Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутреннее убранство и церковные вещи.




 По описанию архимандрита Макария, «внутренность» Георгиевской церкви соответствует ее внешности «по своему благолепию и резным иконостасам. Они сначала были позолочены на масле, а потом червонным золотом. Особое внимание обращает на себя резной иконостас в главном храме. Этот иконостас около 10 лет назад был возобновлён на пожертвованные купечеством деньги. Он состоит из шести ярусов и занимает не только восточную сторону храма, отделяющую алтарь, но в равном размере простирается по всем другим стенам храма».

У историка Н. Храмцовского иконостас вызывает восхищение: «В холодной церкви великолепный пятиярусный иконостас в византийском вкусе, изящной резной работы; он вызолочен сплошь червонным золотом; стены южная и северная также покрыты иконостасами, а равно и верхняя часть западной. Можно сказать, холодная церковь Георгия вся облита золотом. Наверху иконостаса, над царскими вратами, распятие с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом, а от них, как по алтарному иконостасу, так и по стенным, идут фигуры евангелистов и апостолов. Образа в этой церкви все иконописные, кроме иконы Иерусалимской Божьей Матери; эта икона резной работы; она стоит с левой стороны северных дверей. В трапезе, или тёплой церкви, иконостасы в один ярус, золочёные сплошь, с резьбой рококо; образа также иконописные. Стены тёплой церкви отделаны под мрамор» (7).

Царские врата древней формы и очень низкие, с четырехугольными столбиками по сторонам и низкой аркой.

В церкви три престола: «главный во имя святого великомученика Георгия; другие два придельные в трапезе: по правую сторону - святителя Иоанна Златоустого, а по левую - святого Симеона Богоприимца и мученицы царицы Александры» (6). Кроме двух этих приделов был еще третий во имя Пресвятой Богородицы Толгской, «пристроенный снаружи настоящего храма с северной стороны прихожанином купцом Пачкуновым на память избавления его из плена от турок». Но этот придел по распоряжению высшего начальства в 1836 году был разобран, «потому что был построен не согласно с планом». В 1845 году иконостас из Георгиевской церкви был отдан в село Зелёное Балахнинского уезда.

Отдельного внимания заслуживают церковные вещи: иконы, книги, кресты, убранство.

  В храме были древние иконы, описанные в Сотной грамоте, среди которых: «Одигитриевская икона Божьей Матери в сребропозлащенном (в 17 фунтов) и богато украшенном жемчугом и драгоценными камнями в окладе. По письму икона должна относится по крайней мере к началу XVI  века. В 1665 и 1772 годах, когда Нижний Новгород страдал от моровой язвы, икона Одигитриевская особенно прославлена была чудесами. К этой чудотворной иконе прибегали с усердной молитвой в Нижнем Новгороде и во время холеры, бывшей тут в последние годы. К числу древнейших икон относится резное по дереву изображение Иерусалимской Божьей Матери в человеческий рост. Она стояла в нижнем ярусе главного иконостаса против левого клироса, украшена сребропозлащенными древними венцами и жемчугом с драгоценными камнями.

Икона Толгской Божьей Матери, по виду древняя, точный список чудотворной иконы, находящейся в Толгском монастыре Ярославской губернии. Оклад и венцы на ней сребропозлащенные, риза украшена жемчугом и драгоценными камнями»(2).

 Икона Георгия Победоносца – старинного письма, в главном алтаре.

 «Икона Распятия Христова, на которой сзади написан тропарь «Спаси Господи люди твоя» по старинному тексту. Кроме того, икона Богородицы Умиление, образ Св. мученицы Екатерины, образ Св. Николая Чудотворца, образ Макария Желтоводского, икона Покрова Св. Богородицы, икона Казанской Божьей Матери, икона Вознесения Христова»(2).

«Несколько старинных икон малого размера, древнегреческого письма, украшены окладами и жемчугом, пожертвованных Пушником»(7).

Можно сделать вывод, что иконы в Георгиевской церкви были особенно почитаемы прихожанами, а некоторые уникальны по своей древности.

Особенной ценностью являются церковные книги.

Напрестольное Евангелие в лист, печатано при патриархе Иове в 1604 году; оклад с него снят, а надпись на первых его листах следующая: «Книга глаголемая Евангелие дьяка Василия Юдина сына Башмакова». На конечных листах: « 7199 году мая продал сию книгу Нижнего Новгорода Покровский поп Матфей Никитин нижегородцу, посадскому человеку Ефрему Иванову сыну Пушникову с братьями, а взял за ту книгу денег 3 рубля, а подписал своей рукой».

Евангелие в лист без оклада печатанное при патриархе Иосифе в 7152 (1644) году, с надписью на первых листах: «Сие святое Евангелие церкви святого славного великомученика и Победоносца Георгия в епархии первопрестольника великого господина преосвященнейшего Филарета митрополита Нижнего Новгорода и Алатыря, а сия святая церква стоит в Богоспасаемом граде Нижнем на верхнем посаде за каменным городом, близ Георгиевской башни, а сие святое Евангелие строение мирское, сию поволоку и Евангелисты чеканны позолочены весом фунт приложил при священнике Иване Васильеве сыне нижегородец посадский человек Иван Андреев сын Пушник с детьми в лето 7183 года апреля в 23 день; прежнее Евангелисты сего Евангелия украдены, кто сие святое Евангелие отлучит от церкви, и на том будет Святых Отец клятва».

Из числа рукописей замечательны синодик с разными предисловиями и Евангелие, по письму относящееся к первой половине 17-ого века. Подробное описание древних книг известно из сотной грамоты за 1621 год: «Евангелие письменное, облочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные золочены; Апостол печатный ветхий; Евангелие толковое; шестодневец печатный ветхий; минея общая печатная; минея месяца декабрь печатная; четыре трефолоя письменных; два пролога письменные; псалтырь печатный, ветхий; часовник печатный, ветхий; два златоуста письменные, оба ветхие, служебник печатный; триодь постная печатная; триодь цветная письменная».

Таким образом, всего в церкви было 12 рукописных и 11 печатных книг, многие из них можно отнести к XVII веку и ранее.

Кресты.

«Крест деревянный с надписью о времени освящения церкви помещен вместе с антиминсом в рамках на откосе окна над горним местом. Напрестольный крест сребропозлащенный, на тяжелом древке, унизанный жемчугом. На обратной стороне креста надпись о вкладчице «Вдова Евдокия Киприанова, дочь Яковлевская, жена Кривопалова».

Деревянный крест с иконописным изображением Распятия Иисуса Христа, утвержденный за правым клиросом с надписями по-еврейски, гречески и римски.

Пять древних крестов, сребропозлащенных, разной величины, со святыми мощами хранились в устроенном для них позлащенном киоте.

Древняя меднопозлащенная Дарохранительница с изображением Страстей Господних и разных святых в форме венца.

Антиминс на атласе с китайчатой подкладкой, освященный в 1702 году митрополитом Исайей.

Древняя пелена, шитая золотом по черному бархату. На ней изображен вышитый крест, окруженный также шитыми копьем, тростью и надписями. Сшита до исправления книг, бывшего при патриархе Никоне, по древности шитья относится к концу 16-ого столетия.

Воздухи.

Большой воздух, шитый золотом по белому атласу. В середине его Распятие, вокруг его шитые копья и трость, солнце и луна, и три ангела, а по углам символы евангелистов. Средний воздух, шитый золотом по красному атласу. В середине его плащаница с изображениями Спасителя, двух ангелов, в вверху Господа Саваофа, под ним Святого Духа в виде голубя, а по сторонам двух святил. По краям с боков и снизу надписи. Меньший воздух, шитый также золотом по красному атласу. Внутри его вышит крест, обложенный жемчугом с копьем и тростью. Последние два воздуха принадлежат к временам царствования Алексея Михайловича, а первый к началу 18-ого столетия.

Из других вещей заслуживают особого внимания по своей древности бахтовая атласная фелонь, большие поручи с медными круглыми пуговицами и многие иконы 16-ого столетия. Кроме этих облачений были оставшиеся от начала 18-ого столетия ризы священнические и стихарь кофейного цвета с золотом, оплечья на них также старинные, шитые золотом»(2).

«Из священных предметов замечательны: старинные сребро-позлащенные сосуды очень большого размера, из коих особенного внимания заслуживает дискос с шестигранным поддонком, богато украшенный резной орнаментацией; напрестольное Евангелие большого размера, малое рукописное Евангелие в старинном окладе, относящееся к XVII в.; напрестольный крест XVII же века -деревянный, снаружи обложенный тонким серебряным окладом; старинные воздухи, пелены и другие предметы церковного употребления» (6).

Церковное убранство церкви впечатляло своим многообразием, богатством золотых вещей, жемчугов и драгоценных камней.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...