Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественный стиль и его основные особенности.




Художественный стиль речи находит применение в художественной литературе.

Художественной литературе присуще конкретно-образное представление жизни. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, своё понимание или осмысление того или иного явления. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.

В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Также автор использует изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова в художественной речи несут конкретно-чувственные представления.

Выразительные средства:

· Метафора (скрытое сравнение)

· Метонимия (словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом; пример – все флаги в гости будут к нам: страны заменено на флаги)

· Эпитет (определение при слове, влияющее на его выразительность)

· Гипербола(преувеличение)

· Литота

· Сравнение

· Перифраз (косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна»))

· Аллегория (условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога)

· Олицетворение(говоря о неживом предмете как о живом)

- Инверсия(изменение порядка слов, присуща в большей мере поэтической речи)

Вопрос №17.

Основные особенности разговорного стиля речи.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Этот стиль чаще называют разговорно-бытовым, но более точно было бы назвать его разговорно-обиходным, так как он не ограничивается только бытовой стороной, а используется как средство общения практически во всех сферах жизни — семейной, производственной, общественно-политической, учебной, научной, культурной, спортивной..

Сфера разговорного стиля речи — сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог.
Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать); междометием (а он бац об землю); повторением сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

Разговорной речи свойственны также эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума сойти!», «Цветов в саду – море!». Характерно использование слов в переносном значении, например:«В голове у тебя каша!».

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д.

Функцией разговорного стиля является функция общения в своем «первородном» виде. Речь порождается потребностями непосредственного общения двух собеседников или более и выступает средством такого общения; она создается в процессе говорения и зависит от ответной реакции собеседника — речевой, мимической и т.д.

Огромную роль в звучащей речи играют интонация, логическое ударение, темп, паузы.

Нормы разговорно-обиходного стиля не устанавливаются и официально не регламентируются. Однако сам факт автоматического воспроизведения в речи уже готовых конструкций: фразеологических оборотов, разного рода штампов свидетельствует о мнимой или, во всяком случае, ограниченной «свободе» говорящего

Вопрос№18

Основополагающие понятие вербального действия речевое событие – основная единица коммуникации, состоит из 2х компонентов:

· Речевое поведение – то, о чем говориться

· Условия – обстановка, в которой происходит событие, сами участники события

· Речевая ситуация – где все говорится.

Уровни речевого взаимодействия:

· Прогнозирование – у человек рождается план общения

· Восприятия – слушатель осознает это разумом, распознает услышанное и оценивает

· Реагирование – слушатель может задать вопрос

Речевое событие- протекающий в кон­тексте речевой ситуации дискурс.
Дискурсом при этом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагмати­ческими, социокультурными, психологическими и др. факто­рами; текст взятый в событийном аспекте. Дискурс — это различные виды речевой практики, быто­вой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)
Речевое событие, как следует из его определения, включа­ет два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое об­щение между участниками, включая самих участников, кото­рые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуа­ция).
Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Речевая ситуация,т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важ­ную роль в речевом общении. Следует иметь в виду, что высказывание делается в опре­деленном месте в определенное время и имеет определенный набор участников — это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, кон­кретизирует значение ряда грамматических категорий, напри­мер, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа л, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), вы­являть причинные связи данного высказывания с другими со­бытиями и т.д.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и оп­ределяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, ти­пичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с соб­ственно семантическим значением (прямым смыслом) облада­ет прагматическим значением, обусловленным речевой ситуа­цией. Например, фраза«Скоро увидимся», сказанная при рас­ставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

Вопрос №19

Типы аудитории

1) Однородная и разнородная аудитория

Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей. При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на слабых слушателей, выносить на обсуждении только одну тему. Однородная аудитория считается удобной и легкой для любого выступления.

2) По размеру: большая и небольшая (не более 20–25 человек) аудитория.

Считается, что в Большой аудитории выступать легче, так как она охотнее верить оратору. Там сильнее действует механизм заражения, В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее.

В Небольшой аудитории выступать сложнее, так как она обычно настроена по отношению к оратору критически.

3) По уровню подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная аудитория.

Хорошо подготовленная Аудитория – обычно это слушатели среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднеспециальное образование, характеризующиеся достаточным жизненным и социальным опытом, имеющие внутренние мотивы к познанию окружающего мира.

Подготовленная аудитория – это обычно люди молодого и среднего возраста, имеющие среднее образование, обычно не обладающие жизненным и социальным опытом, характеризуется осознанным интересом к познанию











Малоподготовленная аудитория – это подростки, молодежь, имеющие начальное или незаконченное среднее образование, характеризуется отсутствием жизненного и социального опыта и интереса к познанию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...