Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Л-ЛЬ».
1. Различение звуков «Л-ЛЬ».
ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель
В этом году тёплое лето. Володя увидел салют. В углу уголь. Мила любит лепить из глины лошадей. За селом поля и леса. Лёня и Володя были на футболе. Поля подметает полы. Лене купили ленту и лото. Юля купила юлу.
2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.
ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ. В магазине Валеньке покупают валенки. Маленькие валенки до чего ж милы! Но надела валенки маленькая Валенька- Оказались валенки на неё малы.
КОЛОКОЛЬЧИК. Колокольчик голубой поклонись нам с тобой. Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты? (Е. Серова)
НИНА - МОЛОДЧИНА. Няня на ночь Нину мыла. Нина мыло не любила. Но не ныла Нина, Нина – молодчина! (Е. Благинина)
СОСУЛЬКА. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. И потому опять в галошах ты. (А. Кондратьев)
ОБМЕНЯЛА КУКЛУ. Куклу Милу Лида мыла, С куклы грязи не отмыла. Но от мыла кукла Мила Полиняла, как могла.. От обиды куклу Лида Обменяла на осла. (Н. Кончаловская)
3. Игра «Доскажи словечко» На скамейке у ворот Лена горько слёзы … (льёт).
Подготовлен самолёт, Он отправился в … (полёт).
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую … (лису).
У себя в саду Андрейка Поливал цветы из … (лейки).
КОМУ ПОЛ МЕСТИ. Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит. Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком. Вопросы по содержанию. Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю? Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол? Формирование правильного звукопроизношения: звуки [р], [р,] ( речевой материал ) Приемы постановки [р]. 1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д : тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум. 2). Постановка [р] в два этапа: а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами. б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка. 3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ. 4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр]. В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки». При постановке [р,] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р]. Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].
-2- Автоматизация [р]. Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др - , поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры. Варианты заданий: 1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение: тра – тра – тра тра – тра – тра тра – тра – тра Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично. 2). Отработать интонацию вопроса и утверждения: тра – тра – тра? /голос повышается/ тра – тра – тра. /голос понижается/ 3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру. 4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово. тра (ва) тро (пик) тру (ба)
-3- Автоматизация [р] в словах. В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др - , например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д. Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д. В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр. В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах. Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука: а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова) б) «Отгадай загадку» Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например: Поссорились два рака – в реке большая …(драка). * * * Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус). * * * Упряжка из трех лошадей (тройка). * * * Палочка для опоры при ходьбе (трость).
в) С опорой на картинки ответить на вопросы: Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д. Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д. О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.
-4- Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах. После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности: 1) со звукосочетаниями - тр – др : Завтра мы идем в театр. Трамвай везет нас по центру, и т.д. 2) в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д). «Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/. Пример: Федор метет двор. На стене карта. * * * - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!
3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса. А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.» • На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.
Варианты заданий на автоматизацию [р] в предложениях и текстах.
Задание. Составить предложения из слов. Куртка, Федор, надевать; Пожар, ферма, на; Идти, дежурство, Егор, на; Паркет, Федор, натер. Составить схему последнего предложения. Задание. Заучить двустишие. Петр Петрович Прыгунов Прибыл из Перми в Ростов. /Т. Кириллова/ - Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр). - Назови имя и фамилию Петра Петровича. - Какие города мы назвали? - Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал) Задание. Составить слово из звуков: б, о, р. После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».
Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,]. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/. Задание. Выучить стихотворение. За окошком забор, За забором старый бор. Я забор уберу, Чтобы дом стоял в бору! /А. Клюшев/ - Что за окошком? - Что за забором? - Что находится между окошком и бором?
Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать слова со звуком [р].
Егор и Трезор. Вышел бы Егор во двор, только трусит: У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит? Хочет в дом войти Трезор, только видит: У окна сидит Егор – вдруг обидит!
- Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора. - Куда хочет выйти Егор? - во двор - Куда хочет войти Трезор? - в дом - Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг - А Егор Трезору? - друг.
Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].
Задание. Выучить стихотворение. Маленького Юрочку Обижает курочка, Отняла пеструшечка Сладкую ватрушечку. Из-за этой курочки Без ватрушки Юрочка. - Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?
Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может заменить слово – сладкая – на - мягкая - . Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая разноцветными перьями.
Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/. На лугу под горкой Лежит сырок с красивой Красной коркой. Сорок сорок, В короткий срок Съели сырок.
- Кто съел сырок? – сороки - Долго они ели или нет? - «короткий срок» - значит «небольшой по времени» - Что короче по времени - день или неделя? (минутка или день?)
Игра «Назови ласково»: Сырок – сырочек Красная – красненькая Корка – корочка Короткий - коротенький
Задание. Ознакомить с текстом стихотворения. Норка. Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.
Логопед объясняет значение слов: Норка – жилище, вырытое под землей. норка – зверек с блестящей красивой шерстью.
Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).
- Как называется жилище норки? – норка - У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что? – нору - Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.
Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает стих.
Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом «Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/. Под березой на пригорке Барсучата роют норки. Им показывает мать, Как они должны копать. /Е. Александрова/ - Кто мама барсучат? – барсучиха - А папа? - барсук - Как делают норки? – роют
Задание. Отгадать загадку: За пнем - бугорок, А в нем - городок. /Муравейник/ - Кто живет в муравейнике? - Как назвать ласково пень? – пенек - Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/. Задание. Игра «Назови одним словом» Груши, виноград, персики – это что? – фрукты Трамвай, пароход – это что? - транспорт Рубанок, топор - это что? - инструменты Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? - инструменты музыкальные. Кто на них играет? - музыканты
Вниманию детей предлагается стихотворение. Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе, Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне. Квартет играет в парке под кедрами у арки.
- Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в стихотворении? - Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./ - Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет - Где играет квартет? – в парке - Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?
Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы. Есть у Раи огород: там морковка и горох, Справа огород Федоры. А растут там помидоры.
- Справа чей огород? А слева? - Что растет у Раи, а что у Федоры? - Назови слова со звуком [р].
Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них сочинил загадку (об овоще, который выращивает). Как на нашей грядке выросли загадки – Сочные да крупные, вот такие круглые, Летом зеленеют, к осени краснеют. /Помидоры/. Дети: Загадку придумала Федора /помидоры, сочные, крупные, круглые/.
Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/. Логопед: Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, илижалуется. Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, - Если дверка на крючке. /Л. Бранницкая/ После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).
Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку весело, а другому так, как будто у него плохое настроение. Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие: С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора. Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук. Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер). Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения. Кро – кро – крот Кру – кру – крупа Пру – пру – пружина Фро – фро – Фрося Бро – бро - брови -11-
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 557. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |