Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материальная и духовная культура.




Роль культуры в жизни общества

(часть 1)

Понятие культуры.

Разные люди вкладывают в понятие культуры неодинаковый смысл. Одни отождествляют культуру с образованностью, другие – видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи – связывают культуру, прежде всего, с определенным уровнем нравственного развития людей.

Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.

Впервые понятие культуры (в переводе с латинского – уход, возделывание, воспитание) появилось в Древнем Риме и использовалось там в нескольких значениях. Одно из них – понимание культуры как способа воспитания человека-гражданина, достойного члена своего общества. Это понимание также совпадало с древнегреческим «пайдейя» (воспитанием в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами).

В Средневековье культура отождествлялась с умением истолковывать и понимать тексты Священного писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.

Новая попытка трактования культуры была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей.

В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.

Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящийприроде. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни.

С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Ценностный подход несколько сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование. Возможно, для негативных сторон культуры стоит ввести понятие «контркультура».

Подводя итог и суммируя разные подходы, можно дать следующее определение:

Культура – это специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи. 

Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным зна­ковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет пере­дать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.

Среди знаков особое место занимают символы – знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.

Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от латинского arte – искусственный, factus – сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своем физическом и духовном облике.

Функции культуры.

Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.

Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, приспособился к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди строили дома на легком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.

Еще одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Ее можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».

Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют человеку различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют его жизнь и отказываться от того, что ведет к деградации личности.

Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни. Выполнение этой функции опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя­ми, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в со­временном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Материальная и духовная культура.

Культура имеет очень сложное строение, состоит из множества элементов.

К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.

Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры, и многое, многое другое, сотворенное руками человека, являются элементами материальной культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура.

Материальная и духовная культуры связаны между собой, и границу между ними провести бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в матери­альную форму и становится предметом материальной куль­туры.

И к материальной, и к духовной культуре одновременно принадлежат некоторые виды творческой деятельности. Например, архитектура – это и искус­ство, и строительство. Искусство кино и фотографии стали возмож­ны только на основе соответствующих технических открытий.

4. Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей, или господствующей, культурой.

Субкультура – это мини-культура в общей культуре данного народа, подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности отдельных социальных групп. От доминирующей культуры субкультура отличается особенностями форм общения, языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Творцом субкультуры является социальная группа, представители которой стремятся выделиться из общей массы людей.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный и демографический статус (например, молодежная субкультура), этническое происхождение, религия, место жительства. Порой большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым в принципе субкультурам ученых или военных.

Контркультура–это та субкультура, котораяпротивостоитдоминирующей культуре, то есть связана с отрицанием принятых в обществе ценностей, норм и правил.

Известна такая разновидность контркультуры в западном обществе, как богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов ХХ в., которые вели асоциальный и аморальный образ жизни, протестуя тем самым против войны. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззрения со временем проникают в господствующую культуру, изменяя ее. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили здесь широкое распространение в американском обществе.

От культуры и контркультуры следует отличать вандализм, состоящий в разрушении культурных ценностей. Можно выделить материльный вандализм (разрушение и осквернение церквей, памятников культуры), духовный вандализм (разрушение веры, укоренившейся в душах людей), системный вандализм (разрушение устоявшихся систем ценностей, образования, воспитания).

Элитарная культура.

Элитарная культура – это субкультура “привилегированных” групп  общества. Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создается она социальной элитой либо по ее заказу профессиональными творцами культурных ценностей.

Культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живет для народа, а аристократия – возвышается над ним и обычно отгораживается от него.

Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие того общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, отстаивая свои идеалы и творческую независимость.

Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры – вот отличительные черты культурной элиты. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох.

Элитарная культура находится в оппозиции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.

 

Массовая культура.

Массовая культура – это культура, ориентированная на массовое каждодневное потребление. Под массовой культурой иногда понимают только низкопробную музыку, навязчивую рекламу, «желтую прессу» и прочие проявле­ния культуры «третьего сорта». На самом деле феномен массовой культуры гораздо сложнее, и за ним явлением стоят самые се­рьезные социальные процессы.

Массовая культура может быть не требует изысканного вкуса, зато она доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности.

Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети превратились в наши дни в механизмы распространения и функционирования массовой культуры.

В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией, а в отличие от народной – продукты массовой культуры всегда имеют своего автора.

Однако массовая культура не имеет традиций,она не связана с определенной религией или интересами какой-то одной социальной общности. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. В результате развития массовых форм культуры нередко происходит обесценивание высокой духовности, расшатывание или даже крушение моральных устоев.

В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества. Основными направлениями и проявлениями массовой культуры выступают:

1) средства массовой информации;

2) массовые политические движения;

3) система стимулирования потребительского спроса (мода, реклама);

4) индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, фитнес, парфюмерия, косметическая медицина и т.д.);

5) индустрия развлекательного и оздоровительного досуга (дискотеки, туризм, шоу-индустрия, детские игрушки и др.);

6) массовая художественная культура (приключенческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...