Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2.  Разрушение церкви




    

Георгиевская церковь, радуя своей архитектурой и красотой жителей города и его гостей, простояла ровно 230 лет – с 1702 по 1932 года. В первые годы Советской власти она  была взята под охрану государства как памятник зодчества первой категории. Нижегородский музей планировал превратить церковь в постоянно действующую антирелигиозную выставку.  Но в конце 20-начале 30-х годов в Нижнем Новгороде разрабатывался план грандиозного строительства нового коммунистического города. 4 марта 1932 года было принято решение Президиума Нижегородского крайисполкома «О ликвидации Георгиевской церкви в Свердловском районе города Нижнего Новгорода» (1). Обосновывалось это тем, что планом строительства 1932 года предусматривалось на её месте возведение гостиницы «Россия». Место было живописное, и по мысли руководителей края оно не соответствовало культовой постройке. Архитектурно-историческая ценность её не учитывалась. Обосновывая это постановление, крайисполком исходил из того, что «нужды небольшого общества верующих Георгиевской церкви могут быть удовлетворены путем предоставления им для совместного пользования зданий Спасской или Варваринской церквей» (1). Руководствуясь статьёй 36 закона «О религиозных объединениях»,  договор с обществом верующих был расторгнут, а храм подлежал сносу «с использованием материала для строительства гостиницы». Ходатайствовать перед Главнаукой, о разрешении ликвидировать памятник, было поручено Нижегородскому Горсовету, который, не дожидаясь разрешения, приказал сносить ограду церкви.

Руководство Нижегородского Музея 10 марта обратилось сразу же к нескольким губернским учреждениям с просьбой о немедленном прекращении разрушительных действий. Одновременно музей направил телеграмму в Москву в Наркомпрос о том, что «положение очень тревожное, и музей опасается, что могут приступить к слому, не дожидаясь окончательного распоряжения» (1, 3). Предвидя, что Главнаука будет всячески противиться постановлению президиума Нижегородского крайисполкома о ликвидации Георгиевской церкви, местные власти обратились за поддержкой и разрешением на снос храма во ВЦИК РСФСР, где нашли полное понимание. В конце марта 1932 года заведующий сектором Народного комиссариата просвещения РСФСР направил в Нижегородский горсовет по этому поводу разъяснение. В нём говорилось о том, что «церковь Георгия до ее разборки должна быть научно обмерена, и произведена тщательная её фотофиксация» (3).

Судьба Георгиевской церкви была решена – памятник церковного зодчества пошел на слом. Последние снимки храма были сделаны М.П. Дмитриевым. Уже к июлю 1932 года строительная площадка под гостиницу «Россия» была готова и окончательна расчищена. Так была уничтожена Георгиевская церковь - архитектурный шедевр, одно из украшений нашего города, памятник отечественной истории, культуры и архитектуры.

 

 

Заключение

 Церкви являлись украшением как городского, так и сельского пейзажа. В течение тысячелетия христианства на Руси храмы строились, при необходимости перестраивались, реставрировались и для народа являлись духовной ценностью, святыней. Святыней для нижегородцев была и Георгиевская церковь.

Работая над рефератом, мне удалось проследить судьбу Георгиевской церкви, определить её архитектурный стиль, найти сведения об убранстве церкви, её утвари, роли и значении церкви в жизни города, и о том, как Нижегородский Музей вел переписку с крайисполкомом и Главнаукой о сохранении церкви. Следует обратить внимание на то, что советским правительством было издано много законодательных актов, касающихся охраны памятников. К сожалению, в большинстве случаев местные власти их не выполняли. Не был исключением в этом отношении и Нижний Новгород. Судьба Георгиевской церкви была решена – памятник церковного зодчества пошел на слом. Очень жаль, что Нижний Новгород, с разрушением храма, потерял в силуэте Верхне-Волжской набережной самую прекрасную доминанту.

 Следы памятника остались лишь на старинных фотографиях и в архитектурных обмерах, хранящихся на архивных полках. Неплохо было бы создать небольшой буклет о Георгиевской церкви, который восполнил бы наши представления о ней.

И в заключении мне хотелось бы привести слова известного историка и археолога Валентина Лаврентьевича Янина: «Чем отличается человек от животного? Отношением к предкам, к истории. Если мы отложим заботу о культуре до лучших времён, мы всё потеряем. Достаточно одного поколения, оторванного от традиций, искусства, и восстановить утраченное уже не удастся».

Народ, осознавший, и помнящий свое прошлое не просто хранит свое наследие, он сознает себя творцом истории, хозяином и наследником, ответственным перед потомками. Ему далеко не всё равно. Он никогда не будет бездушным исполнителем чужих приказов. 

 

 

Список источников и литературы:

1. ГКУ ЦАНО, ф. 1104, оп.1, д.25; ф. 1679, оп. 2, д. 3; ф. 2626, оп.1, д. 159, 733,746, оп.2, д. 269, 565.

2. Архимандрит Макарий  «Памятники церковных древностей» - Нижний Новгород, изд-во «Нижегородская ярмарка», 1999, с. 318-322

3. Галай Ю. «Хранить истории следы» - Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1989, с. 99-101

4. Гациский А. «Нижегородский летописец» - Нижний Новгород, изд-во «Нижегородская ярмарка», 1999, с.153

5. Драницын Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904 год» - Нижний Новгород, типо-литография Товарищества И. М. Машистова, 1904, с. 152

6. Добровольский М. «Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям» - Нижний Новгород, типография Губернского Правления, 1912, с. 81

7. Храмцовский Н. «История и описание Нижнего Новгорода» - Нижний Новгород, изд-во «Нижегородская ярмарка», 1998, с. 264

8. Бармин В. «Как исчезали памятники старины»/Диалог журналиста и ученого о недавнем прошлом/ беседовал В. Бармин// Горьковский рабочий – 1988 – 10 февраля, с. 3

9. Галай Ю. «Не будь тороплив, будь памятлив»// Нижегородский рабочий – 1991 – 16 сентября, с.1

10. Землянкина Л. В. Георгиевская церковь на Верхневолжской набережной. // Нижегородская старина. - Вып. 4 – 2002

11. Чесноков Г. «Долго ли памятникам жить?/ Беседу записал Г. Чесноков// Нижегородская правда – 1991 – 21 ноября, с. 3

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...