Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?




Нашу вселенную можно представить семью основны­ми функциональными уровнями, отличающимися друг от друга способом проявления активности Монады. Это материальный (физический), энергетический (эфирный), эмоциональный (астральный), интеллектуальный (мен­тальный), причинный (духовный), сверхсознательный (космический), эволюционный (божественный). Каждый уровень представляет собой энергоинформационный процесс — «рукав Дао», они отличаются один от другого частотой основных вибраций, обеспечивающих реализа­цию бесконечного потенциала Абсолюта на всех уровнях при переходе от Небытия к феноменальному Бытию через уровни ноуменального Бытия (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Схема Великого Предела 57


Арт-терапия

«Есть вещь, что возникла из хаоса,

она не была рождена Небом и Землей.

Такая пустая, такая безмолвная!

Существует сама по себе, и нет ей

ни конца, ни края.

Ее действие присутствует во всем,

не истощаясь,

поэтому ее можно назвать „мать всех

вещей".

Я не знаю ее имени,

люди ее называют „Путь" (Дао),

по мне лучше ее назвать „Великое".

Великое значит Ускользающее,

Ускользающее значит Глубочайшее,

Глубочайшее значит Неистощимое

в Превращениях.

Дао — это Великое,

Небо — это Великое,

Земля — это Великое,

и человек также — Великое.

На свете существуют четыре Великие веши,

и жизнь человека — это одна из них.

Человек следует велениям Земли,

Земля следует велениям Неба,

Небо следует велениям Дао,

Дао следует само себе».

(25)

«Дао порождает Одно (Дэ), Одно порождает Два (Ян и Инь), Два порождает Три (Небо — Человек — Земля), Три порождает всю тьму вещей.

58


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

Вся тьма вещей несет в себе силу Инь, Содержит силу Ян.

Наполняясь энергией Ци, смешивается во взаимном движении».

(42)

В трактате китайского философа Чжоу-зы (XI в.) дает­ся следующее описание процесса творения мира и челове­ка: «Беспредельное, а затем — Великий предел! Великий предел приходит в движение, и порождается ян.

Рис. 6. Уровни Бытия — рукава Дао

Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.

59


Арт-терапия

Разделяются инь и ян — поэтому устанавливаются два образа.

Ян превращает, инь соединяет — происходит порож­дение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке — четыре времени совершают свой ход.

Но пять стихий — это только Инь и Ян, Инь и Ян — это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!

Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.

Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит за­твердевание.

„Небесное Дао устанавливает мужское, земное Дао устанавливает женское". Две пневмы взаимно возбуж­даются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.

Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начи­нает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются — возникают 10 тысяч дел.

Совершенномудрый упорядочивает это с помощью сре­динности, прямоты, милосердия, справедливости (разъясне­ние Чжоу-зы: «Дао совершенномудрого — это милосердие, справедливость, срединность и прямота»), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-зы: «Отсутствие желаний — при­чина покоя»). Этим устанавливается предел человека.

Поэтому совершенномудрый „с Небом и Землей со­гласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой рас­порядок, с демонами и духами согласует свое счастье и не­счастье". Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.

60


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

Поэтому сказано: „Установили Дао Неба — Инь и Ян, установили Дао Земли — мягкое и твердое, установили Дао Человека — милосердие и справедливость".

И еще сказано: „Истоки начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения".

О, как велики „Перемены"! В этом их совершенство!»

Глобальный космический творческий процесс в ки­тайской натурфилософии — Дао (Путь Сознания) — про­является в виде двух взаимосвязанных, переходящих друг в друга энергетических процессов — Ян и Инь.

С Ян отождествляют центробежные, расширяющиеся процессы, свет, тепло, сухость, мужское начало. С Инь — центростремительные процессы, сжатие, темноту, холод, влажность, женское начало.

Опишем результаты деятельности семиуровневой функ­циональной системы человека с помощью классификации Инь-Ян:

 

Название уровня Ян Инь
1. Физический Движение Покой
2. Энергетический Энергия Ян Энергия Инь
3. Эмоциональный Радость Печаль
4. Ментальный Мышление Безмолвие разума
5. Духовный Положительная карма Отрицательная карма
6. Интуитивный Конкретная информация Абстрактная информация
7. Эволюционный Бытие — жизнь Небытие — смерть

61







Арт-терапия

«Все происходит из Дао, все растет благодаря силе Дэ, благодаря ей завершает свой путь, обретая свое назначение».

(51)

«Вечное сознание,

удерживающее форму всего, —

вот что называется удивительной силой

Дэ. Эта сила так глубока, так высока! Она

сталкивает и разъединяет вещи».

(65)

«Непостижимое Дэ — это то,

что наполняет форму вещей,

но происходит оно из Дао.

Дао — это то, что движет вещами,

путь его загадочен и непостижим.

Такое неясное, такое смутное!

Но суть его обладает формой,

Такое смутное, такое неясное!

Но суть его обладает существованием.

Такое глубокое, такое таинственное!

Но суть его обладает силой.

Сила его превосходит все,

что существует в мире,

и суть его можно узреть.

С древности и до наших дней

не иссякает голос его,

несущий волю Отца всей тьмы вещей.

Где же могу я узреть облик Отца всех вещей?

Повсюду».

(21) [1,с. 45, 74, 84, 108, 38]

62


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?

На материальном уровне проводником активности Монады является физическое тело — «храм души». Внешний облик этого храма, его устойчивость и защи­щенность от различных разрушающих факторов-олезней обеспечиваются эфирным телом, которое пропитывает физическое тело, выходя за его пределы подобно светя­щемуся серебристому туману. Это тело соткано из тон­чайших нитей — энергетических каналов, по которым протекает жизненная энергия, поступающая в эфирное тело вместе с дыханием, пищей, из сублимированной половой энергии, энергетического потенциала, унасле­дованного от родителей при рождении. Важный вклад вносят энергии, полученные высшими телами человека и трансформированные в форму, приемлемую для питания эфирного тела. Природа и принципы функционирования эфирного тела хорошо изучены и описаны в китайской традиционной медицине.

Следующее за эфирным астральное тело обеспечи­вает эмоциональную сферу человека. Каждая испыты­ваемая эмоция, чувство, желание являются следствием активности астрального тела, которое служит источни­ком — излучателем и приемником вышеприведенных состояний-вибраций (энергоинформационных потоков) от других объектов, а также преобразователем внешних и внутренних вибраций в потоки, питающие эфирное тело и оказывающие влияние на более тонкие тела (ментальное и духовное).

Ментальное тело обеспечивает умственную деятель­ность человека и является последней из временных оболочек «бессмертной» Монады, имеющей триединую структуру из духовного, космического и эволюционного уровня.

Подобно астральному телу, ментальное также генери­рует, воспринимает и трансформирует энергоинформа-

63


Арт-терапия

ционные потоки, которыми в данном случае являются: мыслеобразы, понятия, представления, суждения. Мен­тальное тело также «подпитывает» менее тонкие тела и влияет на духовное тело. Первые четыре тела составляют личность человека.

Пятое, духовное, тело является стержнем человеческой индивидуальности и часто осознается человеком как голос совести («Имеющие уши да услышат»). Духовное «тело-уровень» есть хранитель всего опыта Монады не только в нынешней жизни человека, но и в предыдущие воплощения Монады, когда проводниками ее активно­сти были другие персонажи божественного спектакля. В эзотеризме это тело также называют причинным телом, поскольку оно выполняет функцию руководства жиз­ненной активностью человека, максимально приближая линию его поведения (с учетом свободы воли человека) к программе глобального предназначения (Пути) Монады в данном воплощении. Такая способность тела объ­ясняется его природой как эманации третьей ипостаси Абсолюта (Дао), называемой в христианстве Святым Духом, в индуизме — Шивой, в герметизме — Изидой. Символическим отображением его активности является циклическое движение по спирали, олицетворяющее принцип развития, изменения формы и содержания (таб. 1). Духовное тело подобно зеркалу, в которое че­ловек смотрится со стороны своей низшей природы, говоря: «Я — это тело, эмоция в нем и его мысль», останавливаясь в самопознании в лучшем случае, на уровне отождествления своей Сущности с интеллектом: «Мыслю — значит, существую!» Но задавшись вопросом: «Кто наблюдает мое мышление?» — и понимая, что на­блюдателем может быть только более высокий принцип, он преодолевает зеркало иллюзии — отождествление своего «Я» со своей личностью.

64


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откудаи кула идешь?




Ипостаси Монады

Христианство


Воля Отца


Любовь— Мудрость Сына


Творческая активность Святого Духа


Индуизм


Творение Брахмы


Сохранение Вишну


Разрушение Шивы


Веданта


Атма


Буддхи


Высший Манас


Функция


Бытийности (Быть)


Таковости (Быть Таким)


Инаковости (Стать Другим)


 





 


Символизируются Движением


Поступательно-возвратным


Круговым и Вращательным


Спиральным


 



Ян Бытие


Инь


Инь Небытие


Ян


Ян


Инь


 



Ян


Инь


 


65


Арт-терапия

Шестое «тело-уровень» — космическое — не имеет границ. Оно подобно волнам океана, проходящим через предыдущие пять тел. Это волны космического созна­ния — любви, мудрости. Переживание этого тела по­добно растворению своей индивидуальности в эманации второй ипостаси Абсолюта (Сын Божий в христианстве, Вишну в индуизме, Гор в египетском герметизме, Дэ в даосизме). Символическим отображением активности этого тела является круговое и вращательное движение, олицетворяющее принцип сохранения формы и со­держания. Таким образом, если духовное тело является навигатором человека в житейском море, помогает лич­ности решить задачи самогармонизации и преодоления неведения, раскрывает ее высшую природу— Монаду, то шестое, космическое, тело осуществляет выбор той глобальной задачи, которую в результате своей полной реализации — просветления — должна решить Монада в череде воплощений.

Седьмое — божественное — «тело-уровень» в структу­ре Монады являет эманацию первой ипостаси Абсолю­та — Отца в христианстве, Брахмы в индуизме, Озириса в герметизме, Дао в даосизме. Символическим отображе­нием его активности является возвратно-поступательное движение, олицетворяющее переход Небытие — Бытие и обратно. Это тело воплощает божественную Волю к существованию как самой Монады, так и ее низших обо­лочек — тел человека.

Мудрецы древности представляли структуру мирозда­ния и место человека в ней следующим образом:

«Тот, Кто создает безостановочно миры, — Троичен. Он есть Брахма — Отец, Он есть Майя — Мать, Он есть Вишну — Сын, Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый

66


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?

заключает в себе двух остальных, и все Три составляют Одно в Неизреченном» (Упанишады).

«Энергия Бога есть Его Воля; Его Сущность есть Желание, чтобы Вселенная была, ибо Бог, Отец и Добро суть не что иное, как Бытие того, что еще не существует» (Гермес Трисмегист).

«Становится понятен настоящий образ человека:

Человек есть дух,

Человек есть жизнь,

Человек есть бессмертие.

Бог есть светлое начало в человеке,

И человек есть свет, который поступает от Бога.

Нет источника света без света,

Нет света без источника света,

Поистине свет и источник света есть одно целое,

Так человек и Бог есть одно целое.

Бог есть дух; поэтому и человек тоже есть дух.

Бог есть любовь; поэтому и человек тоже есть любовь.

Бог есть мудрость; поэтому и человек тоже есть мудрость.

Дух не материален в своей сущности;

Любовь не материальна в своей сущности;

Мудрость не материальна в своей сущности.

Поэтому и человек, который есть дух, любовь и мудрость,

никак не связан с материальным».

Сэйте но иэ. Нектарный дождь священных учений [46, с. 114]

«Как от костра рассеивается свет, так же и вся все­ленная — это рассеянная энергия Верховного Брахмана. И как различен — более или менее — свет, рассеиваясь дальше или ближе от костра, — такие же различия есть и в энергии безличного Брахмана. Брахма, Вишну и Ши-

67


Арт-терапия

ва — это его основные энергии. Им подчиняются боже­ства, божествам подчиняются духи, духам подчиняются люди, скот, дикие животные, птицы и рептилии, а деревья и растения — это младшие из энергий.

Вишну — высшая и самая непосредственная из всех энергий Брахмана, воплощенный Брахман, принявший обличие единого целого Брахмана. Через него волнами проходит вся вселенная. Из него исходит сущее, пребывая одновременно внутри него; и он сам — целая вселенная. Вишну, божество, состоя из тленного и нетленного, несет в себе и Дух, и Материю, в форме орнамента и оружия» (Вишну Пурана 1.22 [46, с. 55]).

В табл. 1 приведено соответствие между высшими теологическими категориями христианства и индуизма и их символическим отображением в различных видах движения. Это очень важный момент для понимания основы метода — как с помощью простых движений руки в процессе медитативного рисования можно на­строить себя (свою энергоинформационную систему) в резонанс, т. е. в созвучие с глобальными процессами, творящими, организующими и разрушающими (преоб­разовывающими) мироздание в каждое мгновение. Мы можем проиллюстрировать это соответствие следующи­ми иконографическими изображениями индуистской и христианской традиции (рис. 7). На рисунке изображен момент установления гармонического равновесия во вселенной. Это произошло, когда Вишну (изображен сидящим в центре рисунка на горе Мандаре — оси ми­роздания) призвал к сотрудничеству богов (левая часть рисунка) и демонов (правая часть рисунка). Они должны были поочередно тянуть обвитого вокруг оси мироздания тысячеголового змея Шеша (символ бесконечности про­странства и времени) и тем самым взбалтывать Млечный океан, чтобы произвести Амриту — напиток бессмертия,

68


Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и кула идешь?

который символизирует духовную субстанцию, оживляю­щую все процессы во вселенной. В левой части рисунка среди богов возвышаются Шива, Вишну и Брахма, одно­временно тянущие змея; это символизирует триединство верховных божеств (Тримурти).

Рис. 7. Взбивание Млечного океана

На рисунке мы видим три основных вида движения: поступательно-возвратное движение змея Шеша вдоль оси натяжения, круговое и вращательное движение горы Мандары вместе с сидящим на ней Вишну и спиральное движение волн Млечного океана, возникающих в резуль­тате вращения горы. Эти виды движения представлены в нижней графе табл. 1.

В христианской иконографической традиции мы также обнаруживаем символическое отображение теоло­гических категорий в виде движения. Так, изображение Христа получено в результате раскручивающейся из

69













































Арт-терапия

центра рисунка спирали (рис. 8). Спираль символизирует Св. Духа. Лик Христа — это символ Бога Сына, и точка, из которой раскручивается спираль, заполняющая все поле рисунка, есть символ Бога Отца.

Рис. 8. Гравюра Клода Мелана


70


По словам святого Иоанна Дамаскина: «В Святой Троице... Ипостаси находятся одна в другой, т. е. „Лица










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...