Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы передачи чужой речи




Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»): «Ты думаешь? - встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!»(М. Булгаков).

В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только со­держание.

В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачичужой речи: 1) формы прямой передачи (прямая речь), 2) формы косвенной передачи(косвенная речь). Предложения с прямой речью специально предназначены для точного (дословного) воспроизведения чужой речи (её содержания и формы), а предложения с косвенной речью - лишь для передачи содержания чужой речи. Ср.:

Затем он [командир полка Закаблука] сказал, что отлучаться из аэродромных блиндажей командование запрещает и с нарушителями шуток не будет. (Косвенная речь) - Щоб мне не спали в воздухе, а хорошо выспались пэрэд полётом, - объяснил он (В. Гроссман). (Прямая речь)

Эти формы передачи чужой речи являются наиболее распространёнными.

Кроме этих двух основных способов, существуют и другие формы, предназначенные для передачи только темы, предмета чужой речи, для включения в авторскую речь элементовчужой речи.

Тема чужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (И. Тургенев). 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).

Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например: 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский). 2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь (И. Тургенев). 3) Вообще Крым для исторической науки - золотое дно, как заявляют мест­ные любители археологии (М. Горький).

В художественной литературе используется особая форма передачи чужой речи -несобственно-прямая речь.

Прямая речь

Прямой речьюназывается предложение (или предложения), в котором говорящий (пишущий) точно (дословно) воспроизводит чью-то речь, как бы от лица того, кто её произнёс, с сохранением всех её лексических и грамматических особенностей. В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее сказанные, 3) невысказанные мысли. Например: 1) Сы [пожилой литератор] мигал глазом... Затем обнял меня и расцеловал,крича: «В тебе есть что-то несимпатичное, поверь мне! Уж ты мне поверь. Но я тебя люблю. Люблю, хоть тут меня убейте! Лукав он, шельма! С подковыркой человек!.. А? Что? Вы обратили внимание на главу четвёртую? Что он говорил героине? То-то!..» (М. Булгаков). 2) «Да, это ужасно, - говорил я сам себе в своей, комнате, - всё ужасно. И этот салат, и нянька, и пожилой литератор, и незабвенное «пойми», вообще вся моя жизнь» (М. Булгаков). 3) «Это билет с плацкартой, - подумал я, - он куда-то едет...» (М. Булгаков).

Прямая речь сопровождается словами автора, в составе которых обычно употребляются глаголы, обозначающие сам процесс речи или мысли (сказать, заметить, спросить, подумать, согласиться и под.) или сопутствующее ему действие, чаще всего эмоционального характера (улыб­нуться, усмехнуться, ужаснуться, нахмуриться, вздохнуть, удивиться, возмутиться, огорчиться и т. п.), или существительные с тем же значением (мысль, замечание, вопрос и т. п.): 1) «Ничего, живём понемножку», - отве­тил Старцев (А. Чехов). 2)«Они любят золото, как со­роки», - засмеялся доктор (К. Паустовский). 3) «Парнишка лёг?» - послышался через минуту шёпот Панте-лея (А. Чехов).

Слова автора могут предшествовать прямой речи, следовать за ней или вкрапляться в неё, разрывая её на части (см. приведённые выше примеры).

Сама прямая речь многообразна по структуре. Она может быть простым или сложным предложением, которые варьируются по цели сообщения (повествовательные, вопросительные и побудительные высказывания) и по наличию/отсутствию эмоциональной окраски (восклицательные и невосклицательные высказывания). В прямой речи, в отличие от косвенной, сохраняются все элементы, свойственные непосредственному общению собеседников: междометия, обращения, вводные слова, модальные частицы и др. Ср. предложения, в которых рядом употребляются косвенная и прямая речь: ...Один говорил, что Чичиков делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял: «А может быть, и не делатель»; ..Другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской канцелярии, и тут же присовокуплял: «А впрочем, чёрт его знает, на лбу ведь не прочтёшь»(Н. Гоголь).

В синтаксическом отношении прямая речь сохраняет полную независимость: включение её в авторскую речь не сопровождается какой-либо перестройкой воспроизводимых языковых конструкций. Связь прямой речи с авторской ограничивается тем, что прямая речь лишь сопровождается сообщением автора о том, что он передаёт чужую речь, и указанием, кому она принадлежит.

Разновидностью прямой речи является диалог (от греч. dialogos) - разговор между двумя или несколькими лицами. Высказывание каждого из участников диалога называется репликой. В отличие от собственно прямой речи, в которой обязательно присутствуют слова автора, диалог может сопровождаться словами автора, а может приводиться и без них. Например:

1) «Здорово, парнище/» - «Ступай себе мимо!» - «Уж больно ты грозен, как я погляжу. Откуда дровишки?» -
«Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» (Н. Некрасов).

2) - Что до меня касается, то я убеждён только в одном, - сказал доктор.

- В чём это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

- В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

- Ябогаче вас, - сказал я, - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение, - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться (М. Лермонтов).

Косвенная речь

В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Например: 1) Грушницкий пришёл ко мне, в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу (М. Лермонтов). 2) Впрочем, приезжий делал не все пустые вопросы, он с чрезвычайной точностью расспро­сил, кто в городе губернатор, кто председатель пала­ты, кто прокурор (Н. Гоголь).

Различия прямой и косвенной речи отчётливо проявляются при переводе прямой речи вкосвенную. Изменения затрагивают при этом и грамматическую структуру, и лекси­ку, и эмоциональную сторону чужих высказываний.

1. В синтаксическом отношении косвенная речь оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Главное предложение (оно стоит на первом месте) образуют слова автора (круг их несколько уже, чем при прямой речи). Придаточное предложение пе­редаёт содержание чужой речи и присоединяется к главному при помощи союзачто (при повествовании), союзом чтобы (при выражении побуждения), союзными словами (относительными местоимениями или наречиями) кто, что, где, когда, сколько и т. д. и союзом-частицей ли (при выражении вопроса). Например:

а) Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвеннойона передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

Прямая речь «Всё в порядке. Можно выходить», - сказал Гаврик. (В. Катаев). Косвенная речь Гаврик сказал, что всё в порядке и (что) можно выходить.  

б) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение (выражает побуждение, просьбу, приказ) и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речьюона передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Прямая речь «Задержите противника сами любой ценой. Резер­вов у меня нет», - сказал Родимцев (В. Гроссман) Косвенная речь Родимцев сказал, чтобы любой ценой задержали противника сами, так как резервов у него нет

Прямая речь, в которой сказуемое выражено формой повелительного наклонения глагола, может быть также передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

Прямая речь «Подите по дворам», - сказал им Дубровский... (А. Пушкин).   Косвенная речь Дубровский велел им идти по дворам.  

в) Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся сложно­подчинённым предложением с придаточным изъяснительным с частицей лиили с помощью союзных слов который, какой, что, куда, где, как и др. (Такие конструкции называются косвенными вопросами; после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.)

Прямая речь На пароходе я спросил капитана: «Какая это земля?» (В. Бианки). «Что же ты не едешь?» - спросил я с нетерпением ямщика (А. Пушкин). «Про Аксинью не слыш­но?» -спросил Григорий с деланным равнодушием в голосе (М. Шолохов).   Косвенная речь На пароходе я спросил капитана,какая это земля. Я с нетерпением спросил ямщика,что же он не едет. Григорий с деланным рав­нодушием в голосе спросил, не слышно ли про Аксинью.

2. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передаётся.

Прямая речь «Это лошадь моего отца», -сказала Бэла (М. Лермонтов). «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков (Н. Гоголь).   Косвенная речь Бэла сказала, что это лошадь еёотца. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.  

3. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи (передаётся только содержание, а не форма прямой речи).

Прямая речь «Да, брат, - промолвил Базаров,- вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадёшь и в рыцарских турнирах участ­вовать будешь» (И. Тургенев). «Мисюська, выходи», - сказала Лида сестре. (А. Чехов) Косвенная речь Базаров промолвил, что, пожив с феодалами, можешь сам стать феода­лом и участвовать в рыцарских турнирах. Лида сказала сестре, чтобы она вышла.  

Не всякую прямую речь легко обратить в косвенную. Прямая речь, насыщенная междометиями, вводными словами, обращениями и характерными для устной речи словами, не подлежит замене косвенной речью. Например: 1) С отчаяния Марья Васильевна только всплёскивала руками и говорила: «Ах, Семён, Семён! Какой же ты, право!..» (А. Чехов). 2)«Тьфу ты пропасть! - пробормотал он [Ермолай], плюнув в воду. - Какая оказия! А всё ты, старый чёрт!» - прибавил он с сердцем... (И. Тургенев).

Цитаты

Цитата- это дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приведённые чьи-либо слова.

Цитаты обычно приводят для подтверждения или пояснения своей мысли, для усиления выразительности высказывания; кроме того, они могут быть отправным пунктом рассуждения (например, в школьных сочинениях).

Цитата должна иметь источник, то есть сведения о том, кому принадлежит высказывание (или из какого текста приводится выдержка).

По структуре цитата может представлять собой и одно предложение (простое или сложное), и сочетание предложений (причём возможны достаточно объёмные цитаты), и часть одного предложения, вплоть до отдельных словосочетаний и даже слов. Например: 1) Завершая поэму «Двенадцать», А. Блок внёс в записную книжку: «Сегодня - я гений». 2) Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко: «Природа здесь гораздо левитанистей» (К. Паустовский).

Выделяется несколько способов включения цитатыв авторское высказывание:

1. Цитата вводится в авторский текст и оформляется как прямая речь. (Основное требование - точное указание на источник цитируемого высказывания, особенно в научных текстах.)

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие: Размышляя об отличии поэзии от прозы, Пушкин писал: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое...»

2. Цитатавводится в косвенную речь (в этом случае она начинается со строчной (маленькой) буквы: Интересно указание Раевского на то, что стихи Лермонтова были «отражением мнений не одного лица, но весьма многих» (Б. Эйхенбаум).

3. На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные конструкции: В повести «Котлован», по мнению И. Бродского, «Платонов говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, а точ­нее - о самом языке, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость».

Особый вид цитаты - эпиграфы. Они помещаются перед текстом (в правом верхнем углу) и служат для того, чтобы раскрыть основную мысль произведения (или его части), выразить отношение автора к изображаемому, установить связь данного произведения с другими. Например, эпиграфы в «Капитанской дочке» или в «Евгении Онегине» Пушкина.

 

Способы оформления цитат

1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

2. Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках:

«Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)

3. Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:

А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).

Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами:

1. С сохранением деления на строки, например:

Окошко. Стол. Половики.
В окошке – вид реки…
Черны мои черновики,
Чисты чистовики.
(Н. Рубцов)

2. Без разделения на строки, например:

За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов)

3. Без разделения на строки, но с указанием их границ:

Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов)

При цитировании чужая речь приводится точно, без каких-либо изменений, искажений. В случае сокращения цитаты ставят многоточие или многоточие в скобках. Примеры:

А. Ахматова пишет: «Понятно, что для поэта (…) многие обычные пути изображения страстей были закрыты (А. Ахматова.«Пушкин»).

 

 

48. Текст как речевое произведение. Структура текста. Основные признаки текста: смысловая и композиционная целостность, формальная связность, относительная завершенность.

В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки:
• членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является;
• смысловая цельность. Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст – это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых – в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста);
• относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец;
• связность. Связанность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба. Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: последовательный и параллельный. При последовательной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т. д. При параллельной связи во всех предложениях сохраняется одно и то же «данное», а в каждом предложении к нему прибавляется «новое». В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого.

Важным средством связи является соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов. В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость. В научной грамматике текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются следующие его признаки:

• выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
• отграниченность (автономность) – каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец;
• такая характеристика текста, как связность, предполагает, что языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.
Схему связной речи с точки зрения составляющих ее единиц можно представить следующим образом: предложение – прозаическая строфа – фрагмент; глава – часть – законченное произведение.
Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже – двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные заметки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической строфе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объема.

Еще одним важным признаком текста считается его цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.

Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. При этом содержание соотносится с темой. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т. п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой («Горе от ума», «Недоросль»). Художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Следующий немаловажный признак текста – упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы. Уже упоминался такой признак, как членимость. Наличие данной характеристики подразумевает, что способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны.
Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
При последовательной связи предложений одно предложение как бы вливается в другое: каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А. Платонов).

Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении:

1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру текста), а также лексическую, морфологическую и синтаксическую структуру языка на всех его уровнях; применительно к отдельным аспектам структуру речевой деятельности, жанрово-стилистическую структуру, в целом – структуру языка [Cм.: Матвеева 2003: 343]. Существует особое направление – структурная лингвистика, изучающая структуру языка и его единиц. Она интерпретирует язык как знаковую систему, как сеть отношений между ее элементами. Основоположники структурной лингвистики – Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ;

2) в литературоведении было разработано направление структурализм, нацеленное на обнаружение, описание и объяснение структур мышления, лежащих в основе культуры прошлого и настоящего [См.: Баевский 1967: 426], изучаются отношения между элементами структуры, выявляются внутритекстовые связи, рассматривается проблема архетипов, соотнесенность фрагмента с текстом, текста с системой текстов [Указ. раб.: 427]. В.С. Баевский рассматривает структуру литературного произведения как «особую организацию, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных» [1987: 426]. Структура текста – это «форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и целостность» [СЭСРЯ 2003: 531]. По характеру соотнесенности элементов выделяются простые, сложные и сверхсложные. Различается внутренняя и внешняя структура текста.

Выделяются различные

1) языковые структуры: лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая;

2) ассоциативные;

3) логические;

4) композиционные;

5) концептуальные и др.

В качестве организующего начала макроструктуры текста, по мнению Н.С. Болотновой, рассматриваются:

1) общий смыслообразующий принцип (Долежел, Гаузнблас);

2) авторский замысел (З.И. Хованская);

3) образ автора (В.В. Виноградов, Л.Г. Барлас, М.П. Брандес и др.).

Текст имеет следующие признаки.

1. Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является.

2. Смысловая цельность текста. Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст — это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.

3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например: Во дворе выкопали колодец. Возле колодца (данное) поселилась лягушка (новое). Она (данное) целыми днями сидела (новое) в тени колодезного сруба.

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» — в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: цепной и параллельный. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго — «данным» в третьем и т. д. Напри-

Н Д мер: Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассы-

н лала в жаркую летнюю ночь решительные раска-

д ты. Гром, уже почти обессиленный в пути,

оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку. (Ю. Куранов)

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

При параллельной связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами (в данном случае глаголы несовершенного вида в прошедшем времени).

В тексте могут быть использованы различные средства связи: повторяющиеся слова, местоимения, синонимы, союзы в начале предложения, слова со значением части и целого. Важным средством связи является соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых, а также порядок слов.

В художественном, публицистическом, научном и деловом стилях чаще используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Местоимения же широко используются во всех стилях речи. Повтор при параллельной связи обычно придает речи торжественность, приподнятость.

 

 

Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность(наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Внимание!
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».

2) Структурная упорядоченность и членимость(возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связностьмежду частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство(отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

49. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение (содержательные и структурные различия).

 

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

(По Ю. Откупщикову}

 

 

50. Научный стиль речи: основные признаки, жанры, сфера применения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...