Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основание церкви и её архитектурный стиль




Введение

Искусство сопутствует человеку с колыбели, оно – часть его материального бытия и духовной жизни. Прошлое народов говорит нашему уму и сердцу более всего, когда мы видим его отражение в прекрасном зеркале искусства: в произведениях живописи, запечатлевших образы людей прошедших эпох, в предметах быта, сохранивших тепло человеческих рук, в возведенных к небу куполах.

Памятники искусства – само воплощение созидательного творчества – легко становятся жертвой разрушительных сил, будь это действие времени, природной стихии или социальных катаклизмов, смена вкусов, идеологий или взглядов на общественные функции искусства. Примеров этому много и, может быть, один из самых наглядных – это судьба культового зодчества в России в начале XX века.

После революции 1917 года большинство нижегородских храмов были либо уничтожены, либо закрыты, а духовенство репрессировано. «Вместо церквей – сады, кино и клубы» - эта фраза из газеты «Нижегородская коммуна» 1928 года очень точно характеризует и отражает дух того времени по отношению к церковному зодчеству.

В одном реферате очень сложно рассказать о перипетиях истории всех церковных памятников Нижнего Новгорода. Мне хотелось бы остановиться на истории одной церкви – Георгиевской, которая наиболее ярко отразила судьбу культового зодчества в Нижегородском крае.

Цель данного реферата:проследить судьбу каменной Георгиевской церкви Нижнего Новгорода.

Задачи, поставленные в реферате:

1.Собрать разрозненные сведения об истории церкви в краеведческой литературе;

2.Сопоставить и систематизировать эти сведения, и составить обобщенное представление об облике церкви и её внутреннем убранстве;

3.Определить роль и значение Георгиевской церкви в жизни города;

4.Выяснить, при каких обстоятельствах она была разрушена.

 

 Изучая литературу по данной теме, хотела отметить, что большой интерес представляют книги из библиотеки Благовещенского монастыря и областной универсальной библиотеки им. Ленина. Среди них можно выделить «Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям» Добровольского 1912 года,  «Адрес-календарь Нижегородской Епархии за 1904 год» Драницына,  «Памятники церковных древностей» Архимандрита Макария, труды Храмцовского Н. и Гацисского А., а также книга и статьи Юрия Григорьевича Галая в периодической печати.

О судьбе Георгиевской церкви повествуют документы Центрального архива Нижегородской области. В фонде 1679 хранятся план и чертёж церкви Святого Георгия, в фонде 1104 – дело о регистрации и учёте имущества религиозной общины при церкви Георгия Победоносца в городе Нижнем Новгороде за 1923 – 1928 год. А в фонде Горьковского крайисполкома 2626 содержатся постановления и протоколы о закрытии и ликвидации Георгиевской церкви, которые очень тяжело читать даже сейчас.

 

 

Глава 1. История Георгиевской церкви

Основание церкви и её архитектурный стиль

Церковь Святого Георгия Победоносца (на Верхне - Волжской набережной), по мнению Храмцовского, была основана в XV столетии или в начале XVI, потому что, как он пишет, «при описи Лодыгина в 1621 году, она была ветха, развалилась, стояла без пенья. Рядом с ней находился другой храм - архидьякона Стефана»(7). Но в начале XVII столетия, при управлении Нижегородской епархией Питиримом, в числе тридцати трёх приходских церквей Нижнего, упоминается только одна Георгиевская церковь, «вероятно, возобновлённая и соединённая со Стефановскою», как считает историк.

Сведения о деревянной Георгиевской церкви есть и у архимандрита Макария. «Судя по двум древним надгробным памятникам, вырытым близ церкви, и по сотной грамоте, надобно полагать, что церковь Георгиевская существовала ранее XVI века и была деревянная»(2). На этих древних памятниках сделаны надписи вязью, относящиеся к 1600 и 1520 годам. В Сотной грамоте за 1621 год сказано, что «подле Происхожденскова девича монастыря церковь страстотерпца Христова Георгия ветха развалилась, стоит без пения; а другая церковь Стефана Архидиакона»(2).

 М. Добровольский описывает месторасположение церкви: «К Благовещенской площади слева примыкает площадь Семинарская…, которая выходит противоположным от Благовещенской площади краем на Волжскую набережную. В самом начале набережной стоит замечательная по своей архитектуре церковь во имя Святого великомученика Георгия Победоносца» (6).

 Георгиевская церковь оставалась деревянной до начала XVIII века. «Но около 1700 года начали строить каменную об одной главе… Вместе с колокольней она была замечательна по своей красивой архитектуре. Она окончена постройкой и освящена в царствование Петра Великого в 1702 году при нижегородском митрополите Исаие, иждивением купца Пушника, жившего на месте …архиерейского дома», - пишет архимандрит Макарий.

Храмцовский также указывает на то, что «в 1702 году нижегородский гость Иван Пушник…построил настоящее здание Георгиевской церкви, снабдив её иконами, утварью и книгами». Кроме того, он пишет, что «церковь эта флорентийской архитектуры, глава её выкрашена голубой краской и увенчана большим прорезным крестом». По описанию М. Добровольского, «она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. В том же роде построена и колокольня, только с меньшею затейливостью в украшении».

 Георгиевская церковь в XVIII веке была, некоторое время, монастырской. В 1743 году сгоревший Женский Зачатьевский монастырь был переведен преосвященным Димитрием (Сеченовым) к Георгиевской церкви, и оставался при ней до 1764 года. Семидесяти монахиням была дана земля около Происхожденского монастыря и Георгиевской церкви, где они построили кельи и обвели их оградой, а в Георгиевскую церковь были переданы все иконы и имущество Зачатьевской церкви, которая от подмывавших её родников стала ветхой и непригодной для служения.

Георгиевская церковь представляет собой оригинальный образец храмовой постройки московского или «нарышкинского» стиля, господствовавшего в русском церковном строительстве в конце XVII и первой четверти XVIII века и «состоявшего в надстройке одного над другим нескольких ярусов или коробок четырёх или восьмиугольной, или даже крестообразной формы, при чём каждый из нижних ярусов, служа основанием для следующего, покоящегося на нём верхнего яруса, был соответственно шире последнего» (6). В Георгиевской церкви мы видим это наслоение этажей или ярусов на двух четырёхугольниках – двух восьмигранников, постепенно кверху суживающихся и переходящих, наконец, в подглавную шейку или трибун. Такого же характера постройки и колокольня, несколько ниже церкви, что также было характерным признаком церковного строительства того времени. Что же касается орнамента из белого камня, то характер его, как будто уже, носит влияние запада»(6).  Отличительной чертой московского барокко является многоярусность, устремленность ввысь, сочетание красной кирпичной кладки с белым резным камнем отделки.

Позднее в начале XX века церковь была побелена, и на фотографиях, выполненных М.П. Дмитриевым, её можно увидеть уже белоснежной, но от этого не потерявшей своего неповторимого облика.

Таким образом, из описания Георгиевской церкви историками – краеведами XIX века видно, насколько она была красива и почитаема нижегородцами, была украшением нашего города, лучшим памятником «нарышкинского» барокко.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...