Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предупреждение коррупционной преступности




В России проводится планомерная работа в данном направлении, приняты законы и иные нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 03.07.2016 г.) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным выше, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Для пресечения коррупции необходимо выявлять факты, создающие потенциальную возможность для принятия коррупционных решений и совершения коррупционных действий. Один из способов, который сегодня уже активно проводится, – проверка проектов и действующих нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления на предмет выявления в них коррупциогенных факторов. Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21.10.2013 г.) устанавливаются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителянеобосновнно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) (Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ.). и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» (1999 г.) ( Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ.). предусматривают разработанные на основании опыта зарубежных государств нормы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции. Они раскрывают содержание понятия коррупции в его международно-правовом понимании, что является необходимым условием для правильного понимания этого явления на национальном уровне и успешной борьбы с ним. Кроме того, они предусматривают криминализацию таких составов, как неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях; устанавливает ответственность юридических лиц, меры по содействию сбору доказательств, конфискации доходов и др.

Конвенциями предусмотрено создание эффективного механизма конфискации коррупционных доходов и организации международного сотрудничества по указанным вопросам.

Ратифицированные Государственной Думой Конвенция ООН против коррупции и Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию предусматривают, в частности, нормы, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, как на национальном, так и на международном уровне. В связи необходимо провести имплементацию норм Конвенций в наше законодательство. По мнению большинства специалистов, магистральный путь к созданию современной антикоррупционной нормативно-правовой базы – это имплементация в российское законодательство стандартов, соответствующих требованиям ключевых международных документов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Антонян Ю.М. Криминология. Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2013.

2. Криминология: учебник / Под ред. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Криминология : учебник для бакалавров / Ред. В.И. Авдийский. М.: Юрайт, 2015.

4. Криминология: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропчаева. СПб.: Питер, 2013.

5. Хурчак М.Н. Криминология. Общая часть: конспект лекций: учебное пособие. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. [Электронный ресурс] Доступ из ЭБС «Университетская библиотека онлайн» URL:// http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272955&sr=1.

Дополнительная литература:

а) Международные акты

1. Всеобщая Декларация прав человека// Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙ М), 2002. С. 38-42.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙ М), 2002. С. 52-67.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙ М), 2002. С. 562-576.

4. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века, принятая десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 15 апреля 2000 г. // Интернет-сайт: www.un.org/russian/documen/declarat/r55-59.pdf.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙ М), 2002. С. 194-209.

6. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила») (извлечения) // Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙ М), 2002. С. 221-229.

7. Седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями// Социалистическая законность. М.: Известия, 1986, № 1. С. 67-69.

8. Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями //http://volya.kharkov.ua/print_news.php?id=213&type=lib.

9. Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями/ Пер. с англ. - М., 1995.

10. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: сборник документов. М.: Юрлитинформ, 2001. С.357-358.

б) Основные нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Уголовный кодекс РФ 1996 года //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954. (С последними изменениями и дополнениями).

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 года //Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч.I). Ст.4921. (С последними изменениями и дополнениями).

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 года //Собрание законодательства РФ. 1997. №2. Ст.198. (С последними изменениями и дополнениями).

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года //Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч.I). Ст.1. (С последними изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О противодействии экстремистской деятельности» //Российская газета. 2006. 29 июля. (С последними изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (ч.1). Ст.6228. (С последними изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон от 17 июля 2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» //Собрание законодательства РФ. 2009. №29. Ст.3609. (С последними изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции» //Собрание законодательства РФ. 2011. №7. Ст.900. (С последними изменениями и дополнениями).

8. Указ Президента РФ от 11 марта 2003г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст.1101.

в) Материалы судебной практики

1. Постановления Конституционного Суда РФ (по указанию преподавателя).

2. Определения Конституционного Суда РФ (по указанию преподавателя).

3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ (по указанию преподавателя).

г) Дополнительная литература по темам:

К теме 1. Понятие и предмет науки криминология. Методика криминологии

 

1. 1. Забрянский Г.И. Криминология. Избранные статьи: Общество и преступность. Криминологическая статистика. Криминология села. Криминология несовершеннолетних. М.: Граница, 2013.

2. 2. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

3. 3. Клейменов И.М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, развитие уголовной политики в условиях глобализации: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

4. 4. Хисматуллин Р.С. Актуальные проблемы подготовки квалифицированных юристов// Материалы II Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 28-29 апреля 2010 года. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

К теме 2. Основные характеристики преступности. Причины и условия преступности

1. 1. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

2. 2. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

3. 3. Клейменов И.М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, развитие уголовной политики в условиях глобализации: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

4. 4. Криминология. Методологический справочник / Под ред.: Жмурова Д.В. М.: Wikers, 2013.

 

К теме 3. Личность преступника и причины преступного поведения. Общие проблемы предупреждения преступности

1. 1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2014.

2. 2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Преступление и наказание. Криминолого-психологический анализ: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2014.

3. 3. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

К теме 4: Преступность несовершеннолетних. Насильственная преступность

1. 1. Анисимов А.Г. Молодежная корыстно-насильственная преступность: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

2. 2. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

3. 3. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

4. 4. Иващенко А.В., Ревягин А.В. Нераскрытая насильственная преступность: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

5. 5. Невский В.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних в современных условиях: проблемы и пути их решения: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

К теме 5: Преступность женщин. Рецидивная преступность

1. 1. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

2. 2. Куприянова А.В. Женская преступность несовершеннолетних (региональная характеристика): монография. Чита: ЗабГУ, 2013.

3. 3. Моргунов С.В. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее профилактика в деятельности уголовного розыска: монография / Под ред. Шеслера А.В. Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012.

К теме 6: Преступность в экономике. Преступления против собственности граждан

1. 1. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. 2. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

3. 3. Карпович О.Г. Экономическая преступность в России. Теория и практика противодействия: монография. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

 

К теме 7: Профессиональная преступность. Организованная и коррупционная

преступность в России

1. 1. Бугаевская Н.В. Общеправовые проблемы процесса формирования борьбы с коррупцией и законодательного закрепления признаков субъектов коррупционных преступлений: монография. М.: РПА Минюста России, 2014.

2. 2. Васильев Э.А., Демковец О.В., Дьяченко Н.Н. и др. Коррупционная преступность в Российской Федерации и Республике Казахстан: состояние и проблемы противодействия: аналитический обзор. М.: ФГКУ "ВНИИ МВД России", 2013.

3. 3. Галяшина Е.И., Россинская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2014.

4. 4. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Ревина В.В. Теоретические основы криминологии и предупреждения преступности: монография / Под науч. ред.: Ревин В.П. М.: Изд-во СГУ, 2013.

5. 5. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

6. 6. Личность организованного преступника: криминологическое исследование: монография / Под ред. Долговой А.И. М.: Норма, Инфра-М, 2013.

7. 7. Хисматуллин Р.С. Актуальные проблемы предупреждения и противодействия коррупции// Материалы Российской научно-практической конференции, г. Челябинск, 24 марта 2010 г. Челябинск: ЮУрГУ, 2010.

8. 8. Хисматуллин Р.С. Современные проблемы предупреждения и противодействия организованной преступности и коррупции в России// Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Уфа, 25 марта 2010 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.

Последнее изменение: Monday, 8 August 2016, 11:28

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...