору — от Крещения (19 января) до Масленицы и в первое воскресенье после Пасхи — на Красную горку. В пост никогда не сватались и свадеб не играли.

Женились лет в 16—17: кому было за двадцать, те считались засидевшимися; неженившегося мужчину называли «бобылём». Если парень начинал гулять, то его считали «улишником», «бабником», а соблазненную девушку — «блудницей». Обычно молодежь в селе звали так: «девки» и «парни».

Родители сами решали судьбу детей, шли сватать по своему выбору. Жених, как правило, не знал, кого ему сватают. Богатые сходились с богатыми, бедные с бедными. Но чтили и семью, которую выбирали, достойная она (порядочная, справедливая) или недостойная.

Прежде чем пойдут сваты, родственники жениха посылают «сходатого» свата или «сходатую» сваху, чаще женщину из своей родни, обычно пожилую и бойкую. Она разузнает в разных местах: где не против отдать девку? Побывает и тут и там: придет будто за солью, а сама оценит обстановку. В родне невесты сразу поймут цель такого визита, а если не хотят отдавать девку или не нравится жених, то говорят прямо: «Нехай не ходят, мы не отдадим в этот дом».

Сватовство

Сватать идут из родни жениха — его отец или сестра отца, и обязательно крестная мать, — обычно пожилые мужчина и женщина или две женщины, желательно говорливые. Сам жених не ходит. Сватают в среду или в пятницу. Собираясь, берут поясок и связывают им рогачи (ухваты для чугунка): на удачу, чтобы не отказали. Несут с собой еду — курицу, блины, кусок сала, хлебину и бутылочку. Заходят в дом, садятся или становятся у дверей, но главное — не проходят за матицу (деревянная перекладина на потолке). Если матицу перейти без разрешения, то девушку не отдадут замуж. Невесты дома нет. Все проходит без нее.

Как только обе стороны решают говорить о деле, гости переходят матицу и начинается сватовство. Если родители невесты дали согласие, то после этого обязательно молятся Богу: после этого отказываться от своего слова уже грешно. Сват наливает из бутылочки «молёный стакан» и обносит им всех гостей. Чтобы свадьба не расстроилась, женихова родня обещает на прощание богатые подарки дать и прийти с пропоем.

Вернувшись с гулянья домой, невеста узнает, что просватана. Но идти смотреть, куда ее замуж отдадут, было не дозволено. На престольный праздник жених мог пригласить невесту к себе на обед. А примерно через неделю, в воскресенье был пропой.

Пропой

В этот день в дом невесты приходят ее подруги, родня и близкие жениха, несут блины и курицу, будущая свекровь готовит сдобные булочки и калачи. Самого жениха при этом нет. Обе стороны знакомятся друг с другом. Гости садятся за стол, поют много песен, едят и пьют — «пропивают» невесту. Девок за стол не сажают, у них свое место — в стороне, «у куту» (в углу хаты возле печи). Они стоят там и поют песни. Девкам, которые были на пропое, невеста раздает «работу», которую надо подготовить к свадьбе: кому шить рубахи, кому вышивать, кому вязать чулки. Им вручают холстину и нитки.

Сговор

После пропоя был сговор. Он проходил в доме невесты. Это был вечер помолвки (в русских деревнях его называли по-разному: смотрины, вечерины, рукобитье). На сговор вновь приходили жениховы сваты, его родня и сам жених. Гости приносили в узлах свой обед — калачи, курицу, холодец. Жениховых сажали за первый стол, а своих подальше, в кухне, и угощались. Потом невестина родня все убирала и ставили свой обед. Звали жениха и невесту. Если они не знали друг друга, то их знакомили. Становились рядом, «рука об руку». Им наливали по стакану, и невеста должна была обратиться к родным жениха: назвать свекра — батюшка, свекровь — матушка, дядю — дядюшка, тетю — тетушка и т.д. Все с замиранием слушали, как она будет говорить. Жених объяснял ей, кто из его родни подходит. Она, в свою очередь, называла ему своих близких. А он говорил так — «тесть», «теща», «дядя», «тетя». Потом невеста одаривала будущую родню, обычно платками. На сговоре обсуждали также приданое невесты и заказывали дары всей жениховой родне. В XX веке обряды пропоя и сговора совместили.

Подготовка к свадьбе

Сразу после пропоя и сговора невестина родня — отец, мать и братья шли в дом жениха «глядеть место и палаты», где будут спать молодые. Мужчины обходили двор, скотину, скирды. В хату жениха заходили только пожилые — посмотреть, как он живет. Там их встречали и угощали.

Тогда же, после сговора, выбирали свашек — одну от жениха, другую от невесты. Выбирали также дружку с поддружъем — первого со стороны жениха, другого от невесты. Это были старший брат или молодой дядя. На свадьбе они были свидетелями и должны были хорошо знать весь свадебный обряд, так как выполняли роль тамады.

Подруги ходили к невесте готовить приданое. Помогали и родичи. Самые лучшие подарки предназначались крестным родителям и родителям жениха. Им всем вышивали по рубахе. Золовкам (сестрам будущего мужа) — платки; деверьям (его братьям) — рубахи. Себе невеста должна была «справить поневу». До замужества девушки ходили в белых рубахах и сарафанах, на голове — лента или перевязка (невысокий обруч, обшитый позументом), поверх перевязки платок. После замужества наряд менялся. Для поневы (юбки) ткали специальное полотно, которое расшивали разноцветными шерстяными нитками. Для жениха невеста вышивала пояс, белую рубаху с шелковыми «дорогими» лентами по подолу, вязала чулки, носки и варежки (обязательно из первой стрижки ягнят).

Богатый жених готовил для молодой кованые башмаки из кожи, новую шубу из овчины. Он покупал ей гребешок, зеркало, сережки. Обручальные кольца в старину пробивали из трехкопеечной монеты и протирали наждаком. Их берегли всю жизнь. Женихова родня также готовила подарки в дом невесты — белые рубахи, подпояски (пояса), платки. Самым богатым подарком считалась понева. Обмен предметами одежды между родными жениха и невесты был символом укрепления брачного союза.

Свадьбу ожидали до года, а то и дольше, чтобы успеть подготовить дары жениху и его родным. Поэтому во многих семьях девочки уже с семи лет начинали готовить приданое. Если «сундук готов», то свадьбу не затягивали, стараясь избегать разговоров и пересудов.

Свадьбу назначали не только в воскресенье, но и в постные дни — среду и пятницу. Накануне родители невесты шли в церковь договариваться с батюшкой, и он оглашал свадьбу. Венчать разрешалось, если не было сродства в третьем поколении. На свадьбу звали обычно человек 50 — родных, друзей, подружек. Смотреть на свадьбу приходило все село.

Перед свадьбой запасались курятиной, утятиной, бараниной. Варили брагу. Родня жениха пекла обычный хлеб для застолья. У невесты и у жениха пекли также хлеб-соль (с солонкой наверху и без сдобы) и каравай (со сдобой, сладкий).

Девичник (девишник)

Девичник — это последний вечер перед свадьбой, который невеста проводила с подругами. К ночи в доме невесты собираются девки, рассаживаются у стола. Так они будут сидеть до приезда дружки и повозников, которые на следующий день повезут невесту к венцу. Под иконами в «святом углу» сидит «святная» девушка — любимая подружка невесты или сестра жениха. Каждая из девушек получает по «шишке» (маленькие круглые булочки из простой муки) и величает невесту.

Невеста берет свой косник — ленточку, которую раньше вплетала в косу, и отдает любимой подруге. Это ее обрядовый дар. Невеста плачет — это прощание с девичьей волей, родными, подругами и желание избавить себя от будущих горестей.

Поздно вечером на девичник заходят «рубашники» (ребята или мужчины, от 3 до 9 человек) во главе с поддружьем, которые забирают у невесты свадебные дары и несут их жениху. Это рубашка, нарядный пояс, штаны, носки, варежки и платочек. Приход «рубашников» в дом жениха считался началом свадьбы. «Рубашники» предлагали купить у них рубаху, торговались и не отдавали рубаху, пока не получат выкуп. Если «рубашники» остались довольны угощеньем, значит, вся свадьба потом пойдет хорошо.

Утро венчального дня

Наступает утро венчального дня. Пора готовиться к венцу. Невеста должна искупаться. Кто-нибудь из родни ведет ее в баню.

Утром приходит свашка. Она в самом лучшем своем наряде, в сороке. Вместе с матерью они наряжают невесту — обязательно в углу, возле печки. На невесту надевают нижнюю бельевую рубаху без вышивки (потом эту венчальную рубаху долго хранят), сверху нарядную рубаху, сарафан с поясом. На голове белый венчальный платок. Поверх него — красивый праздничный платок.

Ожидая приезда жениха, невеста садится к столу, на лавку, где обязательно постелен белый войлок — чтобы «была богатая»! Войлок готовили заранее, никогда его не стирали и после свадьбы берегли. Невеста сидит и плачет — у ней «отходит воля». Девки со всех сторон обступают стол и играют (поют) песни.

Готовятся к венцу и у жениха. Сам он наряжается в свадебную рубаху от невесты. Собирают свадебный поезд. Приготовления делают одни мужчины, это повозники (повоз-ник — кучер). С ними и жених. Потом он остается дома, за невестой едут без него. Повозники во всем праздничном — богато вышитых рубахах с красными поясами. Главный повозник — дружке. У дружки за поясом плеть, которой он хлопает по воздуху, земле, полу (под ударами кнута, по народным поверьям, отступала нечистая сила). Подводой правит подводчик, обычно брат или зять жениха.

Свадебный поезд — это несколько пар запряженных лошадей. Меньше двух быть не могло. Обычно 5—6 подвод, доходило и до 20, смотря, сколько звали родни и гостей. Зимой это были теплые сани, а осенью тарантасы. Тех, кто ехал на поезде, называли поезжанами, боярами. Поезд празднично снаряжен, упряжь была очень красивая, вся блестела. Лошадей заранее чистили, хорошо кормили и даже специально готовили им наряд. В гривы вплетали ярко-красные ленты. Тройку, на которой поедет невеста, накрывали попоной. Дуги обматывали кумачом и цепляли под них колокольчики и бубенцы: по их звону было сразу ясно, что едет свадьба. На каждой подводе пели разные песни, частушки, играли на гармошке.

Выкуп невесты

Поезд подъезжает к дому невесты. Ворота закрыты, возле них собрались сельчане: не пускают, пока дружка не достанет бутылочку и деньги. Надо заплатить дань за невесту. Это один из самых древних русских обычаев. Так начинается выкуп невесты.

Приехавшие повозники с родней жениха входят в дом. Невеста сидит за столом, но подруги и детишки загораживают ее от гостей. Обычай скрывать невесту имеет обрядовое значение, в том числе связанное с оберегом от дурного глаза. Повозники кнутами прогоняют на печку детишеки пытаются вытащить из-за стола девушек. Те торгуются, требуют налить водки и «позолотить» стакан. Девкам дают выкуп — копеек по 10, надо выпить стакан, накрыть его ладонью и позвенеть мелочью в стакане, «чтобы невеста была богатая»! После чего девки вылезают из-за стола, это значит, что они отдают невесту повозникам. Итак, невесту выкупили. Повозников сажают за стол и угощают. Им повязывают рушники через плечо, справа налево, чтобы отличать от других гостей.

Когда повозники встают, то к столу выводят невесту — пришло время расставаться с родным домом. Невеста подходит к подругам и прощается с ними. Потом идет к родным и плачет. Ее отец берет в руки хлеб-соль, а мать икону и благословляет. Невеста молится, затем целует икону, хлеб, отца и мать. Она кланяется им в ноги. Икону возьмут с собою в церковь, а хлеб-соль оставят на столе в святом углу, под Божницей, стол никогда не должен быть пустым!

Свашка с иконой-благословением первая выходит из дома, за ней невеста, поддружье, потом гости невесты и те, кто приехали от жениха. Заводят веселые свадебные песни и пляшут. Невеста крестится на каждом пороге, молится на каждом перекрестке. Она садится в телегу, с ней свашка, дружка и подружка. Отъезжают.

Венчание

Жениха также благословляют его родители, и он едет от своего дома к церкви (о времени заранее договариваются). Рядом с ним его свашка, у нее в руках икона, которой благословили жениха. Так порознь съезжаются к церкви.

Возле храма жених и невеста сходятся «рука об руку»: так они должны быть целый день, чтоб их никто «не разбил». Перед алтарем ставят привезенные иконы — к Спасу от жениха и к Богородице от невесты. Невестина свашка кладет на пол небольшой платочек: кто первый наступит, тот и будет главным в доме. Другим платком связывают руки жениха и невесты. Невеста стоит по левую руку от жениха. Позади каждого своя свашка. Священник берет обручальные кольца и вносит в алтарь, оставляя их на престоле, затем выходит для священнодействия — так начинается обручение, а после — таинство венчания. По окончании кто-нибудь из родни невесты должен обязательно положить платок на образ «Всех скорбящих Радость».

Благословление и повивание

От церкви свадебный поезд направляется к дому жениха. Невеста садится на женихову подводу, и они едут уже вместе. С ними две свашки, которые везут иконы и узел для повивания: в нем сорока, расшитый рушник, две повивальные свечи и расческа для жениха.

Собравшиеся около дома жениха односельчане громко кричат: «Едут, едут!», и тогда родители жениха выходят на улицу, ворота уже открыты. Отец несет хлеб-соль, который новобрачные целуют после поклона. У матери в руках веник. Она прометает дорогу жениху и невесте с самой улицы, по двору и в дом до порога. Дорогу очищали потому, что боялись порчи: злые люди могут набросать под ноги «наколдованного» пшена или «нехорошей соли».

Входят в хату. На полу шуба из овчины мехом наружу. Жених и невеста становятся на нее, кланяются в ноги. Родители благословляют их. Жених, а за ним невеста по очереди целуют икону, хлеб-соль, отца и мать. Невеста проходит к лавке у стола и садится на войлок. Жених идет к ней, целует и садится рядом. Из узелка, который везли свашки, достают рушник. Его берут мальчики — «дядьки» один от жениха, другой от невесты, обязательно неженатые. Им лет по 12—13. Если они не высоки ростом, то им подставят стульчики, чтобы были повыше: «дядьки» растягивают рушник, на концах которого зажигают свечи, и закрывают невесту и жениха от зрителей. Невеста не должна быть видна — «чтоб не сглазили»!». Свашки, также отгороженные от гостей, стоят по другую сторону рушника.

Начинается обряд повивания: невесте будут расплетать косу и менять головной убор с девичьего на женский. Одна из свашек спрашивает, обращаясь к дружке с подцружьем: «Дружка с подцружьем, с честным поездом, благословите молодому князю кудри расчесать, а молодой княгине косу расплесть». Они им отвечают: «Бог благословит, и мы благословляем». Тогда женихова свашка начинает медленно расчесывать ему волосы, а невестина — расплетать ей косу, чтобы одеть сороку. Она же и запевает неспешную повивальную песню.

Волосы расчесывают надвое, сплетают «по-бабьи» на затылке, завязывают пучок, к макушке прикрепляют кичку с рогами, а сзади подзатылен и, наконец, поверх рогов — шапочку-сороку. На ней золотыми нитями расшиты солярные знаки — символы солнца. Невесту повили — это конец девичьей жизни. Теперь ее будут называть иначе: она уже «молодая», то есть замужняя женщина, а жених «молодой». Закончили петь и плясать. В хате воцаряется тишина. Трижды рушником, на концах которого горят свечи, обводят вокруг головы жениха и невесты — так свашки «свивают молодых». Закрывая их собой, они поворачиваются к дружке и поддружью. Те просят: «Раскройте, раскройте молодых». Не раскрывают, а говорят: «Как дадите золотых — так покажем молодых, а не дадите золотых — не покажем молодых». У дружки с поддружьем при себе бутылочка, они наливают свашкам по стакану и бросают туда деньги. Свашки потрясут этой мелочью, трижды поменяются стаканами, лишь потом отойдут и раскроют молодых.

Выкуп приданого

Тем временем, пока невесту повивали, ее родня во главе с крестной матерью везет к дому приданое — постель и сундук. В нем холсты, наряд и дары. У бедной невесты была парочка холстов и немного одежды. У богатой невесты сундук был полон: поневы, рубахи, вязаные шерстяные чулки, домотканые скатерти, рушники на иконы и портреты в хате, утирки для умывания, дежники для хлеба. Постель — перины, одеяла, подушки из куриных перьев.

Возле ворот жениха собрались односельчане. Выходит его родня, начинают торговаться, выкупая сундук и постель. С подводы им говорят: «Вот, привезли мы вам товар. Не купите, так дальше повезем». — «Везите назад, нам не нравится». Покочевряжившись, родня жениха смягчается и дает за приданое деньги — кто сколько сторгует, или водку, которую наливают не только приглашенным на свадьбу, но и всем зрителям.

Выкуп сделан. Сундук вносят в дом, на него кладут постель. Невестина свашка достает из сундука рушники и развешивает по всему дому. Когда она все повесит, позовет свата: «Сват, иди погляди, как я принарядила. Сколько концов, столько и стаканцов!» Сват несет ей бутылочку. Она наливает себе и всем, кто находится в доме. Тогда же родственники жениха дают выкуп за невесту — обычно кладут в рюмку деньги, в старину копеек по 10.

Свашки, взяв в сундуке поневу для молодой, ведут ее вместе с мужем на кухню или в другой двор, к соседям. Там ее опять будут обряжать в полный женский наряд. С невесты снимают сороку, сарафан и оставляют ее в одной рубашке. Затем надевают ей поневу, расшитую древним орнаментом — знаками земли и плодородия. Наконец, молодая в сороке и в поневе. «Понева оденется — воля переменится», — говорили в народе. Так окончательно скрепляют семью и родовые отношения.

Свадебный пир

После переодевания «идут кормить молодых». Им пора пообедать, так как с самого утра они ничего не ели — до венца это не положено. Молодых кормят отдельно ото всех. Еду (курицу) приносит свекровь. Выпить им не дают, а ставят квасок: потомство должно рождаться здоровым.

Потом начинается свадебное одаривание или, по-местному, «озолочение», «каравай». Зовут родителей невесты и ее крестных; новобрачные непременно посреди хаты. Дружка берет каравай и над их головами ломает на три части. Невеста держит стакан, жених стоит с бутылью и наливает туда водку. Невеста кланяется в пояс тому, кто подходит «озолочать», и подносит стакан; поддружье подает к водке кусочек каравая. Каждый, напутствуя молодых, выпивает стакан, закусывая обрядовым хлебом. Невеста одновременно преподносит намеченный дар тому или иному родичу — свекру, свекрови, дядьям, тетям, крестным, золовкам. Однако «дар дари, а отдарочек клади». Дружка держит поднос и собирает деньги и подарки. Встарь давали по 10—20 копеек, а кто и по рублю. Когда одаривают вещами, то складывают их на лавку, а потом относят в сундук. Если же преподносят хозяйственную утварь или домашний скот, то говорят, что это находится во дворе. Дружка подбадривает гостей: «Стаканчик выпивай, сто рублей вынимай, дари — не скупись! Время дарит, казна звенит!» В доме ставят несколько столов и рассаживают всех по родству.

После этого начинается свадебный обед. За первым — «под святыми» (иконами) сидят крестные отцы и матери невесты и жениха, если они не свашки; затем дедушки с бабушками, тети, дяди. Родители невесты сидят в углу, не на почетном месте. На этом же столе под иконами кладут хлеб-соль, которым родители жениха благословили молодых у ворот дома. За этим столом и молодые. За вторым столом — братья родные и двоюродные, но лишь те, кто женат. За третьим — двоюродные тетки и дядьки. Четвертый ставят для молодежи — это подружки, незамужние сестры, неженатые братья. Хозяева, по сельскому этикету, за стол не садятся, а участвуют в трапезе стоя.

Встает главный сват: «Ну, давайте теперь помолимся Богу». Все поднимаются, крестятся, и кто-нибудь говорит: «Ну, пошли им, Господи, счастья, чтобы дареное пошло им на богатство!» К концу обеда приходят «обыгрывальщики» — девушки и молодые женщины, которых приглашали обыгрывать гостей песнями. Гости знали, что певиц нужно благодарить, поэтому на свадьбу брали с собой денежку. Певицы подбирали песни каждому — и супругам, и холостым, и почтенным, и нерадивым. Кому достанется благое пожелание, а кому и корилка. Те, кого обыгрывали, выходили плясать.

Свадебное гуляние у жениха

Гуляние у жениха в разгаре. Гости много поют и пляшут. Кто-нибудь из мужчин играет на жалейке, в наши дни на гармошке, и тут частушкам нет конца!

Когда начинают расходиться, опять крестятся. Невеста расстается со своими родными, провожая сначала сестер и братьев, потом мать с отцом. Она выводит их, по местному этикету, до самых ворот. Невеста плачет навзрыд, ведь она навсегда остается у чужих людей! Жениховы родственники, однако, не уходят, и свадьба еще продолжается, — в этот день гуляли, кто сколько захочет. Опять садятся ужинать, но молодым пора спать. Обе свашки стелят им постель в отдельной горнице (клети). Затем дружка со своей женой по обычаю отправляются туда «греть постель». Лишь после этого поддружье приводит молодых. Жена должна разуть мужа, стянуть с него сапоги и чулки. Их оставляют одних. Жена раздевается сама, оставаясь в одной рубашке. Впереди брачная ночь. Так заканчивается первый день свадьбы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...