Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Л-ЛЬ».




1. Различение звуков «Л-ЛЬ».

 

ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ

лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель

 

В этом году тёплое лето.

Володя увидел салют.

В углу уголь.

Мила любит лепить из глины лошадей.

За селом поля и леса.

Лёня и Володя были на футболе.

Поля подметает полы.

Лене купили ленту и лото.

Юля купила юлу.

 

2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.

 

 

                ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ.

В магазине Валеньке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего ж милы!

Но надела валенки маленькая Валенька-

Оказались валенки на неё малы.

 

              КОЛОКОЛЬЧИК.

Колокольчик голубой поклонись нам с тобой.

Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?

                                               (Е. Серова)

 

             НИНА - МОЛОДЧИНА.

Няня на ночь Нину мыла.

Нина мыло не любила.

Но не ныла Нина,

Нина – молодчина!

                                            (Е. Благинина)

              

        СОСУЛЬКА.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

И потому опять в галошах ты.

                                 (А. Кондратьев)  

 

       ОБМЕНЯЛА КУКЛУ.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла..

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

                    (Н. Кончаловская)   

 

3. Игра «Доскажи словечко»

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … (льёт).

 

Подготовлен самолёт,

Он отправился в … (полёт).

 

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

 

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

 

КОМУ ПОЛ МЕСТИ.

   Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести.

   Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит.

 Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком.

Вопросы по содержанию.

Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю?

Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол? 

 Формирование правильного звукопроизношения:

 звуки [р], [р,]

( речевой материал )

Приемы постановки [р].

1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д : тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.

2). Постановка [р] в два этапа:

а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.

б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.

3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.

4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].

В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».

При постановке [р,] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р].

Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].

 

-2-

Автоматизация [р].

Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др - , поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.

Варианты заданий:

1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.

2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:

              тра – тра – тра? /голос повышается/

              тра – тра – тра. /голос понижается/

3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.

4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.

              тра (ва)

              тро (пик)

              тру (ба)

 

 

-3-

Автоматизация [р] в словах.

В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др - , например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д.

Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д.

В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.

В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.

Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:

а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)

б) «Отгадай загадку»

Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:

Поссорились два рака – в реке большая …(драка).

                      * * *

Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).

                      * * *

Упряжка из трех лошадей (тройка).

                      * * *

Палочка для опоры при ходьбе (трость).

 

 

 в) С опорой на картинки ответить на вопросы:

      Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д.

      Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д.

     О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.

 

-4-

Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.

После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:

1) со звукосочетаниями - тр – др :

                                     Завтра мы идем в театр.

Трамвай везет нас по центру, и т.д.

2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).

«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.

Пример: 

                  Федор метет двор. На стене карта.

             * * *

                  - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!

 

3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.

А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.»

• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.

 

 

Варианты заданий на автоматизацию [р]

в предложениях и текстах.

 

Задание. Составить предложения из слов.

Куртка, Федор, надевать;

Пожар, ферма, на;

Идти, дежурство, Егор, на;

Паркет, Федор, натер.

Составить схему последнего предложения.

Задание. Заучить двустишие.

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

                                            /Т. Кириллова/

- Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр).

- Назови имя и фамилию Петра Петровича.

- Какие города мы назвали?

- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)

Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.

После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».

 

Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,].

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.

 Задание. Выучить стихотворение.

 За окошком забор,

 За забором старый бор.

 Я забор уберу,

 Чтобы дом стоял в бору!

                                                                /А. Клюшев/

                - Что за окошком?

                - Что за забором?

                - Что находится между окошком и бором?

 

 

Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать

              слова со звуком [р].

 

Егор и Трезор.

            Вышел бы Егор во двор, только трусит:

            У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит?

           Хочет в дом войти Трезор, только видит:

            У окна сидит Егор – вдруг обидит!

 

          - Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора.

          - Куда хочет выйти Егор? - во двор

          - Куда хочет войти Трезор? - в дом

          - Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг

          - А Егор Трезору? - друг.

 

Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].

 

Задание. Выучить стихотворение.

                                              Маленького Юрочку

                                              Обижает курочка,

                                             Отняла пеструшечка

                                              Сладкую ватрушечку.

                                              Из-за этой курочки

                                              Без ватрушки Юрочка.

  - Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?

 

Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может

                   заменить слово – сладкая – на - мягкая - .

                   Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка

                   с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая

                   разноцветными перьями.

 

Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/.

                                               На лугу под горкой

                                               Лежит сырок с красивой

                                               Красной коркой.

                                               Сорок сорок,

                                               В короткий срок

                                               Съели сырок.                 

 

         - Кто съел сырок? – сороки

         - Долго они ели или нет? - «короткий срок» -

                                  значит «небольшой по времени»

         - Что короче по времени - день или неделя?

                                                      (минутка или день?) 

 

        Игра «Назови ласково»:

                               Сырок – сырочек

                               Красная – красненькая

                               Корка – корочка

                               Короткий - коротенький

 

Задание. Ознакомить с текстом стихотворения.

Норка.

                                             Под кустом ореха норка.

                                             Проживает в норке норка.

 

              Логопед объясняет значение слов:

                                         Норка – жилище, вырытое под землей.

                                         норка – зверек с блестящей красивой шерстью.

 

Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).

 

         - Как называется жилище норки? – норка

         - У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что?  

            – нору

        - Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.

 

               Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает

               стих.

 

Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом 

             «Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/.

                                        Под березой на пригорке

                                        Барсучата роют норки.

                                        Им показывает мать,

                                        Как они должны копать.

                                                                            /Е. Александрова/

              - Кто мама барсучат? – барсучиха

              - А папа?                - барсук

              - Как делают норки? – роют

 

Задание. Отгадать загадку:

                                              За пнем - бугорок,

                                             А в нем - городок. 

                                                                           /Муравейник/

              - Кто живет в муравейнике?

              - Как назвать ласково пень? – пенек

              - Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек 

                 или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/.

Задание. Игра «Назови одним словом»

                         Груши, виноград, персики – это что? – фрукты

                        Трамвай, пароход – это что? - транспорт

                        Рубанок, топор - это что? - инструменты

                        Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? -    

                         инструменты музыкальные.

                        Кто на них играет? - музыканты                                                                       

 

                 Вниманию детей предлагается стихотворение.

          Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе,

          Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне.

          Квартет играет в парке под кедрами у арки.

 

             - Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в

               стихотворении?

            - Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./

            - Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет

            - Где играет квартет? – в парке

            - Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?

 

Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы.

                 Есть у Раи огород: там морковка и горох,

                 Справа огород Федоры. А растут там помидоры.

 

             - Справа чей огород? А слева?

             - Что растет у Раи, а что у Федоры?

             - Назови слова со звуком [р].

 

Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них

            сочинил загадку (об овоще, который выращивает).

                Как на нашей грядке выросли загадки –

                Сочные да крупные, вот такие круглые,

                Летом зеленеют, к осени краснеют.

                                                                    /Помидоры/.

Дети: Загадку придумала Федора /помидоры, сочные, крупные, круглые/.

 

Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/.

Логопед:  Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, илижалуется.

                                       Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, -
                                       Очень трудно жить в стручке,

                                      Если дверка на крючке.

                                                                            /Л. Бранницкая/

После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).

 

Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку

                весело, а другому так, как будто у него плохое настроение.

      Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие:

           С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора.

           Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук.

Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер).

Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения.

                                      Кро – кро – крот

                                      Кру – кру – крупа

                                      Пру – пру – пружина

                                      Фро – фро – Фрося

                                       Бро – бро - брови

-11-

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 557.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...