Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример публицистического стиля речи




Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

53. Художественный стиль речи: основные признаки, жанры, сфера применения.

Художественный стиль

Сфера применения (где?) Художественная литература
Функции (зачем?) Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
Основные стилевые особенности Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
Основные языковые средства Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
Жанры Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

Внимание!В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

54. Разговорный стиль речи: основные признаки, жанры, сфера применения.

Разговорный стиль

Сфера применения (где?) Бытовая (неофициальная обстановка)
Функции (зачем?) Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам
Основные стилевые особенности Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
Основные языковые средства Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!); отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
Жанры Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

 

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

 

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы НовыеВасюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

 

55. Язык и общество. Основные тенденции развития современного русского языка.

Язык и общество

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.

Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество — это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его связывают с другими индивидами. Особенности языкового поведения индивида и его поведения вообще оказываются в значительной мере обусловлены социальными факторами.

Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя многие аспекты, в том числе и такие, которые входят в группы:

Социальная сущность языка:
"Функции языка в обществе",
"Основные направления социальной эволюции языков";
"История языка и история народа".

Варьирование языка в обществе:
"Функциональные варианты (формы существования) языка",
"Язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты)",
"Язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты)",
"Язык и социальные роли говорящих".

Взаимодействие языков в многоэтническом обществе:
"Языки и этносы",
"Языковые ситуации",
"Национально-языковая политика",
"Языковые контакты",
"Многоязычие в социологическом аспекте".

Их исследованием занимаются социолингвистика(социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а nакже этнолингвистика,этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория языкового общения,теория массовой коммуникациии т.д.

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

  • коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),
  • познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
  • интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
  • регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
  • контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
  • эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
  • эстетическая (создание художественных произведений),
  • магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
  • этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
  • метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.
  • идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в народность и в формировании нации.

 

«Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем...», – писал выдающийся русский филолог-славист И.И. Срезневский. Сегодня это означает народное благополучие, духовное, телесное здоровье и все формы народной жизни, связанные с положением в современном обществе относительно развития русского языка.

Русский язык, являясь историко-культурным наследием и величайшим достоянием многонациональной России, основой и носителем многовековой культуры русского народа, был и всегда будет необходимым условием существования и развития российского государства.

В последние годы наметились тревожные тенденции: падение интереса к русской культуре, рост неграмотности, смена приоритетов, что сделало актуальной проблему культурного наследия нации и гуманистической миссии языкового образования. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что эти процессы преобладают в молодежной среде, более открытой к восприятию псевдокультуры, распространяемой через кино, телевидение и другие средства массовой информации.

Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось на то, что в современной русской устной и письменной речи проявляются неоднозначные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его многообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления.

Ученые старой школы бьют тревогу, предупреждая, что скоро мы можем стать страной всеобщей безграмотности, а среди абитуриентов растет число тех, кто, в принципе, не может получить высшего образования, поскольку у них нет среднего – такова научная оценка школьного обучения. С русским языком дела обстоят, кажется, плачевнее всего. Хотя нелишне вспомнить библейскую истину: «Вначале было Слово». Всегда считалось, что язык, речь, грамотность – это показатели уровня развития культуры, но сейчас это, похоже, не относится к базовым критериям имеющихся ценностей.

Являясь носителем русского языка, и в то же время преподавателем русского языка и литературы, невозможно оставаться равнодушным к тому, что мы видим и слышим сегодня: неграмотная речь радио- и телеведущих, фразы людей, режущие слух, многочисленные ошибки в прессе, неумение будущих филологов составить грамотную речь, высказаться по определенной проблеме … . Мы перестали читать классическую литературу – достояние и богатство нашего народа, зато тоннами поглощаем дешевые бульварные романчики.

К тому же наш родной язык в последние годы подвергся невиданному ранее насилию и испытаниям со стороны англоязычных слов и интернетовской лексики, которая уже считается еще одним лексическим пластом языка. И ведь как все это прижилось! «Креативный» – вместо «творческий», «шопинг» – вместо «поход по магазинам», «уикэнд» – вместо «суббота­воскресенье». Дальше – больше: «драйв», «трэш», «винтажный»... . И даже то, что такая лексика находится в обиходе у преподавателей русского языка, никого не смущает, это стало нормой: так понятнее! Есть в этой страсти к словесному обезьянничанью что-то уничижительное. Между прочим, еще В.Белинский писал, что использование иностранного слова там, где можно употребить русское, противоречит здравому смыслу и здравому вкусу. Сегодня ясно осознается, что язык – это народообразующий стержень, и сохранение русского языка и культуры есть основа безопасности нации и российского государства.

Можно уничтожить все достижения цивилизации, но нельзя уничтожить язык как божественное достояние народа. Язык сохраняется, несмотря на всякие гонения, репрессии, направленные на говорящих на нем людей; язык сохраняется при любой форме правления, при любом политическом строе. Язык можно уничтожить только одновременно с уничтожением народа, который думает, мыслит, говорит, творит на данном языке.

«Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!» – писала Анна Ахматова в годы войны. А звучит как напоминание, призыв к нам, сегодняшним. Вот только найдут ли данные слова отклик у будущих поколений?

 

56. Культура речи. Основные требования к культуре речи представителей определённых профессий. Возможности овладения культурой речи.

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Язык со временем становился все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. В культурной речи существует сохранение и более развитое совершенствование литературного языка. С помощью литературного языка люди накапливают знания и двигаются дальше. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач). В нашем обществе существует такая проблема, как неправильное общение между людьми (нет взаимопонимания). Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших задачах. Мышление человека формируется от его познаний культурной речи, проблема культурной речи зависит от неправильного расположения человека к обществу. Пример, неправильное поведение в общественных местах, неуважение старших, надругательства над младшими, воровство и многое другое. Чтобы предотвратить эту проблему человек должен духовно осознать себя. В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильное продвижение в общении между людьми. Во-вторых, новое познание для самого себя (для своего внутреннего мира). В-третьих, помогает более продуктивнее решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой, я духовно становлюсь самокритичнее и требовательнее к самому себе. Такой предмет как культура речи помогает людям быть общительнее, более правильными в своих поступках, действиях, речи. Я считаю, что культурную речь должны знать все, т.к. с ней легко идти по жизненному пути и с легкостью преодолевать все поставленные задачи. ВЫВОД: Общаясь культурно человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.

 

Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства.

 

Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.

 

Культура речи - это это уважение и любовь к языку.

 

Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретнеой обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.

Современныйрусскийязыкраспространеннаогромной

территории, аобществолюдей, проживающихвРоссии,

внутренненеоднородно. Поэтомуможноговоритьоразных

формахсуществованияязыка.

Книмотносятсятерриториальныедиалекты, которые

Используютвречилюди, проживающиенаопределеннойограниченнойтерритории. Диалектизмыпротивопоставлены

Общелитературномуязыкуиимеютрядхарактерныхособенностейкаквфонетической, такивграмматическойи лексическойсистеме. Например, наюгеРоссии «акают» и «якают»,

Насевере – «окают», частовформетворительногопадежасуществительныхиспользуетсяокончаниедательногопадежа

(сделалсвоимрукам) ит. д. Основнойформойсуществования

Территориальныхдиалектовявляетсяустнаяформа, которая

Используетсятольковбытовомобщении.

Вобществеможновыделитьотдельныегруппылюдей,

различающихсяпополу, возрасту, уровнюобразования, об-

щественномуположению, профессииит.д. Естественно, что

уровеньвладенияязыкомнеодинаков. Поэтомуможногово-

ритьосуществованииещеисоциальных диалектов, ккото-

рымотносятся:

профессионализмы –называюттеявления, которыесвяза-

ныспрофессиональнойдеятельностью. Например, опечаткав

речигазетчиков–ляп; рульвречишоферов– баранка. Профес-

сионализмыобладаютподчассниженной, грубойэкспрессией:

жмурик–умерший, погибший (неследуетпутатьпрофессиона-

лизмысупотреблениемвречипрофессиональныхтерминов,

чтоявляетсяхарактернойчертойнаучногостиляилиможетмо-

тивированнопроявлятьсявдругихстилях);

Культура речи является одним из условий успеха в профессиональной деятельности. Девяносто процентов наших мыслей произносится вслух. От умения говорить зависят наши взаимоотношения с другими людьми, а также профессиональный успех. Овладение культурой речи предполагает знание норм языка, различных разговорных формул, умение вести беседу. Прежде всего необходимо рассматривать культуру речи молодых специалистов, преподавателей иностранного языка, поскольку при обучении языкам международного общения уделяется большое внимание проблеме коммуникации, межкультурной коммуникации, способности подготовить обучающихся к спонтанному общению на иностранном языке.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессия связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

К голосу профессионала предъявляется ряд требований, которые определяются условиями и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Во первых, голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей и должен обладать благозвучностью. Во-вторых, говорящему важно изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. В-третьих, он должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его,»отдавать»его, говорить не для себя, а для слушателя; словом, голос должен обладать полетностью. В-четвертых, голос – основное орудие речевого воздействия, поэтому с его помощью нужно суметь внушить определенные требования и добиться их выполнения. В-пятых, говорящему постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из сформулированных требований можно сказать, важнейшими профессиональными качествами голоса являются благозвучность, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик звуков.

Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для профессионала, поскольку его речь является образцом, по которому слушатели учатся правильно и красиво говорить. Без дикции просто невозможно нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.

Уместность - это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному - положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать «местный колорит», передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.

Культура речи, это в какой то степени совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка, но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что человек неправильно произносит звуки в словах, то есть произносит слова так, как они пишутся, неправильно строит словосочетания, придает словам неправильный смысл.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...