Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические формы демократии




Несмотря на то, что демократия является одним из самых популярных, востребованных и используемых современными политиками и средствами массовой информации понятий, его содержание до сих пор остается неопределенным, многозначным, требую­щим постоянного изучения и уточнения. В настоящее время термин «демо­кратия» активно используется как для обозначения государственного устрой­ства или типа политической системы, так и для описания совокупности опре­деленных процедур организации и функционирования власти, и как разновидность политико-идеологических предпочтений, а также для характери­стики некого политического идеала и т.д. Более того, многим хорошо знако­ма этимология этого понятия.

Истории известны различные типы организованных и управляемых на демократических началах социальных общностей. Понятие демократии при­менимо и к догосударственным формам самоуправления, которые существо­вали у всех народов, находившихся на стадии родового строя. Основой социальной организации первобытной демократии были родовая община и союз нескольких родов - племя. Высшим органом самоуправления рода являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники, имевшие равное право голоса. Избираемый собранием вождь пользовался теми же правами, что и другие члены общины, должность его по наследству не пере­миналась. Старейшины составляли совет рода, обсуждавший в присутствии всеx общинников важнейшие совместные дела: отношения с другими общи­нами, вынесение наказаний за тяжкие преступления, улаживание конфликтов внутри рода, устройство празднеств. Обычай, традиция выступали в эпоху родоплеменного строя главными регуляторами внутри - и межобщинных от­ношений.

Античная демократия:

Еще одним историческим типом демократии выступает античная де­мократия. Особую роль при такой политической организации играет народ­ное собрание граждан (экклесия в Афинах, апелла в Спарте и др.), роль кото­рого сводится не просто к поддержке действий начальника, а заключается в праве наделять властными полномочиями тех или иных субъектов. Таким образом, народное собрание было представительным органом полиса и обла­дало правом верховенства над руководителем. Возникла практика выборно­сти, назначения по жребию исполнителей политических ролей. Любой граж­данин мог и был обязан занять законодательную, исполнительную, судеб­ную, сакральную и иную должность, которое определило для него народное собрание. При этом был утвержден основополагающий демократический принцип равенства граждан, который и был закреплен в праве и обязанности граждан участвовать в политической жизни общества и отвечать перед зако­ном. Античная демократия на всем своем протяжении осталась демократией меньшинства. В это же время она являлась и прямой демократией: каждый свободный гражданин имел право и был обязан принимать личное участие в управлении государством.

Либеральная демократия:Следующая историческая форма демократии - демократия т.н. класси­ческого либерализма, которая утвердилась в Новое время в результате рели­гиозной Реформации, свержения абсолютистско-монархических форм прав­ления в результате буржуазных революций 16-18 в.в. (нидерландской, анг­лийской, французской). Торжество либеральной демократии связано с ут­верждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан. Ро­диной классического либерализма по праву считается Англия.Ос­новные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и граждан-ского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализ­ма как политической идеологии.

На основе этих принципов формируется современная модель либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:

1) индивидуализм, признание личности первичным и главным источ­ником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;

2) свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;

3) парламентаризм, преобладание представительных форм в политике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа);

4) ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономик}';

5) ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

 

Охлократия и демократия

Охлократия ( толпа и власть) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

Термин введён Полибием[1]. Аристотель описывает Афины при Перикле и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы являлся деспотизм по отношению к союзникам и беспорядки в управлении. Между тем другие писатели видят в Афинах образец чистой демократии (в позднейшем смысле этого слова).

Признаки охлократии можно найти в Римской империи, где армия возводила на престол и свергала с него по своему усмотрению, хотя государственные учреждения тогда были монархическими. Многие указывают на Парижскую коммуну1871 года как на охлократию; но правильная система всенародного голосования, господствовавшая там, делает это указание в значительной степени произвольным, хотя несомненно, что отдельные факты, как расстрел генералов Леконтаи Тома, были актом воли толпы. С большим основанием можно назвать охлократией государственное устройство Франции в некоторые моменты Революции и в первые дни после революции 1848 года, когда толпа выбирала всех важнейших должностных лиц. Вообще охлократия в наиболее точном смысле слова может существовать только весьма непродолжительное время, причём чаще всего является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым, более или менее правильно организованным.

Демократию следует отличать отохлократии (греч. — «власть толпы»). Ох­лократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охло­кратии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...