Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ реализации Стратегии развития города до 2012 года «Череповец – город лидеров»




Стратегия-2012 сформулировала главную стратегическую цель развития города до 2012 года как: «Устойчивое развитие города на основе лидерских позиций бизнеса, созданных условий для реализации лидерских качеств горожан, а также лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития».

Анализ достижения главной стратегической цели развития города представлен на материале анализа реализации четырех стратегических направлений:

1.Лидеры в бизнесе.

2.Активное местное сообщество, обладающее лидерскими качествами.

3.Эффективная власть, лидеры в городском управлении.

4.Благоприятная среда проживания.

1.Целью стратегического направления «Лидеры в бизнесе» является – формирование условий для устойчивого развития бизнеса города, сохранения лидирующих позиций города на соответствующих рынках.

Приоритетными были выделены 5 направлений:

1.Кадровый потенциал XXI века.

2.Новая экономика.

3.Благоприятная деловая среда для малого бизнеса.

4.Проектная работа с бизнесом.

5.Туризм.

1.1.Целью направления «Кадровый потенциал XXI века» является формирование кадрового потенциала, соответствующего требованиям нового тысячелетия, а также потребностям бизнеса города.

1.2.Целью направления «Новая экономика» является создание условий для диверсификации экономики города, создания новых отраслей.

Структура промышленного производства города не претерпела значительных изменений. Определяющую роль в экономике города по-прежнему играет металлургическое производство. В 2011 году в сравнении с 2003 годом доля металлургического производства уменьшилась лишь на 2% и в промышленности города составляет порядка 70%.

В соответствии с методологией Министерства финансов Российской Федерации Череповец по-прежнему относится к моногородам (наличие одного или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, доля которого в структуре экономики города занимает более 50%).

По итогам 2010 года индекс физического объема промышленного производства вернулся на докризисный уровень и несколько превысил его.

Рис. 40. Индекс физического объема промышленного производства, %

Экономический потенциал Череповца, в котором преобладают металлургическая и химическая промышленность, составляет около 1% в объеме отгруженной продукции промышленности России. Уровень производства промышленной продукции на душу населения традиционно превышает общероссийский показатель (в 2010 году – более чем в 4 раза).

Ведущими предприятиями города являются: ПАО «Северсталь», АО «ФосАгро-Череповец»; доля производства города Череповца на промышленном рынке России по итогам 2010 года составляла:

металлопрокат – 18%;

минеральные удобрения – 14%;

метизы – 23%.

Металлургические и химические предприятия постоянно осуществляют инвестирование в развитие производств. В последние годы реализованы крупные проекты по модернизации ключевых производств и созданию новых производственных линий (цех полимерных покрытий, агрегат непрерывного горячего оцинкования; система улавливания неорганизованных выбросов сталеплавильного производства, новый цех по производству карбамида и многие другие).

Еще одна ведущая отрасль экономики города – машиностроение. Предприятия этой отрасли производят 4,6% от общего объема промышленной продукции города. Деревообрабатывающая промышленность города представлена предприятиями: АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», АО «Спичечная фабрика „ФЭСКО“». АО «ЧФМК» – одно из крупнейших деревообрабатывающих предприятий России – производит более 40 видов высококачественной продукции на основе технологий глубокой переработки древесины. Холдинг «Череповецлес» – одна из крупнейших лесопромышленных компаний Северо-Запада России; ежегодно компания заготовляет 1,2 миллиона м3 круглого леса и выпускает 70 000 м3 пиломатериалов, высокое качество которых признано как в России, так и за рубежом.

В городе развита пищевая промышленность: продукция ОАО «Череповецхлеб», АО «Череповецкий мясокомбинат», ОАО «Череповецкий молочный комбинат», ЗАО «Русский бисквит», ОАО «Череповецкий ликеро-водочный завод» известна и за пределами Вологодской области.

В строительной отрасли работают более 20 крупных, средних предприятий ималых предприятий с численностью работников более 9 тыс. человек. Для обеспечения бесперебойной работы строителей работают 22 предприятия, производящие кирпич, крупные стеновые блоки, бетонную смесь, строительный раствор, асфальтобетон, прочие строительные материалы. Крупнейшими предприятиями этой отрасли являются ОАО «Завод железобетонных изделий и конструкций», АО «Завод силикатного кирпича», ООО «Северо-Запад Огнеупор».

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в черной металлургии в результате финансово-экономического кризиса, Компания «Северсталь» находит возможности для инвестирования в развитие производств. В последние годы реализованы следующие крупные проекты:

введен цех полимерных покрытий металла;

завершена реконструкция доменных печей № 4, 5;

задута доменная печь № 1 производительностью 1,1 млн. тонн чугуна;

завершена реконструкция турбогенератора № 6;

завершен очередной этап инвестиционного проекта в рамках программы по замене кранов в конвертерном цехе сталеплавильного производства;

введен в строй агрегат непрерывного горячего оцинкования;

комплекс по производству шредированного лома;

вторая линия цеха полимерных покрытий металла;

реконструкция коксовой батареи № 7 и цеха улавливания химических продуктов в коксохимическом производстве;

строительство новой системы улавливания неорганизованных выбросов сталеплавильного производства;

введена новая линия «Шумаг»;

запущен в эксплуатацию новый стан по производству заготовки для канатной и целлюлозоувязочной проволоки;

осуществлен запуск установки по производству защитной азотоводородной атмосферы;

в цехе стальных фасонных профилей проведена реконструкция колпаковой печи;

в 2011 году на ОАО «Северсталь-Метиз» началась плановая модернизация ключевых производств, рассчитанная на несколько лет.

Предприятия химической отрасли – ОАО «Череповецкий «Азот» и ОАО «Аммофос» – реализовали следующие инвестиционные проекты развития:

завершена реконструкция колонны синтеза на агрегате АМ-76;

завершено строительство нового полигона промышленных отходов;

осуществляется реконструкция производства аммиаков;

запущена в эксплуатацию после реконструкции третья технологическая система производства серной кислоты и турбогенератор мощностью 12 МВт;

завершено строительство второго технологического трубопровода по поставке аммиака из хранилищ;

запущена в эксплуатацию четвертая установка по производству серной кислоты СК-714;

реконструкция производства экстракционной фосфорной кислоты.

1 июля 2012 года в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий «Азот» было создано новое предприятие АО «ФосАгро-Череповец». Руководство компании рассчитывает на синергетический эффект от создания АО «ФосАгро-Череповец» за счет оптимизации затрат в рамках одного юридического лица. Стратегической целью холдинга в среднесрочной перспективе является развитие внутреннего рынка минеральных удобрений и предусматривает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов за счет собственных средств компании.

Город Череповец имеет сложившуюся промышленную структуру производства и ограничен в своем развитии существующими предприятиями и рамками территориального планирования. Вместе с тем, население города имеет огромный опыт работына промышленных предприятиях города. В целях решения вопросов модернизации экономики моногорода Череповца в Вологодской области реализуется проект создания индустриального парка «Шексна» на основе продуктовой и технологической диверсификации. В 2011 году на территории индустриального парка «Шексна» создано ООО «Северсталь ТПЗ – Шексна» – предприятие, производящее круглые, квадратные и прямоугольные трубы. В перспективе на территории индустриального парка планируются для реализации целый ряд проектов по созданию промышленных, перерабатывающих предприятий, а также сопутствующих и обслуживающих производств.

Розничная торговая сеть в городе насчитывает более чем 1000 магазинов, около 350 нестационарных объектов торговли. Действует 8 розничных рынков. Оборот розничной торговли городских предприятий составляет порядка 30% оборота по Вологодской области.

1.3.Цель направления «Благоприятная деловая среда для малого бизнеса» – создание условий для количественного и качественного развития малого бизнеса города.

Основными факторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Череповце в период с 2002 по 2012 годы, стали:

1) Создание в 1999 году организации инфраструктуры поддержки МСП – НП «Агент-ство Городского Развития», благодаря чему работа в области поддержки МСП была централизована, получила четкую стратегию. Появилась возможность учитывать предложения бизнеса и возможности администрации города.

2) В 2009 году были утверждены городская и областная долгосрочные целевые программы поддержки МСП, сформирован план конкретных мероприятий, определены исполнители.

3) В 2011 году Череповец был включен в список моногородов и получил средства федерального и областного бюджета на реализацию программ поддержки. Механизм софинансирования позволил значительно расширить перечень форм поддержки.

4) Сформирован механизм сотрудничества бизнеса и власти, что позволяет принимать решения, влияющие на деятельность МСП, в том числе законодательные решения, с учетом потребностей и интересов бизнеса. Проводимый ежеквартально с 2008 года мониторинг МСП позволяет оценивать реальную ситуацию в бизнесе и формировать (корректировать) мероприятия по поддержке бизнеса.

В городе создана благоприятная деловая среда для развития малого бизнеса –развивающегося сектора экономики, способствующего созданию рабочих мест, обеспечению горожан необходимыми товарами и услугами, участвующего в реализации общегородских социальных программ и др.

Основным двигателем развития МСП стало НП «Агентство Городского Развития», которое организует поддержку МСП по следующим направлениям:

информационно-консультационная поддержка;

содействие развитию деловой среды;

повышение квалификации и развитие компетенций руководителей и специалистов малых и средних предприятий;

имущественная поддержка (муниципальный бизнес-инкубатор);

финансовая поддержка малого бизнеса (предоставление субсидий субъектам МСП).

Темп роста количества субъектов МСП с 2008 по 2011 годы составил 115,6%. Доля налогов от субъектов МСП в общей сумме поступивших в муниципальный бюджет налогов выросла на 8,9% и составила 19,63% (700 тыс. рублей). Доля занятых в сфере МСП достигла 36,64% (выросла на 4,13% с 2008 года).

Осуществление мер поддержки привело кизменению структуры малого и среднего бизнеса в период с 2002 по 2011 годы:

торгово-закупочная деятельность – 24,5% ;

транспорт и связь – 7,7%;

строительство – 6,5% ;

сфера услуг и операции с недвижимостью – 21,6%;

производство – 5,3%;

прочее – 34,4%

1.4. Цель направления «Проектная работа с бизнесом» – адресная поддержка отдельных проектов бизнеса.

С целью адресной поддержки отдельных проектов бизнеса в 2010 году в городе создана АНО «Инвестиционное агентство «Череповец» и принята долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционного потенциала города Череповца» на 2010 – 2015 годы» для содействия в: реализации инвестиционных проектов и программ на территории города, привлечении инвестиций, развитии инвестиционного потенциала и создании новых рабочих мест. В 2011 году прошли экспертную оценку 26 инвестиционных проектов, проведена оценка и отбор проектов в соответствии со стандартами и критериями, оказаны консалтинговые услуги по разработке документации, необходимой в процессе реализации проектов и программ, проведена экспертиза технической, маркетинговой и иных составляющих предлагаемых инвестиционных программ и проектов. По результатам 2011 года привлечены инвестиции частных инвесторов в объеме 44 550 тыс. руб.

Позиционирование города, значимость города для региона, страны в 2011 году:

Объем промышленного производства в:

Российской Федерации – 33 678 млрд. руб.;

Череповце – 338 млрд. руб.;

Средняя заработная плата в 2011 году в:

Российской Федерации – 23 532 руб.;

Череповце – 26 382 руб.

В перспективе Череповец имеет все основания оставаться моноструктурнымпромышленным городом. Определяющая роль в экономике города сохранится за крупными предприятиями черной металлургии.

Развитие черной металлургии подвержено цикличности и во многом зависит от мировой конъюнктуры.

Промышленные предприятия ориентированы на выпуск продукции первичного передела, фиксируется низкое внедрение инновационных технологий.

Развитие промышленных предприятий города сопровождается высвобождением трудовых ресурсов. Прогнозируется тенденция роста незанятых трудовых ресурсов.

Фиксируется низкий объем присутствия предприятий малого и среднего бизнеса в структуре экономики города.

1.5.Целью направления «Туризм» является количественное и качественное развитие въездного туризма или создание в городе благоприятной туристической среды.

Турпродукт города Череповца характеризуется следующими особенностями: большое количество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), наличие уникального туристского ресурса – историко-культурного центра «Усадьбы Гальских», наличие всемирно известных имен, возможности для развития промышленного туризма (крупные промпредприятия на территории города). На территории города находится: 77 памятников истории и архитектуры; 18 памятников археологии; 34 памятника монументального искусства; 2 музейных комплекса; 2 театра; 9 муниципальных музеев и 22 музея при образовательных учреждениях города; 7корпоративных музеев; 3 частные галереи; 6 кинотеатров. Коллегией Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области утвержден ряд культурных брендов, существующих и разрабатываемых, а именно: Череповец – родина Василия Верещагина, Король поэтов – Игорь Северянин, Иван Андреевич Милютин – человек, который создал город, Александр Башлачев – легенда русского рока. Для продвижения брендов используются мероприятия событийного туризма. На сегодняшний день приоритетными объектами показа в Череповце остаются: Усадьба Гальских, музей «Дом И.А. Милютина», дом-музей Верещагина, историко-краеведческий музей. 

Свыше 80% от въездного потока в город – люди, приехавшие по делам. В 2012 году в городе Череповце насчитывалось 21 гостиница, 379 предприятий общественного питания, 90 туристических компаний, 16 туроператоров внутреннего туризма, 131 объект историко-культурного наследия, 33 культурно-познавательных объекта.

Несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы Череповца используются рецептивными туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неизвестность региона на туристском рынке.

Наименование показателя

Значение показателя

2003 год (факт) 2008 год (факт) 2011 год (факт)
Количество судозаходов в г. Череповец 57 36 59
Количество туристов, прибывающих водным транспортом 8200 5634 6146
Количество посетителей гостиниц в год (по данным 8 гостиниц) 9971 (2005 год) 15940 17905

Несмотря на проведение ряда мероприятий по развитию сферы туризма, существенного увеличения туристического потока в город не наблюдается.

2.Целью стратегического направления «Активное местное сообщество, обладающее лидерскими качествами» является создание условий для реализации лидерских качеств горожан, формирования активного местного сообщества.

Приоритетными были выделены 3 направления:

1.Череповец – здоровый город.

2.Развитие человеческого потенциала.

3.Молодежная политика.

2.1.Целью направления «Череповец – здоровый город» является повышение ожидаемой продолжительности жизни горожан.

Здоровье – ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления. В современном обществе отмечаются тенденции к здоровому образу жизни. По данным социологических опросов в 2011 году более половины череповчан (54%) ответили, что ведут здоровый образ жизни, при этом 59% считают, что условий для ведения здорового образа жизни в городе не достаточно. С 2005 года в городе принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Здоровый город». Деятельность мэрии города, направленная на укрепление и сохранение здоровья горожан, ежегодно высоко оценивается Европейским региональным бюро ВОЗ, что выражается в подтверждении аккредитации европейской сети проекта «Здоровые города», который является одним из самых эффективных «инструментов» межведомственного партнерства по решению вопросов охраны и развития здоровья населения. Ежегодно в рамках проекта реализуется комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья горожан. С каждым годом растет доля горожан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. За период с 2007 по 2011 годы этот показатель вырос с 14,8% до 18,2%.

В структуре болезненности и заболеваемости городского населения во всех возрастных его категориях преобладают болезни органов дыхания, в основном за счет регистрации острых респираторных вирусных инфекций. С возрастом структура хронической патологии у населения города значительно меняется, накапливаются болезни системы кровообращения, по объему почти не уступая болезням органов дыхания, наиболее сильно страдают глаза, костно-мышечная и мочеполовая системы.

На протяжении последних лет здоровье городского населения характеризовалось устойчивой тенденцией роста показателей болезней системы кровообращения, которые до настоящего времени остаются основной причиной смерти населения. В городе в 2011 году впервые отмечалось снижение заболеваемости острыми инфарктами миокарда, инсультами, артериальной гипертензией и, как следствие, – снижение смертности от этих заболеваний. Еще одна из самых актуальных проблем современного общества – онкология. По итогам 2011 года уровень запущенных случаев практически не изменился и составлял 21,3%. Годичная летальность от онкопатологии в последние годы имеет четкую тенденцию к снижению и составила по итогам 2011 года 24%. В структуре локализаций рака на протяжении последних лет продолжают преобладать кожные покровы – 16,3%; молочная железа – 9,9%; легкие – 8,6 %. По многолетней тенденции (1997-2010 годы) в городе в целом имеет место снижение инфекционной заболеваемости; продолжает регистрироваться снижение заболеваемости вирусным гепатитом В и незначительный рост заболеваемости вирусным гепатитом С. Благодаря совместным комплексным городским мероприятиям продолжается снижение заболеваемости ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

Для достижения стратегической цели в городе реализованы целевые программы:

«Профилактика артериальной гипертонии среди населения г. Череповца на 2004-2008 годы»;

«Профилактика травматизма и несчастных случаев среди населения»;

«Профилактика онкологической заболеваемости населения Вологодской области» на 2003-2007 годы»;

«Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека «Анти-ВИЧ/СПИД».

С 2006 года данные мероприятия реализовывались за счет федеральных программ (НЦП «Здоровье», Программа «Модернизации здравоохранения»), областных целевых программ («Здоровое поколение», «Лучевая диагностика», «Вакцинопрофилактика»). С 2006 года и по настоящее время учреждения родовспоможения и детства города принимают активное участие в работе проектов городской программы «Дорога к дому» и российском проекте «Мать и дитя».

С 2002 года сфера здравоохранения активно участвовала в мероприятиях городской целевой программы «Здоровый город», с 2009 года – в реализации долгосрочной целевой программы «Экология города» на 2009-2015 годы и Комплексного плана действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года.

В течение 2009 года в рамках мероприятий по оптимизации произведено сокращение плановых объемов медицинской помощи стационаров и дневных стационаров, что повлекло снижение уровня доступности оказания медицинской помощи населению.

С 2011 года в учреждениях здравоохранения города реализуется Программа модернизации здравоохранения города Череповца, направленная на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи гражданам города, за счет:

укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения;

внедрения современных информационных систем в здравоохранение;

внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Профилактическая деятельности в сфере охраны здоровья остается в числе приоритетных и осуществляется путем:

разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни;

осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;

проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Главной проблемой демографического развития города остается высокая смертность от внешних причин. Большое влияние на это оказывает злоупотребление алкоголем. Количество употребления алкогольной продукции на протяжении нескольких лет, согласно опросам, остается достаточно стабильным. Процент населения, употребляющего алкоголь 1 раз в неделю и чаще, уменьшился с 30% в 2008 году до 21% в 2011 году. Доля школьников, употребляющих алкоголь (6-11 классы), уменьшилась с 30% в 2008 году до 27% в 2010 году. По данным социологических опросов, процент курящих в период с 2008 по 2011 годы оставался на уровне 32%. Доля курящих мужчин уменьшилась с 51% в 2008 году до 45% в 2011 году. Доля курящих женщин выросла с 18% в 2008 году до 21% в 2011 году. Доля курильщиков из числа школьников (6-11 классы) уменьшилась с 29% в 2008 году до 16% в 2010.

В целом в Череповце сохранялся регрессивный тип структуры населения, который характеризуется превышением доли людей пожилого возраста над долей детей и подростков. Доля детей и подростков выросла с 15,5% в 2007 году до 16,2% в 2011 году; доля пожилых людей – с 19,5% в 2007 году до 20,4%.

Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: количество женщин превышает количество мужчин. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин в трудоспособном возрасте – 903,6 человека на 100 тыс. населения, смертность женщин в трудоспособном возрасте 226,97 человека на 100 тыс. населения.

На 01.01.2012 средняя продолжительность жизни в Череповце достигла 68,5 года, что выше показателя 2007 года – 65,9 года.

2.2. Целью направления «Развитие человеческого потенциала» является содействие развитию непрерывного образования и культурному развитию горожан.

Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности и фактором социально-экономического прогресса.

Конкурентными преимуществами города в сфере образования являются следующие:

1)Созданы условия для реализации непрерывного образования от дошкольного до высшего.

На 01.01.2012 в городе Череповце система образования была представлена всеми уровнями (ступенями) образования:

92 муниципальными учреждениями дошкольного образования;

46 муниципальными учреждениями общего образования;

более чем 80 учреждениями дополнительного образования детей различных форм собственности (учебные центры, музыкальные, спортивные, художественные, языковые и иные школы, курсы, тренинги, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей);

1 бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования Вологодской области;

12 образовательными учреждениями среднего профессионального образования различных форм собственности: 9 бюджетных, 3 негосударственных;

10 образовательными учреждениями высшего профессионального образования различных форм собственности: 6 бюджетных, 4 негосударственных;

1 образовательным учреждением высшего послевузовского образования.

2)В городе принята целевая программа «Одаренные дети», целью которой является создание оптимальных условий для выявления, поддержки, сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

3)Учреждения профессионального образования нацелены на потребности экономики города (региона) – кластерный подход к подготовке профессиональных кадров; осуществляется процесс мониторинга и гибкое регулирование спроса на образование.

4) ЧГУ является эффективным, конкурентоспособным центром подготовки высококвалифицированных специалистов.

5) В городе имеются промышленные и инновационные площадки и условия для интеграции процесса обучения в профессиональную деятельность.

Основные проблемы системы образования города коррелируют с общероссийскими:

материально-техническая база учреждений образования не соответствует современным требованиям; не в полной мере обеспечиваются необходимые условия безопасного пребывания;

сохраняется тенденция увеличения количества воспитанников с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями здоровья;

нехватка учреждений дошкольного образования в Зашекснинском и Индустриальном районах города;

превышение контингента обучающихся фактическому количеству мест в школах, превышение удельного веса обучающихся, занимающихся во вторую смену;

недостаток условий для реализации программ дополнительного образования детей спортивно-технической направленности, технического творчества и др.;

существующий спектр направлений подготовки в сфере высшего и среднего профессионального образования не обеспечивает все потребности в подготовке кадров для экономики города; имеются сложности в опережающей подготовке профессиональных кадров; недостаточный уровень компетенции выпускников системы профессионального образования, связанной с освоением новых технологий, решением исследовательских задач на производстве;

низкая укомплектованность кадрами учреждений бюджетной сферы города, высокая текучесть кадров.

С февраля 2009 года в Череповце работает муниципальный совет по содействию в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов с целью согласования и реализации интересов заинтересованных сторон в вопросах подготовки работников квалифицированного труда для организаций города.

В 2009-2011 годы заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве по подготовке рабочих кадров и специалистов:

ОАО «Северсталь» БОУ СПО ВО «Череповецкий индустриальный колледж» – Департамент образования Вологодской области;

ЗАО «ФосАгро АГ» (Череповецкий филиал) – БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж» – Департамент образования Вологодской области;

ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» – БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум» – Департамент лесного комплекса Вологодской области.

В апреле 2012 года стартовал «Экспериментальный машиностроительный полигон» по подготовке квалифицированных кадров для нужд машиностроительных предприятий.

В результате деятельности муниципального совета составлен прогноз потребности рынка труда Череповца в рабочих кадрах и специалистах, который ежегодно корректируется с учетом данных работодателей. Ежегодно проводится мониторинг состояния системы содействия трудоустройству выпускников в училищах, техникумах, колледжах и ВУЗах города. Проводится анализ потребности рынка труда города в рабочих кадрах, специалистах и фактического набора и выпуска молодежи. Формируется перечень востребованных профессий и специальностей в приоритетных отраслях экономики города. Аналитические материалы рассматриваются на заседаниях муниципального совета, направляются в образовательные учреждения, предприятия города, в областной координационный совет, через СМИ доводятся до школьников, их родителей.

Активное включение работодателей в процесс модернизации профессионального образования, постоянное взаимодействие органов государственной власти, бизнес-сообщества и образовательных учреждений становится организационной основой новой системы профессионального образования.

Культурная среда сегодня становится ключевой характеристикой современного общества. Череповец обладает разнообразным культурным наследием, традициями и ресурсами для развития и реализации культурного и духовного потенциала его жителей.

Сеть учреждений культуры и искусства г. Череповца составляет 54 единицы. На территории города находится: 77 памятников истории и архитектуры; 18 памятников археологии; 34 памятника монументального искусства; 9 муниципальных музеев и 22 музея при образовательных учреждениях города; 7 корпоративных музеев. На областном уровне утвержден ряд культурных брендов города, существующих и разрабатываемых, а именно: Череповец – родина Василия Верещагина, Король поэтов – Игорь Северянин, Иван Андреевич Милютин – человек, который создал город, Александр Башлачев – легенда русского рока. На сегодняшний день приоритетными объектами показа в Череповце остаются: Усадьба Гальских, музей «Дом И.А. Милютина», дом-музей Верещагина, историко-краеведческий музей.

Череповец может гордиться своими клубными учреждениями и коллективами. МБУК городской Дворец культуры «Аммофос», МБУК Дворец культуры «Строитель», Культурно-досуговый центр «Северный», МБУК «Дворец металлургов», а также МБУК «Детский музыкальный театр», МАУК «Камерный театр», концертные организации города – МБУК «Городское филармоническое собрание» и другие имеют достаточно современную материально-техническую базу; творческие коллективы учреждений обладают высоким профессиональным уровнем, имена отдельных коллективов, артистов высоко оцениваются ценителями искусства, в том числе за рубежом.Всего в 2011 году театры и концертные залы посетило 94,1 тыс.человек, что на 20,88 тыс. больше, чем в 2003 году и составило 129% к уровню 2003 года. Количество мероприятий, проведенных театрами, возросло со 182 в 2003 году до 279 в 2011 году, концертными организациями – со 175 в 2003 году до 367 в 2011 году. Анализ показал, что количество клубных формирований в 2011 году по сравнению с 2003 годом увеличилось на 22%, тогда как число участников клубных формирований снизилось на 46%. Коммерциализация муниципальных культурных проектов и программ в городе, а также гастрольная деятельность городских коллективов остается низкой. Действующие творческие студии, кружки, коллективы востребованы населением города (в кружках и студиях занимается 27,4 тыс. чел., из них 70% – дети).

В городе ежегодно проводятся культурные мероприятия для массового зрителя, посвященные праздничным и памятным датам. Нехватку зрительских мест в учреждениях культуры компенсирует зал Ледового дворца (на 5026 посадочных мест) и зал «Алмаз» (2263 посадочных места), которые многофункциональны и предназначены как для спортивных, так и для культурно-массовых мероприятий.

Социологические исследования показали, что в 2011 году оценка горожанами уровня общегородских культурных мероприятий составила 69,7 баллов, а удовлетворенность качеством работы учреждений досуга и отдыха – 64,8 балла.

2.3.Целью направления «Молодежная политика» является стимулирование активного участия молодежи в социальной и экономической жизни города.

По данным органов статистики на 01.01.2011, молодежь в возрасте от 14 до 30 лет включительно составляла 25,6% от численности населения г. Череповца или 43% от экономически активного населения города.

В городе созданы и реализуют свою деятельность 5 постоянно действующих общественных субъектов реализации молодежной политики:

Городской координационный совет по делам детей и молодежи;

молодежный парламент при Череповецкой городской Думе

молодежная избирательная комиссия города Череповца;

Молодежная редакция города Череповца;

Городской ученический совет.

Молодежная политика в городе реализуется с участием управления по работе с общественностью мэрии города и МКУ «Череповецкий молодежный центр» по 4 направлениям:

1)Содействие занятости молодежи и развитие экономической самостоятельности молодежи: содействие трудоустройству молодых граждан, профессиональному самоопределению, защиту трудовых и социальных прав молодежи на рынке труда, направлена на развитие кадрового потенциала и повышение уровня профессиональной компетентности молодежи.

2) Развитие молодежных инициатив, развитие молодежного общественного движения предусматривает внедрение системы мер по поддержке социальных инициатив молодежи, создание условий для развития социальной компетентности и гражданской активности молодежи, включение молодежи в деятельность органов местного самоуправления, развитие и поддержку позитивных форм самоорганизации, самоуправления.

3) Создание условий для гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых граждан представляет собой систему мер по формированию патриотизма в сознании подростков и молодежи, развитию чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории, а также физическому развитию молодых граждан города.

4) Развитие художественного творчества молодежи, поддержка талантливой молодежи: создание условий духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития молодежи.

Показатель «Доля организованной молодежи» в 2012 году составлял 14% .

На муниципальном уровне ежегодно утверждается и реализуется план мероприятий по работе с детьми и молодежью за счет средств городского бюджета. Ежегодно возрастает доля городских мероприятий, инициируемых самой молодежью, так в 2011 году она составила 57% от всех мероприятий, проводимых с молодежью.

Таким образом, формируется системность в работе с молодежью города, обеспечивается преемственность поколений молодежного актива, определяются дифференцированные методы работы с целевыми аудиториями.

Вместе с тем, на сегодняшний день по-прежнему наблюдается отсутствие единых подходов к государственной молодежной политике на федеральном уровне.

3.Целью стратегического направления «Эффективная власть, лидеры в городском управлении» является осуществление эффективного управления городом.

Приоритетными были выделены 6 направлений:

1.Землепользование.

2.Финансовое здоровье города.

3.Муниципальное имущество.

4.Внедрение системы управления городом на основе сбалансированных целевых показателей.

5.Гражданское общество.

6.Кадры для бюджетной сферы.

3.1. Целью направления «Землепользование» является эффективное землепользование за счет рациональной планировки.

В городе разработана комплексная система развития территории города, в т.ч.:

полноценная градостроительная документация;

Программа стимулирования жилищного строительства, предусматривающая обеспечение населения города доступным и комфортным жильем.

Генеральный план городского округа «Город Череповец» является основным документом, определяющим долгосрочную стратегию его градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения данного документа и внесения в него изменений.

Проекты планировки территории разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Разработаны: Проект планировки территорий в Зашекснинском районе (2009), Проект планировки восточной части Заягорбского района, АПП застройки для индивидуального жилищного строительства. С 2010-2011 годы велась разработка градостроительной документации: проекты планировки исторической части города, корректировки красных линий, транспортной схемы города, архитектурно-градостроительная концепция развития территории вдоль Октябрьского проспекта и Усадьбы Гальских.

Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны в соответствии с требованиями ГК РФ, на основании статистических и демографических данных в целях обеспечения устойчивого развития Вологодской области и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов, городских и сельских поселений Вологодской области в пределах их границ.

В целях осуществления градостроительных мероприятий продолжается формирование базовых документов, регламентирующих градостроительную деятельность на основе Генерального плана города. Разработан и утвержден План реализации Генерального плана города Череповца.

Планировочная структура Индустриального и Северного жилых районов сформирована, территориальные резервы для перспективного развития исчерпаны.Заягорбский район в планировочном отношении сложился в значительной степени, однако имеет резервы для территориального развития в восточном направлении. Зашекснинский район, являющийся основной территорией жилищного строительства последних лет, обладает значительными территориальными ресурсами.

Для размещения объектов различного назначения у Череповца есть территориальные ресурсы в пределах городской черты, что является существенным фактором градостроительного развития.

Неизменной основой комплексного развития городской территории является развитие жилищного строительства, развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. В городе разработана программа стимулирования развития жилищного строительства города. Объем ввода жилья за 2006-2010 годы составил 741,7 тыс. кв.м.

Городская среда Череповца складывалась в процессе архитектурно-композиционного и хозяйственного развития города. В настоящее время Череповец находится на этапе качественных изменений городской структуры. Целью комплексного развития городской территории является создание новой, привлекательной среды обитания.

3.2. Целью направления «Финансовое здоровье города» является оптимизация процесса планирования и исполнения бюджета.

Ежегодно финансовым управлением мэрии города в пределах своей компетенции разрабатываются и реализуются основные направления бюджетной, налоговой и ценовой (тарифной) политики на территории города, осуществляется внедрение всех изменений в области бюджетного законодательства.

Городской бюджет по-прежнему является социально-ориентированным. Несмотря на финансовый кризис, расходы были направлены на решение приоритетных задач наиболее значимых социальных расходов и мероприятий. Сроки выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы нарушены не были, своевременно выделялись средства из городского бюджета на оплату коммунальных услуг. В целях своевременных расчетов по обязательствам в течение последних трех лет осуществляется ежемесячное прогнозирование доходов бюджета и планирование предельных объемов финансирования на месяц.

При анализе динамики доходной части городского бюджета наблюдался устойчивый положительный рост доходов городского бюджета с 2 821 042 тыс. руб. в 2003 году до 7 211 974 тыс. руб. в 2011 году. В процентном соотношении этот рост составил 60%. Анализируя структуру доходов городского бюджета, можно отметить уменьшение доли налоговых поступлений в городской бюджет; в абсолютном выражении сумма налоговых поступлений увеличивалась (2 269 964 тыс. руб. – 2003 год, 3566 385,6 – 2011 год). Значительно возросла процентная часть безвозмездных поступлений вследствие перераспределения нормативов отчислений налоговых поступлений в бюджеты. В 2003 году она составляла 10,7%, в 2011 году их доля возросла до 42,7%.

Динамика основных показателей городского бюджета за период 2003-2011 годы

Наименование 2003 год (факт) 2008 год (факт) 2011 год (факт) Уточненный план 2012 год
Доходы, в том числе 2821,0 6502,8 7212,0 6 917,0
налоговые и неналоговые 2396,0 3563,0 4132,4 3029,3
безвозмездные поступления 302,8 3003,3 3079,6 3887,7
Расходы 2724,3 6784,2 7091,5 7 217,0

Начиная с 2004 года, в рамках работы по разграничению бюджетных полномочий было передано на уровень Российской Федерации и субъекта Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения, детских домов, специальных (коррекционных) учреждений, центров повышения квалификации, учреждений здравоохранения; оказание высокотехнологичной медицинской помощи; реализация общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях города; оказание адресной социальной помощи малоимущим и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и другие направления. Ряд учреждений были переведены в статус государственных учреждений путем изменения организационно-правовой формы.

В период до 2006 года в городской бюджет были привлечены средства Международного банка реконструкции и развития, которые были направлены на реформирование городского общественного транспорта, жилищного хозяйства, связанного с передачей ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, на установку энергосберегающей техники в жилых домах. В результате этого в городе в 2003-2004 годах решена транспортная проблема, выполнен капитальный ремонт в 57% многоквартирных домов (677 зданий), включая установку счетчиков учета теплоносителей, автоматического управления отоплением, замене трубопроводов и их изоляции и т.д. В 2010 году был полностью погашен муниципальный долг по кредитам перед Международным Банком Реконструкции и Развития. Также осуществлено привлечение средств из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которые позволили осуществить капитальный ремонт жилого фонда города (2008 год – 265 домов – 256,065 млн. руб.; 2009 год – 122 дома – 249,980 млн. руб.; 2010 год – 160 дома – 294,964 млн. руб.).

В 2005-2007 годах осуществлен переход на казначейское исполнение городского бюджета. С 2006 года внедрено ведение реестра расходных обязательств города, которое позволило систематизировать расходные обязательства по муниципальным правовым актам. Кроме того, разработаны нормативы расходов городского бюджета на решение вопросов местного значения, которые применялись при составлении проектов городского бюджета.

В связи с усилением работы по собираемости налогов в бюджет, сокращением недоимки, легализации заработной платы, созданы комиссии, действующие по указанным направлениям, в результате деятельности которых формировались предложения по установлению, изменению и отмене местных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пределах своей компетенции.

Финансовое управление мэрии города стало осуществлять управление муниципальным долгом, сформирован подход к выдаче муниципальных гарантий, ориентированных на реализацию социально-значимых проектов на территории города.

Утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за применением регулируемых (устанавливаемых) органом городского самоуправления цен (тарифов) и государственной функции по осуществлению контроля за применением и Порядок взаимодействия органов мэрии города и государственных органов при проведении совместных проверок, что позволило обеспечить принцип открытости проведения мероприятий по муниципальному контролю и принцип защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Всего за период с 2003 года по 2011 год проведено свыше 600 проверок правильности формирования и применения цен и тарифов. В результате этого выявлены нарушения и снижены финансовые потребности организаций на сумму свыше 2,5 млрд. рублей.

На протяжении нескольких лет город участвовал во Всероссийских конкурсах по качеству управления финансами. Так, участвуя во Всероссийском конкурсе экономического развития России «Золотой рубль» город дважды занимал 1-е место. В конкурсе «Лучшее муниципальное образование в России в сфере управления общественными финансами», в 2010 году город среди 183 участников признан победителем в номинации «За лучшее антикризисное управление».

По результатам оценки качества управления финансами в Вологодской области, проводимым Департаментом финансов Вологодской области, город ежегодно получал призовые места: за 2008 год город вошел в пятерку призеров, за что город получил из областного бюджета 750,0 тыс. руб., за 2009 год занял третье место – 1,0 млн. руб. за 2010 год занял первое место – 1,5 млн. руб.

3.3. Целью направления «Муниципальное имущество» является оптимизация использования городского земельно-имущественного комплекса.

За период с 2003 по 2011 годы было приватизировано 1125,6 га земельных участков. Площадь участков, предоставленных для строительства, составила 243 га. Объем приватизированного муниципального имущества составил 88345 кв. м. Среднегодовой объем имущества, передаваемый в аренду бизнесу, составил 62740 кв. м.

  2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Площадь приватизированных земельных участков, тыс.кв. м 5228,7 520,7 956,8 1207,6 1 262 805 490,3 342,9 442,3
Объем приватизированного муниципального имущества, кв. м 2 236 549 2 717 22 852 10442 7 337 12 081 3 491 26640
Объем муниципального имущества, переданного в аренду бизнесу, кв. м 100940 112023 106695 84 522 68 005 39601 19144 15225 18508

В связи с оптимизацией структуры муниципальной собственности в период с 2003 по 2011 годы осуществлялась планомерная продажа зданий, сооружений и высвобождаемого оборудования.

Поступления в городской бюджет от использования и продажи муниципального имущества и земли за период с 2003 по 2011 год составляли от 2% до 6 % от общего-объема общегородского бюджета.

С 2003 по 2008 год было приватизировано 10 муниципальных предприятий различных видов деятельности, не связанных с исполнением полномочий местного самоуправления.Анализируя выше приведенные факты, можно сделать вывод, что цель по сокращению муниципальных предприятий, деятельность которых не связана с исполнением полномочий местного самоуправления и оптимизации структуры муниципальной собственности, реализована.

С целью развития МСП были созданы дополнительные льготные условия для выкупа владельцами зданий и сооружений земельных участков, на которых расположены приватизированные ранее объекты недвижимости за счет уменьшения цены выкупа. Общее количество выкупленных собственниками объектов недвижимого имущества земельных участков в период с 2003 по 2011 год составило 1174 единицы.Также со стороны муниципалитета осуществлялось регулирование арендной платы за земельные участки. В части снижения арендной платы за земельные участки, были установлены понижающие коэффициенты, применяемые к ставкам арендной платы.В части регулирования арендных платежей за муниципальные нежилые помещения администрация города также использовала понижающие и повышающие коэффициенты к ставке арендной платы. Базовая ставка определена и не изменялась с 2008 года. Диапазон изменения коэффициентов составляет от 0,03 для творческих союзов до 1,4 для страховой деятельности.

С целью создания единого массива информации о городских землях и имуществе была создана автоматизированная информационная система земельно-имущественного кадастра (АИС ЗИК) – модульная система, предназначенная для формирования, хранения и обработки в электронном виде муниципальных информационных ресурсов следующих подсистем: адресный реестр; земельно-имущественный кадастр; аренда земли; реестр муниципальной собственности; аренда помещений; приватизация.

3.4.Целью направления «Внедрение системы управления городом на основе сбалансированных целевых показателей» является создание условий и механизмов реализации Стратегии.

С 2002 года мэрия города возглавила процесс стратегического планирования в городе, сосредоточив основные методические и координационные функции. Поэтому эффективность стратегического процесса в значительной мере определялась качеством работы городской администрации и набором применяемых ею подходов.

На основе опыта стратегического планирования зарубежных стран, а также опыта промышленных компаний России, было признано целесообразным внедрение системы стратегического управления городом на основе сбалансированной системы целевых показателей.

В 2004 году идентифицированы и описаны процессы деятельности органов мэрии города; разработаны системы сбалансированных целевых показателей структурных подразделений мэрии города, определены конечные результаты деятельности органов мэрии города для горожан; разработана и утверждена городская карта Стратегии – цели и целевые показатели. Созданная система позволила перевести Стратегию в конкретное действие по достижению результата.

В 2005 году в новом формате во взаимосвязи сбалансированных целевых показателей и бюджета развития утверждена Программа социально-экономического развития города Череповца, явившаяся инструментом, определяющим основные направления и объемы финансирования деятельности органов городского самоуправления по достижению стратегических целей на основе итогов и прогноза основных показателей социально-экономического развития. В мэрии города организована работа по формированию кроссфункциональных рабочих групп по достижению городских стратегических целей, осуществлена методическая поддержка и мониторинг их деятельности. В 2012 году проведен анализ показателей, используемых в отчетности органов местного самоуправления, проведено изучение опыта других городов России по оценке эффективности деятельности городской администрации (Липецк, Волгоград, Красноярск, материалы тульского форума). Разработаны проекты новых карт системы сбалансированных показателей для различных уровней управления, а именно:

уровень мэра города – F0;

уровень заместителей мэра города – F1;

уровень руководителей органов местного самоуправления (начальники управлений, председатели комитетов, и т.д.) – F2.

3.5. Целью направления «Гражданское общество» является создание условий для участия общества в управлении городом, а также реализации инициатив активных граждан.

Степень влияния граждан на принимаемые властями решения, а также степень участия в реализации принятых решений может служить одним из важнейших индикаторов развития всего гражданского общества в целом. Социологические исследования показывают рост вовлеченности граждан в общественные реформы и преобразование общества, решение вопросов жизнедеятельности и проживания на территории.

Городской властью продолжено развитие форм участия жителей в управлении городом и общения органов местного самоуправления с горожанами, в том числе:

через организацию работы форума «forum.cherinfo.ru» на официальном сайте города, личный сайт мэра города;

организована работа прямой линии мэра города по приему срочных обращений граждан и горячей линии для обращений по коррупции; организована работа приемной мэрии города по обращениям граждан в пос. Новые Углы;

продолжено развитие деятельности городского общественного совета, активное привлечение общественных объединений, оказание консультационно-методической помощи горожанам по вопросам регистрации и деятельности общественных объединений, товариществ собственников жилья, объединений предпринимателей, иных объединений горожан;

обеспечена возможность рассмотрения и продвижения общественных инициатив; продолжена реализация проекта «Молодежные инициативы», в том числе: формирование механизма для подготовки, реализации и развития молодежных гражданских инициатив, создание площадки для рассмотрения молодежных проектов руководителями органов мэриигорода, депутатами Череповецкой городской Думы и Законодательного собрания области, представителями бизнес-структур, СМИ, науки;

обеспечено участие населения в публичных слушаниях, касающихся проекта и исполнения городского бюджета, Программы социально-экономического развития города, градостроительных документов, правил содержания и благоустройства города и т.д.;

организованы встречи руководителей органов мэрии города в общественных и ветеранских организациях, на предприятиях и организациях города, в центре профилактики правонарушений по интересующим горожан вопросам; информационные встречи для руководителей общественных и религиозных объединений, профсоюзных организаций, политических партий и движений с руководителями законодательной и исполнительной власти города и Вологодской области;

обеспечена подготовка и проведение выездных приемов граждан мэром города, заместителями мэра города и руководителями органов мэрии города в филиалах Центра профилактики правонарушений и общественной приемной политической партии «Единая Россия».

Одной из важнейших предпосылок для развития гражданского общества является проявление гражданской ответственности. Декларируемая ответственность россиян максимально проявляется в семье, в необходимой мере – на работе, на уровне города становится менее заметной. Вместе с тем, при участии горожан и их объединений в городе организуются и проводятся:

архитектурные, координационные советы; городской общественный совет; общественные и попечительские советы при учреждениях дополнительного образования и культуры; заседания городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и др.;

общегородские мероприятия, посвященные памятным и праздничным датам, городские субботники;

совместные рейды (территориальные органы Роспотребнадзора, Ростехнадзора, полиция, органы мэрии города, представители предприятий, средств массовой информации) по соблюдению природоохранного законодательства на территории города, правил благоустройства и содержания города и пр.;

социологические исследования; перепись населения и пр.

социально значимые проекты и мероприятия, в том числе совместно с общественными объединениями, по проблемам реформирования ЖКХ, развития образования, предоставления социальных льгот, медицинского обслуживания населения, обеспечения общественного порядка и пр.

С 2012 года в мэрии города при участии общественности города реализуется проект «Чистый город».

3.6. Целью направления «Кадры для бюджетной сферы» является создание условий для обеспечения кадрами бюджетной сферы города.

В рамках совершенствования системы образования, в том числе оптимизации функций, структуры и штатной численности образовательных учреждений в период с 2008 по 2012 годы в муниципальной системе образования сокращено более 1000 штатных единиц административно-управленческого, учебно-воспитательного и младшего обслуживающего персонала.

По состоянию на 01.07.2012 количество штатных единиц, согласно штатным расписаниям муниципальных образовательных учреждений, составило 9215, из них 5402 единицы – должности педагогов; фактически работают 8654 человека, из которых 4646 – педагогические работники.

На основании статистических данных можно выделить следующие кадровые особенности в сфере образования города в 2012 году:

высокий образовательный уровень педагогических работников (высшее профессиональное образование имеют 3 796 педагогов, что составляет 81,7%, в том числе по школам – 95%, по дошкольным учреждениям – 69,6%);

достаточно высокий уровень квалификации работников (первую и высшую квалификационную категории имеют 3 436 человек, что составляет 74%);

средний возраст работников составляет 44 года;

наличие гендерного дисбаланса;

низкий уровень заработной платы работников сферы образования;

постоянное уменьшение притока молодых специалистов;

большое количество вакансий в образовательных учреждениях:в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях на 01.06.2009 – 37 человек, на 01.06.2012 – 379 человек;в общеобразовательных школах на 2009-2010 учебный год – 16 человек, на 2012-2013 учебный год – 90 человек.

Медицинские кадры – это главный ресурс здравоохранения. Серьезное негативное влияние на деятельность муниципальной системы здравоохранения оказывают: растущий дефицит медицинских кадров, стойкая низкая укомплектованность медицинским персоналом, как врачебным, так и средним, что приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению города.

Всего в сфере здравоохранения города на 01.01.2012 работало 6622 человека, 15 врачей имело ученую степень кандидата медицинских наук, 1 – докторскую. Обеспеченность на 10 000 населения в городе врачами составила 33%, средним медицинским персоналом – 96,0%. Коэффициент совместительства у врачей составлял 1,46; у специалистов со средним медицинским образованием –1,1.

Укомплектованность врачебными кадрами в амбулаторном звене в целом составила 65,0%; станции скорой медицинской помощи – 26,3%; стационаров – 65,5%. Динамика движения врачебных кадров показывает, что на протяжении 2006-2011 годов число выбывших врачей стабильно превышало число прибывших. В целом коэффициент кадровой текучести по сфере составил 16,2%.

На всех этапах развития здравоохранения, подготовка медицинских кадров занимает одно из главных мест, а одной из основных целей здравоохранения является повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду. Для реализации этой цели в городе функционирует система непрерывного усовершенствования медицинского персонала с получением сертификата специалиста. Показатели аттестации и сертификации специалистов города находятся на уровне средних областных. В течение 2011 года свою квалификацию повысили 960 медицинских работников, в том числе 329 врачей; проведено 7 выездных циклов для врачей.

В городе проводятся мероприятия по профориентации, привлечении специалистов в учреждения путем направления информации о вакансиях. Заключен договор с Ярославской государственной медицинской академией о целевом наборе студентов для последующей работы в БУЗ города (в 2009 году выдано 10 направлений; в 2010 – 8 направлений; в 2011 – 7 направлений). Однако выделенное количество целевых мест не удовлетворяет в полном объеме потребности города. Совместно с Ярославской государственной медицинской академией ежегодно проводятся дни открытых дверей для абитуриентов, руководители БУЗ выезжают в академию для приглашения выпускников.

Основные вопросы, волнующие молодых специалистов, это вопросы жилья, оплаты труда. В 2005 году мэрией города для сферы здравоохранения было выделено 75 квартир в муниципальном общежитии, прибыло 36 молодых специалистов и 10 приглашенных специалистов из других регионов. В течение нескольких лет для медицинских работников не предоставлялось муниципальное жилье; в 2010-2011 годах мэрией города выделено 9 квартир вторичного жилищного фонда на условиях коммерческого найма и по договорам аренды с ЛПУ и 10 комнат в общежитиях. В 2012 году в очереди на получение жилой площади в мэрии города стояла 321 семья работников учреждений здравоохранения, в том числе врачей – 93 человека, среднего медицинского персонала – 112 человек.

Улучшение укомплектованности врачебными кадрами сферы здравоохранения города возможно путем привлечения не менее 25 специалистов ежегодно в течение 5-6 лет для закрытия существующих наиболее необходимых вакансий. Очевидно, что без решения жилищных проблем медицинских работников, целевой подготовки врачей для бюджетных учреждений здравоохранения, без решения социальных вопросов, увеличения оплаты труда невозможно привлечь в медицинские учреждения и закрепить медицинские кадры на местах.

В 2012 году с целью создания условий для обеспечения жильем работников бюджетной сферы Череповецкой городской Думой было принято решение о выплате денежной компенсации на оплату расходов по найму (поднайму) жилых помещений работникам учреждений образования и здравоохранения города.

4.Целью стратегического направления «Благоприятная среда проживания» является формирование условий для комфортного проживания в городе.

Приоритетными были выделены 8 направлений:

1.Экология.

2.Архитектура и градостроительство.

3.Жилье.

4.Транспорт.

5.Благоприятная социальная среда.

6.Безопасный город.

7.ЖКХ.

8.Имидж города.

4.1.Целью направления «Экология» является минимизация неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности, отдыха.

С 2004 года в городе Череповце осуществлялась реализация городской целевой программы «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий» на 2004-2015 годы»; был утвержден Комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года. С 2004 года отмечалось ежегодное увеличение количества мероприятий, реализуемых в рамках указанных документов. Восемнадцатью предприятиями города разработаны мероприятия по снижению объемов валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов сбросов недостаточно очищенных сточных вод, объемов размещаемых производственных отходов. Объем средств, направленных предприятиями за 2003-2011 годы на разработку экологических проектов и их реализацию, составил 22,86 млрд. руб.

Объем валовых выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников, за период 2003 по 2011 годы снизился на 18,0 тыс. тонн в год, в том числе ЧерМК ПАО «Северсталь» достигнуто снижение валовых выбросов в объеме 16,4 тыс. тонн в год.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...