Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Цели и задачи метода




Арт-терапия

собность может открыться у человека вместе с другими творческими способностями.

Какие задачи можно решить с помощью описываемого метода?

Очистить подсознание от болезненных переживаний: страхов, негативных воспоминаний из прошлого, отри­цательных эмоций и др.; научиться останавливать про­цесс хаотического мышления и тем самым направлять энергию мыслительного процесса на решение актуальных творческих задач.

Метод помогает человеку познать себя, раскрыть глу­бины своего подсознания и освободить их от проблем, накопленных за годы жизни, причем не только в этом воплощении, узнать психологические приемы безболез­ненного преодоления кризисов и установить контакт со сверхсознанием, приходящим на выручку к тем, кто готов услышать и принять его помощь.

Задачи интересные и актуальные, решая их с помощью нетрадиционных подходов, приведенных ниже, оказы­вается, можно одновременно с этим избавиться от ряда вредных привычек — курения, пристрастия к алкоголю, чревоугодия. Высвобождающиеся в результате гармо­низации личности психо-энергетические резервы могут быть направлены человеком на кардинальное изменение своей жизни на всех уровнях: в здоровье, в общении, в творчестве и т. д.

Много лет назад я стал практиковать медитацию. За­тем были занятия восточными единоборствами, изучение философии и психологии, познание основ физического бытия мира в академическом институте, в качестве физи­ка-исследователя, экспедиции в поисках тайных знаний в Египет, Индию, на Алтай, знакомство с современными направлениями психологии в Германии, Швеции, Италии и Венгрии, где на конференциях и семинарах я знакомил

6


Предисловие

специалистов с результатами исследований, которые пред­ставляю вашему вниманию на страницах этой книги.

В ней вы познакомитесь с практическим методом, кото­рый поможет вам лучше понять самих себя, научиться вла­деть своими эмоциями, интуицией, обрести уверенность в пространстве внутреннего психо-космоса и гармонизовать свои взаимоотношения с окружающим миром.

Первые успехи на этом пути обычно воспринимаются как чудо, но в дальнейшем к этим чудесам очень быстро привыкаешь по мере понимания их природы.

Самым большим чудом является способность человека к самопреображению.

«Во мне не было стремления к духовности, я развил духовность. Я не был склонен к метафизике — я развился в философа. У меня не было способностей к рисованию — я развил их с помощью йоги. Я преобразовал свою природу из того, чем она была, в то, чем она не была. Делал я это некоторым вполне определенным способом, а не с по­мощью чуда, и делал я это для того, чтобы показать, что можно сделать и как это может быть сделано [2, с. 273].

Это высказывание индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, описывающее процесс самотрансформации человека, можно отнести и к практикующим метод меди­тативного рисования. Я надеюсь, что в процессе практики данного метода вы присоединитесь к их числу и сможете дополнить высказывание Шри Ауробиндо перечнем сво­их удивительных творческих способностей и талантов. Я желаю вам в первую очередь обрести и уверенно разви­вать самый важный талант человека — искусство радости жизни и неотделимые от него чувства сострадания и по­мощи тем, кто лишен этой радости.

Взяв в руки эту книгу, вы совершили некий случай­ный поступок из числа множества совершаемых нами ежедневно.

7


Арт-терапия

Жизнь научила меня очень внимательно и ответствен­но относиться к подобным «случайностям», поскольку за их обыденностью скрывается тайна нашего жизненного пути и они являются указателями-подсказками верного направления движения.

Предлагаемый вам метод можно сравнить с большим деревом, выросшим из маленького зернышка «случайно­го» события-подсказки, на которое я обратил пристальное внимание, создав тем самым необходимые условия для его роста. У вас есть шанс отнестись к этой книге-зерну так же внимательно и вырастить свое Древо Познания.

Моя «случайность» посетила меня в 1990 г. во время обычной медитации дзэн. О дзэн медитациях написано много прекрасных книг, и тем не менее никогда не была и не будет написана книга, дающая полное и окончательное определение дзэн, поскольку его сущность несказуема. Для краткого описания этой медитации, т. е. изменен­ного состояния сознания, я воспользуюсь высказывани­ем известного средневекового христианского мистика Майстера Экхарта: «Лучшее и предельное достижение в этой жизни — оставаться неподвижным и позволить Богу действовать и говорить в тебе. Когда силы отвлечены от их телесных форм и функций, тогда это слово сказано. Среди тишины было сказано мне тайное слово» [6, с. 44].

Дзэн устремляет сознание человека к этому предель­ному достижению. К описываемому моменту у меня уже имелся опыт подобных медитаций, начало которому положили занятия японской борьбой дзюдо в детстве. Мой первый учитель был не просто мастером спорта, а Мастером, для которого спорт — всего лишь инструмент, раскрывающий истинную сущность человека и преодо­левающий сопротивление его Эго.

Медитация проходила как обычно до того момента, пока я не почувствовал некий волевой импульс, заста-

8


Предисловие

вивший взять в руки ручку и начать спонтанный рисунок, нанося на лист бумаги разнообразные линии. Приблизи­тельно час спустя передо мной оказался портрет незна­комца в одеяниях священнослужителя неизвестного мне культа. Час пролетел незаметно. В процессе рисования я чувствовал, что медитация становится все глубже, хотя глаза мои были открыты, а внимание сосредоточено на кончике пера ручки. Тогда впервые в своей медитативной практике я пережил бесконечность глубины сознания, из которой несказуемо прекрасное блаженство созерцало внешний мир моими глазами. Когда-то давно, в юности, занимаясь горным туризмом, я испытывал подобные со­стояния души, поднимаясь высоко в горы. Обычно после длительного изнурительного восхождения с тяжелым рюкзаком за плечами, с постоянным ощущением опас­ности — скрытой под снегом глубокой расщелины, снеж­ной лавины или камнепада — на вершине открывалась красота горного пейзажа, свежесть ветра наполняла тело легкостью, а душу невыразимым восторгом. Это было понятной, естественной реакцией человека, достигшего желанной цели после неимоверных препятствий. Но как достичь подобного состояния за счет спонтанного движе­ния руки во время медитативного рисования? Для меня это оказалось загадкой и потрясением. В последующие дни медитации также проходили во время рисования. По­сле них приходило чувство сильного удивления и детского восторга перед столь фантастической ситуацией, ставшей реальностью. Еще больше удивления я испытываю сейчас, по прошествии 10 лет, когда знаю, как сильно изменилась моя последующая жизнь благодаря этой «случайности». Хотя сейчас удивление дополняется пониманием явления медитативной графики и способов ее использования в процессе гармонизации и самопознания человека. Теперь можно ответить на вопрос: «Кто был изображен на моем

9


Арт-терапия

первом рисунке, а также откуда появляются персонажи и сюжеты в подобных рисунках других людей?»

Ответ на этот вопрос читатель найдет в последую­щих главах. Поиск объяснений явления медитативного рисования потребовал длительной медитативной и аналитической работы как моей, так и специалистов Международной организации трансформации и развития сознания, пригласивших меня в 1991 г. на конференцию в Венгрию. Эта поездка открыла череду «случайных встреч» с духовными Учителями различных религиозных тради­ций. Каждая новая встреча предварялась испытаниями, похожими на мистериальные инициации древности, ко­торые проходили адепты эзотерических (тайных) школ. Так, чтобы попасть на Венгерскую конференцию, я на­брал необходимую сумму денег на авиабилет, но при этом исчерпал свои финансовые возможности. По стечению обстоятельств я прилетел в Будапешт за 6 дней до начала конференции и оказался в чужой стране без средств к существованию, уподобившись странствующему аскету. Эта ситуация стала хорошей школой жизни. Впервые л увидел жизнь глазами человека без дома, семьи, пропи­тания и знания языка. Длительные дневные прогулки на пустой желудок, бессонные ночи на вокзалах и скамейках в скверах сделали эти дни непрерывной медитацией. Я как бы вышел из обычного течения реки жизни и при­поднялся над ней. Так, наверное, воспринимает величие океана летучая рыба, когда выпрыгивает из воды и парит в стихии воздуха, созерцая в морской пучине своих со­племенниц. Она видит и представителей отличной от нее формы жизни и иного сознания — птиц, парящих рядом и имеющих другие жизненные цели. Возвращаясь в родные глубины, она несет частицу этого волшебного пережива­ния, которое заставляет ее вновь и вновь подниматься к поверхности и взлетать, чтобы обрести прекрасное чув-

10


Предисловие

ство свободы полета. Так было и со мной. Тогда я пере­жил на своем опыте глубину и мудрость одного старого дзэнского афоризма.

Когда Мастера дзэн спросили, что же такое жизнь в состоянии дзэн, он ответил: «Когда я голоден, то ем, когда я устал — сплю». Я бродил по романтическим старинным улицам одного из красивейших городов Европы — Буда­пешта, и благодаря особенностям моего «аскетического» бытия восприимчивость к происходящему в окружающем мире (видимом и невидимом) обострилась чрезвычайно. Своим внутренним зрением я воспринимал информа­цию, на протяжении столетий накопившуюся в стенах древних замков и дворцов. Так появилось ощущение одновременного присутствия в разных исторических эпо­хах. Разнообразие костюмов людей, темпа жизни — все эти переживания как бы растворяли мое присутствие в современном мире и делали «человеком-невидимкой». Особенно сильно это ощущалось ночью, когда город за­сыпал и я поднимался на крепостную стену старинного замка, возвышающегося над городом и отделенного от него излучиной серебрящегося в лунном свете Дуная. Я вглядывался в ночной город, в башни со шпилями и думал о том, сколько поколений людей рождалось в этих домах-старожилах под черепичными крышами, прожи­вало свою жизнь и умирало, так и не получив ответа на вопрос: «Зачем они пришли в этот удивительный мир, наполненный радостью и страданием?»

Вслушиваясь в звуки ночи, я чувствовал, что встал на путь, отличный от того, по которому я шел до сей поры. Наверное, эта ночь была поворотным моментом, опреде­лившим устремления моей дальнейшей жизни как поиска ответов на эти ночные вопросы.

На следующий день произошла «случайная» встреча с Папой Римским, прибывшим в Будапешт с публичной

11


Арт-терапия


проповедью. Она стала символическим подтверждением правильности выбранного пути. Подготовившись таким образом к конференции, я провел на ней несколько семинаров для специалистов в области психологии, йоги, парапсихологии из 16 стран. Наверное, я донес до слушателей сущность метода, поскольку спустя неко­торое время стал получать письма с благодарностью из Америки, Швейцарии, Германии и даже из Шри Ланки. В дальнейшем я неоднократно участвовал в различных конференциях этой организации, ставшей для меня

Рис. 1. Каллиграфия

серьезной и интересной школой. Всегда, когда я чувствовал, что останавли­ваюсь в своем движении, я получал необходимую по­мощь от своих Учителей. Так, однажды я получил от настоятеля дзэнского монастыря в Японии Ко­гетсу Тани Роши и настоя­теля монастыря в Америке Эйдо Таи Шимано Роши мантру (некий аналог мо­литвы в христианстве, при ее правильном произнесе­нии происходит настройка внутреннего мира челове­камикрокосмоса на состо­яние гармонии, резонанса с макрокосмосом-Вселен­ной), с которой должен был работать. Ее изображение в виде замечательной кал­лиграфической надписи

12


Предисловие

выполнено обоими Мастерами (рис. 1). Так для меня открылся мир дзэнской каллиграфии и живописи.

Вы можете почувствовать силу, исходящую от надписи, созерцая ее некоторое время и рассматривая фотографию (рис. 2), на которой ее авторы стоят на берегу священного озера.

Рис. 2. Мастера дзэн

Вы можете почувствовать, как из неподвижности ти­шины, спокойствия и сосредоточия, в котором пребыва­ют Мастера дзэн, возникает сильное переживание — осо­знание бесконечности мироздания, его красоты, гар­монии. Вы ощутите поток добра, любви и сострадания, окутывающего и охраняющего, подобно легкой дымке тумана над священным озером.

Желтые листья тихо уснули

В зеркале тонкого льда на пруду.

Незаметно пришла зима

в Сад Камней у подножия Фудзи.

13











Арт-терапия

Эти строки родились у меня после созерцания этой фотографии.

Последующие «случайные» события находили меня в разных странах — в Египте, Индии, Германии, Италии, Швеции и, конечно, в России. Каждое из них привносило в метод свой вклад, поэтому наиболее интересные из них будут описаны в последующих главах и помогут вам лучше прочувствовать и освоить метод.

В завершении предисловия я кратко опишу тот путь, который может пройти человек, практикующий этот метод.

Редко у кого стремление к духовному миру и поиску смысла жизни проявляется в раннем возрасте. Обычно накопленный сознанием опыт не сразу прорывает завесу, отделяющую повседневные проблемы и заботы личности о выживании, удовольствиях и самоутверждении от му­дрости, свойственной нашей сущности. С этого момента жизненная активность человека во многом определяет­ся поиском ответов на постоянно звучащие вопросы о тайнах бытия, жизни и смерти, о Боге, о своем предна­значении в этом мире. Изучая различные философские и религиозные системы и приводя в соответствие с ними свою жизнь, человек начинает понимать парадоксальное высказывание мистиков: «Бог станет человеком, чтобы человек мог стать Богом» [3, с. 102].

Углубляясь в практику, искатель наблюдает в себе пробуждение удивительных сил и творческих способ­ностей.

Он избавляется от комплекса неполноценности, в нем начинает жить радость от осознанного переживания своей необходимости для мирового творческого процесса и от участия в нем. Открывается видение мира как зеркала, в котором отражается «я», и переживание «я» как отраже­ние мира, наполненного красотой и чудом волшебной

14


Предисловие

игры Абсолюта в непрерывном ряду объектов и субъектов феноменального и ноуменального миров, разделенных лишь возможностями нашего восприятия — видения. Мастер дзэн говорит об этом видении: «Находясь в сатори (состояние переживания), вы способны обнару­жить великолепный дворец из драгоценных камней на одной травинке, но если вы не находитесь в сатори, то простая травинка скроет от вас великолепный дворец» [4, с. 143]. Сатори рождает чувства глубокого удивления и восторга, возвращающие человеку целостность и непо­средственность детского восприятия мира, без которого невозможно «войти в Царствие Небесное». «Иисус увидел грудных детей и сказал своим ученикам: „Эти грудные дети подобны тем, которые войдут в Царство Небесное"» [5, с. 253]. Евангелие от Фомы начинается словами Ии­суса, возможно, касающимися этого состояния (сатори): «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем» [5, с. 250].

Чувство удивления обладает великой силой транс­формации. «Есть два источника, из которых возрастает, развивается и завершается человеческий дух. Один источ­ник — это удивление (изумление), другой — страдание... Жизненные импульсы, даваемые удивлением и страданием, имеют нечто общее: служить освобождению и избавлению (спасению), которое человек везде и всегда вымаливает у своих богов. Но, возможно, ему лучше было бы однажды понять, что смысл его жизни, протекающей в удивлении и страдании, должен быть скорее тем смыслом, что осво­бождает заключенное в нем божественное начало» [6, с. 32].

В нашей жизни достаточно страдания, поэтому в этой книге я хотел бы познакомить читателя с медитативным методом, позволяющим развить в себе способность удив-

15




Арт-терапия

ляться и использовать это удивление в качестве инстру­мента духовного роста.

Медитация удивление «...открывает уму человека вели­чайшую тайну, присутствующую ежедневно и ежечасно; она расширяет сердце, так что оно может ощущать вечность времени и бесконечность пространства в каждой пульса­ции; она делает нашу жизнь в мире похожей на райскую. И все эти духовные деяния происходят без прибежища к какой-либо доктрине, а просто путем простой и непосред­ственной прочной приверженности истине, пребывающей в сокровенных глубинах нашего существа» [4, с. 187].

В путешествие к этим сокровенным глубинам я пригла­шаю отважных и жаждущих Пути странников Духа, а до­рожным посохом для нас будет обыкновенная авторучка.

Исследования, описанные в этой книге, проводились на протяжении десяти лет, и все это время я пользовался неоценимой помощью со стороны многих значимых в моей жизни людей, в числе которых были мои учителя, мои друзья или коллеги, а некоторые сочетали в себе все эти роли. Здесь невозможно назвать всех поименно, но тем не менее я хотел бы выразить свою благодарность Ю. А. Анд­рееву, В. В. Лисихину, А. И. Копытину, Т. М. Сырченко, П. С. Копьеву, С. В. Иванову, Ю. О. Гринфельд, С. И. Огне­ву, В. М. Уварову.

Мне также хочется от всего сердца поблагодарить зарубежных друзей, оказывающих мне неоценимую по­мощь, без которой люди из многих стран не смогли бы познакомиться с этим методом. Это Маргарита и Петер Магнели, Ивона и Борис Аранович, Мария и Гудмунд Хеденскут из Швеции, Ульрика и Юрген Шульц, Роза и Вернер Форстер, Дубравка и Ханс Фрейссли, Элизабет Буттенберг, Топферей Елфриде, Олаф Фридрих из Гер­мании, Владислава и Татьяна Ивановские из Италии, Наталья Кишкатос из Венгрии и многие, многие другие.


ГЛАВА 1


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

МЕТОДА


Человек есть символ. Также и каждый предмет или рисунок является символом. Нужно проникнуть за внешнее значение символа, или вы погружаетесь в сон. В символе заключен замысел, который совершает дви­жение. Познайте этот замысел. Для этого вам необхо­дим Руководитель. Но прежде, чем он сможет помочь вам, вы должны научиться проявлять честность в от­ношении цели ваших поисков. Если ваша цель — истина и знание, вы достигнете ее. Но если вы ищете чего-то ради себя и только, вы можете получить это и утерять все ваши высокие возможности.

Суфийский мастер Хваджа Пулад [36, с. 212]


Мы стоим на пороге третьего тысячелетия, которое, по прогнозам специалистов, должно стать эпохой расцвета исследований, ставящих своей целью поиск ответа на вопрос: человек XXI века — кто ты, откуда и куда идешь, странствуя по дорогам Вечности?

Раньше эти исследования проходили за стенами мона­стырей, научных лабораторий, и на многие вопросы уже найдены ответы. Теперь познание тайн природы человека, раскрытие полностью его потенциальных психофизиоло­гических возможностей становится актуальной задачей выживания каждого из нас. Необходимо найти в усло­виях сильнейшего дефицита времени и средств ресурсы, позволяющие стать исследователем самого себя, чтобы выработать индивидуальные средства спасения от усугу­бляющегося гнета патогенных факторов, привносимых в нашу жизнь политическими, социальными, духовными и экологическими кризисами.

Я предлагаю читателю с помощью данного метода по­полнить арсенал средств самоспасения.

Рассмотрим вначале несколько простых схем, иллю­стрирующих принцип действия метода.

Схема первая — «Принцип бумеранга».

Человек, участвующий в любом виде взаимодействия с внешним миром, походит на австралийского аборигена, охотящегося с помощью бумеранга. Но абориген всегда осознает, что его жизненная энергия, движущая бумеранг,

19


Арт-терапия

в случае промаха вернется к нему и может его поразить, а обычный человек, посылая в окружающее пространство «бумеранги» своих поступков, мыслей, чувств и эмоций, чаще всего не задумывается об этом.

На Востоке «принцип бумеранга» был назван кармой, или воздаянием. Рассмотрим его действие с точки зрения энергетических процессов, протекающих при выполне­нии человеком различных видов активности.

Схема вторая — «Пловец».

Мы можем представить человека плывущим в неболь­шом бассейне. Его движение порождает волны, которые, достигнув края бассейна, отражаются от его стен и воз­вращаются к пловцу. В зависимости от стиля плавания эти волны будут либо незаметными для пловца, либо, если он практикует «агрессивный» стиль, бурными и, может быть, даже препятствующими его плаванию.

Взаимное наложение различных отраженных волн, называемое в физике интерференцией, может образовать волну, которая, вернувшись к пловцу в момент, когда он вдыхает воздух, приведет к попаданию воды в его легкие и в результате к его гибели.

Рассмотрим подробнее, какие функциональные уровни задействованы у человека во время «плавания». Переме­щение пловца в воде — результат работы его физического тела, или первого функционального уровня. Необходимая для выполнения этой работы энергия является результа­том восприятия, аккумуляции и трансформации энергии из окружающего пловца мира с помощью его энергетиче­ской системы — второго функционального уровня. Стиль плавания во многом зависит от эмоциональности пловца, а стратегия распределения сил на дистанции — от его интеллектуального расчета. Так мы поднялись еще на две ступеньки по иерархической лестнице функциональных уровней человека — эмоциональный и ментальный. Сле-

20


Глава 1. Цели и задачи метода

дующий уровень — духовный, с ним часто отождествляют морально-этический, нравственный облик человека, но при этом путают причину со следствием. Проявлением активности духовного уровня в жизни человека является его мудрость, т. е. интегрированный, осознанный жиз­ненный опыт как самого человека в течение данного его воплощения, так и опыт его бессмертной сущности, об­ретенный ею в прошлых воплощениях. А нравственность человека является следствием его мудрости. Поэтому, когда наш пловец во время заплыва неожиданно для себя спонтанно применит какой-нибудь экзотический стиль, известный лишь аборигенам Полинезии, о котором он никогда не слышал в этой жизни, — можно быть уверен­ным, что это включилась память его духовного уровня. С другой стороны, следствием активности духовного уровня может быть отказ пловцом использовать в спортивной борьбе запрещенные приемы — использование допинга, психологического давления на противника и т. д.

Мы продолжаем внимательно наблюдать за пловцом. Вот он взял хороший старт, легко набрал скорость, один раз преодолел дистанцию, второй, а во время третьего за­плыва неожиданно прервал его в центре бассейна. Через мгновение от вышки для прыжков в воду отрывается тя­желая балка и падает в бассейн в то место, где должен был находиться наш пловец, если бы он продолжал заплыв. Пловец проиграл — не установил новый мировой рекорд, но при этом остался жив! Внутренний импульс, заставив­ший пловца неожиданно остановиться, — это проявление активности интуитивного уровня — шестого по счету.

Седьмой уровень — эволюционный — содержит гло­бальную программу развития человека из воплощения в воплощение.

Итак, мы познакомились с семью функциональными уровнями, обеспечивающими человеку-пловцу способ-

21







Арт-терапия

ность к «плаванию» по жизни. Теперь рассмотрим, чем же является окружающий нас космический энергоин­формационный океан?

«Космос есть вечный поток Жизни. Он есть и разлитая в просторе бесконечности стихия самопроявляющейся Жизни, есть беспредельный мировой океан бытия, есть творческая сущность, объемлющая собою все и всему дающая начало.

Этот океан Жизни един и всеобъемлющ; он прост и ясен как первичное начало, но все, что есть, в нем черпает свое бытие сгущением его непрерывных волн; он есть источник всякой сложности, всех видов бытия ограненного, и мир чеканных форм возникает лишь как мгновенный оттиск его приливов и отливов. Здесь царствует закон тождественности единого во многом и многого в едином. Могучее стремление к жизни в своей собственной среде являет устойчивость отдельных ритмов в гармонии нераздельного всеобщего. И каждый ритм силой устремления непрерывно ткет цепь своих аккордов, являющих его особое единство, звучащих, как призвание к свершению особой цели, и чем глубже этот ритм, чем с большей полнотой и ясностью звучат его аккорды, тем более высоко конечное призвание, тем ярче выделено оно в сонме всех иных и тем больше его пронзенность всеединством и множественностью взаимных братских переливов.

Эта стихия жизни, безначальное пластическое бытие, есть вечная женственность Абсолютного, есть Богомате­рия. Как ипостасный Лик рождает все иерархии форм, вливает в них мощь обособленного утверждения, связует в множества и единит их все в своем единстве первород­ном, так извечная женственность рождает своей единой творческой стихией жизни естество всяческого бытия, связывает их между собой в гармониях ритмов внутренних

22


Глава 1. Цели и задачи метода

потоков и трепетании торжествующей победы жизни и вновь роднит их все в недрах всепроникающей безна­чальности» [40, с. 503].

В этом удивительном по емкости содержащейся ин­формации и поэтичности формы, в которую она была облечена известным философом В. Шмаковым, опреде­лении дано описание структуры мироздания, созидающей и трансформирующей его творческой силы.

Первое знакомство с этим текстом может вызвать удивление у читателя: «Какое отношение имеет этот философский трактат с непонятными терминами: Без­начальное Пластическое Бытие, Вечная Женственность Абсолютного, Богоматерия и т. п. к проблемам самооз­доровления и гармонизации?»

По моим многолетним наблюдениям, долговременные положительные результаты в самооздоровлении получают те люди, которые сумели выработать систему мировоззре­ния, в которую метод входит не только как средство из­бавления от накопившихся проблем и болезней, но и как способ достижения глобальной, позитивной сверхзадачи всей жизни, например просветления в Восточных практи­ках или обретение веры в Бога в западной традиции.

Это объясняется тем, что для того, чтобы победить болезнь, человек должен задействовать все свои пси­хофизиологические резервы, в том числе и резервы правого полушария головного мозга, обеспечивающего пространственно-образное, интуитивное, абстрактно-ху­дожественное мышление, наряду с наиболее развитым у современного человека левым полушарием, отвечающим за конкретно-логическое мышление и речь.

Чтение и попытка проникнуть в скрытый, таинствен­ный смысл, содержащийся в эзотерических, мистических, философских трактатах, в мифах, сказках, легендах и притчах, является необходимым упражнением для ак-

23


Арт-терапия

тивизации деятельности правого полушария головного мозга. В нашем методе этот прием как один из приемов арт-терапии будет использоваться часто.

В предельном случае эта психотехника применяется в практике дзэн буддизма для достижения адептом состо­яния мгновенного просветления при размышлении над коаном — парадоксальном вопросом, на который невоз­можно дать ответ с помощью логических размышлений.

Важным проявлением активности правого полуша­рия в психосоматическом целительстве является эффект плацебо, которому в большей степени подвержены вну­шаемые, впечатлительные люди, так называемые право-полушарные художественные натуры и женщины.

Так, в книге доктора Эрнеста Лоренса Росси («Пси­хология психосоматического целительства», 1988) при­водятся следующие результаты:

— плацебо оказалось эффективным в качестве замените­ля морфия в 56% случаев в шести исследованиях;

— плацебо оказалось эффективным в качестве замените­ля аспирина в 54% случаев в девяти исследованиях;

— плацебо оказалось эффективным в качестве замените­
ля кодеина в 56 % случаев в трех исследованиях.
Под «эффективностью» здесь понимается подтверж­
дение пациентом обезболивающего эффекта.

Итак, чуть больше чем в половине случаев вера паци­ента в то, что он получил обезболивающее, производит такой же эффект, как если бы он в самом деле его по­лучил.

Значит, возможны ситуации, когда определенным об­разом организованное взаимодействие левого и правого полушария головного мозга может привести к тому, что организм сам выработает необходимые «внутренние лекарства», успешно заменяющие фармацевтические препараты. Такую способность неоднократно демон-

24


Глава 1. Цели и задачи метода

стрировали как индийские йоги, так и мастера китайских школ цигун и др.

Будем считать, что мне удалось найти аргументы в защиту необходимости хотя бы иногда напрягать свое правое полушарие попытками проникновения в скрытый смысл древних трактатов, сказок и пр., что, как оказалось, является весьма полезным для здоровья занятием.

В качестве тренинга, активизирующего работу правого полушария головного мозга, вам предлагается прочитать вторую главу. В ней приведена мировоззренческая кон­цепция, обосновывающая фундаментальные положения нашего метода, позволяющие с его помощью решить жизненно важные стратегические задачи.

Вернемся к тексту Шмакова, чтобы на этот раз с по­мощью логического построения выработать понятийную схему, в которой наш метод раскроется как связующее звено между сознанием человека, его внутренним микро­космосом, и внешним миром — макрокосмосом.

Итак, «космос есть вечный поток Жизни», т. е. космос определяется через понятие движения (поток) и Жиз­ни — таинственного явления, наделяющего тот объект, в котором оно проявляется, разными уровнями сознания, способностью саморазвития, воспроизводства и т. д. Другими словами, окружающий нас мир — это самодви­жущееся Сознание, проявляющееся в разных формах.

Таким образом, сознание каждого из нас есть часть глобального всеобщего Сознания. Каким образом между индивидуальным и всеобщим Сознанием осуществляется связь, или, другими словами, непрерывность Единого Сознания?

Если все вокруг нас и мы сами являемся движущимся сознанием, следовательно, связь всеобщего и индивиду­ального осуществляется также посредством движущегося (изменяющегося) сознания.

25


Арт-терапия

Важный момент в изложении принципов нашего ме­тода!

Возникает следующая гипотеза.

Причина возникновения тех или иных заболеваний и прочих негативных состояний индивидуального созна­ния, под которым мы теперь будем понимать целостность человека, включающую в себя как тело, так и психику, заключается в нарушении связи между индивидуальным сознанием и всеобщим Сознанием. Это происходит из-за дисгармоничной активности индивидуального сознания, проявляющейся на семи уровнях его функ­циональной активности: физической, энергетической, эмоциональной, ментальной, духовной, интуитивной и эволюционной.

Видимо, мастера йоги, цигун и др. специалисты в об­ласти эволюционной трансформации человека, зная это, уделяли большое внимание характеру движений адепта и состоянию его сознания во время практики.

В нашем методе движение и состояние сознания так­же являются главными инструментами гармонизации и оздоровления.

Какие виды движения и состояния сознания исполь­зуются в методе?

Это движение энергетических потоков внутри чело­века по определенным маршрутам — каналам (меридиа­нам), движение тела (суставная и мышечная гимнастики) и движение рисующей руки во время медитативного рисования.

Состояние сознания, которого мы постараемся достичь во время практики — медитативное, т. е. сочетающее сфо­кусированное на одном объекте внимание, остановленный процесс мышления, ясность и активность самоосознания, полный и тщательный самоконтроль за всеми ощущени­ями и реакциями как тела, так и психики.

26










Глава 1. Цели и задачи метода

Продолжим анализ текста Шмакова: «Океан Жизни един и всеобъемлющ; он прост и ясен как первичное на­чало, но все, что есть, в нем черпает свое бытие сгущением его непрерывных волн; он есть источник всякой сложно­сти, всех видов бытия ограненного, и мир чеканных форм возникает лишь как мгновенный оттиск его приливов и отливов». «Сгущение непрерывных волн» — разная степень «сгущения» (частота вибраций?) Всеобщего Со­знания приводит к возникновению как материального мира, так и ноуменального (мира эмоций, мыслей, идей). Эти миры проходят друг сквозь друга, оказывая сильное взаимное влияние: «Эта стихия Жизни, Безначальное Пластическое Бытие, есть Вечная Женственность Абсо­лютного, есть Богоматерия. Как ипостасный Лик рождает все иерархии форм, вливает в них мощь обособленного утверждения, связывает в множества и единит их все в своем единстве первородном, так Извечная Женствен­ность рождает своей единой творческой стихией жизни естество всяческого бытия, связывает его в гармониях ритмов внутренних потоков и трепетании торжествующей победы жизни и вновь роднит все в недрах всепроника­ющей безначальности».

Чем же является с точки зрения современной физики это «Безначальное Пластическое Бытие, Вечная Жен­ственность Абсолютного, Богоматерия»? Физическим вакуумом — одной из форм Всеобщего Сознания.

«Всепроникающая безначальность» — это физический вакуум, из которого рождаются элементарные частицы, образующие фундамент нашего физического мира и все виды полевого взаимодействия: «сильное», «слабое», электромагнитное, гравитационное, торсионное и, воз­можно, другие, еще не описанные современной наукой поля. В то же время мы помним, что все они являются различными формами Всеобщего Сознания.

27


Арт-терапия

Итак, мир и человек как часть мира являются резуль­татом непрерывно продолжающейся творческой деятель­ности Всеобщего Сознания.

Физический вакуум является, с одной стороны, «стро­ительным материалом» во Вселенной, а с другой — ис­точником идей, прообразов, материализующихся в пространственно-временном континууме и, возможно, хранилищем как коллективной, так и индивидуальной памяти человека. В своей монографии «Основы еди­ной теории всех взаимодействий в веществе» (1990 г.) И. Л. Герловин приводит следующие интересные рас­суждения по этому поводу:

«Один из важнейших вопросов, который надлежит решить современной биологической науке, это вопрос о том, где природа хранит информацию. Есть все основания полагать, что природа хранит информацию на структурах физического вакуума и в формировании этой сложней­шей и важнейшей в природе информационной системы участвует не только вещество. Действительно, если по­лагать, что память, как генетическая, так и оперативная, у живых существ записывается и хранится на атомной структуре материи, то факт этого хранения в течение многих лет прямо противоречит второму началу термо­динамики, т. е. на атомных молекулярных структурах память храниться долго не может, она будет стираться температурными колебаниями и другими флуктуациями. Но она хранится, хранится долго, значит, должны быть материальные объекты, на которых эта память хранится. Этим объектом является физический вакуум, который пронизывает всю окружающую нас материю или, точнее, все окружающее нас вещество, и в то же время не вступает с ним в тривиальный тепловой обмен, иначе — не нагре­вается в обычном термодинамическом понимании тепла и находится с точки зрения понятия термодинамики в

28


Глава 1. Цели и задачи метода

состоянии абсолютного нуля. Между элементами самого физического вакуума, его структурными элементами и окружающей атомной материи существует информаци­онный, а не энергетический обмен, который позволяет структурам атомной материи записывать информацию на структурах физического вакуума и хранить ее там не­определенно долгое время. Запись эта может воспроиз­водиться, использоваться.

Еще одна проблема, которая стоит перед современной биологией, — это проблема об источнике энергии, потре­бляемой живыми организмами. Сейчас общепринято счи­тать, что живые организмы извлекают энергию из пищи, однако есть основания полагать, что пища — не основной источник энергии, а резервный, а основным источником энергии живого является физический вакуум».

Итак, обобщим приведенные выше рассуждения в следующей схеме.

Вселенная состоит из двух частей: проявленной, фе­номенальной — физического мира, и скрытой, ноуме­нальной, находящейся в структурах физического вакуума, являющейся возможным хранилищем коллективной и индивидуальной памяти человека. Сам человек, живу­щий одновременно в этих двух мирах, пребывает в со­стоянии гармонии и здоровья в том случае, когда между его индивидуальным сознанием и Всеобщим Сознанием осуществляется гармоничное взаимодействие на семи функциональных уровнях: физическом, энергетическом, эмоциональном, ментальном, духовном, интуитивном и эволюционном. Результаты всех видов такого взаи­модействия сохраняются в виде динамической, долго­временной памяти в структурах физического вакуума. Если взаимодействие носило характер, разрушающий либо естественную природу самого человека, либо его партнера по взаимодействию (другой человек, животное,

29


Арт-терапия

растение и т. д.), то в результате нарушается энергоинфор­мационный обмен между человеком и физическим ваку­умом (источником жизненно необходимой для человека энергии и информации). Такое нарушение в восточной философии носит название — отрицательной кармы. И наоборот, деятельность человека, носящая эволюци­онное, позитивное значение, приводит к расширению канала энергоинформационного взаимодействия чело­век — вакуум, сознание человека — Всеобщее Сознание (положительная карма).

В нашем методе мы ставим своей целью устранить на­рушение энергоинформационного обмена человек — мир с помощью следующего алгоритма. 1. Выявляются нарушения энергоинформационного взаимодействия, в результате последовательной диа­гностики семи функциональных уровней, на которых это взаимодействие осуществляется.

2. С помощью специальных подготовительных упражне­ний устанавливается прямой энергоинформационный контакт с нарушением, имеющим природу устойчи­вого вибрационного процесса — солитона (soliton от solitary wave — уединенная волна).

3. В результате процедуры медитативного рисования происходит «разрядка» энергетического потенциала солитона. Его энергия растрачивается на выполнение работы во время рисования, а информационная со­ставляющая выводится на лист бумаги в виде образа рисунка.

Этот алгоритм можно проиллюстрировать следующей аналогией. Представьте, что бассейн, в котором наш пловец проводит тренировку, соединен водопроводной трубой с морем (Всеобщее Сознание, физический ваку­ум), питающим бассейн чистой водой. Пловец во время

30


Глава 1. Цели и задачи метода

заплыва создал бегущую волну в виде вихря (теоретически такая ситуация возможна в гидродинамике, такие волны называются солитонами), которая, попав в трубу, приво­дит к тому, что вода из моря перестает поступать в бассейн и, наоборот, начинает из него вытекать. Удивительной особенностью таких волн является то, что при отсутствии трения они могут сохранять свою форму очень долго (в вакууме отсутствует сила трения, поэтому образовавшийся энергоинформационный вихрь сохраняется бесконечно долго). Чтобы «гармонизовать» сложившуюся ситуацию и не дать всей воде (жизненной энергии и информации) вытечь из бассейна, пловец должен создать волну — вихрь обратной полярности по отношению к первоначальной волне. Тогда положительный и отрицательный солитон нейтрализуют друг друга и водоснабжение бассейна воз­обновится.

Теперь усложним образ. Пусть бассейн соединяется с морем семью трубами — функциональными уровнями человека, о которых мы говорили выше.

Нашей задачей является установить гармоничный энергоинформационный обмен на всех семи уровнях.

Итак, в своем плавании по волнам жизни мы нахо­димся в энергоинформационном океане бытия, который откликается волнами кармы на наш стиль плавания.

Иногда отклик мы получаем сразу. Уронили молоток на ногу и в тот же момент почувствовали боль. Иногда причина и следствие находятся далеко во времени друг от друга; так, падение того же самого молотка может привести к возникновению в будущем на ноге костного нароста.

Мы рассмотрели очевидные прямые причинно-след­ственные цепочки, возникающие на физическом уровне активности человека. Существует еще шесть функцио­нальных уровней взаимодействия человека с миром, на

31


Арт-терапия

которых также образуются причинно-следственные связи. Это биоэнергетический, эмоциональный, ментальный, духовный, сверхсознательный (интуитивный) и эволю­ционный уровни.

Если физический уровень — это поступки, совершае­мые человеком, то энергетический — это сложная система энергетического обмена между человеком и миром, обе­спечивающая энергией возможность совершения этих поступков. Эмоциональный уровень — это генерируемые человеком эмоции и чувства, сопровождающие или про­воцирующие его поступки. Ментальный уровень — это процесс мышления во всех его формах. Духовный уро­вень — это совесть человека и хранилище его жизненного опыта, накопленного его бессмертной сущностью — ду­шой — в течение всех ее воплощений. Сверхсознательный уровень выходит за пределы индивидуальности чело­века—это уровень космического сознания, имеющего сложную, иерархическую структуру. Он проявляется в человеке в виде интуиции, вдохновения, телепатии и т. п. Седьмой уровень — эволюционный, хранит в себе потен­циальные возможности человека, которые в настоящий момент находятся в «спящем», неактивированном состо­янии и обнаруживаются лишь у людей, практикующих системы ускоренного эволюционного развития человека, например йогу, цигун и т. п.

По представлениям йоги, энергоинформационная структура человека содержит в себе активные элементы, называемые энергетическими центрами, которые и обе­спечивают человеку возможность функционировать на семи вышеперечисленных уровнях.

Эти центры обладают способностью излучать и по­глощать энергоинформационные потоки, обрабатывать их и запоминать результат того действия, в котором они принимали участие. Они являются устройством записи

32


Глава 1. Цели и задачи метода

информации на структуры физического вакуума. В совре­менной психологии эту долговременную память центров относят к функции подсознания человека.

Она может проявлять себя по-разному. Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал неприятные переживания, вызванные либо ночным кошмаром либо неожиданно возникающим из глубин психики паническим страхом. Другой проблемой современного человека является не­умение простить и забыть пережитую в прошлом обиду, неприятную ситуацию, возникшую во взаимоотношениях с коллегами по работе, в семье, неудачу в бизнесе — лю­бой эпизод в жизни, омраченный отрицательным эмоци­ональным фоном и негативной ментальной оценкой как самого эпизода, так и его последствий.

Вышеперечисленные примеры относятся к числу про­блем, осознаваемых человеком. Но они могут вести себя иначе. Затаившись в глубинах подсознания, минуя созна­ние человека, они оказывают влияние на его психическое и физическое здоровье, замыкая на себя ток жизненной энергии, лишая своего хозяина радости положительного восприятия мира и себя в нем.

Освободить психику, в нашем случае энергетические центры, от груза негативных переживаний, как осо­знаваемых, так и неосознаваемых, трансформировать его в осмысленный, а значит, позитивный жизненный опыт — первая задача метода медитативной графики.

Вторая задача, логично вытекающая из первой, — на­учиться не накапливать в долговременной памяти под­сознания негативные переживания, а осознавать их в момент возникновения, встречать их смело лицом к лицу и полностью отрабатывать на всех уровнях своей личности.

Если первая задача решается в той части психокосмоса человека, которая относится к подсознанию, то вторая

33


Арт-терапия

задача — это территория сознания, третья задача — рас­крытие творческого потенциала, активизация интуиции, пробуждение вдохновения — это прерогатива сверхсозна­ния, к взаимодействию с которым можно подойти, лишь решив первые две задачи.

Практика метода — процесс самопознания, преоб­ражения человека разумного в человека сверхсозна­тельного — является достойной целью, заслуживающей того, чтобы устремиться к ней со всем энтузиазмом и искренностью.

Итак, мы определили задачи и цель метода, а теперь перейдем к описанию средств метода для решения этих задач и достижения поставленной цели. Поможет нам в этом одна старинная притча:

«В буддийский монастырь пришел странствующий Мастер (Духовный Учитель). Монахи окружили его, и он спросил, чем они занимаются в монастыре. Монахи ответили, что пытаются познать истину.

— Достойная цель, — сказал Мастер.— А можете вы сделать следующее? — спросил он и раскрыл свою ладонь. На ладони вспыхнуло пламя. Монахи с удивлением от­ветили, что не могут.

— Вы пытаетесь решить столь сложную задачу, а не можете сделать столь простой вещи, — заметил Мастер и ушел из монастыря. Огорченные монахи пошли к сво­ему старому Учителю — настоятелю монастыря. Один из монахов спросил его:

— Учитель, долгие годы мы слушали твои наставления, но не научились даже тому, что показал нам странствую­щий Мастер. Как же мы сможем тогда познать истину? Настоятель ничего не ответил. Он жестом пригласил монахов пройти вместе с ним в домик для чайной церемо­нии и провел ее так, что несколько монахов тут же стали Просветленными. Они открыли истину внутри себя...»

34










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...