Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По доминирующему режиму работы (по аспектам)




· энергетический (работа строится, в основном, с энергетическими структурами, с применением энергетических техник и методов), информационный (соответственно доминирует информационный аспект – разбор ситуации, интерпретации, метафоры, разбор состояния и взаимоотношений фигур и Запросивца и т.п.);

· структурный (выделяются определенные структуры в жизни Запросивца, с которыми и идет к тому же достаточно структурированная, этапная работа);

· функциональный – акцент в работе делается на выполнении тех или иных действий – телесная или двигательная работа, выполнение заданий Ведущего и т.п.

· пространственный – акцент на пространственном аспекте Театра – расположение и позиции фигур и т.п.;

· временной - акцент на перемещение по различным временным промежуткам, регрессия, например, и т.п.

           

                                                              ***

Все эти и многие другие переменные существует в разных пропорциях в каждом Театре, а вот какова пропорция - это уже и будет составлять индивидуальность и неповторимость каждого МТ. Каждый МТ уникален по доминантам тех или иных позиций перечисленных типов, их сопряжения, процентовки и т.д.

Важно, чтобы Ведущий не придерживался одной, пусть даже удобной и уже наработанной схемы, а мог бы играть на всех струнах всех позиций, в зависимости от многофакторности Запроса Целого.

 

 

 

Глава 4

Разборка – Сборка

 

«…Я оказался в сумрачной, тихой комнате, где без стула, на восточный манер, сидел на полу человек, а перед ним лежало что-то вроде большой шахматной доски…
- Я никто, - объяснил он приветливо. – У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я шахматист. Желаете взять урок построения личности? Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.

- Моих фигур?..

- Фигур, на которые распалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло…
- Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!

Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и быстро расставил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сражения, осаждать любовью, вступать в браки и размножаться; это была многоперсональная, бурная и увлекательная драма… И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга, все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.

- Это и есть искусство жить, - говорил он поучающе. – Вы сами вольны впредь на все лады развивать и оживлять, усложнять ее...»

Этот отрывок из романа Г. Гессе «Степной волк» прекрасно подходит для метафорического описания начала и конца основного действия в МТ- разборку и сборку.

 Если дать определение, то оно будет звучать так - разборка в МТ-это распад «я» Запросивца на определенную палитру фигур разного уровня (субличностного, личностного, надличностного) и в определенном контексте.

Разбивка идет через огромное множество путей. Но это – не мифодрама и не расстановка! Разница достаточно существенна, да и инструментарий МТ гораздо богаче!

 

 Во-первых, в МТ мы оперируем огромным множеством систем координат (подробно см. главу 8), во-вторых, пользуясь нелинейной логикой, мы имеем возможность связывать их между собой в различных пропорциях и вариациях. Это богатство, сравнимое с богатством самой жизни. МТ не упрощение, отнюдь! Цель и принцип МТ – усложнение и полнокровность жизни. Поток жизни, река жизни Запросивца по интуиции Ведущего разбиваясь на отдельные рукава (фигуры МТ) вливается в пространство МТ. В этом кипящем алхимическом котле свершается чудо – и, вновь сплетаясь-собираясь на выходе, поток становится полноводнее.

Во-вторых, выбор Ведущим фигур зависит от совокупности множества факторов, поэтому непосвященному может показаться, что фигуры взяты случайным образом, грубо говоря «от балды». Итак, эти факторы:

- озвучиваемый запрос

-запросы группы

-запрос Целого (Ведущий воспринимает индивидуальную проблему, скорее как повод, за которым кроется запрос Души и выход на запрос Целого, который он и стремится увидеть)

- вИдение Ведущего (которое зависит от знаний, опыта, и индивидуальных особенностей Ведущего)

- потенциалы всех участников (см. гл.7 пункт 1)

- Цель театра. Так, диагностические Театры, не преследующие цели трансформации, отличаются простотой и очевидностью фигур, трансформирующие представляют гораздо более сложный неочевидный рисунок.

- место и время проведения Театра, количество участников.

- и еще много других факторов, которые и озвучить-то невозможно. Может быть, бабочка в Токио махнула крылом или девочка в Венесуэле уронила чашку? Или в Скотопригоньевске прошел дождик. Как говориться: «слово – серебро, а молчание – золото». Тут имеется в виду не молчание хитрое (знаю, да не скажу), а молчание о неназываемом. Это важный момент в понимании таинства Сборки-Разборки – оставить место для молчания, воздух для творчества.

И получается, таким образом, что фигуры хорошо, если лишь на половину зависят от Запросивца. Человек, в контексте МТ, - это облако смыслов, на которое мы каждый раз можем взглянуть с новой стороны. Поэтому-то каждый раз сочетания фигур МТ неповторимы.

Как же происходит разборка и что это за множество путей, по которым может пойти Ведущий, выбирая фигуры? Чем обоснован его выбор?

В идеале, Ведущий постоянно находится в сонастройке с пространством и поэтому может чувствовать Запрос и даже некоторые фигуры заблаговременно. Например, накануне он может увидеть сон, столкнуться с информацией, суть которой раскроется только во время Запроса или в его окружении может актуализироваться какая-нибудь тема, которая напрямую или косвенно будет связана с Запросом. К таким вещам надо быть чутким. С другой стороны, не следует и увлекаться игрой в «знаки» и «говорящий мир». Необходимо внимательно соотнести полученную прединформацию с той, которая придет во время озвучивания запросов группы и главного героя.

С этой целью перед началом общения с группой Ведущий входит в состояние деконцентрации.

Внимание в подобном состоянии расширяется, а вИденье становится четче, что позволяет воспринять различные интерпретации и оттенки смыслов входящих сигналов, в большинстве случаев значительно отличающиеся от привычной картины мира.

Находясь в состоянии расфокусированного («второго») внимания, Ведущий одновременно использует и первое внимание - задает уточняющие вопросы, осознанно следит за невербальными сигналами – жестами, мимикой Запросивца и группы.

 Параллельно «вторым вниманием» он воспринимает все то, что происходит «за кадром» - приходящие образные ряды, потоки энергий, телесные ощущения и др. Обработанная (часто в большей степени на бессознательном уровне) информация явит себя в символических образах, может быть - в прямом знании, сопровождающимся уверенностью или - в целых системах координат, которые всплывут в сознании.

 Например, это может быть семейной системой, системой определенного мифологического сюжета, системой соционических типов, системой, связанной с понятием Доминанты Ухтомского и т. д.: как мы уже говорили, инструментарий МТ достаточно велик.

Интересно, что логическое обоснование выбранных фигур может прийти сразу, а может и вовсе не прийти. Главный критерий, которым тут стоит пользоваться - это чувство «ТО», Оно срабатывает внутри, как тумблер переключателя: щелчок - и загорается свет! Вкус этого чувства безошибочности очень тонок, он приходит с опытом. Может быть, он похож на какую-то телесную сытость, может быть – на вдох полной грудью после задержки дыхания – у каждого Ведущего ощущения и сравнения свои и полезно их зафиксировать в осознании как якорь, позволяющий быстро отследить это ощущение верного выбора.

Иногда, особенно новичкам, для того, чтобы прийти к нему, необходимо обсудить фигуру с Запросивцем и уточнить ее название, приемлемое для Запросивца. Обращаясь к метафоре включения света, тут мы пользуемся диммером - настраивая нужную яркость света.

Если адекватным запросу и ситуации является целая система координат (например, крест: Я-раб, Я-царь, Я-бог, Я-червь), то целесообразно вкратце объяснить группе ее происхождение и значение.

Чтобы не быть голословными, стоит привести пример разбивки на фигуры.

Пример:

Запросивец:

-Я ощущаю себя в режиме постоянной погони за ощущениями и вечного непостоянства. Такое ощущение, что я должна все время отдавать энергию, чтобы ее откуда-то брать, вытягивать. И  я вытягиваю энергию путем того что становлюсь проводником. Но отдавать надо всегда больше чем получаю, и это невыносимо, я устала.

Возможно это связанно с драматическим мифом? Мой запрос - на другие способы получения энергии.

Ведущий: Я вижу тут 3 фигуры:

- Поток энергии, который я получаю

- Поток энергии, который я отдаю.

- Система моих внутренних блокировок (материнская установка)

 Вопрос к Ведущему: Если можно, опиши, как был сделан выбор фигур?

Ведущий: Когда Запросивец (Запросивица) вытянула крестом от туловища руки, показывая как идет поток энергии, ко мне сразу пришло понимание, что дело тут не в драматическом мифе, а в восходящем потоке эненгии, который «запружен» блокировками, и именно они создают слабость и усталость. Энергия тратится на их поддержание. Фигуры мной обозначены прямо, «в лоб», так как человек имеет уже опыт работы с методами МТ и такая трактовка его «возвышенной» проблемы – дескать, я, бедняжка, отдаю всегда больше чем получаю – не вызовет реакции неприятия. Интересно, что ощущение того, что фигур именно три, четко пришло еще до озвучивания запроса. (до этого была прединформация – рассказ Запросивицы о ее взвимодействии с тремя собаками – двумя рыжими кобелями и одной черной сучкой.) И, как оказалось в дальнейшем процессе, это был некий вариант Театра из выбранных трех фигур.

 

                                                   ***

 

Во время Театра могут быть введены дополнительные фигуры. Ощущения необходимости их появления бывают очень настоятельными: пространство-то уже «раскачано». Ввод дополнительных фигур, как правило, происходит, когда часть начальных фигур уже трансформировалась. Тогда Система, которой являются фигуры - на пике динамики и ощущается потребность в стабилизации и компенсации.

Фигуры - как верхушки айсбергов, Внизу, в океане мыслеформ, в животворящей тьме коллективного бессознательного – их «подводная часть», их глубинные смыслы и связи. Через эти связи в процессе Театра мы можем выйти на архетипы и на Совокупного Заказчика судьбы данного человека, т.е. на архетипический корень проблемы.

Двигаясь за дрейфом своих «подводных частей», своих архетипических связей, фигуры в процессе Театра могут претерпевать ряд трансформаций, освобождаясь от обусловленностей, высвобождая все больше и больше энергии, приобретая все большую и большую «светимость».

Таким образом, цель разборки на фигуры и МТ в целом - трансформация выбранных частей, расширение контекста (добавление частей) и возвращение их в новом качестве - т.е. сборка.

При этом Ведущему очень важно осознавать, что он является проводником в неизвестное, а не мистером или мисс «Я лучше знаю, как надо». С набором определенного (небольшого) опыта очень сильным становится искушение провести Запросивца по хорошо проторенной дорожке, ведущей к «успеху» - закостенению его в новой форме, более адекватной социуму, причем, зачастую, социуму специфическому – социуму психологов и «работающих над собой».

Нет, трансформация должна служить совсем другой цели – цели придания гибкости и максимальной подвижности всей системы–Души. Цель разборки, трансформации и сборки в МТ - дать человеку возможность некоторое время побыть вне привычной (и вне - любой) картины мира, вне согласованной реальности, вне Имажинера. Быть беззащитным, уязвимым, но – открытым.

В процессе написания этой главы, мы работали с архетипом Магического Театра, пользуясь методикой фокусировки архетипа и беседы с архетипом. В результате этого были получены некоторые ответы, и, вырисовался некий образный ряд.

Возник образ человека, как квартиры, куда ведет коридор, возникающий при начале Театра. То есть, при проведении Театра, при решении человека стать Запросивцем, возникает коридор в его внутреннюю «квартиру», которую он обжил, к которой приспособился, как-то обставил, которую он любит (или терпит), считает домом, на недостатки которой его глаз, как говорят художники, «замылился», которая стала тесной. Эта квартира его личный Мифос из которого ему и предстоит выйти за собственные стены, в открытое пространство неизвестного. Коридор возникает в момент, предшествующий разборке. По мере появления фигур становится ясно, что это - комнаты квартиры. Это - диагностика. Она говорит: вот у данного человека комнаты его внутренней «квартиры» - именно такие. А дальше начинается трансформация. Стены комнат начинают дрожать и таять, все сливается в некое облако метаморфоз, клубящееся, живое и самодостаточное. Это шар- ризома, это похоже на Океан в «Солярисе» Лема, похоже на миры Сальвадора Дали. Все время возникают и разрушаются какие-то формы, структуры, теряется оценочный, человеческий подход, возникает ощущение многовариантности, равнозначности.

Выход через коридор в квартиру и превращение квартиры в облако (Океан) похоже на открытие входа в лабиринт, проход через лабиринт и выход в пространство ризомы. От линейного понятия Пути - к объемному пространству Существования.

Это - суть процесса разборки и трансформации. Линейно, в обычном режиме времени это не представить. В истинном пространстве МТ все, по сути, происходит раньше, чем происходит видимым образом. Действие, взаимодействия фигур друг с другом, с Запросивцем и Ведущим – это только схема, хотя для зрителя Театр может представляться увлекательнейшим зрелищем. Но в реальном мире вся информация уплощается, обедняется. По сути МТ – глобус, в проявленном виде – карта и искажение неизбежно. Эту неизбежность надо осознавать и Ведущему, и Запросивцу.

В процессе Театра облако-сфера, в которой фигуры, как электроны, размазаны по орбите растет. Оно становится свободнее, бесформеннее и разреженнее. Возникают пустоты, но повышается светимость, все становится более живым, мягким и гибким. В момент передачи фигурами новых, трансформированных смыслов на этом плане (на том плане, на котором архетип МТ рассказывает о себе) каких-то переломных моментов не возникает. Прибавляется лишь мягкость, гибкость, объем. Затем, на короткий миг – снова ощущение коридора, выхода из МТ. Но этот выход – в пространство неопределенности, в пространство без шаблонов. Нет пока новой квартиры - больше, лучше, чище, дороже…

Потом уже Запросивец построит ее, ведь без нее – никак. Но какой она будет? Пока – момент неизвестности.

….«О море страданья, о бездна тоски,

Чудесное здание разбито в куски,

Ты градом проклятий его расшатал,

Горюй об утрате погибших начал.

Но справься с печалью, восстань, полубог!

Построй на обвале свой новый чертог

Но не у разлома, а глубже - в груди

Свой дом по другому теперь возведи…»

(Гёте, «Фауст»)

Теперь мы от более общей, более теоретической и поэтической части нашего описания Сборки-разборки перейдем к практике и частностям.

После того, как фигуры обозначены, Запросивец совершает выбор «актеров», которые отобразят для него актуальное состояние этих его частей... Почти всегда Запросивец их определяет в группе сразу, интуитивно, как бы «озарением». Действительно, для тех, кто участвует в МТ не впервые, возможно увидеть ореол света вокруг какого-нибудь из участников – по мере называния ведущим фигур. С другой стороны, сами члены группы часто не сомневаются в том, что именно их выберут на роль той или иной фигуры. Дело в том, что выбор актера на роль в МТ очень неслучаен, и, человек «в фигуре» практически всегда получает ответ на свой внутренний озвученный или не озвученный запрос!

После выбора актеров на роли – обретения фигурами плоти и крови проводится важный и очень специфический для МТ ритуал – Ведущий вводит актеров в состояния «Зеркала». Это - одно из существенных отличий МТ от психодраммы и расстановок «по Хеллингеру». Для чего и как это делается? Для того, чтобы отображение драмы, разыгрывающейся в душе Запросивца, не искажалось «личностными шумами» участников действа, а также для экологичности (безвредности для актеров) происходящего процесса. 

 «Зеркало» убирает на время действия личность «актера», хотя бы он и не имел никакой предварительной подготовки. «Зеркало» приводит к тому, что после ритуала его передачи, а затем передачи роли, «актеру» не нужно ничего объяснять – с этого момента любое, даже малейшее его действие удивительно точно передает то, что происходит во внутреннем мире главного героя. С момента передачи роли, безо всяких объяснений все действующие лица представляют единый организм. На сцене с потрясающей точностью разворачивается механика жизни главного героя.» («Драматургия и режиссура жизненного пути», В. Лебедько, гл. 9).

Интересно, что человек «в зеркале» но еще без передачи фигуры уже является фракталом МТ и внутри такого человека уже актуализируется то, что необходимо для запроса.

Процедура передачи фигуры-роли выбранному участнику-актеру такова: Запросивец становится сзади выбранного на роль участника, уже находящегося в состоянии «Зеркала». Затем он кладет этому участнику руки на плечи и произносит:

«Ты – мое то-то и то-то» Например « ты - мой образ Я», «ты – Гермес во мне», « ты – мое тело» «ты - моё суперэго» и так далее. Главное тут, чтобы из формулировки обязательно следовало, что эта фигура не абстрактна, а является частью внутреннего мира Запросивца.

Почувствовав изменение в состоянии, актер отвечает: «я – твоё названное качество», то есть: «я - твой образ я», «я - Гермес в тебе» и так далее. Снова подчеркивается принадлежность фигуры Запросивцу и с этого момента фигура вступает в Игру. Бывает так, что Запросивец внутренне сопротивляется и поэтому не может передать «актеру» нужного состояния. Тогда Ведущему необходимо помочь Запросивцу через телесную работу: хлопнуть или прикоснуться к тому месту в теле, в котором это состояние удерживается.

И вот фигуры в игре! Тут начинается то действо, та трансформация, то развитие, ради которого и была произведена разборка, начинается Магический Театр! Первые моменты действа – это диагностика. Фигуры начинают двигаться, чувствовать, взаимодействовать. На этом этапе они – комнаты метафорической внутренней квартиры Запросивца, образ которой возник в беседе с архетипом МТ. Затем начинаются трансформации, внешне проявляющиеся в изменении поведения, самочувствия и взаимоотношений фигур. Внутренне – это переход на стадию «облака».Тут возможен и ввод новых фигур.

Теперь мы перейдем, к примеру, их – неисчислимое множество, ведь Сборка-Разборка каждый раз – уникальна и неповторима. Поэтому тут будет подробно приведен лишь один относительно простой пример с данными в таблице для того чтобы просто составить некоторое представление у читателя.




Пример

Запрос: Я в детстве и юности выигрывала всякие конкурсы (один раз – конкурс красоты!, но всегда было чувство, что это - не обо мне, настоящая я этого недостойна. Было все время как-то неудобно перед другими. Чувство такое: «извините, что я отличница…», «извините, что я красивая». Всегда боялась зависти и осуждения. Боялась расстроить маму. Мама мне платье такое купила, что мне даже трогать его было неприятно, а я носила его, молчала. Еще много случаев из детства можно подобных рассказать.

Ведущий: а как ты относишься к подонкам? Таким настоящим беспринципным, шекспировского масштаба? Например к Яго или дочерям короля Лира – Гонерилье, Регане?

Запросивица: О! Я им завидую, я тащусь от них! Они не боятся быть плохими, не боятся, что все их осудят, они просто живут.

Ведущий: А если ты действительно подвергнешься осуждению присутствующих, которого ты так боишься? Что тогда произойдет? Какое твое убеждение сломается?

З: ТО, что я особенная, чем-то отличаюсь от других.

В: Какова твоя жизнь сейчас?

З:Вроде всё хорошо, но есть ощущение какой-то невосполнимой утраты, будто бы мне что-то было дано, а я этим не воспользовалась и теперь эти шансы кончились.

В: Я выбираю 3 фигуры:

-То, чего ты хочешь сама

- То, чего от тебя хотят другие

- Чувство невосполнимой утраты в итоге.

 

Трансформацию фигур этого театра можно представить в виде простой таблицы

 

Разборка на фигуры  Трансформация фигур Сборка и передача фигурами нового состояния
То, чего ты хочешь сама   Был проявлен архетип Люцифера, энергия которого блокировалась Запросивицей. Она использовала силу этого архетипа для того чтобы отрицать его. В МТ была проведена процедура отдавания Люциферу долгов.   Уверенность, внутренняя свобода, гибкость в отношениях.
То, чего от тебя хотят другие Поступок, выходящий за рамки обыденности и освобождающий энергию Желание близости, предвкушение близости с людьми, волнение и страх от этого.
Чувство невосполнимой утраты в итоге. Желание ничего не менять и убеждать себя, что я люблю мою жизнь Желание осознавать, принимать и реализовывать. Желание творчества.

 

        Теперь подробнее поговорим о сборке.

Момент, благоприятный для сборки – обратной передачи состояния от актера Запросивцу, то есть возвращение изначально спроецированных на «актеров» частей «я» - необходимо также чувствовать, учитывая состояние всей системы в целом. Если фигура трансформировалась во что-то благоприятное, это не значит, что ее сразу нужно передавать, она может быть ресурсом для работы и помочь в образовании связей с другими фигурами.

Не всегда в конечном итоге превращение достигает условно благоприятного состояния. Такая «неблагоприятность» свидетельствует о том, что это состояние необходимо пережить в жизни и что это повод для дальнейшей работы.

Теперь о технологии: как происходит сборка, как она оформлена ритуально? Когда фигура чувствует готовность «передаться», по своей инициативе или после вопроса Ведущего, проводится следующий ритуал:

Фигура становится сзади Запросивца, кладет руки ему на плечи и как-то формулирует то качество, которое она теперь представляет для Запросивца (в Запросивце). Формулировка звучит так:

«Я передаю тебе твое такое-то качество…» например – твою радость жизни, твою способность анализировать, твою неготовность к трудностям, твоего внутреннего ребенка и так далее. Формулировки могут быть самыми разными и достаточно свободными. Качеств, передаваемых таким образом, может быть несколько, иногда противоречивых. Если трудно сформулировать вербально, то, что ощущается, говорится фраза

«Я передаю тебе все, то твое, что было связанно у меня с тобой в этом процессе»

Когда Запросивец энергетически принимает названное качество в себя (как бы вдыхает его внутрь), он отвечает:

«Я принимаю мое такое-то качество»

Или:

«Я принимаю все, томое, что было связано у тебя со мной в этом процессе».

Тут очень важно сделать акцент на том, что названное качество и состояние принадлежит Запросивцу, а не актеру, это делает процесс МТ безопасным для человека «в фигуре» и эффективным для Запросивца.

После произнесения фраз ритуала фигура подходит к Ведущему и он снимает «Зеркало». Для того, чтобы удостоверится, что процесс прошел экологично для участника, он говори: «назовись!» и участник называет свое имя, после чего становится просто зрителем.

Глубинная суть процесса передачи состоит в том, что трансформировавшиеся фигуры передают новые возможности, вновь и заново открытые качества, восстановленные связи. «Облако смыслов» становится больше, контекст жизни и восприятия человека расширяются. Сборка, начавшись в момент «передачи» фигур продолжается еще в течение некоторого времени. Это время - от месяца до нескольких лет. В этот период энергии «подтягиваются» со всех пространств и объемов, привнося изменения в причинно-следственные связи, жизненные сценарии, эмоциональные реакции, ценности и др.

Состояние после сборки похоже на состояние прохождения 17-го Аркана Таро Звезда. Башня уже пройдена и разрушена, и душа человека, пусть на краткий миг, но эволюционировала до состояния мировой души, Софии, путь которой освещает Дух, звезда Магов. Состояния дымки, тумана, сияния, легкости – это «сфумато» картин Леонардо да Винчи. Этим воздухом дышится легко, он насыщает, он дает ощущение выхода из пыльной темницы.

Начинающие Ведущие часто сталкиваются с проблемой Театров, чрезмерно растянутых во времени. Театр может идти 4, 5, 6. даже 7 часов, изматывая группу. Это связано, помимо недостаточного опыта, с перфекционистким стремлением довести все до «счастливого конца», такой чудесненькой и позитивной «идеальной сборки», что во многих случаях может быть не совсем полезным и даже вредным. Мы уже говорили об этом, но такие важные вещи нелишне повторить. Сборка и разборка – это вдох и выдох, это - свобода дышать, обрести больший объем дыхания. И Ведущему необходимо стремится к состоянию свободного, дышащего в согласии с миром авантюрного сознания, где нет привязки к результату, сверхзаинтересованности в «излечении» и «истине». Он - проводник, способный удивляться и восторгаться свершающемуся «чуду», чуду жизни.

Глава 5.

Системы координат.

  В этой главе мы коснемся важного вопроса выбора адекватно Запросу той или иной системы координат. Как мы уже говорили, в других главах, их бесчисленное множество и

копилка их в МТ все время пополняется. Здесь мы не ставим перед собой задачи перечислить как можно больше таких систем координат, но хотели бы выстроить в сознании читателя более ли менее четкую систему, которой в прочем не стоит строго следовать, она лишь служит задачи упрощения поиска.

Выбирая ту или иную систему координат, Ведущий выбирает угол зрения, а также опорные точки в пространстве, которые задают рисунок в нем и отчасти траекторию движения процесса. Он может использовать от одной до нескольких систем координат сразу или одну систему и дополнительные фигуры или по-всякому комбинировать различные СК. В любом случае он рисует в пространстве линии, кресты, круги, ставит точки. Это начальные мазки на полотне будущего совместного творения. Так он берет из жизни готовый материал для того, чтобы в ходе сплетения ритуала и импровизации родился новый, свежий, наполненный шедевр.

Но для того чтобы рисовать вольный шедевр мастеру необходимо вначале пройти академическую школу. Сочетание математической точности со свободой воображения и чувственной экспрессией вот к чему стоит стремиться будущему мастеру.

Чем же Ведущий руководствуется, когда делает свой выбор? Как правило, выбор системы координат (далее СК) происходит интуитивно, но для того, чтобы интуиция подсказывала для начала необходимо осознанно потрудиться над тем, что же загрузить в подсознание, чтобы потом оно работало уже само. Итак, осуществляя свой выбор, Ведущий может обратить внимание на то какую философско-мировоззренческую модель стоит вывести в доминанту, через какую плоскость рассмотрения будет быстрее и эффективнее решить поставленную задачу. По этим параметрам мы можем провести классификации СК. Так мы сможем облегчить процесс оперирования с ними. Итак, уже на начальном этапе Ведущий может осознавать какую философско-мировоззренческую модель стоит вывести в доминанту. Самый простой способ достижения этой цели, это выбрать СК из соответствующей модели. Т.о. мы можем систематизировать СК по тому, из какой она философско-мировоззренческой модели:

 

· Неоплатонические СК  – приобщают к некому единому психическому пространству, вмещающему и соединяющему сознание и бессознательное, при этом являясь не частным, а всеобщим. Другими словами к Мировой Душе. Они способствуют осознанию Единства всего сущего. Осознание того, что тело орган души. А также дают возможность подняться по вертикали духа и взглянуть на ситуацию, на жизнь «сверху», со стороны, выводят за грань обыденности.

 

Примеры:

 

-Мировая Душа/даймон/гений/, ключевое фигура в МТ, даже если не выделяется в отдельную фигуру, то работа в основном идет по восстановлению связей с ней; даймон- сущность, поражденнная Мировой Душой. Даймоны не имеют конкретного пристрастного отношения к добру или злу, а, скорее, нужны чтобы помочь определить характер человека или личности, его сила заключается и в предотвращении разных страданий и несчастий. Гений-прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины или самостоятельное божество, рождавшееся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями.

 

-единое/ум/душа/космос/материя, где единое- непознаваемое, а ум- познаваемое. Неразличимое "единое", приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в "уме". "Единое", переполняясь самим собой, требует перехода в иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, иное только отражает его, т. е. является "видом" и "умом", "умопостигаемым космосом", его зеркалом; космос- принцип организации, материя- материальный, физический аспект существования.

-и т.д.

 

· герметическо-алхимические СК. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Такие СК подходят для становления на путь индивидуации, для прохождения инициаций, установление глубокой связи с Гермесом Трисмегистом, постижение «потусторонней мудрости», постижение тайны жизни, а точнее ее таинственности, так как тайны алхимии невозможно раскрыть, но они сами служат инструментами понимания нашей жизни, проливая свой свет на всё вокруг. Это постижение принципа единства материи и духа, медитативное погружение в мистерию трансформации, внутреннее преображение от инициатического контакта с тайной. «Само созерцание космического процесса в алхимическом рукотворном космосе поднимает адепта по ступеням совершенства и ведет к одухотворению и обретению бессмертия».

 

Примеры СК:

 

-ртуть/сера/соль, где ртуть олицетворяет женское начало, душу, сера- мужское, дух, а соль-тело;

 

Сера и ртуть, соединяются затем в различных отношениях, и образуют:

 

-семь металлов:железо,олово,свинец,медь,ртуть,сереброизолото. 7 состояний, 7 этапов движения к совершенству. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях;

 

-нигредо/ /альбедо/ рубедо- алхимический цикл Великого Делания, где нигредо- обозначает полное разложение, либо первый этап создания философского камня, это также стадия процесса индивидуации, на которой происходит интеграция темных, теневых аспектов личности в более полный и целостный образ Я,, альбедо- осветление, в алхимической традиции вторая стадия алхимического магистерия, трансмутации первичной материи, "рассвет", "серебро", "лунное состояние, которое еще должно быть поднято до солнечного состояния" материи ,усиление духовности, чистоты и готовности к трансформацииа, а рубедо- достижении просветлённого сознания, слияния духа и материи, создание философского камня, означающее конечное состояние первичной материи, "восход", материю в состоянии "крайней интенсивности огня", состояние, возникающее при интеграции элементов и трансмутации исходной субстанции в золото на завершающих ступенях алхимического магистерия, жизненного потенциала, погруженного в глубины психики, цвет первичной энергии либидо.

-и т.д.

 

· экзистенциальные СК служат переходу Запросивца на экзистенциальный этап взросления, сталкивают с осознанием «вброшенности в этот мир», ТАКОВОСТИ, личной ответственности, постижение бытия как некой непосредственной нерасчлененности целостности субъекта и объекта, осознание ценности самого Переживания, осознание своей конечности, попытка выхода за свои пределы, принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. . В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса.

Примеры:

 

-«неподлинное существование»/ «подлинное существование» (Сьорена Кьеркегора), где 1ое– полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания, а 2ое– выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы;

 

- «шифры» трансцендентного по Ясперсу: эротику, секс/единство себя с собственным внутренним миром(согласие с собой)/свободу/смерть – конечность бытия;

-«Для-себя-бытие»/ «для-другого-бытие»/свобода/экзистенциальный выбор/ответственность( по Сартру), где «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого», а свобода-«стержень» жизни человека, которая находится и проявляется в жизненно важном, судьбоносном выборе. Полная свобода подразумевает полную ответсвенность;

 

-DasMAN-неподлинного существования человека и Dasein- подлинное существование ( М.Хайдеггер);

 

- составляющие Daseinа:Бытие-к-Смерти/Ужас –перед- Ничто/Зов Совести/Забота/ Оставленность-в-Предоставленности-самому-себе/Бытие-виновным (причастным) ( Хайдеггер)

-и т.д.

· психоаналитические СК- ставят в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

 

Примеры:

 

-Эго(Я)/Ид(Оно)/Супер Эго (Сверх-Я). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование «Оно». Это резервуар психической энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Вторая психическая структура — сознательное "Я" формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. "Я" — посредник между внешним миром и "Оно", влечением и удовлетворением. Третья психическая структура — "Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида;

Я" руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы "Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении.

 

-Защитный механизм( обычно он конкретизируется, например: «то, что я вытесняю» или «то, что я отрицаю»)/невротический синдром( м.б. конкретизация)/либидо, под либидо может пониматься как преимущественно бессознательные влечения и желания сексуального характера ( по Фрейду), так и заряженная психическая энергия (Юнг);

 

-оральная стадия(1)я/анальная с .(2)/фаллическая с. (3)/латентный период(4)/генитальная с. или пубертатный период(5)-стадии психосексуального развития по Фрейду, где 1 развивается от 0-1.5 года и соответствует только проявлению Ид в личности, т.е. желаниям, 2- от 1.5-3.5 на стадии формирования Сверх-Я и столкновением с социально-обусловленными запретами, 3- от 3.5- 6 лет, характеризуется интересом к половой сфере, 4- 6-12 лет- время сексуального затишья,5- с 12 лет – взрослая стадия;

 

- орально-сенсорная/мышечно-анальная/ Локомоторно-генитальная /латентная/подростковый возраст/ранняя взрослость/зрелость- делении нашего жизнен­ного цикла на восемь стадий ( Э.Эриксон);

-и т.д

 

· юнгианские и архетипические СКнаправлены на осмысление и интеграцию глубинных сил и мотиваций, на развитие индивидуальности, налаживание связей с бессознательной частью личности, как источником целительных сил, осознание тесных связей с коллективной психикой- коллективным бессознательным. Такие СК служат установлению и формированию связей между процессами сознания и бессознательного. Архетипические СК сразу выводят на свет божий распознанный Ведущим архетипический сюжет Запросивца.

 

Примеры:

 

-Анима/Анимус/Тень/Персона/Самость,где Анима и Анимус- это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины.Тень — это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. Персона,та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром и самость- целостность человека;

 

-отрицание/проекция/интеграция/трансформация- 4 вида взаимоотношений с Тенью;

 

-Экстравертная/Интровертная установки, где э.- характеризуется концентрацией на внешнем объекте, а и.-наоборот, характеризуется концентрацией интересов на внутренних процессах в душе;

 

-Эго/Личное бессознательное/коллективное бессознательное, где личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Личное бессознательное также содержит в себе различные комплексы;

 

-мышление/чувство/интуиция/сенсорика- 4 психических функции, 2 рациональные и 2 ирррациональные;

 

-животный/общечеловеческий/родовой/семейный/индивидуальный уровни психики человека;

 

-материнский/отцовский комплексы- группа чувственно-тонированных идей, связанных с переживанием и образом матери/отца;

 

-ева/елена(троянская)/дева мария/софия- это четыре стадии культа эроса,четыре стадии( по Юнгу) эротической феноменологии, которые проходит Анима по мере развития у нее способности к соединению;

 

-Сезонный царь/Нарцисс/Ипполит/Гильгамешь/Тесей(Персей)- стаи формирования Героя;

 

- Адам/Ева/Царь/Царица/Анима/Анимус. Стоит выделить, что Адам и Ева представляют по большей части, иррациональный, хтонический полюс квартернера, а Царь и Царица-это то, что присуще эго, особенно социальный статус. Ярко проявленная Ева «сводит с ума» представителей противоположного пола, - это иррациональная сила пола. Адам дает основательность, в частности, будучи проявленным в мужчине он делает его «настоящим мужиком». Ярко проявленный Царь обеспечивает человеку авторитет в группе, коллективе, статус, а Царица добавляет силу власти;

 

-Афина/Афродита/Гера/Гестия/Персефона/Деметра- или любую другую раскладку по соотношению архетипических сил в Запросивце , будь то мужские боги, боги других пантеонов;

 

-Эрос/Психея/Афродита-или любой другой мифологический сюжет;

 

-и тд.

 

· Структурные, семиотические и постструктурные СК-направлены на выявления структурных закономерностей, плюс выводят сознание на предельный уровень абстракций, переносят внимание с элементов и их "природных" свойств на отношения между элементами и зависящие от них системоприобретённые свойства. Главная задача- поиск в структуре то, что выведет за ее пределы. Здесь также может открыться видение мира, как текста. Можно работать с речевыми деформациями и различными дискурсами.

Примеры:

 

-структура 1/структура 2/ структура 3и т.д.- тут выявляется взаимодействие, а точнее , скорее противоречия между различными структурами, реализующими себя через человека;

 

Или мы можем назвать конкретные структуры, например:

-род/ школа/государство/и другие- здесь обнажаются конфликты и противоречия между этими структурами;

 

-реальное/воображаемое/символическое-три психических инстанции ( Ж. Лакан). Схема рассматривает два аспекта: во-первых , ступени развития самосознания ребенка; и во-вторых, специфическую сфера функционирования психики взрослого человека. В самом общем плане Воображаемое — это тот комплекс иллюзорных представлений, который человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты. Символическое - сфера социальных и культурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, чтобы иметь возможность нормально существовать в данном ему обществе. Реальное -это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в сколь либо доступной для него рационализированной форме, она находиться за пределами языка. Если мы хотим рассмотреть. Если мы хотим рассматривать процесс развития, то будет хорошо, добавить еще и фигуры: стадия зеркала- этап развития ребёнка в возрасте от 6 до 18 месяцев, в котором происходит переход их воображаемого к символическому;

 

-ренесансная/классическая/ современная эпистема -по Фуко, это три различных конфигурации знания, которые представлены в бессознательном и на каждого отдельного индивида влияют в разной степени и в разных пропорциях. Итак, ренессансная –эпистема сходства и подобия, когда язык ещё не стал независимой системой знаков. Он словно бы рассеян среди природных вещей. Он смешивается и переплетается с ними, классическая- эпистема представления. Язык превращается в автономную систему знаков и почти совпадает с самим мышлением и знанием. в этой связи именно всеобщая грамматика языка даёт ключ к пониманию не только других наук, но и культуры в целом. Современная- эпистема систем и организаций. Язык оказывается обычным объектом познания. Он превращается в строгую систему формальных элементов, замыкается на самом себе, становясь вместилищем традиций и склада мышления. Эпистема — это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.

;

 

 -гиперреальность/реальность/смерть ( Ж.Бодрийяр). Гиперреальность-феномен симуляции действительности и неспособности сознания отличить реальность от фантазии. Реальность скорее выражается в чувстве ее утраты. Смерть - последний бастион реальности и единственное , что не имеет потребительной стоимости.

 

-Анти-Эдип/фашизм/Машина Желания/Тело без органов (Ж.Делез и Гваттари). Под фашизмом здесь понимается диктатура, которая з»аставляет нас любить власть, жаждать той самой вещи, которая подавляет и эксплуатирует нас. Анти-Эдип образ жизни без фашизма, противопоставление фрейдисткому Эдипову комплексу. Машина Желания- производительный характер желания, которая функционирует наподобие выключателя в большой «схеме» разнообразных других машин, к которым она подсоединена. И «машина желания» в то же время производит поток желания изнутри себя. «Не существует машин желания вне социальных машин, которые они формируют на более высоком уровне; и не существует социальных машин без машин желания, населяющих их на нижнем уровне».Тело без органов- изменяющийся общественный массив желаний. Делёз и Гваттари в конечном итоге различают три типа «ТБО»: раковое, пустое и полное. Пустое ТБО примерно соответствует ТБО «Анти-Эдипа». Это ТБО описывается как «неподвижное », поскольку оно полностью лишено органов; все потоки проходят через

него свободно, без остановок и без смены направлений. Хотя на него может быть спроецирована любая форма желания, пустое ТБО само по себе является непроизводительным. Полное ТБО — это здоровое ТБО; оно производительно, и не окаменелое в своей организации. Раковое ТБО замкнуто в шаблоне бесконечного воспроизводства своего собственного шаблона;

 

-иерархическая обусловленность/деконструкция/ризома, где деконструкция- это разрушение стереотипа или включение в новый контекст, расслоение, разбор конструкции, а ризома- понятие,фиксирующее принципиально вне-структурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования;

 

- д.р.

· трансперсональные СК подходят в случаях необходимости раскрытия смыслов трансперсональных переживаний и их влияния на поведение человека. Хороши для периодовов в которых человек переходит из плоскости обыденного существования к поиску высшего смысла в жизни,и, способствуют выходу за ограниченные пределы Эго, чтобы достичь расширенных способностей во имя мудрости, творчества, любви и сострадания. Расширяют переживания в рамках «объективной реальности» и расширяют спектр переживаний за пределы «объективной реальности»- т.е. за пределы пространства и времени.

 

Примеры:

 

-матрица наивности(1)/матрица жертвы(2)/матрица борьбы(3)/матрица свободы(4)-4 перинатальные матрицы по Грофу, где 1-ая матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. ,2-ая формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы.3-я характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. 4-ая с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни;

 

-одиночество/травма рождения/ потребность возвращения в эмбриональное состояние ( О.Ранк)- тут в фокус внимания выводится система отношений ребенок –мать, дает возможность повторного переживания травмы и снятия с нее негативного заряда, выход за рамки обусловленности стремлением вернуться в утробу;

 

-биологическое я/реальное я/социальное я/духовное я -слои «Я» по У. Джеймсону. Биологическое "я" - это наше физическое, телесное существо. Реальное (материальное) "я" - это слой, включающий в себя все предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В реальное "я" входят не только его тело, но также его дом его собственность, друзья, семья. "Социальное "я" человека зависит от того, как его воспринимает близкое окружение,это различные социальные роли. Духовное "я" - это внутренняя субъективная сущность личности. Этот элемент активен во всех видах сознания;

 

- низшее бессознательное/ среднее бессознательное/высшее бессознательное/ поле сознания/ сознательное «я»/ Высшее «Я»/ коллективное бессознательное- карта внутреннего мира, «яйцо» Р. Ассаджоли. Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью и эмоциональными комплексами; представляет, главным образом, прошлое нашей психики, присутствующее в ней в форме подавленных комплексов и давно забытых воспоминаний. Среднее бессознательное - предсознание -область, где пребывают те наши психологические навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в поле сознания. Здесь находятся психические элементы, свободно проникающие в бодрствующее сознание. Это нейтральная зона или "камера хранения" содержаний, не нужных нам в настоящий момент. Поле сознания или круг осознания, который включает в себя все, что мы осознаем в себе в настоящий момент. Это изменчивые содержания нашего сознания, представляющие непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. Сознательное "Я" - центр нашего сознания, который воспринимает все перечисленные уровни. Оно формируется постепенно в течение всей жизни. Высшее я пребывает над потоком мыслей и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Наша психика, представляющая открытую систему, не изолирована, ее омывает море-коллективное бессознательное.

 

· СК из интегративной психологии направлены в основном на работу с сознанием, на интеграцию и развитие частей сознания, включают в осознанное и целенаправленное развитие духа и сознания.

 

Примеры:

 

- мир «я»/мир «мы»/мир «они»/ мир «оно» - модель Кена Уилбера, выделяющая 4 фундаментальные позиции: я –это все, что происходит во мне, моя внутренняя жизнь, мы-все, что связано с отношениями, наша общность, язык, они -те, для кого «мы» становимся объектом, чем-то внешним и оно -относящееся уже не к людям, а к внешнему неодушевленному миру. Мир «я» – мир интроспективный, мир внутренний, связанный с моей жизнью, это мир духа, мир интроспекции, это наша внутренняя жизнь, наш духовный опыт. Мир «мы» – мир отношения, мир коммуникации, мир понимания, мир интерпретации; среди объясняющих его дисциплин самая яркая – феноменология. Мир «они» – мир, который изучают социология, социальные науки, теория систем. Мир «оно» – мир объективной науки, которая изучает природу, условно говоря, неживое, ибо современная наука построена таким образом, что она и живое изучает как неживое.

-первоначальное слияние/дифференциация /интеграция в целое на новом уровне –три универсальных этапа в любом процессе развития ( по Уилберу);

 

-доличностная (преэгоическая)/личностная (эгоическая)/надличностная (трансэгоическая)- категории сознания: теория спектра сознания К. Уилбера

 

-и др.

 

· соционические СК- подходят для изучения взаимодействия и информационного метаболизма внутри социальных систем и человека, как существа социального, а также для более тщательной проработки различных каналов восприятия.

 

Примеры:

 

-16 соционических типов- в случае такой СК работа, как правило идет по снятию жесткой обусловленности своим соционическим типом, осознание присутсвия всех типов в одном человеке и возможности их развития. Плюс это хорошая возможность увидеть как выстроены взаимодействия внутри между различными типами.

 

-базовая/творческая/ролевая/болевая/внушаемая/активационная/наблюдательная/демонстративная- 8функций(или какие-то из функций выборочно)-тщательная проработка каждого канала восприятия, снятие блоков и расширение.

 

-деловая логика/структурная логика/этика эмоций/этика отношений/интуиция возможностей/интуиция времени/ силовая сенсорика/сенсорика ощущений- 8 информационных аспектов воспринимаемой реальности(А. Аугустинавичюте)- те части информации, которые используются вышеперечисленными функциями психики.

 

-ребенок/ подросток неуверенный/ подросток самоуверенный/взрослый. К. Седых ввел название - "социальные роли", исполняемые каждым из соционических блоков:блок ЭГО- "взрослый",блок СУПЕРИД- "ребенок",блок ИД- "самоуверенный подросток",блок СУПЕРЭГО- "неуверенный подросток"

-психологический/социальный/физический/интеллектуальный- уровни коммуникаций по Гуленко

 

очу/надо/могу/знаю/боюсь-состояния человека ( Гуленко, Ермак)

 

· гуманистические СК-выводят в фокус внимания проблему самоактуализации личности, а также человечности и любовного отношения к себе и другим.

 

Примеры:

 

- Физиологические потребности/потребность Безопасности/потребность в Любови и Принадлежности к чему-либо/потребность в Уважении//потребность в познание/Эстетические потребности/потребность в Самоактуализация( по А. Маслоу)-пирамида потребностей ;

 

-реальное Я/идеальное Я, где реальное я- это то какие мы есть, а идеальное- то какими должны быть по нашему мнению.

 

-образ тела/ «социальное Я»/«когнитивное Я» / самооценка - четыре «измерения» из которых складывается представление о самом себе, т.е. Я-концепции ( Ш. Самюэль)

 

· мистические СК- СК из разных мистических учений, смещение фокуса с обыденной реальности к постижению тайны мироздания, познание непознанного, расширение границ привычного.

Примеры:

К.Кастанеда:

-Тональ/Нагваль =э то наше “я”, наша личность, все, что мы знаем, учим и познаем/ дух-хранитель, териоморфный двойник (звероподобный ангел-хранитель), второе «Я». Нагвалем обладали не только люди, но также животные и боги.

 

-Путь Воина/Видение/Намерение/Точка сборки/безупречность, где Путь Воина-практика, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания».Видение-способность воспринимать энергетические поля, намерение необходимое условие для которого-намерение. Точка сборки- особое (ограниченное) место энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Безупречность- настоящий воин, знает, что смысла ни в чем нет, но действует так, будто бы убежден в обратном.

 

-первое/второе/третье внимание- виды внимания, зависящие от точки сборки. Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки. Второе внимание соответствует вниманию, натренированному на восприятие нескольких различных описаний мира; точка сборки принимает несколько положений. Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей и свободное перемещение точки сборки в различные положения.

 

-чувство собственной важности/жалость к себе/ внутренний диалог/вера в собственное бессмертие- то от чего стоит избавиться человеку для достижения состояния безупречности.

-и др.

А.Кроули. Телема:

-Делай, что изволишь, да будет то законом/Любовь есть закон, любовь в соответствие с Волей/Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда/Нет ни у тебя иного права, кроме как поступать согласно своей воле - 4 установки человека-мага по Кроулив учении Телемы из Книги Закона.

 

-запрет/истинная воля/сексуальная энергия

-Ньит/Хадит/Ра-Гор-Хуит- божества Телемы. Наивысшим божеством в космологии телемы является Нюит. Она, по мнению последователей Кроули представляет собой ночное небо, изогнувшееся над Землей и представлена символом обнаженной женщины. Второе божество Телемы — божество Хадит, который является бесконечно малым дополнением и супругом Нюит. По мнению последователей Кроули Хадит символизирует проявление, движение и время. В Книге Закона он представлен как «пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды». Третье божество телемы — Ра-Гор-Хуит, манифестация Гора. Он изображен как фараон с ликом сокола на троне, с жезлом в руках.

 

-Хур-па-Краат/брат Ра-Гор-Хуита/Бабалон(Багряная Жена)/Терион-другие божества Телемы, Хур-па-Краат-божество молчания и внутренней силы, брат-одна из ипостасей Ра-Гор-Хуита, Бабалон-богиня удовольствия и сексуального возбуждения,а Терион-Зверь, которого оседлала Бабалон.

 

-и др.

 

Каббала:

-Пшат/Ремез/Драш/Сод-4 уровня понимания, простое/намек/толкование/тайна

 

-Кетер/Хокма/Бинах/Хесед/Гебурах/Тифарет/Нецах/Ход/Йесод/Малкут=

Единство/Мудрость/Понимание/Милосердие/Доблесть, героизм/Красота/Вечность/Слава, Величие/Основа/Царство физического- Древо Жизни

 

-и др.

 

                                                  ТАРО:

-22 Аркана Таро или арканы выборочно

 

-любые из младших арканов

-Жезлы/Мечи/Кубки/Динирии- сфера действий/сфера ума/сфера чувтв/свера благосостояния

Также можно расставить фигуры из любого карточного расклада, будь то «Жрица», «Анкх», «Выбор» или другие. Вначале имеет смысл расставить фигуры, так как должны лежать карты на столе, так как форма- несет в себе символический смысл.

Например:

- смысл проблемы/привходящие обстоятельства/что мы об этом думаем/что при этом чувствуем/приины возникновения ситуации/тенденция ее развития/точка зрения спрашивающего/ожидания или опасения/перспективы и результат-расклад «Кельтский крест»

 

-и др.

 

Г.Гурджиев и П.Д. Успенский. Традиция школ «Четвертого пути»:

-человек №1/№2/№3-Человек № 1. Двигательно-инстинктивный человек. Механическое заучивание наизусть и подражательное изучение. Примитивное, чувственное искусство. Религия обрядов и церемоний. Факиры. Карма йога.Человек № 2. Эмоциональный человек. Знание о приятном и неприятном. Сентиментальное искусство. Религия веры и любви и преследование еретиков. Монахи. Бхакти-йога.Человек № 3. Думающий человек. Логическое мышление и буквальное толкование. Интеллектуальное, изобретенное искусство. Религия доказательств и аргументов. Йоги. Джняна-йога.

 

-сон/обычное бодрствующее сознание/самосознание/объективное сознание - по мысли Г., выше состояния сна и обычного бодрствующего состояния сознания существует возможность самосознания и даже то, что называется объективным или космическим сознанием.

 

-путь факира/путь монаха/путь йога/Четвертый путь- пути соответсвующий людям 1,2,3, 4-ый путь-путь осознанность и пребывания в моменте - Присутсвия. Факиры в совершенстве развивают нижний этаж, физическое тело посредством длительных, тяжелых положений тела и упражнений. Путь монаха — это путь преданности, религиозной жертвы и веры. Путь йога - это путь знания, соответствующий интеллектуальному центру. Четвертый путь Г. требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для развития ситуации собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов людей. Работа происходит на всех трех этажах.

 

-внешний круг/экзотерический/мезотерический/эзотерический круги. Внутренний круг - "эзотерический" (люди, достигшие высочайшего уровня развития и обладающие неделимым "Я"). Люди среднего, "мезотерического" круга обладают всеми качествами, присущими людям "эзотерического" круга, но их знание имеет более опосредованный, теоретический характер. Третий круг - "экзотерический", знания входящих в него людей носят абстрактный характер, их понимание не выражается в действиях. Наконец, четвертый, "внешний" круг - круг "механического человечества".

 

-и др.

 

Религиозно-мистические традиции:

-ДАО/Дэ/У-вей/ПУ-Даосизм. Дао -«путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...