Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и значение Георгиевской церкви в жизни города




До нас дошли отрывочные сведения о тех событиях, которые помогают выяснить, какую роль играла церковь Святого Георгия в жизни города.

Из вкладчиков Георгиевской церкви известны немногие. Каменная церковь была построена в дар нижегородским купцом Иваном Пушником. Он жил неподалеку и сам был прихожанином. Причем не только выделил деньги на постройку самого здания, но и купил для храма и иконы, и книги, и церковную утварь. Об этом свидетельствуют надписи на старинных книгах, из которых понятно, что куплены были ценные вещи не только самим Пушником, но и его сыновьями и потомками.

Архимандрит  Макарий упоминает еще об одном вкладчике и прихожанине Георгиевской церкви - купце Пачкунове, который построил придел во имя Пресвятой Богородицы честной иконы ее, именуемой Толгской, на память избавления его из турецкого плена. Этот придел просуществовал до 1836 года, а затем был разобран.

Ценный напрестольный Крест был подарен «вдовой Евдокией Киприановой дочерью Яковлева, женой Кривопалова в поминовение мужа своего Иакова и дочери своей Феодоры».

По одному преданию, на место между крепостью и церковью Святого Георгия в 1611 году были снесены нижегородцами все пожертвования, сделанные ими вследствие воззвания Минина, и что тут же было совершено архимандритом Печерского монастыря Феодосием торжественное молебствие о ниспослании успехов православным воинам, ополчившимся за веру и Отечество.

В течение каждого года в Нижнем Новгороде было 17 крестных ходов. Один из них проходил из Спасо - Преображенского собора в церковь святого Георгия. С 1665 года «Учрежден Крестный ход из нижегородского кафедрального собора в Георгиевскую церковь, совершаемый 28 июля» (4).

По мнению архимандрита Макария, история возникновения Крестного хода такова: древняя Смоленская икона Божьей Матери - Одигитрии, относящаяся по письму к концу XV - началу XVI века, и находившаяся в Георгиевской церкви, прославлена чудесами во время свирепствовавшей в городе моровой язвы. «Когда народ прибегнул к усиленной молитве и по городу был совершен Крестный ход с этой иконой, то моровая язва прекратилась» (2).  С этого времени чудотворная икона Одигитрии особенно чтима нижегородцами.

 В Нижний Новгород наносили визиты многие российские императоры. Некоторые посещали и Георгиевскую церковь. В 1797 году император Павел Петрович с великими князьями Александром    Павловичем и Константином Павловичем 2 раза удостоил своим посещением Нижний Новгород: в первый раз - в мае, во второй 3 июня. Вместе с архипастырем император не оставлял без внимания и духовных лиц. Например, священник нижегородской Георгиевской церкви Иродион Кудрявцев за поднесение своей оды императору был награжден от него золотыми часами.

Александр II вместе с императрицей Марией Александровной в августе 1858 года посетил Георгиевскую церковь и на память о своем визите оставил бронзовое паникадило в виде люстры изящной работы, увенчанной двуглавым орлом с императорским вензелем, которое находилось в трапезной церкви.

При Георгиевской церкви всегда было два священника. Самое первое упоминание об именах церковнослужителей можно найти в книге архимандрита Макария: «с 1786 по 1791 год дьяконом нижегородской Георгиевской церкви был Яков Иванович Погостинский, позже ставший архимандритом Иоакимом, настоятелем Благовещенского монастыря» (2).

В 1797 году одним из священников был Иродион Кудрявцев. Наиболее полные сведения приводит Н. Драницын в «Адрес-календаре Нижегородской Епархии на 1904 год»: «Протоиерей Николай Иванович Сахаров, 66 лет, в приходе с 1894 года; Иерей Михаил Иванович Парийский, 57 лет, в приходе с 1884 года; дьяк И. Ф. Святославский, 62 года, в приходе с 1867 года. Псаломщики: А. Н. Архангельский, 41 год, в приходе с 1903 года; Н. А. Никольский, 21 год, в приходе с 1093 года. Церковный староста - нижегородский купец Н. М. Торсуев (1878)» (5). Всего в приходе православных: 284 мужчин и 363 женщины; раскольников - 7 мужчин, 2 женщины.

Как мы видим, Георгиевская церковь была органичной, жизненно необходимой частью города. Она не только заботилась о духовной жизни нижегородцев, но и являлась пристанищем для бедных. Верующие люди смотрели на неё как на спасительную пристань и прибежище в скорбных обстоятельствах жизни и спешили сюда молиться, как в место, где можно отдаться молитве всей душой, где сама тишина и близость многих, находящихся здесь священных предметов располагают к усердному и сердечному излиянию своих чувств перед Богом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...