Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МТ, как ритуал. Ритуалы в МТ.
Ритуалом мы можем назвать любое действие, являющееся воплощением определённого мифа, и направленное на достижение какой-либо конкретной цели. При широком понимании мифа, становится понятным, что, фактически, ритуал – это общий способ достижения результатов. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Ритуал – это, своего рода, поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, то есть выступают в значении других. Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во все – как в происходящее в действительности. Ритуалы для него - реальность. Следовательно, подсознание и реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма. Итак, как мы уже говорили на весь процесс МТ можно взглянуть, как на ритуал, тогда мы увидим МТ, как закрытый алхимический сосуд, в котором происходит трансформация. Рассмотрев те стадии, которые составляют скелет любого ритуала, в связи с этапами становления любого мифа, мы попробуем увидеть их и в структуре МТ, хотя не совсем в строго линейной последовательности, как в простом ритуале. 1)Нулевая стадия – создание идеи. Эта идея оформляется на стадии Запроса и оформляется в виде рабочей гипотезы у Ведущего. 2)Выделение единицы или единиц.Первым этапом собственно осуществления ритуала является подготовка оператора, т.е. проводника, на нашем языке актеров. Для выполнения мифологического действия нужно сперва выйти из одного мифа. И уже затем входить в другой. Эта подготовка, своеобразное «очищение», В МТ реализуется через самостоятельный ритуал «Зеркало» - это, как уже говорилось, передача особого состояния на котором личность операторов, актеров отодвигается на задний план. Другими словами, они выходят из пространства своего личного Мифа, чтобы войти в Миф запроса. 3)Разделение единства. Следующим этапом является создание Первичного бинера операции. Активным полюсом этого бинера является подготовленные Актеры, а пассивным – Пространство Ритуала, простыми словами создается рабочее пространство. . На этой стадии в МТ, Запросивец передает роли Актерам, т.е. распадается на фигуры. Подробно мы описывали этот ритуал в главе Разборка - Сборка. Здесь же отметим, что важна четкая формулировка и речь, при передаче состояния( фигуры) Запросивцем актерам. В этом момент Пространство Театра начинает заполняться особой атмосферой. 4)Рождение логоса операции. Происходит формирование законов, действующих в ритуальной вселенной. Оператор, проводящий ритуал четко и ясно вслух формулирует цель ритуала, время и направление его осуществления. В МТ такого нет, так как результат четко не загадывается! На этой стадии МТ начинает выходить за рамки классических ритуалов. Здесь начинается импровизация. И здесь идет двойная работа, по выявлению текущего Мифа и его Логоса, т.е. структуры, законов и схем по которым действует Запросивец. И вторая- это внедрение альтернативного Логоса. Иными словами, Ведущий применяет различные техники и технологии, которые расшатывают жесткие тиски старых схем. Тут он также может применять различные элементы ритуалов- шаманские пляски, четкое произнесение определенных слов, выстраивать символические композиции из тел и многое другое. Ведущий понимает, что все действия производимые в пространстве Театра символичны и подсознанием будут восприниматься, как реальные, а следовательно приносить реальные последствия. Ведущий здесь удерживая во внимании все происходящее в пространстве, отслеживает этот символизм и также в нужные моменты озвучивает или интерпретирует происходящее. 5) Создание вихря Операции. «Жертва». Эта стадия мифологически символизируется жертвоприношением. Разные ритуалы решают эту задачу по-разному - иногда жертвуется вино, дым благовоний, иногда – в жертву приносятся животные или даже люди. Но так или иначе, а отдавание - это обязательное условие получения. 6) Создание Волевого импульса. «Призыв Силы».Любой миф подразумевает активных деятелей, дающих силу для его осуществления. В ритуалах эта стадия называется «взыванием», ибо в этот момент оператор призывает различные Силы. И Силы эти архетипические. При гармоничной реализации энергии архетипа свободно проходят через человека. Различные страхи, наложенные табу, травматические ситуации приводят к тому, что в человеке архетипический канал как бы замыкается самим собой, завязывается в узел, образуется блок, приводящий к тем или иным застоям и зацикленностям в жизни Запросивца. Это и есть «долг» перед Архетипом. Для того, чтобы отдать долг и развязать узел, Ведущий на этом этапе МТ привлекает нужную архетипическую силу. Происходит присоединение Запросивца к источнику жизненной силы (канал больше не перекрыт) за счет объединения воли Ведущего, воли Запросивца и воли Архетипа. Как это происходит? Ведущий выполняет ритуальное действие руками и произносит имя нужного Архетипа. Одновременно он находится в состоянии деконцентрации, которая обеспечивает его присутствие во всех слоях вплоть до коллективного бессознательного, и концентрации на определенном Архетипе (Я Есмь- Я Воля).Он фокусирует поток над Запросивцем, Актером в Роли или на нескольких участниках. Начинается архетипическая работа, в которой важны отчетливые формулировки. При отдаче долга Запросивец должен произнести следующие слова: « ….(имя Архетипа), я благодарю тебя за твои уроки и отдаю тебе твою силу, которую я использовал для …..( перечисляется для чего использовалась сила), и прошу тебя отдать мне мою….( перечисляется то, что было отдано взамен за поддержание существующей ситуации, как правило, это какие-то неугодные Запросивцу качества: слабости, ранимость и т.д.)» ..после этого происходит обмен энергиями, узел развязывается. Во всем пространстве ощущается расслабление и воцаряет спокойствие, и даже благость. Почему это происходит? Когда Ведущий фокусирует Архетип он, произнося его имя (и помня эту энергию) обращается к регистру Символического (Жак Лакан). Но фокус и искусство состоит в том, что мы обращаемся к совокупному Символическому пространству человечества и выделяем в нем контекст, связанный с тем или иным архетипом. В этот момент состояние сознания расширяется, хотя но это и не встреча с Реальным, что собственно и не требуется для решаемых в МТ и АИ задач - копилка общечеловеческого Символического столь велика, что нам и этой информации не исчерпать. И поскольку это работа с Символическим, то здесь важно подобрать правильную аффирмацию, ту самую формулировку того что отдаем и что хотим вернуть. Она должна быть произнесена четко и конкретно. Когда происходит "отдача долга" архетипу (равно как и завязка долга в травматической ситуации - т.е. в ситуации попадания в некое "искривление" - культуральное - Символического), происходит развязывание узелков не только в личном пространстве, но и в культуральном - через пусть и небольшое, но распрямление матриц Символического (общечеловеческих), т.е. каждое архетипическое взаимодействие - обратная связь с культуральным опытом и хоть и небольшое, но изменение матрицы Символического нашей культуры. 7)Создание Тела Реализации. Самым сложным этапом ритуала является создание «средней части» — тело, в которой будет жить, и действовать сила реализации Ритуала, которое достигается путем согласования и совмещения микрокосмической и макрокосмической составляющих Мифа. Указанное совмещение включает набор символических слов и действий. На этой стадии должен происходить учет и гармонизация всех сил, вовлечённых в реализацию. В МТ этот процесс не выделяется в отдельную стадию, а начинается практически с момента передачи фигур, происходя естественно от взаимодействия Ведущего, Запросивца, Актеров и Сил и Атмосферы. Учет и гармонизация сил происходит постоянно и телом реализации является все действо. 8 ) Отпускание и закрытие. После того, как силы приведены во взаимное соответствие, нужно разделить эффект реализации и действовавшие силы, иными словами, нужно вернуть активизированные силы в мировую экономию. При этом высвобождается вихрь реализации (в зависимости от цели ритуала – он может быть направлен как на внутренний, так и на внешний по отношению к сознанию Оператора мир), а «силы, потревоженные» ритуалом, возвращаются к своим источникам. Это возвращение сил может происходить по-разному, включать или не включать «благодарение», однако суть остаётся сутью – вселенная ритуала возвращается обратно в мир потенций, и лишь результат, рождённый ею, запечатлевается в актуальном мире. В МТ эта стадия выражается и в отпускании сфокусированных Архетипов (в любой момент театра) и в момент, когда Актеры передают трансформированные состояния обратно главному герою, когда идет процесс перераспределения энергий («Тебе твое, мне мое!»), когда в конце по кругу идет процесс обратной связи, а также процедурой очищения пространства после театра. Очищение пространства происходит в медитативном состоянии всеми участниками процесса. Ведущий предлагаем всем сесть ровно, с прямой спиной, руки ладонями вверх положить на колени и представить внизу глубоко уходящий в центр Земли котлован, а сверху поток света, который очищает и промывает все то, что поднялось из глубин. Все сидят в таком состоянии несколько минут. Вывод, который мы можем сделать из сравнения МТ с ритуалом: хоть мы и можем назвать МТ Большим Ритуалом, все же структура его намного сложнее, она не линейна, а подобна ритуальному «саду расходящихся тропок». Тем не менее, мы можем выделить в этой структуре несколько постоянно повторяющихся процедур, принимающих форму самостоятельных ритуалов: - выявление Запроса и определение фигур -Зеркало -передача ролей -работа с Архетипом ( хотя она встречается не во всех театрах и иногда происходит за кадром) -возврат трансформированных состояний Запросивцу -обратная связь -очищение пространства Это и скелет МТ, который поддерживает его Атмосферу. И Атмосфера в свою очередь тоже влияет на те ритуалы, ритуальные жесты, аффирмации, которые будут использованы в ходе театра. Создание ритуалов в МТ. Мы стали рассматривать так подробно стадии реализации ритуала еще и затем, что Ведущему часто приходится на месте создавать новые ритуалы, как в ходе театров, так и в ходе семинаров. Один раз на летнем семинаре 2010 года, где шла мощная работа по очищению тонких тел, и, участниками в процессе было много всего отработано, появилась необходимость так же мощно завершить гештальт. Тогда появилась идея отдать долги сразу всем пантеонам, кто сколько может. Из этой идеи родился ритуал: «Храм Души». Основа храма держалась на четырёх символах: Кресте (четверица), круга, алхимического сосуда и колонн Изиды. Где крестом олицетворяющими 4 пантеона были люди-операторы, стоящие друг напротив друга, на которых мы фокусировали Пантеоны богов Египта, Индии, Греции и Славянский Пантеон. На входе в Храм мы поставили две колонны Изиды - и сфокусировали на них нисходящий и восходящий потоки. Участники семинара друг за другом заходили в Храм и общаясь с каждым пантеоном, произнося молитву- т.е. благодарность за уроки, отпускали то, от чего были готовы освободиться. Все это дало необыкновенную по глубине сакральную атмосферу. Многие плакали и переживали забытые состояния на грани ужаса и восторга. Здесь все те же основные этапы, о которых говорилось выше, интуитивное понимание и чувствование которых на тот момент уже хорошо было развито у Ведущих, инициаторов ритуала. Это была импровизация, основанная на знании ритуала и воспроизводящая его в новой форме. Так же Ведущему часто приходится во время Театра инициировать для главного героя какое-нибудь ритуальное действие, способствующее его переходу на другой уровень. Что для этого необходимо? -Намерение и идея. Здесь важно ответить на вопрос, что и для чеговы хотите сделать? -Символ. Понимание того, как он работает и что обозначает, какое влияние окажет на подсознание. -Пространство. Пространство должно быть наполнено атмосферой или структурировано с помощью разделения его на сектора или построением символических конструкций, например из актеров в театре, стульев и др. -Слова-аффирмации, жесты- должны быть четкими, уверенными, волевыми, наполненными. Можно использовать мудры- которые воплощают различные энергии. -Архетипическая сила, сфокусированная или нет. Все вышеперечисленные инструменты будут как бы вызывать те или иные архетипические силы или усиливать их воздействие. Посредством различных комбинаций и вариаций использования символов, жестов, аффирмаций и пространства, намерение наполняется силой и реализуется. Условно можно провести следующее разделение в ритуале-импровизации и распознать основную архетипическую силу стоящую за частями, которые означают как и некий уровень постижения искусства ритуала, так и составную его часть. Природа и свойства этого Архетипа и установление связи с ними также помогут в нелегком деле сотворения и разрушения ритуалов. Формальный ритуал и четкое следование букве ритуала. За такие ритуалы отвечает Афина. А также за саму форму в ритуале. Это уровень как сознательного так и бессознательного следования букве ритуала. Повторение, копирование без глубокого проникновения в суть. Здесь ритуал выступает, как норма и правило, которому нужно следовать ради своей же безопасности. Как, животное, пройдя по пути, где его не съели, в следующий раз пойдет по тому же пути, так и человек стремится обезопасить себя и ходить проторенными дорожками. Частенько платит он за эту безопасность непомерную цену! Хоть Ведущий и стремится вывести Запросивца за обочину таких дорог, все же формирование устойчивых связей порой необходимо и повторенье как помниться « мать-ученье!». Это ритуалы для всех. И здесь Афина также следит, чтобы неподготовленный, тот, кто не готов жертвовать привычным, не смог пройти дальше, для того, чтобы не навредить себе. Если мы сравним это с танцем, то это будет освоение техники и последовательности движений. Сакральные ритуалы.За суть ритуала и за глубину их наполнение отвечает Изида. Это уже уровень постижение сакральной сути символического действа и действия, пока в большей степени на уровне переживания. Она уже не дает такой безопасности, а скорее на грани опасного и ведет вглубь шаг за шагом. Это те ритуалы в которых мы проникаем под Покров Тайны. Символичиское здесь теряет потихонечку свою плотность, приближая к Реальному. Под покрывалом снимаются слои личного, морального, панцири. Кстати мораль в какой-то степени имеет охранную функцию, так как под покрывало можно не всем…Причастие к чему то большему, ужас и восторг, то, что мы можем испытать благодаря Изиде. Это танец, в котором в движение воплощается состояние и оно же и определяет его форму, которая изменяется с изменением состояния. Алгоритм ритуалов. Импровизация ритуалов.За эту часть отвечает Гермес Трисмегист. Это уровень создания ритуалов. Вот, что Он сказал нам в архетипической беседы в процессе работы над этой главой: «мне известны законы и принципы построения, и за счет этого, я могу построить бесконечное количество вариантов. Хорошая связь со мной дает возможность вИдеть их и умело соединять элементы создавая новые формы ритулов, в зависимости от цели. Но мой поток в человеке может быть обусловлен определенной системой мировоззрения с ее законами и принципами и импровизация будет построена именно по принципам и законам соединения элементов в этой системе». Это любая импровизация в определенном жанре. Разрушение ритуалов. Чистая импровизация. Здесь главный, конечно же, Джокер. Форма создается из вещества и тут же расплавляется, пока мы еще не успели ее ухватить и удержать. Джокер выходит за рамки законов, он даже может создать новые, и тут же посмеяться над ними. Благодаря ему, мы имеем возможность совершать переход на следующий уровень сложности системы, погружаться в Хаос, «сходить с ума». В искусстве это выражается в импровизациях, на грани какофонии в музыки, когда уже не слышно мелодии, она будто рассыпается на звуки ( такое можно услышать в джазе), в живописи, например, у сюрреалистов. Импровизация. «У всякого безумия есть своя логика".(Уильям Шекспир) Говоря о ритуале, мы уже многое сказали и об импровизации в МТ, но все же не могли не выделить отдельного абзаца для столь важной темы. Теперь же мы скажем, что ритуалы это строительные блоки в строительстве-импровизации. Блоки состоят из кирпичиков. Чем больше кирпичиков у Ведущего, тем больше возможностей к импровизации. Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione,от лат. improvisus - неожиданный, внезапный)- произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения. И действительно - это уже не работа, а искусство, танец жизни, вдохновение и упоение ради которых и стоит жить!! Это такой вид творчества, при котором и "замысел" и "претворение" его в форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Отнюдь не все музыканты с отличным слухом, чувством ритма, блестящим владением инструмента и знанием гармонии становятся истинными импровизаторами. Также и в МТ, знания, опыт и освоение ритуала, хоть и необходимы, но не являются залогом красивой импровизационной игры. Импровизация – это, практически, и есть сочинение «музыки», «танца», но с первой попытки. Правда на сцене у музыканта или танцора «нет права на ошибку», ведущий же в МТ не то, что не имеет права на ошибку, а должен по- особому к ним относится. Ошибки и свои и чужие он превращает в потенции, жонглируя смыслами и памятуя о том, что событие равно его интерпретации. Можно сравнить импровизацию с человеческой речью. Импровизатора - с оратором. Ведь выйти на трибуну перед толпой и захватить ее внимание под силу не каждому. Нужно так построить свою речь, чтобы ни на секунду не дать возможности опомниться тем, кто тебя слушает. Необходимо самому верить в то, о чем говоришь, и пытаться убедить в этом слушателей. А для этого необходима, прежде всего, определенная логика в рассуждениях, т.е. правильно выстроенные связи слов в фразах. Иначе начнут свистеть. Опытные ораторы, чтобы быть более убедительными, употребляют время от времени цитаты, взятые из высказываний авторитетных личностей. Но, на одних цитатах далеко не уедешь. Оратор должен быть умнее и энергичнее толпы, иметь свои идеи и стопроцентную убежденность в собственной правоте. Иначе – крах. Все эти элементы присутствуют и в импровизации МТ. Ведущий для красивой игры должен быть преисполнен внутренней уверенности, которые он может получить, находясь в состоянии доверия процессу!! Логики своего процесса он добивается из расчета соответствия, а в некоторых случаях намеренного противоречия Атмосфере Театра и Запросу Целого. Способность удерживать внимание нарабатывается в процессе практики, помимо этого в его арсенале внимания второе и третье. Используя метафору речи дальше, можно выделить три типа импровизаторов: -импровизаторы-создатели языка, нового стиля, направления, течения, целых систем. Таких очень мало, они обладают своей системой мышления, уникальной. -импровизаторы-последователиимпровизаторов-создателей, они используют целые фразы и сочиняют из них тексты. В МТ это как раз начальная стадия освоения импровизации, в прочем за которую выйти довольно сложно и понадобятся годы для ее освоения и преодоления. -импровизаторы, которые расшифровали формулу построения фраз, подставляют туда свои значения, и играю уже в своей манере. Это уже игра виртуозов! Вот тут уже ощущается плотная связь с Гермесом Трисмегистом, держателем тех самых формул. Разобравшись, более ли менее, с импровизацией и импровизаторами, давай те попробуем сделать выводы, что же способствует развитию способности к импровизации. Итак, это: - хорошая связь со своим телом, гибкость и пластика, позволение пропускать импульсы, идущие от тела. -гибкость сознания, умение свободно перемещаться по различным мировоззренческим системам -сильные, но гибкие связи во внутреннем пространстве -непривязанность как к материальному, так и к духовному. Тут стоит руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне можно, но не все полезно, все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». -стремление выйти за рамки - чувство юмора. Сошлемся на Алистера Кроули, который писал: «Видящих сущность мира, можно отличить по чувству юмора. - внутреннее безмолвие, во всяком случае, приближение к этому состоянию. Это погружает сознание в Пустоту, в которой все перемешивается, расплавляется и где зарождается новое. -ну и конечно же безумие, потому что если вы человек «нормальный», то мало того что вы врете себе, так еще и не способны на что-нибудь оригинальное. "Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия." (Аристотель ) Проделав Путь от ритуала к импровизации мы можем сказать, что они находятся в тесной связи друг с другом, и одно является и продолжением и компонентом другого. Уклон в одну или другую сторону может быть тоже осознанной игрой Ведущего.
Глава 7 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |