Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народная и профессиональная культура.




Народная культура вырастает из повседневной трудовой деятельности, непосредственного общения людей, традиционной организации их досуга. Известная мысль о том, что народ создает музыку, а композиторы лишь ее аранжируют, оформляют, точно выражает суть народной культуры.

Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные идеи и ритуалы. Все это получило свое отражение в произведениях фольклора – сказках, песнях, танцах, мифах и легендах. Вместе с тем народная культура изменяется, обогащается по мере развития общества.

Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира, различных жизненных явлений. На этой основе развились и существуют народный анекдот, басня, сатирическая песня, скоморошество.

Особое значение в странах Запада приобрели карнавалы – массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир.

Народная культура стала основой для формирования основных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры.

В ходе истории возникла и та культура, которую принято на­зывать профессиональной. Ее создают выделившиеся из общей массы людей творцы или деятели культуры. Обычно они получают специальную подготовку; очень важны, конечно, одаренность и напряженный труд.

Свершения профессиональной культуры имеют своих авторов, их уникальность оставляет неизгладимый след в культурном процессе. В них и через них наиболее глубоко выражаются дух народа, существенные черты эпохи. Достижения профессиональной культуры широко используются в жизни людей, которая в наши дни немыслима без опоры на результаты труда ученых, инженеров, врачей, скульпторов, композиторов, театральных деятелей.

Культура в повседневной жизни.

В жизни людей культура выполняет функцию, подобную той, которую в жизни животных выполняют генетические программы поведения или же инстинкты.

Мы живем в культуре, как бы погружены в нее. Для иллюстрации приведем известную восточную притчу. Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно – я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя, и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть твое бытие».

Культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:

· культура труда: творческий труд и ответственное отношение к своим трудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности;

· культура быта: совершенствуя свой быт, человек преобразует самого себя, делает лучше, прекраснее ту часть окружающего мира, с которой он особенно тесно связан;

·  культура отдыха: в свободное от работы время человек занимается развитием своей души, приобщаясь к достижениям музыки, изобразительного искусства, литературы, путешествуя, общаясь с природой и т.д.

·  физическая культура: тело человека – это важная часть нашего мира, и забота о нем – это составная часть заботы о мире в целом.

Этикет.

Чтобы свободно общаться, человек должен владеть этикетом. Этикет (от французского “ярлык, учтивость”) – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Он включает: правила поведения в общественых местах, формы обращения и приветствий, манеры и определённую форму одежды.

Упоминание об этикете встречается уже в литературе Древнего Шумера. Первый же трактат о правилах поведения был издан в 1204 г. испанским священником Педро Альфонсо (“Дисциплина клерикалис”). Пётр Первый также издал книгу “Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению”.

Этикет подчинён системе ценностей, сложившихся у народа. И хотя этикет всегда условен, но вместе с тем его нарушение приводит к конфликтам, а иногда и войнам.

В этикетных целях используют различные предметы (приподнятая шляпа, цветы женщине). Но это не просто пустые манеры, за этим стоит уровень культуры человека и всего общества. 

Помимо повседневного этикета есть деловой (служебный). В коллективе могут сложиться свои эталоны поведения, которые определяют корпоративную культуру. Главное в этих правилах – уважение к личности партнёра, взаимное уважение между руководителем и подчинёнными.

В основе этикета лежит тактичность и деликатность. Следует использовать такие реплики, как “если я вас правильно понял…”, “разрешите, я подытожу”.

 

Обычаи, традиции и ритуалы.

Уже с детства люди осваивают стереотипы поведения, воспитывают в себе полезные привычки, хорошие манеры. Действительно, в основе правильного поведения лежат принятые в обществе образцы. К ним относятся обычаи, традиции и ритуалы.

Обычай – широко распространённая форма действий, повторяющаяся в определённых ситуациях. Обычаи обеспечивают социальную стабильность общества.

Некоторые обычаи, сохранившиеся из далекого прошлого, называют традициями. В Беларуси сохранились традиции праздновать Масленицу, Купалье, Дожинки, Коляды.  

Ритуал – одна из разновидностей обычаев. Ритуал (от латинского “священный обряд”) – исторически сложившаяся форма поведения людей, имеющая символический характер. К примеру, ритуал венчания. 

Понятие творчества.

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Творчество – это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться.

Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности.

На Востоке в среде гуманитарно образованных людей преобладает внутреннее творчество, когда преобразующая активность направляется творцом на самого себя, имея целью преобразование собственного духовного мира. Примером могут служить индийская йога, буддийская и даосская медитативные практики.

Кто же является субъектом творческого процесса? Возможны два основных ответа на этот вопрос. Это либо народ, либо отдельная личность.

Уже в Древней Греции народ был главной созидающей силой культуры. Об этом свидетельствует, например, демократический строй Афин, разнообразие и яркость мифов и богатство фольклора. Однако и греки, и римляне различали populus (народ) и его выродившуюся версию – vulgus (невежественная, дикая толпа).

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности.

Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю культуры прочно вошли имена многих выдающихся философов, ученых, изобретателей, художников, писателей. Зачастую благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Так, книга Н.Коперника «О вращении небесных сфер» ознаменовала собой переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира. Это, в свою очередь, стало толчком к формированию нового типа культуры, в том числе к развитию современной науки.

Творчество личности порой может быть направлено и против главной линии общественного прогресса. К таким личностям относят, например, великих завоевателей прошлого, которые разрушали существовавшие культурные формы. Так, испанские конкистадоры во главе с Кортесом уничтожили в целом перспективную, хотя и довольно молодую культуру ацтеков. Разрушительный характер по отношению к покоренным странам имели завоевания Чингисхана, Тимура, а в прошлом веке – Гитлера. В подобных случаях говорят об отрицательном воздействии личностного творчества на культуру.

Итак, две основные движущие силы культуротворчества – это отдельная личность и народ, или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...