Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об искусстве и его видах.




Роль культуры в жизни общества

(часть 3)

Особенности философского мировоззрения.

        “Философия”в переводе с греческого языка означает “любовь к мудрости”. В толковом словаре В.Даля даётся определение философии как науки о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра.

Философское мировоззрение имеет свои особенности.

Если обыденнное мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку, формируется под влиянием традиций, обычаев, жизненного опыта, то философское мировоззрение создается сознательно, его разработка требует подготовки и творческих усилий.

Философское мировоззрение отличается от религиозно-мифологического:

1.Философия использует строгие понятия, логичность, последовательность, доказательность рассуждений, в то время как религиозно-мифологическое мировоззрение основано на вере и внушении, на воображении.

2. Философия недогматична, все положения требуют критичного рассмотрения.

3. Философские учения имеют определенного автора, у мифов автора нет. В религии источник вероучения – Бог, а философская идея кем-то сформулирована и обоснована, имеет человеческое происхождение.             

    Философское мировоззрение очень близко к научному, но философские выводы и положения не могут быть проверены с помощью опытов, как в экспериментальных науках.

Философия– теоретическое мировоззрение, использующее предельно широкие понятия (их принято называть категориями) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики.

Первый вопрос философии –о сущности бытия.

Два противоположных его решения предлагаются материализмом и идеализмом. Материалисты считают, что подлинная реальность – это материя, под которой понимается все то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и познанию. Философы-идеалисты, наоборот, считают, что подлинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна.

Второй вопрос – о человеке.

Философы-идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Объяснения они выстраивают исходя из утверждения определяющей роли материальной  трудовой деятельности в жизни человека.

Третий вопрос–о познании мира.

Выделяется непривычная позиция агностицизма, утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Но большинство философов признают и доказывают познаваемость мира. Те из них, кто главной считает роль чувственного опыта в человеческом познании, называются сторонниками эмпиризма. К рационалистамотносят философов, которые утверждают ведущую роль разума, мышления в познании.

Изучение философии побуждает нас расширять мировоззренческий кругозор, преодолевать собственную ограниченность. Это делает человека духовно богаче.

Также от культуры философского мышления зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Действенность согласия заключается в том, что если мы путём дискуссий пришли к определённому решению, то должны обязательно его выполнить, поскольку это наше собственное решение.

Теоретические философские исследования важны и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, совершенствуют понятийный апарат нашего мышления, помогают рождению новых научных идей.

 

История философии.

Философская традиция зародилась в Древней Греции. Греки искали ответ на вопрос, из чего все произошло, что является началом всего существующего, стремились понять окружающий мир, его основу.

Древнегреческая философия была созерцательной, не связанной с повседневной деятельностью, незаинтересованной в непосредственной практической полезности знаний. Такими теоретическими были учения Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Гераклита. Такой тип философии объясняется рабовладельческим укладом античного мира. В то время, как рабы трудились, свободные люди “умствовали”.

Всредние века тип философской мысли меняется. В условиях господства религиозного мировоззрения философия становится «служанкой теологии». Теология – религиозное учение о Боге.

Античные философы искали истину, для средневековых философов она существовала в готовом виде – в Священном Писании (Библии). Задача философа заключалась не в самостоятельном поиске истины, а в истолковании истин, открытых людям Богом. Главные вопросы – о соотношении веры и разума, о доказательстве бытия Бога.

Вэпоху Возрождения происходят коренные изменения в философской традиции.

Если в средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. Человек становится центром Вселенной. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

В центре философии Возрождения был гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты эпохи Возрождения говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

В Новое время главной проблемой философии стало обоснование возможности и путей достижения правильного познания мира.

В XVII веке оформились два основных направления философии Нового времени: эмпиризм – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний и   рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

    В середине ХІХ века изменяется характер философии – на смену вере в разум приходит стремление к переоценке ценностей, возникает недоверие к разуму, илииррационализм.

В ХХ веке в эпоху войн, катастроф распространение получает философия экзистенциализма, которая концентрирует внимание на переживании человеком своего существования. Мир здесь мыслится чуждым и враждебным человеку.

Понятие об искусстве и его видах.

Слово «искусство» употребляют в широком значении: искушенность, мастерство, умение (искусство танца, искусство слова). В узком значении искусство – творчество по законам красоты.

Л.Толстой определил искусство как средство обмена чувствами, в то время как наука – средство обмена мыслями. Искусство сравнивают с зеркалом, в котором человек видит самого себя.

Специфика искусства в том, что оно выражает действительность в художественно-образной форме.

Художественный образ – созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни исходя из субъективных позиций его создателя. Художественный образ может выражаться в литературном сюжете, музыкальной композиции, архитектурной форме.

Виды искусства – исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам материального воплощения художественных образов – изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) воздействует на человека с помощью пластических и колористических материалов.

Литература (поэзия, проза, драматургия) воздействует на человека с помощью слова.

Музыка при воздействии на человека использует звучание голоса, звук и тембр музыкальных инструментов.

Архитектура и декоративно-прикладное искусство создают художественный образ с помощью материальных конструкций и вещей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...