Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности культуротворчества в науке, искусстве, технике.




Основными областями культуротворчества являются наука, искусство и техника.

Наука представляет собой особую отрасль деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе и обществе. Творчество в науке связано с установлением новых фактов, выявлением новых законов и принципов связи вещей и явлений. Ученые используют в своей деятельности различные методы исследования. Важную роль среди них играют моделирование и научный эксперимент.

Метод моделирования заключается в том, что:

1) строится предположение о природе изучаемой вещи или явления и на его основе создается теоретическая или вещественная модель;

2) изучение модели приводит к выводам, которые могут быть применены к исходной вещи или явления.

Научный эксперимент – это исследование определенного объекта с помощью активного направленного воздействия на него.

Для проведения эксперимента выделяется интересующий исследователя объект (предмет, процесс). Затем, при создании строго определенных условий осуществляют заранее намеченное воздействие на него.

Видный философ ХVII в. Френсис Бэкон называл эксперимент «пыткой природы» – строгим допросом, имеющим целью установить истину.

В отличие от науки, которая опирается на мышление и эксперимент, основу искусства составляют воображение, фантазия. Искусство – особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, запечатленных в художественных произведениях. Цель творчества в искусстве – создания прекрасного, выражающего личные и общественные идеалы.

От художника требуется не только умение, но и особое чутье, художественная интуиция. С их помощью творение мастера отражает не просто его личное представление о прекрасном, но и доминирующий в культуре или только еще рождающийся тип красоты.

Искусство не только доставляет человеку радость, удовольствие, но и воспитывает в нем лучшие качества, духовно обогащает его. Искусство возникло из стремления человека к красоте, и его произведения постоянно стимулируют творческое начало в человеке. Искусство неразрывно связано с исследованием природы и развитием научных знаний, а в древности оно иногда и опережало их.

Высшего выражения напряжение всех творческих сил современной западной культуры достигло в развитии техники.

Техника – это совокупность орудий, созданных человеком для преобразования природной среды и создания других предметов культуры.

Творчество в области создания технических объектов и приспособлений опирается на достижения в области естественных и точных наук – таких, как физика, химия, математика. Техника является посредником между человеком и природой. Она – важнейшее звено во взаимодействии человека с окружающей средой. Техническое творчество нацелено на создание, так сказать, искусственной природы, соответствующей нуждам человека. Если произведение искусства воплощает какое-то идейное содержание, то техническое творчество направляется мыслями о полезности, эффективности, удобстве. В наши дни все большее значение приобретает дизайн – художественное проектирование изделий.

 

Творчество и гениальность.

Значительная часть духовных ценностей в современном обществе создается профессиональными творцами. В развитии материальной культуры творческим личностям тоже принадлежала и принадлежит очень важная роль. Как бы ни были искусны резчики по камню и строители, но без архитектурного гения Браманте мы не знали бы такого величественного сооружения, как собор Святого Петра в Риме.

Творческая личность, талант, гений – восходящие ступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. В этой триаде гений является высшей ступенью, венчающей и завершающей развитие творческой личности. Гений – это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но не всякий талант – гений.

Существуют следующие основные отличия гения от таланта. Во-первых, это высокая оригинальность творчества гения, его неоспоримо новаторский характер. Всякий талант индивидуален, но в гении эта черта достигает наивысшего уровня. Деятельность гения способна заменить усилия очень многих людей, работающих в одной с ним области. Во-вторых, это универсализм гения, его способность достичь успехов в различных областях. В-третьих, высокая степень трудолюбия позволяет гению достигать высочайших результатов даже там, где просто талантливый человек потерпит поражение.

Гений – это человек, который налагает печать на мировую культуру в целом. Он способен предвидеть будущее, что позволяет его творениям сохранять актуальность для последующих поколений.

 

Национальное и общечеловеческое в культуре.

С древнейших времен многие люди судили о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом.

Так, еще в IV веке до н. э. древнегреческие общественные деятели делили весь мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма – суждения европейцев о том, что их культура есть образец для остального мира.

Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь жители средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (европейцам, равно как и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесет пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада – они просто разные.

Содействие многообразию культур – одна из важных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО (ЮНЕСКО – Организация Объединенных наций по вопросам образования и культуры). В ней говорится, что цель сотрудничества – способствовать «сближению и взаимному пониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) сочтет полезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем». Но культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать.

Своеобразие каждой национальной культуры является относительным. Ее уникальность выступает как конкретное проявление всеобщего в развитии человеческого общества. У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, накопления опыта и т.д. является общей для всех людей. Все культуры имеют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы человеческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба – в любом месте Земли они значимы для людей. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспринимает и использует многие их достижения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...