Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акцентологические нормы (ударение)




Эти нормы представляют собой сложности, т.к. характеризуются след. особенностями:

1) в отличие от многих европейских языков, где ударение зафиксированно на определенном слоге, русское ударение является разноместным, т.е. может падать на любой по счету слог в слове. Разноместность русского ударения дает возможность разграничивать грамматические формы одного и того же слова. Например, протянул рУки - не подал при встрече рукИ, светлые стЕны - стол стоит у стенЫ, насЫпать - насыпАть. Также ударение может нести смыслоразличительную функцию : зАмок - замОк. БрОня - бронЯ.

2) русское ударение характеризуется как подвижное или неподвижное. Если в различных морфологических формах ударение падает на одну и ту же часть слова, то такое ударение называют неподвижным. Например, я звонЮ, ты звонИшь, он звонИт, вы звонИте, они звонЯт и т.д. Если при изменении слова ударение смещается, то такое ударение называется подвижным. Например, понЯть, он пОнял, она понялА.

 

Возможны акцентологическте варианты:

1 - варианты бывают равноправными, т.е. обсолютно взаимозаменяемы, не имеющие никакой дополнительной стилистической окраски. ТвОрог и творОг.

2 - два варианты нормы, один из которых является основным. Отдал / разг. отдАл.

3 - запрещенные варианты. ЗвОнит - грубо недопустимо.

 

Причины возникновения ошибок:

1) незнание происхождения слова

2) отсутствие в печатном тексте быквы ё

3) плохое знание морфологии. Прежде всего склонения существительных. Брелок - нет брелока, грабли - грабель. Простыни - нет простынь.

 

Таблица

 

Имена существительные с постоянным ударением

АэропОрт, аэропОрта, аэропОрты, аэропОртах

ВОзраст, о вОзрастах, вОзрастами

пЕтля, пЕтлями, о пЕтле

СвИтерь. СвИтеры, свИтерах

ТОрт, тОрты, тОртами

ТУфля, тУфли, тУфлями, тУфель

 

Нормы интонации

Интонация – это система изменений относительной высоты тона в слоге, слове или целой фразе.

Существует два типа интонационных средств (интонем):

1) фразовые акценты или фразовые ударения. Они размещаются преимущественно на ударных слогах слов и их признаком является перелом тона. Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции интонации. Направление движения тона указывает на цель высказывания (иллокуция), а также определяет место фразового акцента. Он называется фокус(х).

2) интегральные или неакцентные характеристики. Интонационные группы охватывают все предложение целиком или делит его на фрагменты.

Функции интонации:

1. Семантическая (сема=знак). Это выражение цели высказывания, различение частей высказывания по смысловой значимости и деление высказывания на тему (t), рему (R) и элементы перехода (?).

Тема – это информация, которая уже известна, понятна из контекста или интуитивно.

Рема – это принципиально новая информация, то что мы узнаем из этого предложение.

Элемент перехода – это то, что нельзя однозначно отнести ни к теме, ни к реме.

Пример: Мама Васи приезжает в среду.

Мама Васи – тема, в среду – рема, приезжает – элемент перехода.

2. Экспрессивная функция. Т.е. Выражение эмоций говорящего и воздействие на эмоции слушателя.

3. Синтаксическая функция. Синтаксический фрагмент предложения как правило совпадает в своих границах с интонационной группой. И они имеют единый фразовый акцент.

4. Эвфоническая функция (с греч. Благозвучие). Интонация позволяет чередовать ударные, безударные слоги, что делает ее благозвучнее.

Интонационные конструкции русского языка.

Интонационные конструкции – это базовые модели изменения тона в различных речевых ситуациях.

ИК–1. Эта интонация характеризуется ровным движением тона с его понижением в конце фразы. Используется в повествовательных предложениях. Пример: завершился чемпионат мира по хоккею.

Ремой может быть все предложение целиком.

ИК–2. Характеризуется плавным повышением тона и резким и сильным его падением в конце интонационной группы. Она очень активно используется в разговорной речи и может использоваться в целом ряде ситуаций:

1) интонация отмечает рему, причем предложение произносится как будто с обидой.

2) используется в частных вопросах(вопросах с вопросительным словом). Обычно собеседник возмущен. В подобных предложениях возможно смещение фокуса с вопросительного слова на какое либо другое, что приводит к дополнительной смысловой нагрузке.

3) используется в побудительных предложениях.

4) может использоваться при чтении стихов в конце строки.

ИК–3. Такая интонация отмечает тему. Используется при перечислении. Такая же интонация используется в просьбе. Используется при переспросе.

ИК–4. Используется в вопросах с А...? Эта интонация может использоваться в приглашениях. Может использоваться при перечислении, причем говорящий очень серьезно относится к предмету разговора (хвастается). Может использоваться в повествовательных предложениях, причем также с оценкой «важно».

ИК –5. Тон повышает, остается стабильным, потом понижается. Для существования этой интонации необходимо минимум три слога. Эта интонация всегда передает положительную оценку. Используется в оценочных конструкциях. Говорящий как бы проговаривает по слогам. Также может использоваться в восторженном перечислении и очень активно используется в рекламе.

ИК–6. Тон резко повышается и остается наверху, не опускаясь даже в конце предложения. Основным значением этой интонации является оценка. Фокус находится на ударном слоге того слова, которое оценивается. Также интонация может использоваться в значении количества. Эта интонация заставляет собеседника завидовать вам. также используется в переспросе с повторением вопроса. Также в проблематичных вопросах.

ИК–7. Резкое повышение тона, наверху тон обрывается.. Всегда передает негативную оценку.

Алгоритм анализа текста.

1. Необходимо поделить предложение на интонационные фрагменты. Их границы совпадают со знаками препинания или с паузами в речи.

2. Необходимо найти тему, рему, элемент перехода.

3. В каждом фрагменте необходимо определить интонационную конструкцию.

 

Лексические нормы современного русского языка

Лексические нормы – это правила употребления слова с тем значением, стилистической окраской и лексической сочетаемостью, которые присуще ему как единице литературного языка.

Нарушение лексических норм – самая распространенная ошибка (использование слова с несвойственным ему значением).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...