Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГОРОД КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР




Ситуационный анализ

 

Существует несколько объективных предпосылок, которые позволили на экспертном уровне оценить существующий потенциал и задать векторы дальнейшего развития экономики города в данном направлении.

Во-первых, в Череповце имеется несколько высокотехнологичных компаний и технико-внедренческих площадок с многолетней историей, продукция и разработки которых реализуются за пределы региона и страны. Индустриальный характер экономики, НИОКР-подразделения на предприятиях, развитие ИТ-сервисов в промышленности, политехнические образовательные традиции, развитые кооперационные связи между крупными предприятиями и ВУЗами города – все эти факторы в совокупности способствовали появлению бизнесов в сферах инжиниринга, автоматизации производства, информационных технологий. Важно, что за предыдущие годы эти бизнесы доказали свою конкурентоспособность.

Вторым важнейшим фактором, который может способствовать развитию накопленного потенциала и опыта, является последовательная государственная политика, направленная на преодоление технологического отставания и на поддержку инновационного сектора экономики. Техническая модернизация отечественных предприятий создает хорошие возможности для инновационных компаний. «Политика принуждения к инновациям» – один из действенных механизмов роста этого рынка, наряду с налоговым стимулированием и поддержкой институтов развития. Долгосрочная государственная экономическая политика, сформулированная в программных документах Президента Российской Федерации В.В. Путина, задает следующие ориентиры:

Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в 1,5 раза.

Это экономика постоянно обновляющихся технологий. К 2020 году доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза (с нынешних 10,5% до 25%), то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.

Это экономика, где значительную часть малого бизнеса 2020 года должны составлять сектора интеллектуального и творческого труда, экспортирующие свои продукты и услуги.

Наконец, вектор на модернизацию промышленности, инфраструктур, систем управления создает рыночный потенциал, как для инновационного сектора, так и для производителей технологий и решений. Наглядным примером является индустрия информационных технологий, где отдельные рыночные сегменты растут на десятки процентов ежегодно.

Таким образом, используя существующий внутренний потенциал и эффективно реагируя на внешние возможности, в городском секторе малого и среднего бизнеса может сформироваться кластер высокотехнологичных и инновационных предприятий. Становление Череповца как технологического центра, будет означать появление новых предприятий, экспортирующих товары и услуги за пределы города, новые высокодоходные рабочие места, альтернативные возможности для самореализации молодежи, дополнительный импульс для развития ВУЗов и, наконец, деятельное участие в формировании новой отечественной экономики современного типа. В конечном итоге все это повысит привлекательность города, как в привлечении инвестиций, так и реализации талантов.

С точки зрения экспертов и предпринимателей серьезный потенциал развития имеют следующие направления:

автоматизация производства и совершенствование технологических процессов;

получение новых композитных материалов, изготовление продуктов для строительной отрасли;

информационные технологии;

энерго- и природосберегающие технологии;

биотехнологии, редкоземельные металлы;

разработка и производство специальной техники.

 

В целях решения задачи развития города как технологического центра планируется:

создание среды, необходимой для научно-технического творчества;

развитие взаимодействия потенциальных участников рынка;

привлечение финансирования через государственные и частные программы в области инноваций и развития высокотехнологичных отраслей.

Основные мероприятия:

1) Создание технопарков, в том числе для детей.

2)Стимулирование формирования технопарков вокруг учебных заведений.

3)Привлечение коммерческих предприятий, уже реализующих высоко-технологичные проекты, в качестве якорных инвесторов по созданию профильных технопарков.

4)Создание координационного совета по развитию высокотехнологичных отраслей под председательством мэра города.

5)По инициативе и при спонсорской поддержке бизнеса проведение ежегодного конкурса технического творчества среди детей и юношества.

Решение задачи развития города как технологического центра позволит к 2022 году:

увеличить количествопредприятий, внедряющих технологические инновации;

поднять значимость сектора интеллектуального и творческого труда;

сформировать механизмы взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и науки;

создать на территории города не менее 5 технопарков, в том числе детский.



РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ

 

Ситуационный анализ

Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития города, в котором отражается динамика потребления и платежеспособного спроса населения города, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки отечественных производителей и малого бизнеса.

Розничная торговля города Череповца является динамично развивающейся отраслью экономики города. Объемный показатель деятельности – оборот розничной торговли демонстрирует в основном высокие и устойчивые темпы роста. Рост оборота розничной торговли проявляется и в увеличении продажи товаров на душу населения, что непосредственно отражается на уровне потребления материальных благ жителями города.

В последние годы в Череповце наблюдалось увеличение, как количества объектов торговли, так и их торговых площадей. За 2003-2010 годы торговля города Череповца характеризуется переходом к организованным формам розничной торговли. Сложившееся соотношение между оборотом торгующих организаций и продажей на розничных рынках и ярмарках в городе можно считать соответствующим общероссийской тенденции развития. Тем не менее, в городе ощущается нехватка предприятий современных форматов, имеющих современную техническую оснащенность, предлагающих качественные и разнообразные товары и услуги, а также характеризующихся высоким уровнем производительности труда. Большое количество действующих объектов сферы торговли и услуг в городе нуждается в реконструкции и модернизации, в замене художественно-декоративного, светового, цветового и рекламного оформления с целью формирования современной городской среды.

В городе отсутствуют современные типы оптовых структур (распределительные и логистические центры и т.д.), предлагающие полный набор услуг для хозяйствующих субъектов-производителей товаров и розничных торговых предприятий.

Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. В городе активно развиваются российские сетевые компании, их функционирование на потребительском рынке Череповца помогает решать проблему обеспечения ценовой и территориальной доступности товаров широкого ассортимента.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле, зачастую занимающих нишу магазинов «пешеходной (шаговой) доступности». Ужесточение законодательства по регулированию рынка алкогольной продукции в части расположения розничных магазинов, торгующих алкогольной продукцией и табачными изделиями, также усложняет деятельность магазинов «шаговой доступности».

Быстрый рост торговой отрасли за последние двадцать лет обусловил приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией. При этом профессиональные кадры, работавшие еще в советской торговле, как правило, имеют недостаточный объем знаний и навыков в области стимулирования продаж, маркетинговых технологий и коммуникаций.

Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), развитие торговли будет способствовать укреплению и развитию экономики города, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.

 

В целях решения задачи развития торговли планируется:

обеспечение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров для населения города;

поддержка и развитие продовольственных магазинов «шаговой» доступности;

размещение торговых объектов без ущерба для транспортной системы города;

развитие конкурентной среды между крупными торговыми компаниями;

содействие кадровому обеспечению в сфере торговли, повышению профессионализма и квалификации работников;

содействие продвижению на потребительский рынок Череповца и межрегиональный рынок качественных товаров отечественного производства.

Основные мероприятия:

1)Проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города услугами торговли, проведение мониторинга цен на товары первой необходимости.

2) Обеспечение оптимального размещения сети предприятий торговли во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания.

3)Определение территорий и земельных участков для размещения крупных объектов торговли в соответствии с градостроительной документацией.

4)Корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.

5)Обеспечение доступности вводимых и реконструируемых объектов торговли для маломобильных групп населения.

6)Реализация социально-ориентированных проектов в сфере потребительского рынка.

7)Реконструкция киосков и павильонов в современные торговые объекты, размещение новых современных и комфортных торгово-остановочных модулей.

8)Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников в развитие инфраструктуры города, прилегающих территорий при реконструкции и строительстве объектов сферы потребительского рынка (касается развития современных торговых сетевых структур).

9)Создание условий для привлечения средств инвесторов в районы менее привлекательные для бизнеса, но важные с точки зрения удовлетворения потребностей населения.

10)Поддержка городских торговых структур, организующих собственные сети оптовой и розничной торговли.

11)Сотрудничество с крупными торговыми структурами по вопросу минимального объема поставки продукции местных товаропроизводителей.

12)Организация ярмарок и выставочных бизнес-центров, как важного средства повышения инвестиционной привлекательности города.

13) Организационно-документационное сопровождение поэтапного улучшения, замены, реконструкции существующих объектов некапитального характера, строительства новых капитальных объектов.

14)Мониторинг и анализ обращений граждан, разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику системных нарушений.

15)Организация и проведение обследований предприятий торговли, направление информации по выявленным нарушениям в контрольно-надзорные службы для принятия мер.

16)Реализация мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей.

17) Поиск потенциальных инвесторов для строительства и реконструкции объектов оптовой торговли.

18)Анализ потребности торговых предприятий в профессиональных кадрах, организация взаимодействия руководителей организаций сферы торговли и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров.

Решение задачи развития торговли позволит к 2022 году:

обеспечить оптимальное размещение сети предприятий торговли во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания;

достичь показателя обеспеченности торговыми площадями в среднем по городу на уровне 1300 кв.м. на 1000 человек;

повысить долю современных форматов в розничной торговле до 84%;

обеспечить доступность вводимых и реконструируемых объектов торговли для маломобильных групп населения;

сформировать систему частно-государственного партнерства в вопросах развития инфраструктуры города, прилегающих территорий при реконструкции и строительстве объектов сферы потребительского рынка;

повысить суммарную оценку горожанами качества услуг сферы торговли до 75 баллов.


 


РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Ситуационный анализ

Сфера услуг, как в России, так и в городе в последнее десятилетие претерпела существенные изменения, постепенно превращаясь в динамично развивающуюся, реально и потенциально престижную сферу сервиса.В последнее десятилетие сфере услуг, как составляющей экономики города, были свойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике области и в целом по России.

Сфера услуг испытывает сильные воздействия социально-демографических процессов, а также целого ряда факторов, связанных с денежными доходами и расходами населения. Уровень потребления населением платных услугнаходится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. Исключение составляют услуги ЖКХ, необходимость потребления которых обусловлена жизнедеятельностью членов домохозяйств.

Анализ формирования и функционирования рынка платных услуг в условиях финансового кризиса выявил достаточно негативные явления, а именно:

свертывание инфраструктуры организованного сектора рынка услуг;

структура расходов населения сместилась в сторону услуг первой необходимости;

усилилась дифференциация жителей по уровню и набору потребляемых услуг в зависимости от материального достатка семьи.

При чрезвычайном разнообразии видов обслуживания характерной чертой большинства предприятий сферы обслуживания является их малый размер при относительно легком доступе в эту сферу. Кроме того, как правило, капиталовооруженность труда в таких видах услуг примерно в два раза ниже, чем в промышленности. Отсюда большое значение сферы услуг для поглощения рабочей силы, выталкиваемой из отраслей материального производства. Сфера услуг, регулирующая занятость населения и вносящая существенный вклад в экономику города, становится все более значимой, и именно эта сфера имеет преимущества с точки зрения создания дополнительных рабочих мест.

Ценовой фактор обладает наибольшей степенью значимости для предлагаемого количества бытовых услуг потребителям на рынке.

Множество проблем сферы определяется качественным и количественным несоответствием потребностей предприятий потребительского рынка в квалифицированных кадрах. Быстрый рост сферы услуг за последние десять лет обусловил приток в отрасль работников с недостаточным уровнем образования и непрофильной квалификацией.

В среднесрочной перспективе серьезный потенциал развития имеют следующие направления сферы услуг:

коммунальный сектор;

медицинские услуги;

образовательные услуги;

транспортные перевозки и автосервис;

активный и семейный отдых;

бытовое обслуживание;

общественное питание;

экологические услуги.

 

В целях решения задачи развития сферы услуг планируется:

обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг для населения города;

развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг, в т.ч. за счет развития предпринимательства в социально-значимых отраслях;

повышение квалификации и развитие компетенций руководителей и специалистов сферы услуг.

Основные мероприятия:

1)Анализ состояния и перспектив развития сферы потребительского рынка в городе.

2)Проведение ежегодного мониторинга обеспеченности населения города услугами общественного питания и бытового обслуживания населения.

3)Содействие развитию социального предпринимательства.

4)Развитие сети предприятий по оказанию бытовых услуг населению, включающих в себя работы, связанные с ремонтом обуви, одежды, металлоизделий, сложно- бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, а также услуг химической чистки и прачечных.

5)Включение в инвестиционный договор условия об обязательном наличии объектов бытовых услуг во вновь строящихся объектах сетевой торговли и торговых центрах.

6)Определение территорий и земельных участков для размещения объектов потребительского рынка в соответствии с градостроительной документацией.

7)Обеспечение доступности вводимых и реконструируемых объектов сферы услуг для маломобильных групп населения.

8)Анализ потребности объектов сферы услуг в профессиональных кадрах различных уровней управления.

9)Организация совещаний, обучающих семинаров, мастер-классов для повышения профессионального уровня персонала в сфере потребительского рынка.

10)Организация взаимодействия руководителей организаций сферы услуг и учебных заведений по вопросам подготовки, переподготовки профессиональных кадров, повышения квалификации кадров.

11)Проведение выставок, ярмарок, фестивалей, пропагандирующих и продвигающих на городской рынок услуг передовые технологии, прогрессивные формы обслуживания населения и формирующих положительный имидж профессий работников, занятых в сфере потребительского рынка.

12)Организация обучающих и деловых мероприятий, знакомящих бизнес с современными технологиями в области работы с клиентами, способствующими повышению качества услуг.

13)Разработка готовых бизнес-решений для создания бизнеса в приоритетных сферах, которые определяет город.

Отдельное внимание планируется уделить развитию предпринимательства в социально-значимых, приоритетных для города отраслях: ЖКХ, образование, культура, здравоохранение, экология. Для этого планируется создать модель привлечения частного инвестиционного капитала в эти сферы. Возможные мероприятия модели:

1. Фиксирование территорий и сфер, а также объектов, где присутствие малого и среднего бизнеса наиболее востребовано, либо сможет существенно уменьшить нагрузку на бюджет.

2. Определение организационных, технических, технологических требований компаний – претендентов.

3. Разработка нормативной документации в рамках действующего законодательства о правилах и условиях привлечения коммерческих организаций в данную сферу.

4. Содействие в разработке бизнес-планов компаниям-претендентам.

5. Применение действующих и создание новых финансовых механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в рамках действующего законодательства по содействию развитию МСП при взаимодействии с банками.

6. Подготовка и проведение публичных конкурсов.

7. Помощь в подборе и обучении персонала.

8. Содействие в заключении договоров с собственниками объектов.

9. Формирование соревновательных критериев между субъектами МСП, публичное представление результатов проекта.

Решение задачи развития сферы услуг позволит к 2022 году:

увеличить долю субъектов МСП, работающих в сфере услуг, до 40%;

обеспечить оптимальное размещение сети предприятий сферы услуг во всех районах города не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) проживания;

обеспечить доступность вводимых и реконструируемых объектов сферы услуг для маломобильных групп населения;

сформировать систему стимулирования развития социального предпринимательства;

повысить суммарную оценку горожанами качества услуг предприятий общественного питания и бытового обслуживания до 75 баллов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...