Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Акцентологические нормы (ударение)
Эти нормы представляют собой сложности, т.к. характеризуются след. особенностями: 1) в отличие от многих европейских языков, где ударение зафиксированно на определенном слоге, русское ударение является разноместным, т.е. может падать на любой по счету слог в слове. Разноместность русского ударения дает возможность разграничивать грамматические формы одного и того же слова. Например, протянул рУки - не подал при встрече рукИ, светлые стЕны - стол стоит у стенЫ, насЫпать - насыпАть. Также ударение может нести смыслоразличительную функцию : зАмок - замОк. БрОня - бронЯ. 2) русское ударение характеризуется как подвижное или неподвижное. Если в различных морфологических формах ударение падает на одну и ту же часть слова, то такое ударение называют неподвижным. Например, я звонЮ, ты звонИшь, он звонИт, вы звонИте, они звонЯт и т.д. Если при изменении слова ударение смещается, то такое ударение называется подвижным. Например, понЯть, он пОнял, она понялА.
Возможны акцентологическте варианты: 1 - варианты бывают равноправными, т.е. обсолютно взаимозаменяемы, не имеющие никакой дополнительной стилистической окраски. ТвОрог и творОг. 2 - два варианты нормы, один из которых является основным. Отдал / разг. отдАл. 3 - запрещенные варианты. ЗвОнит - грубо недопустимо.
Причины возникновения ошибок: 1) незнание происхождения слова 2) отсутствие в печатном тексте быквы ё 3) плохое знание морфологии. Прежде всего склонения существительных. Брелок - нет брелока, грабли - грабель. Простыни - нет простынь.
Таблица
Имена существительные с постоянным ударением АэропОрт, аэропОрта, аэропОрты, аэропОртах ВОзраст, о вОзрастах, вОзрастами пЕтля, пЕтлями, о пЕтле СвИтерь. СвИтеры, свИтерах ТОрт, тОрты, тОртами ТУфля, тУфли, тУфлями, тУфель
Нормы интонации Интонация – это система изменений относительной высоты тона в слоге, слове или целой фразе. Существует два типа интонационных средств (интонем): 1) фразовые акценты или фразовые ударения. Они размещаются преимущественно на ударных слогах слов и их признаком является перелом тона. Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции интонации. Направление движения тона указывает на цель высказывания (иллокуция), а также определяет место фразового акцента. Он называется фокус(х). 2) интегральные или неакцентные характеристики. Интонационные группы охватывают все предложение целиком или делит его на фрагменты. Функции интонации: 1. Семантическая (сема=знак). Это выражение цели высказывания, различение частей высказывания по смысловой значимости и деление высказывания на тему (t), рему (R) и элементы перехода (?). Тема – это информация, которая уже известна, понятна из контекста или интуитивно. Рема – это принципиально новая информация, то что мы узнаем из этого предложение. Элемент перехода – это то, что нельзя однозначно отнести ни к теме, ни к реме. Пример: Мама Васи приезжает в среду. Мама Васи – тема, в среду – рема, приезжает – элемент перехода. 2. Экспрессивная функция. Т.е. Выражение эмоций говорящего и воздействие на эмоции слушателя. 3. Синтаксическая функция. Синтаксический фрагмент предложения как правило совпадает в своих границах с интонационной группой. И они имеют единый фразовый акцент. 4. Эвфоническая функция (с греч. Благозвучие). Интонация позволяет чередовать ударные, безударные слоги, что делает ее благозвучнее. Интонационные конструкции русского языка. Интонационные конструкции – это базовые модели изменения тона в различных речевых ситуациях. ИК–1. Эта интонация характеризуется ровным движением тона с его понижением в конце фразы. Используется в повествовательных предложениях. Пример: завершился чемпионат мира по хоккею. Ремой может быть все предложение целиком. ИК–2. Характеризуется плавным повышением тона и резким и сильным его падением в конце интонационной группы. Она очень активно используется в разговорной речи и может использоваться в целом ряде ситуаций: 1) интонация отмечает рему, причем предложение произносится как будто с обидой. 2) используется в частных вопросах(вопросах с вопросительным словом). Обычно собеседник возмущен. В подобных предложениях возможно смещение фокуса с вопросительного слова на какое либо другое, что приводит к дополнительной смысловой нагрузке. 3) используется в побудительных предложениях. 4) может использоваться при чтении стихов в конце строки. ИК–3. Такая интонация отмечает тему. Используется при перечислении. Такая же интонация используется в просьбе. Используется при переспросе. ИК–4. Используется в вопросах с А...? Эта интонация может использоваться в приглашениях. Может использоваться при перечислении, причем говорящий очень серьезно относится к предмету разговора (хвастается). Может использоваться в повествовательных предложениях, причем также с оценкой «важно». ИК –5. Тон повышает, остается стабильным, потом понижается. Для существования этой интонации необходимо минимум три слога. Эта интонация всегда передает положительную оценку. Используется в оценочных конструкциях. Говорящий как бы проговаривает по слогам. Также может использоваться в восторженном перечислении и очень активно используется в рекламе. ИК–6. Тон резко повышается и остается наверху, не опускаясь даже в конце предложения. Основным значением этой интонации является оценка. Фокус находится на ударном слоге того слова, которое оценивается. Также интонация может использоваться в значении количества. Эта интонация заставляет собеседника завидовать вам. также используется в переспросе с повторением вопроса. Также в проблематичных вопросах. ИК–7. Резкое повышение тона, наверху тон обрывается.. Всегда передает негативную оценку. Алгоритм анализа текста. 1. Необходимо поделить предложение на интонационные фрагменты. Их границы совпадают со знаками препинания или с паузами в речи. 2. Необходимо найти тему, рему, элемент перехода. 3. В каждом фрагменте необходимо определить интонационную конструкцию.
Лексические нормы современного русского языка Лексические нормы – это правила употребления слова с тем значением, стилистической окраской и лексической сочетаемостью, которые присуще ему как единице литературного языка. Нарушение лексических норм – самая распространенная ошибка (использование слова с несвойственным ему значением). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |