Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Проговаривать скороговорки сначала медленно, затем быстро.




                                          В нашей покупке –

                                          Крупы и крупки.

                                                                     Добры, добры

                                                                     Идут в боры.

Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой?

                       Покупка – это купленная вещь.

                   - Грузовик в магазин привез покупки?

                       Дети: Нет, их еще не купили.

 

Задание. Заучить скороговорку.

                                      Расскажите про покупки.

                                      Про какие про покупки?

                                      Про покупки, про покупки,

                                      Про покупочки мои.

Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?

 

Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.

 

«Мечта таракана».

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.

                                                                   /Алифанова/

              - Как назвать карман Ромы? – драный

 

Логопед: Драный – порванный, дырявый

.

              - Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный

              - Как скажем про платье? – драное

              - Как скажем про шапку? – драная

              - Как скажем про шорты? – драные

              - Что нужно сделать с дыркой? – зашить

 

Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,].

Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.

Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,].

1). Произнесение слогов.

     Ра-ря               ру –рю

     Ро- ре              ры – ри                   и т.д.

2). Произнесение слов.

     Рад – ряд                   круг – крюк

     Роза – береза            коровка – Буренка

     Руки – брюки           парад – наряд                  и т.д.     

3). Дополнение предложений по картинкам.

Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),    

затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.

      Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).

Аналогично: 

березы – морозы   Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).

Рита – корыто        Рита наливает воду в … (корыто).  

руки – брюки         У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).

4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.

 

Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить

               стихотворение.

                                                       Береза.      /И. Токмакова/                                                     

                                        Если б дали березе расческу,

                                        Изменила б береза прическу:

                                        В речку, как в зеркало, глядя,

                                        Расчесала бы кудрявые пряди,

                                        И вошло б у нее в привычку

                                        По утрам заплетать косичку.

Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.

                                      Без рук, без топоренка

                                      Построена избенка.

                                                                     /Гнездо/.

                                      Рано утром в октябре

                                     Дворник ходит во дворе.

                                     Подобрал он все иголки,

                                     Что упали возле елки.

                                                                       /Ёж/.

Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.

                            Прозрачный красный шарик

                            На нитке я держу.

                            Через прозрачный шарик

                            На все вокруг гляжу.

                                                Я вижу речку красную

                                                И красный солнца шар,

                                                И много, много красного,

                                                Как будто всё – пожар.

Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.

Пример: ведро – ведро красное

          дорога – дорога красная

          рябина - рябина красная

          а ромашка - ? (ромашка красная)

          брюки – брюки красные

 

Задание. Проговаривать текст стихотворения:

 

 Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –

 Бренчали два ведерка о всяких пустяках.

 Когда же шел я бодро от речки до ворот –

 Помалкивали ведра, воды набравши в рот.

                                                                               /А. Шлыгин/.

                  

 - Какие ведра бренчат? – пустые.

 

Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.

     Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.

 

Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не.

                                    Вся деревня, весь народ

                                   Мчится к Тане в огород,

                                   Бежит через дорожку

                                   Смотреть не на картошку,

                                   Не на брюкву крепкую,

                                   Не на свеклу с репкою,

                                                                 А на маковы цветы

                                                                 Небывалой красоты!

                                                                 На цветы прекрасные!

                                                                 Алые да красные!

                                                                                             /П. Позднеева/.

 - Как назвать маковы цветы одним словом? – маки

 - Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?

 

       Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).

У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.

Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.

Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.

 

Задание. Пересказать рассказ «На огороде».

Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.

-Где работала мама?

- Кто помогал маме?

- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?

 

Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».

 

Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?

Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.

Например: Встретил ежика, который нес гриб.

Что сказал медвежонок?

Дифференциация [р] - [л].

а) в слогах:

ра - ла                  ря – ля                ял – яр

ро – ло                 ро – лё                ёл – ёр

              ру – лу                 рю – лю              юл – юр   и т.д.

б) в словах:

                           рак – лак                 рос – колос

                          рама – лама            роза – лоза

                           игра – игла             крот – плот                      

                         рис – лис                Марина – малина

                         горит – болит         серенький – беленький

 

Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.

 

б) в предложениях:

Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.

У Веры ручка лучше, чем у меня.

 

Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].

 

Задание. Выучить стихотворение.

                             Маляры пришли втроем,

                             Обновили старый дом:

                             Был облезлый, скучный, голый,

                               Стал нарядный и веселый!

                             Все ребята со двора

                          Малярам кричат: «Ура!»

 

Словарная работа.

Логопед: - Кто красит дома? – маляры.

              - Сколько их пришло? – трое.

 - Кто строит деревянные дома? – плотник.

 - Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр.

Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник.

В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?

 

Задание. Выучить считалку.

                                 Считалка о рыбалке.

                  Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:

                  Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.

                  Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот.

                  Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

 

Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?

 

Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л],,].

                              Как на горке, на горе

                              Стоит домик во дворе.

                              В этом домике живет

                              Очень странный рыжий кот.

                                                                 В рот мясного не берет,

                                                                 А разводит огород.

                                                                 В огороде у кота –

                                                                 Гляньте, что за красота!

                                                                 Свёкла, брюква, сельдерей,

                                                                 Просто лук и лук – порей…

                          

                              Он не скуп – наоборот:

                              Если в гости кто придет,

                               Овощами с огорода

                               Угощает рыжий кот.

                                                                 Всех за стол садиться просит

                                                                 И с достоинством приносит

                                                                 Свёклу, брюкву, сельдерей,

                                                                    Просто лук и лук – порей…

                                                                                                 /В. Лифишц/

 

Логопед предлагает договорить слова – действия.

                                Кот в домике … /живет/.

                                В рот мясного не …./берет/

                                Овощами с огорода … /угощает/.

                                Всех за стол … /садиться просит/

                                С достоинством … /приносит/.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...