Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стилистика сложных предложений




В разг.речи находят шир.прим-е простые П, часто неполные и Псложносоченён, стр-ра которых достаточно ясна, широко используются бессоюз.слож.П.В научной речиавторы чаще прибегают к сложноподчинен П; сложные синтаксические конструкции служат для выражения сложной мысли. В худож.речи представлены все виды П. Бессоюзные П часто встречаются в пословицах и поговорках. Своеобразие присуще некоторым типам сложных П, употр. в разговорной речи(отходят от норм письменной речи):-повторение одинаковых союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточн частей Пя (для придания повествованию разговорного оттенка).-повторение частицы бы в придаточных частях П.-разговорный хар-р имеют сложные П, в которых при при сказуемом главной части П имеются одновременно дополнение или подлежащее и изъяснительная придаточная часть с уточняющим значением (напр.Он рассказал своему новому знакомому историю своей жены за что её сослали, и почему он теперь ехал за ней(Л.Т.))-разговорн.хар-р присущ конструкциям,представляющим собой контаминацию прямой и косвенной речи.-употребл присоеденительн конструкций(союзы и, а, но, да), а также широкое употребл бессоюзн присоеденительных конструкций.Наряду с нейтральными сочинит союзами(а, и, но…) ,оттенок разговорной речи так же присущ соедин и противительному союзу да, разделительным либо, не то, присоединит да и , а то, а не то,союзу раз(если).Среди подчинит союзов некоторые хар-ны для книжной речи(вследствие того что,в связи с тем что,в силу того что,ввиду того что, с тем чтобы,ибо(хотя)),другие для разговорной(ежели,коли,кабы,дабы- использование их даёт речи просторечн оттенок)).Синонимичнымимогут быть союзы(который и какой), поэтому возможна их взаимозаменяемость, но имеется различие в оттенках значения (который-вносит в придаточ часть общее значение определительности, а какой-добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчёркивания).ОШИБКИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.Разнотипность частей сложного Ппроявляется в различной форме:а) в качестве однородных конструкций употребляются придат.П и член простого П.В худож.лит-ре такие конструкции могут исп-ся для придания высказыванию разговорного характера; б) при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксич.элементов двусост.П и односоставное назывное предложение

в) без должного основания устан. различный порядок слов в соподчиненных придат. П, Смещение конструкции может найти свое выражение в том, что главное П «перебивается» находящимся внутри его придаточным Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного П, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного П.Такие конструкции имеют разговорный характер.

Сложное П может «перебиваться» включением главного П в состав придаточного (в нормативном плане главное П может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего.Неправильное употребление союзов и союзных словпроявляется в различных случаях: а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста;б) встречается постановка рядом однозначных союзовв) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного П г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном П д) не следует повторять частицу бы в придатП, в кот.сказуемое выражено гл. в форме условно-сослагательного накл.(получаются сочетания чтобы… бы, если бы… бы), е) отступлением от литер.нормы является загромождение сложного П одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных П.Неправильный порядок слов в сложном П с придат.определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Исправление в одних случаях достигается заменой придатП прич.оборотом. В др.случаях в главное П вводится указат.местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который или какой, например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия. Наконец, возможно повторение сущ, определяемого придаточным П.

Смешивание прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное П, образ.косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов).


3.К.р. и её составляющие. В 1925 г. был создан институт реч.к, в кот.родились термины"культура языка"и"культура речи",особая наука – к.р. Для понятия речи сущ.понятие реч.деят-ти. Предметом изуч-я в к.р явл.не структура,не система знаков,не язык.код,а речевое поведение как индивид.акт разума и воли. Рассмотрение языка в этом ракурсе, т.е. описание эффективной образцовой речи, существует с древних времен.Этим занималась риторика. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его интел.или дух.разв-я. К.р- владение нормами у и п-го литер.языка, а также умение исп-ть выразительные особ-ти языка в различных условиях общения в соотв.с целями,задачами и ситуацией общения.3аспекта к.р -нормативный(ортологический) – влад-е нормами. Осн.зад-охрана норм лит.я.Задача госуд.важности,т.к.лит.я объединяет нацию.–коммуник. (риторический) -язык обладает огромным кол-вом средств выр-я, и при создании речи отбир.такие средства,кот.с макс.полнотой и эффективностью решают поставленные задачи общения.В истор.науке известны попытки построить теорию к.р, опираясь только на коммуник.аспект. Головин в книге "Основы к.р"определяет к.р как "набор коммун.кач-в хорошей речи" (на основесоотн.снереч.структурами:мышлением,сознанием, действительностью, человеком-субъектом, адресатом речи, условиями общения): правильность, точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразит-ть, богаство, эстетичность, целесообразность, уместность.Язык обслуживает разные сферы жизни,выполняет разные коммун.задачи. Каждая сфера предъявляет свои требования. Нельзя говорить о культуре владения языком вообще,а нужно говорить о культуре владения различными функцион. Разновид-ми языка.И здесь к.р смыкается со стилистикой. -этический - в социуме сущ-ют нормы повед-я, кот.назыв.этическими.Этические нормы ярко прояв.в речевом этикете.Этич.компонент дифференцирован и национально ориентирован. Иностранец может выглядеть бестактным, т.к. привносит свой речевой этикет.Поэтому обязательным усл.явл.изуч-е национ. составляющей. Эти три компонента явл.разноуровн.,или разнопланов.1й компонент явл. Объектом,2й - выражает функцию языка,3-идеологию к.р (нормы и приемы, образы ритора,его морально-нравственное лицо).Для к.р. харак: 1)интерпретация литер.нормы как в теоретическом плане,так и в практ.2)регулятив.ф-я -защита лит.языка от разрушающих возд. К.р.- это не только хар-ка общей культуры чел-ка,но и свид-во его интел.разв-я.


4.Синтаксическая норма. Общая хар-ка1.Порядок слов в П. Синтаксисраздел грамм-ки, изуч.способы соед-я слов в словосоч-я и П, соед-е Пв сложные П. Отдельное внимание синтаксис уделяет порядку слов в П. в фразе “Велосипед разбил трамвай” не сразу понятно, что стало виновником аварии, т.к. выбран неудачный порядок слов. В рус.языке порядок слов (порядок членов П) относительно свободный: Прямой порядок главных членов бывает в П, где подл (или подл.с завис.от него словами) стоит впереди сказ.(или сказ. с зависимыми словами): Большая туча медленно закрывает лучи солнца. В п с обратным порядком главных членов сказ.стоит впереди подл. Такие П сообщают о лице, предмете, времени. Сказ.здесь выступают глаголы бытия, возникновения, течения действия: Жили-были старик со старухой. Использование порядка слов в стилис.целях, т.е. для усил.выразит-и речи, распростр.и на втопрост ЧП. Так, доп-е, обычно стоящее после гл-сказ (Ученики читают книгу), логически подчеркивается в положении перед сказ, например: Досадно было, боя ждали. Расположение слов в П зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая данное П. 2. Согласование сказ.с подл. При составном подл, выр. сочетанием колич.числ.или слов с колич.знач (ряд, большинство, более, свыше, несколько, много, пара, масса, часть) и одуш (во мн.ч) сущ, сказуемое ставится как в ед, так и во мн.числе . При составном подл, выр. сочетанием собират. и неодуш.сущ., сказуемое ставится обычно в ед.ч: Часть книг лежала на столе. Сказуемое обычно употребляется во мн.ч, если оно выражено краткой формой прил, причастия или относит прил: Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны. При числительных 2 3 4 сказ. обычно ставится во мн.ч: 4 ученика вошли в класс. При согласовании сказ. с подл.сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во .ч: Промыш-ть и сельское хозяйство неуклонно развиваются. 3. Варианты форму правления. Часто в П при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие констр вполне правильны, если упр.слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу; подбирать и готовить кадры. Но стилистически неверны П, в кот.общее зависимое слово имеется при словах, треб.разного управления: трест организовал и руководил предприятиями (организовал – что и руководил – чем); подбор и наблюдение над фактами (подбор – чего и наблюдение – над чем). Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму упра.слову м.м., заменяющего сущ при 1м слове: подбор фактов и наблюдение над ними. К числу стилистич.недостатков относится так называемое наниз.падежей, т.е. распол-е цепочкой неск.одинак.падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы: Дом племянника жены кучера брата доктора. *Чаще всего происходит нанизывание родительного падежа. При правке отглаг.сущ.обычно заменяются инфинитивными или другими конструкциями,распростр.обороты –придат п: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства… *Реже встречается стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно. Например, твор.падежа: Вопрос будет разрешен назначенной дирекцией комиссией. Прав.в-т: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией. *Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами: Газета опубликовала обращение к стремящейся к знаниям молодежи. Правка: …к молодежи, стремящейся получить знания. *Недопустимо сочет. в одном П род.падежа, обознач.субъекта действия (приезд брата) и род.падежа, указ. на объект действия (чтение рукописи). Наличие обоих род.падежей в одном П приводит к стилистич.ошибкам: Употреб-е предлогов. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дат.падежом (не с род.): согласно расписанию (не расписания), вопреки предсказанию. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Типичной диалектной ошибкой является замена предлогов из, за, в (прийти из школы, варенье из вишни, идти за хлебом, уйти в гараж) предлогами со, с, по, на (прийти со школы, варенье с вишни, идти по хлеб, уйти на гараж). Запомните написание: по приезду, по отъезду, по приходу, по выполнении, по окончании, по заключении! 5. Употребл-е деепричастных оборотов. При использовании деепр.оборотов следует помнить, что, как правило,назыв. ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал и я вспомнил). Возможно употр деепр.оборота в безлич.П при инфинитиве. В таких П нет ни грамм., ни логич.подл: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль. Деепр.оборот не употреб.в следующих случ: -если действие, выр.сказ., и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам: Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Правильно: Когда я подъезжа; -в безлич П:Подходя к лесу, мне стало холодно= Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия ведет к ошибке: Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу. Правильно: Встретившись с гроссмейстером…


5.Коммуник.кач-ва речи - это св-ва речи, обесп.эффектив-ть коммуникации и харак.ур-нь реч.культуры говорящего. Прав-ть речивл.основ.коммуник.кач-вом, обесп.единство речи, от кот.зависит взаимопон-е говорящих. Точность - это коммун.кач-во речи, предпол.употр-е слов в полном соотв-ии с их язык-знач-ем, строгое соотв-ие слов обознач.явлениям действ-ти. Она делится на предметную и понятийную точность (по Б.Н.Головину), фактическую и коммуник.точность (по А.Э.Мильчину). Неточное употреб-е обусл.смешением близких по сфере употреб-я, но все-таки разных по знач.слов, например, давать употреб.вместо продавать, брать вместо покупать и т.д. Ясность – коммун.кач-во речи, предполаг.адекватное понимание слушающим высказываемой говорящим мысли. Логичность - качество речи, предпол.умение послед-но, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Причины: • Неразв.логич.мышл-е • Неразвитое сознание • Нет связи в окр.действ.• Плохое влад.язык.ср. Уместность - качество речи, регул.подбор и организ.язык.ср-в, кот.более всего подходят для ситуации выск-я, отвечает задачам и целям общения. Чистота речи – коммун.кач-во, предпол отсут-е в речи ед-ц, чуждых лит.языку, а также единиц, отвергаемых этическими нормами. Чистоту речи нарушают: 1. Диалектизмы (территориальные разновидности языка). 2. Слова-паразиты. Это слова, употр.без необх., по привычке, для заполнения пауз – значит, вот, видите ли, так сказать и т.п. 3. Просторечные слова. Обычно это грубоватые слова отриц-оценочного сод-я, свойств.простой, непринужд.или даже грубоватой устной речи. 4. Жаргслова, т.е. слова, хар. для к-л группы людей (соц, профес). Это обычно искаженные, неправильные слова. Существует молодежный жаргон, воровской, театральный и т.п. В словарях подобные слова могут иметь помету (жарг), (арго), что свидетельствует о том, в какой сфере употребляется слово. 5. Канцеляризмы. Это слово, словосочетание и даже целое выск-е, употр. в деловых ("канцелярских") документах как устойчивый штамп, шаблон. В деловых бумагах такие штампы необх, документы требуют устойч. формы. В штамп рискует превратиться любое слово, если его станут применять очень часто, механически(остан.на ч-л (остан.на вопр., остан. на недостатках). выразительности языка мешают"профес." слова. 6. Чрезмерное употребление заимствованных слов. Богатство речи - свойство речи, возникающее при условии свободного исп.говорящим разнообразных языковых ср-в, позв. оптимально передать мысль. Осн. условия, обесп.богатство речи: большой объём активного словарного запаса, учёт говорящим смысловой наполненности слова, разнообразие используемых говорящим грамматических средств, владение интонационными возможностями, предоставляемыми языком. Выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). Выразительность: дикция, голос, дыхание, голос, темп, интонация. Основные средства создания выразительности: тропы (гипербола, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.) и фигуры (антитеза, градация, инверсия, оксюморон, эллипсис и др.). 


6. Употр-е форм имён сущ. Имя сущ.занимает важнейшее место в составе морфол.ресурсов рус.яз. Это обусловлено его семантич.св-вами, колич.преобладанием над другими частями речи и потенциальными изобразительно-выразит.возможностями. С. заключают в себе предметные значения, без которых невозможно выражение мысли, поэтому исп-е сущ. явл.обязат. усл-ем всякой реч.деят-ти. Однако их употреб-ть в срав-ии с др-частями речи колеблется в завис.от сод-я текста, его стилевой принадл-ти, функционально-смысл. типа речи, особенностей слога, замысла писателя. Особенно велика потр-ть в обращении к сущ. в книжных: в них постоянно возникает необх-ть при наименовании учреждений, лиц, предметов деятельности людей, их действий, часто обозначаемых здесь отглагольными существительными. Именно характер книжных стилей создается и благодаря распространенной в них замене глаг.сказуемого глагольно-именным сочетанием, повтор-ем одних и тех же наименований, что обусловлено стремлением к точности, отказом от употребления местоимений. Все это дает основание утверждать, что имя сущ. призвано господствовать в книжных функциональных стилях, и только в отдельных жанрах публицистики оно уступает свои позиции глаголу, привносящему в речь событийный характер. Важно подчеркнуть, что соотношение гл и сущ по функциональным стилям весьма показательно. Именной характер речи в наибольшей степени свойствен официально-деловому стилю; научный стоит на втором месте; в публицистическом-с именами сущ. (при опр. условиях) могут конкурировать глаголы; в художественной речи частотность употр-я сущ.заметно снижается (здесь она в два раза меньше, чем в официально-деловом стиле).Осн. категории: род; число; падеж. 1 тенденция. * Замена форм ж.р. формами м.р. свидетельствует о проявлении тенденции к экономии средств выраж-я, а также об активном взаимод-и различ. реч. стилей. * Стремление к экономии яз. средств способствует распр.формы р.п. мн.ч. с нулевым окончанием (без погон, из баклажан и т.д.). В «соревновании» двух форм – более длинной и более короткой – обычно побеждает более короткая. 2 тенденция. * стремл-е к унификации сущ-х, к установлению большего единообразия путём вырав-я по господствующей модели. У сущ.м.р. формы р.п. с количественным значением на –у (-ю) всё больше вытесняется формой р.п. с окончанием –а (- я) в сочетаниях типа чашка чая, много народа. * под влиянием разг.речи стала распространяться в различ. стилях весьма продуктивная в настр. время форма им. пад. мн. ч. на –а (-я) у сущ. м. р. (инспектора, лагеря, слесаря)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...