Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культурологический и Ноосферический аспект работы в
Магическом Театре. "Мы живем во времена великих потрясений: политические страсти воспламенены, внутренние перевороты привели национальности на порог хаоса, сотрясаются даже сами основы нашего мировоззрения. Это критическое состояние вещей имеет огромное влияние на психическую жизнь индивида, так что доктор должен принимать во внимание эффекты такого воздействия с особым тщанием. Раскаты грома социальных потрясений слышны не только на улицах и площадях, но и в тишине консультационных кабинетов. И если психотерапевт ответственен перед своими пациентами, то он не смеет уводить их на спасительный остров тихой природы теорий, но сам же должен постоянно погружаться в пучину мировых событий, для того чтобы участвовать в сражении конфликтующих страстей и мнений. Иначе он не сможет правильно понять и оценить сущность проблемы пациента или помочь выйти ему из недомогания, выглядывая из своего убежища. По этой причине психолог не может избежать схватки с современной историей, даже если его собственная душа страшится политического волнения, лживой пропаганды, дребезжащих речей демагогов." К. Г. Юнг
Культурологический аспект Магического Театра (далее МТ) является не просто одним из элементов системы, а, пожалуй, одним из важнейших, если не самым важным. За все годы своего существования и, особенно в последнее время, когда уже устоялись идеологическая, методологическая и технологическая базы, МТ ведёт невидимым компасом и сталкивает, связывает работающих в нём людей с различными идеями, разнообразнейшими образцами культуры нашей цивилизации. МТ буквально соткан из философских, научно-психологическими идей с одной стороны. И является благоприятнейшим полем для их исследования и оживления, сопряжения с прикладными знаниями и навыками. А с другой стороны, неотъемлемой частью МТ и АИ является атмосфера мифа, сказки, искусств и эстетики как таковой. И другой стороной жизни здесь является стремление к жизни как к переживанию, к жизни как прекрасному, развитие тонкого вкуса и восприимчивости, углубление в понимание шедевров мировой классической литературы и живописи, музыки. Естественно, есть тесная взаимосвязь с религиозными идеологиями и политикой, актуализирующаяся в особенности в последнее время. Развивая человека, пространство МТ естественным, гармоничным способом в наиболее подходящий момент способствует появлению в его сознании интересов, потоков переживаний и информации, резонансов оптимально отвечающих внутреннему состоянию участника работы или заказчика. Приходится не просто знакомиться, но усваивать суть культурных феноменов до уровня глубинного понимания и самостоятельного творческого осмысления с выработкой собственной позиции. Иначе в МТ просто напросто не решаются насущные задачи. Так он устроен. Комната, куда водил людей Сталкер (из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»), здесь не отвлечённая литературная метафора, но прямое указание на реалии тонкоматериальной действительности. И это не есть искусственное усложнение и ментальный экзамен. Именно так происходит процесс осознания Культурно Информационой Матрицы Личности, осмысленное вхождение в пространства общечеловеческой культуры и прикосновения к сокровищам и памятникам нашей цивилизации. Даже если Запросивец появился впервые на МТ и с частным, на поверхностный взгляд, запросом, например, на оздоровление, гармонизацию личностных взаимоотношений и банальное благополучие, работа в итоге будет происходить с гораздо большим контекстом. В качестве рабочих гипотез часто будут фигурировать мифологемы, происходит выход на общечеловеческие сценарии и учитывается построение основных контрдоминант. Так же, практически в каждом рабочем процессе если не явно, то косвенно присутствует осознание доминанты духовности, неизбежное движение от частного к целому и происходит построение антиглобалистической контрдоминанты, строится своеобразная «марксистская лодка», необходимая сейчас всему миру для оздоровления от влияния навязчивых идолов общества потребления и духа капитализма в целом. Есть наблюдения, что в последнее время всё больше людей приходящих в МТ уже развёрнуты и разворачиваются в эту сторону. Так устроен МТ, его атмосфера и сущностная структура, что личный запрос просто напросто не разрешается без выхода на более широкое смысловое пространство, за свои пределы. Движение наружу на познание и преодоление обусловлено как будто невидимыми «рельсами» в тонком. Рутинная схематическая работа не получается. Даже если запросы по формулировке похожи как две капли воды, процесс работы всё равно будет очень разный, потому что внутреннее содержание заказчика или коллектива всегда разное, и, соответственно, траектория движения для решения задач тоже разная. Всегда идёт работа не на одного человека, а на всю группу, включая и Ведущего. Так же в МТ есть по умолчанию установка сделать из работы вывод, как ступеньку для движения дальше. Не просто утилитарно «решить запрос» а ещё познать новое, без которого, в общем, и запрос не решится. Часто просто блестящие получаются Театры, проведённые через какую либо культурологическую схему (например в режиме деконструкции мифа) . Через погружение в прошлое, в мифологию, историю, архетипические источники. И по большому счёту так только задачи и решаются. Другие «решения», чисто технологические, по «правильной методике», приводят к тому, что через некоторое время человек снова сталкивается с тем от чего, казалось, уже ушёл. Для реального решения как личностных, так и сущностных задач нужен архетипический уровень соприкосновения с сутью задачи. Через прикосновение к мифологическим пространствам человек чувствует свою сопричастность к чему-то неизмеримо большему, чем он сам. Любой МТ ставит человека в позицию не просто потребителя – работа, дом, ночной клуб, а заставляет ощутить себя живущим в масштабах эпохи, и частью мира, быть сопричастным с ними. На «больших высотах» всё оказывается так связано, что запрос иначе не решается. Соответственно есть чёткий смысловой нацел на рост и расширение, на путешествие за пределы себя, своей личности. И, как плоды этого труда, время от времени происходит появление людей, у которых после МТ начинается путь в большую и трудную судьбу. У них после соприкосновения с пространствами архетипов происходит своеобразная инициация, в человеке открывается тонкое видение и чувствование, отчётливо проявляется Зов пути его индивидуации, подразумевающий необходимость проживать жизнь сложную и весьма противоречивую, часто совершенно не соответствующую общепринятым морально-нравственным канонам. Такие люди, становящиеся жизнетворцами с собственной активной гражданской позицией и несут не только груз своей жизни, но и определённые социальные задачи. Причём в направлении движения к целостности и себя и общества. Целостности прежде всего в архетипическом смысле. С момента своего появления, МТ и его арсенал методик Архетипических Исследований распространились на самый широкий спектр проявлений жизни общества, и особенную глубину и яркость постижения проявили в исследовании различных феноменов культурной деятельности человечества. Архетипические Исследования (далее АИ) позволили научиться системно видеть архетипическое содержание пространств коллективного бессознательного, и что самое важное, создать методику раскрытия глубинных архетипических смыслов произведений искусства, пригодную для обучения ей практически каждого человека. Проникновение в пространство Имажинера стало возможным на чёткой подробно разработанной методической основе выразившейся во множественных разновидностях методов, арсенал которых постоянно растёт и расширяется. Архетипическое искусствоведение в целом, архетипическое литературоведение, архетипическое музыковедение, архетипическая живопись, архетипическая пластика движения, архетипическое науковедение, архетипическое построение личности, архетипотерапия, архетипическое исследование Арканов Таро, архетипическое исследование Скандинавских и Славянских Рун, архетипические исследования образов сновидений, архетипическое исследование русских народных сказок - далеко не полный перечень направлений развития культурологических аспектов МТ. Во всех методиках МТ и АИ очень сильна творческая и исследовательская составляющая, сильна настолько, что практически постоянно вынуждает открывать или творить новые смыслы, формы их проявления и целые смысловые пространства, рождающиеся на стыках разнообразных идеологий и мировоззрений. В этом заключается одна из «изюминок» МТ – способность создать питательную творческую среду для проявления самых разнообразных и разнородных явлений общественной жизни, чтобы впоследствии, синтезировав, казалось бы, несоединимое, явить очередной методологический образец проникновения в суть вещей, очередную технологию работы с сознанием и методологию созидания души. Без этой творческо-исследовательской жилки, порой с острым привкусом авантюры просто напросто нет ни МТ, ни АИ. Подвижная синтетическая составляющая, имеющая корнями архетипическое вИдение, позволяет решать множество задач и вопросов, в изобилии предлагаемых текущей эпохой, требующей развития в каждом члене общества, в каждом человеке собственного видения и восприимчивости. Обычный линейный разумный анализ уже давно не в состоянии справиться с проблемами познания и ориентации в культурологическом пространстве и огромной массе информации, предлагаемой, а то и навязываемой сейчас. Разум стремительно отстаёт от скоростей нашего времени. Общественные процессы развития с недавнего времени (в России примерно лет 20, в мире, пожалуй, лет 50) стабильно обгоняют процессы развития индивидуального, в связи с чем остро стоит вопрос об инструментарии и методах для ориентации в массивах информации требующих осмысления. АИ как раз предоставляют такой инструментарий и методологическую базу, по масштабу и глубине соответствующую многим из стоящих перед обществом и каждым человеком задач. В атмосфере МТ присутствует нечто такое, что как лакмус проявляет живая идея или нет и связана ли она с архетипическим пространством и пространством коллективного бессознательного. Или же она – порождение субъективного человеческого мира. Это очень важный и нужный людям инструмент позволяющий ориентироваться в происходящем сразу, не дожидаясь появления «объективной» статистики. Всё чаще не хватает времени дождаться её. И много приходится воспринимать на веру или пытаться постичь интуитивно, или просто поступать на свой страх и риск. Лакмус МТ присутствует не только в процессе конкретной работы но и у завсегдатаев, очевидно, пробуждается соответствующее чутьё на истину. В силу своей многослойной архетипичности, и в то же время слитности и взаимосвязанности, пространство МТ и АИ можно рассматривать как посредник, своеобразное «устройство», позволяющее осуществлять и налаживать взаимосвязи между различными слоями и уровнями реальностей. В этом смысле МТ и АИ можно метафорически уподобить своеобразной акупунктурной точке в пространстве ноосферы всей земли. В этой акупунктурной точке происходит как перемещение сил с уровня на уровень и из пространства в пространство, так и реализуется возможность осознания процессов перехода и самих пространств как таковых. Решаются исследовательские и творческие задачи. В связи с работой МТ и АИ накоплен опыт разнообразных косвенных объективизаций этих тонкоматериальных процессов. Так, например, замечено, что в том месте, где происходит работа в среднем в 7-8 случаях из 10 ощутимо меняется погода, и часто происходят причудливые атмосферные явления, такие как, например, особые конфигурации облаков. Так же замечена, хотя тут массивной статистики нет, взаимосвязь некоторых работ с политическими событиями. Например, в январе 2009 года за день до разрешения газового кризиса между Россией и Украиной на одном из семинаров прошёл МТ посвящённый данной проблеме, завершившийся благополучным решением вопроса. Принцип синхронии прослеживается не только с жизнью отдельных людей, но так же с жизнью целых групп и сообществ. Вплоть до проникновения жаргонной терминологии МТ никак не известной широкому кругу людей даже на телевидение. Так же в сферу массового использования постепенно, и порой причудливо проникают некоторые идеи МТ, изначально малоизвестные. При том, что усилий по их распространению не делается никаких. Что может указывать на архетипические резонансы или синхронию МТ с магистральными процессами в обществе, с тенденцией явного опережения последних. Эти и подобные явления становятся возможны в силу особой смысловой и духовной направленности МТ и АИ, ориентированной на преодоление личностных границ, выход за их пределы и проникновение в надличностные архетипические пространства. Расширение контекста в данном случае является универсальным правилом выводящим внимание и осознание человека и групп людей участвующих в МТ, на новые более тонкие и высокие уровни. Происходит постепенное осознание себя те только личностью существующей в бренном теле, но и частью своей родины, города, народа, культуры нации культуры всего человечества и частью земли в целом. Именно АТ (архетипические технологии) создают среду и пространство, саму атмосферу благоприятную для саморазвития и проникновения во все эти сферы. Без расширения личных пространств и контекстов МТ и АИ просто не работают. Поскольку именно в расширении смысловых полей и умножении точек зрения и систем координат доступных для сознания и оперирования заключена значительная доля надличностного потенциала МТ. И именно этим потенциалом обеспечивается возможность событий архетипического и вообще ноосферического масштабов, регулярно происходящих в пространстве МТ. Именно за счёт соприкосновения с архетипическими пространствами и с ноосферой в целом позволяют достичь той самой, характерной именно для МТ и АИ глубины переживаний и следующего за ними обновления и изменения самочувствия и состояния как отдельных людей так и целых групп. Находясь в границах личностного пространства такие переживания получить просто напросто невозможно, для эгоцентрических структур личности совершенно нехарактерны те качества и уровни переживаний которые происходят при соприкосновении индивида с пространством МТ. Что прямо указывает на масштаб МТ и АИ. Перед каждым семинаром или отдельным МТ или АИ происходит тонкая сонастройка с объектами предстоящего исследования и работы. Каковые в случае, например МТ по запросу обычно являются и для Ведущего и для Запросивца конкретного МТ неожиданностью. Подготовка к работе начинается за несколько дней а то и недель (в отдельных случаях и месяцев) до её начала. Что указывает на соприкосновение с автономными явлениями большого масштаба, живущими своей собственной жизнью и при настройке на определённые задачи неизбежно проявляющиеся в поле сознания ведущего МТ. Характер и уровень этих явлений весьма различен, начиная от родовых пространств и завершая, в отдельных случаях, ноосферой земли в целом. Также процессы предварительной настройки очень отличаются по своим качествам при работе в разных городах и местностях, с различными группами людей. Сонастройка и разнообразные предварительные переживания, не всегда приятные происходят у ведущего МТ и АИ вне зависимости от опыта и степени подготовленности, их невозможно объяснить чисто субъективным психологическим фактором, напротив, с опытом растёт и глубина и интенсивность настройки, и очевидно глубина проникновения в ноосферу. В самом процессе выделяются всевозможные градации и иногда происходит предчувствие общего характера предстоящих событий. Всё это также указывает на то что происходит выход за пределы субъективного психологического мира и столкновение и взаимодействие с масштабным силами мира внешнего, большого, прикосновение к ноосфере. Выход через запрос Запросивца на какой либо общечеловеческий сценарий является одним из примеров проникновения в общее архетипическое и ноосферическое пространство. Возьмём смелость утверждать, что истинное проникновение в эти пространства происходят всегда через кризис, через ломку и разрушение старых форм и стереотипов жизни. На МТ в процессе работы как раз происходит расшатывание устоявшихся социальных заблуждений и иллюзий, разрушение поверхностных и глубинных стереотипов, автоматически дающее выход, часто вынужденный, на новые горизонты бытия. Застоявшаяся в стереотипах эго-личность постепенно утрачивает связь с собственной душой, что отзывается, прежде всего, потерей смысла жизни и радости существования. В данном случае разрушение стереотипов парадоксальным образом оживляет и душу и личность, сообщая толчок к дальнейшему развитию и обновляя восприятие жизни и себя. В коллективных работах такого рода прорывы в другие слои реальности происходят в сознании уже групп людей, формируя устойчивые очаги архетипического соприкосновения разных пространств и обеспечивая условия для развития цепной реакции дальнейшего распространения открытой позиции внимания. Архетипический заказ, как правило, являющийся неожиданностью, как и многое при работе с архетипами и богами, указывает на соприкосновение с иным слоем, от него запрос и ему – ответ-работа. Другое дело - вопрос масштаба. Он может быть разным и порой совпадать с ощутимыми политическими событиями. Вспомним памятный МТ в январе 2009г во время газового кризиса Россия - Украина. На следующий день после МТ было заключено соглашение. Совпадение или синхрония?.. Непредсказуемость и неожиданность указывает на связь этих процессов с живым слоем ноосферы. Переживания соприкосновения с проблемами и задачами в разных местах земли, в различных коллективах и при разных задачах происходят совершенно по-разному, в виде совершенно уникальных в каждом случае потоком ощущений, чувств образов и ассоциаций. Которые представляют собой сопротивление, инерцию каких-то слоёв ноосферы препятствующих проникновению в них сознания. Ускользание образов, ощущается тяжесть и давление, сонливость, нежелание сосредоточиться и прочие подобные сопротивления, напоминающие преодоление физической инерции трогающегося автомобиля. В другом случае происходит наоборот, архетипическое само открывается для человека и ставит ему задачу, причем часто не очень приятным способом - человек просто напросто начинает ощущать себя в каком то специфическом пространстве, присутствующее в сознании в добавление к обычному повседневному. Которое и содержит задачу, заключающуюся в необходимости найти ответы на вопросы проистекающие из открывшегося состоянии или просто напросто преодолеть само это состояние, научиться жить в нём, что, кстати, часто и является ответом на какие то глубинные, возможно и невысказанные вопросы человека. У людей регулярно соприкасающихся с пространством МТ происходит заблаговременное создание лакун или каналов в пространства ноосферического масштаба и коллективного неосознанного, через которое сознание может туда проникать и через которые происходит разнообразнейшее взаимодействие и чувственное и образное и ментальное. Этот процесс сам по себе не очень трудоёмок и происходит зачастую по принципу копирования состояний, в особенности у людей с соответствующим складом и запросами. Достаточно соприкоснуться с пространством МТ один два раза, и канал начинает работать. Замечено что у людей, которые давно в пространстве МТ процессы проникновения происходят легко и порой сами по себе. Ещё один из критериев культурологичности – заинтересованность общечеловеческими проблемами. В этом направлении у МТ, пожалуй особое чутьё. В его пространстве автоматически всплывают те проблемы современного общества, которые имеют решающее значение и для разрешения личностных запросов и в общечеловеческом масштабе. Например, та же философия общества потребления и глобализм. В процессе МТ неизбежно происходит воздействие на символическое пространство всего человечества, воздействие целенаправленное, творческое и осознанное. Воздействие как раз на те убеждения, которые искривляют, искажают символическое пространство, выражаясь в терминах Ж. Лакана. В ряде случаев, при открытии новых смыслов или же при насыщении достаточным количеством силы уже открытых, происходят подвижки, перемены в символическом пространстве. Что выражается как в возникновении новых систем координат, так и новых точек зрения, исцеляющего вымысла, по Дж Хиллману, позволяющих либо управлять процессом при помощи символического, либо компенсировать его воздействие. Конечно, в данной сфере МТ и его процессы сталкиваются с неизбежными с противодействиями системного характера. Отмечено, что перед изобилующими в наше время катаклизмами и стихийными бедствиями, терактами, опытных Ведущих и завсегдатаев МТ и АИ всегда посещает специфическое состояние частичного выпадения из обыденной реальности и наплывы тревожных тяжёлых состояний, очевидно являющихся отображением влияний формирующих указанные события, то есть происходит сопереживание событиям происходящим на значительном удалении от субъекта. Имеет место феномен удалённого восприятия. После некоторого опыта, в большинстве случаев можно с уверенностью сказать что это не я заболеваю это в мире где то что то происходит. Принятая практика сонастроек между Ведущими происходят, очевидно так же в пространстве ноосферического. Происходит так же феномен удалённого восприятия и с большой точностью можно сказать «вышел» ли на «связь» человек и как он себя чувствует. По примерным интуитивным оценкам потенциал каждого МТ по влиянию на ноосферу гигантский - 0,001 процента от всех воздействий. Такая сила как раз способна создавать очаги контрдомининт для исцеления общественного пространства К ноосферическому аспекту можно добавить регулярные взаимодействия со стихиями, без выравнивания баланса которых часто невозможно провести качественную работу. А так же с потоками элементарных древнейших истоковых пространств и состояний без которых, как и без соприкосновения с устройством мира опять таки решение текущих задач оказывается невозможным. Присутствует чётко выраженное движение к познанию и постижению истоков. Соответственно, мы видим здесь цепочку разнообразных резонансов, приводящих в итоге в ноосферические пространства. Которые запускаются каждый раз во время работы а так же самим фактом существования МТ как живого существа. Да, именно так – МТ живое существо, которое живо настолько же если не более чем прочие архетипические сущности. И соответственно МТ имеет все признаки жизни, и пожалуй самый главный – самостоятельность, автономность. Им невозможно управлять, с ним можно только сотрудничать или проводить. И никак иначе. В противном случае происходит трагедия – форма остаётся а смысл, дух уходят. МТ как живое существо как раз проявляется в виде тончайшего специфического состояния, очень трудноуловимого, но, тем не менее, хорошо знакомого и чётко узнаваемого теми, кто хоть раз побывал в работе. И наконец, каждый процесс в МТ это акт любви, в котором принимают участие все, и Запросивец и Ведущий и исполнители ролей и зрители. И даже если происходит что то внешне опрокидывающее какие то нормы, все присутствующие чувствуют что глубже между ними происходит что то иное, на архетипической глубине присутствует живое и творящее жизнь пространство любви. И никто не стремится прекратить процесс, понимая, что это помешает случиться глубинному воссоединению с миром и самим собой, помешает быть любви. Сам МТ устроен так что он постоянно видоизменяется, дышит и не может закостенеть, превратившись в памятник. Он всё время в движении. Как и жизнь. Он живое существо. Он всё время в движении и всё время один и тот же. _________________________________________________________________________ Приложение.
Одним из спекулятивных, хотя и ключевых моментов в Магическом Театре и Архетипических Исследований была фокусировка архетипов. Это до сих пор являлось "тонким" местом для стороннего наблюдателя и читателя текстов о беседах с богами и архетипических путешествиях. Итак. Когда мы фокусируем архетип, то к какому регистру обращаемся (по Ж.Лакану – Воображаемое, символическое, реальное)? К Реальному? - отнюдь нет!!! А обращаемся мы к СИМВОЛИЧЕСКОМУ и выделяем в нем контекст, связанный с тем или иным архетипом. В этот момент состояние действительно очень расширено, но это не встреча с Реальным, что собственно и не требуется для решаемых в МТ и АИ задач - копилка Символического столь велика, что нам и этой информации не исчерпать. И когда происходит "отдача долга" архетипу (равно как и завязка долга в травматической ситуации - т.е. в ситуации попадания в некое "искривление" - культуральное - Символического), происходит развязывание узелков не только в личном пространстве, но и в культуральном - через пусть и небольшое, но распрямление матриц Символического (общечеловеческих), т.е. каждое архетипическое взаимодействие - обратная связь с культуральным опытом и хоть и небольшое, но изменение матрицы Символического нашей культуры, ну, а когда таких действий происходит много (много МТ, АП и т.д.), то вполне можно говорить о влиянии МТ на общечеловеческие процесссы, через непосредственную связь с Символическим и возможность его видоизменять. В этом - социальная. культурологическая и Ноосферическая функция МТ и АИ. Т.е. сиддха остается сиддхой, но просто теперь ясна философская база для понимания ее природы.
Глава 2 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |