Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по написанию курсовой работы




Написание курсовых работ по дисциплине «Конституционное право РФ» является одной из важных форм самостоятельной работы студента. Оно способствует углублению и закреплению знаний по конституционному праву, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, разумеется, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он совещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоятельно рекомендуется тщательное изучение не только основной учебной, а также дополнительной литературы, нормативных актов, классических трудов, научной юридической периодической печати по соответствующей тематике.

Курсовая работа - форма научно-исследовательской работы студентов. Является самостоятельным исследованием определенной проблемы отрасли конституционного права на основе анализа решений Конституционного Суда России и Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ). Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право» способствует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, которые выражаются в:

- глубоком изучении отдельного проблемного вопроса дисциплины конституционного права, особенностей конституционно-правового регулирования и реализации конституционно-правовых норм в рамках отдельного института или подинститута отрасли;

- навыках поиска, анализа и оценки правовой информации по теме, анализа судебного решения, использования информационно-коммуникационных технологий для решения проблемы, логически верно, аргументировано и ясно излагать свои суждения и выводы в письменном виде, а также в устной форме;

- умениях постановки целей и задач для решения правовой проблемы и ее решения; толкования нормативных правовых актов; анализа правовой литературы, анализа судебного решения; выявлять недостатки правового регулирования в сфере конституционно-правовых отношений и предлагать возможные решения; делать собственные обоснованные выводы по конституционно-правовой проблеме.

Курсовая работа по конституционному праву может стать основой для написания последующих исследований студента.

Основные цели курсовой работы:

- развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

- выработать умение отбирать необходимую нормативно-правовую базу по различным аспектам исследования проблемы, систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать, обосновывать собственные выводы и позиции;

- формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических государственно-правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения положений конституционного (государственного) права;

- развивать у студента умение применять теоретические положения для анализа юридической действительности, осмысления природы и специфики юридической практики, пользоваться теми или иными методами исследования.

Курсовая работа призвана прививать студенту навыки самостоятельной исследовательской работы. Эта творческая деятельность студента, непременно завершающаяся подведением итогов в форме защиты курсовой работы, в процессе которой, обучаемый, кроме всего прочего, овладевает способами аргументации, доказательства научных положений. Следует помнить, что преподаватель, как правило, не допускает к защите и возвращает студентам для последующей переделки работы, полностью или в значительной степени выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. Студент должен научиться анализировать дополнительную литературу по избранной теме: статьи в специальных журналах, монографии, сборники материалов, хрестоматии, практикумы, нормативно-правовые акты и пр.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

- написана от руки или напечатана последовательно, грамотно, разборчиво;

- иметь нумерацию страниц и поля для возможных замечаний проверяющего;

- основные вопросы плана следует указать в начале работы и выделить их в тексте;

- при цитировании надо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. Сноски могут делаться на каждой странице или в конце работы, перед списком использованной литературы. Цитаты в тексте работы следует брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25% общего объема работы;

- в конце работы следует привести список фактически использованной литературы и источников;

Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант курсовой работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме. Защита курсовых работ проходит в установленный графиком учебного процесса срок.

К типичным, наиболее часто встречающимся в курсовых работах студентов ошибкам можно отнести следующие:

- явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;

- нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторение аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

- отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора;

- использование правовых актов, утративших силу.

Положительно оцененная и защищенная курсовая работа сдается на кафедру для хранения.

4.1. Порядок написания и защиты курсовой работы[1]

Подготовительный этап

1. Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно из списка предлагаемых кафедрой конституционного права им. Н.В. Витрука. В наименовании курсовой работы определено название правового института, который исследует студент в работе, а также судебные решения Конституционного Суда России или ЕСПЧ, в котором проявляется изучаемый институт. При выборе темы студенту рекомендуется согласовать тему и возможное руководство с научным руководителем (или другим преподавателем кафедры). Студент, по согласованию с научным руководителем, имеет право предложить свою тему для утверждения на заседании кафедры. В одной академической группе студентам желательно выбирать разные темы для написания курсовых работ.

2. После выбора темы необходимо написать заявление в установленной форме на имя заведующего кафедрой конституционного права им. Н.В. Витрука (образец заявления предлагается кафедрой). В заявлении указываются данные студента (ФИО, факультет, форма обучения, курс и группа, контактная информация – телефон и адрес электронной почты), выбранная тема, а также предполагаемый научный руководитель (если студент избрал его), дата и личная подпись. Заявление сдается на кафедру конституционного права им. Н.В. Витрука и регистрируется в журнале. Заявления должны быть поданы в установленные администрацией сроки.

3. Заведующий кафедрой или его заместитель дает согласие на написание работы и назначает научного руководителя в соответствии с установленным на кафедре распределением учебных поручений.

Написание курсовой работы.

4. После утверждения темы курсовой работы и научного руководителя студент обязательно должен проконсультироваться у руководителя относительно плана работы, списка источников и литературы, а также написания работы. В настоящем учебном пособии предлагаются планы курсовой работы и рекомендации по каждой теме, которые должны быть использованы студентами при написании курсовых работ по дисциплине «Конституционное право». Внимательно ознакомьтесь с ними перед написанием курсовой работы.

5. Курсовая работа должна состоять из следующих разделов: титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, при необходимости – приложения. Общий объем курсовой работы составляет 25-30 стр. для студентов ВО. Следует обратить внимание, что значительная часть работы должна быть посвящена анализу судебного или судебных решений. Если решение в работе анализируется одно, то 60 % объема основной части работы, если анализируются два решения – до 80 % объема основной части работы.

В Оглавлении размещаются названия всех структурных элементов курсовой работы (введения, глав, параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений) с указанием номеров страниц.

Во Введении (1-2 стр.) студент должен отразить актуальность избранной темы для исследования, обосновать ее выбор и интерес к правовой проблеме; сформулироватьцели и задачи курсовой работы (таким задачами прежде всего являются характеристика конституционно-правового института, описание его правового регулирования, анализ проблем реализации данного института на основе судебного решения); определить степень разработанности проблемы (указать, кто из ученых и практиков изучал соответствующую тему), а также определить ее структуру.

Структура основной части состоит из глав и параграфов, которые в свою очередь могут делиться на пункты. Структура основной части должна содержать как минимум две главы.

В первой главехарактеризуется соответствующий конституционно-правовой институт: что это такое, чего возникновение, взаимосвязь с другими конституционно-правовыми институтами, какие общественные отношения регулирует и какие методы регулирования используются в рамках изучаемого института, в каких нормативных правовых актах закрепляется данный институт, каковы способы реализации и защита данного института действуют. 

Вторая глава должна быть посвящена анализу судебного решения (или двух судебных решений). В случае, если в теме следует проанализировать два судебных решения, то вторая глава разделяется на два параграфа соответственно. И в случае анализа одного судебного решения, так и в случае анализа двух судебных решений, студент должен обобщить проведенное исследование и сформулировать выводы по второй  главе его основе. Анализ судебного решения следует проводить по следующей схеме[2] (структурно это могут быть пункты параграфа).

1. Идентификация решения (наименование, принявший орган, дата принятия);

2. Факты (стороны, участвующие в деле, их взаимоотношения, события, которые привели к спору);

3. История рассмотрения вопроса (процессуальное положение сторон, их доводы в защиту своей позиции, предыдущие решения по делу);

4. Предмет рассмотрения и итоговое решение;

5. Аргументация суда;

6. Оценка обоснованности аргументов.

При анализе аргументации суда следует обратить внимание на то, какие нормативные правовые акты и другие доказательства использовал Суд для обоснования итогового вывода, была ли использована судебная практика (ЕПСЧ, Конституционный Суд РФ, зарубежные органы конституционного контроля, суды), международные правовые акты и как это повлияло на вывод Суда, какие еще доказательства использовал суд (статистические данные и пр.), как Суд оценивает доводы сторон по делу и других участников процесса.

Следует также обратить внимание на правовые последствия анализируемого судебного решения (как оно повлияло на заявителей и противоположную сторону, как решение Суда должно быть исполнено и кем, было ли оно исполнено и как).

Если тема предполагает анализ двух решений, то в выводах по второй главе обязательно следует определить, как анализируемые решения повлияли на изучаемый правовой институт, что изменилось в его правовом закреплении и реализации, дать собственную оценку этим изменениям. Автор может дать собственную оценку решению Суда в цело: можно ли считать принятое решение обоснованным и справедливым. Если тема предполагает анализ решения Конституционного Суда России и ЕСПЧ, то определить, какое из решений, на взгляд автора, справедливое и почему, аргументы какого суда ему показались более обоснованными и почему. Если автор не согласен с итоговым выводом Суда, то почему и какое решение проблемы мог бы предложить.   

В Заключении выражены выводы, к которым приходит автор курсовой работы. Студент должен кратко сформулировать выводы по особенностям изучаемого конституционно-правового института, а также о проблемах его реализации и защиты, которые были выявлены Судом (по итогам анализа судебных решений), о том, решены ли эти проблемы принятым решением или нет. 

Список использованных источников включает перечень нормативных правовых актов, решений судов (анализ которых осуществлялся в курсовой работе), учебной и научной литературы и публикаций, которые использовались студентом. Студент должен в первую очередь использовать рекомендованные в данном пособии источники.

6. При выполнении курсовой работы студент должен внимательно изучить соответствующее правовое регулирование, судебные решения, учебную, научную литературу и публикации в периодических изданиях (журналах и пр.). При раскрытии отдельных тем студент может использовать и другие источники, в том числе материалы СМИ и Интернет-СМИ. Необходимо пользоваться достоверными источниками сети Интернет – электронными библиотечными системами Знаниум[3], IPRbooks[4] и др., электронными библиотеками e-library[5] и др., сайтами юридических журналов, сайтами органов государственной власти, сайтами средств массовой информации (http://www.kommersant.ru/; http://www.vedomosti.ru/; http://lenta.ru/ и др.). Обязательным является использование справочно-правовыми системами КонсультантПлюс, Гарант и др. Некоторые учебные пособия и монографии можно найти на информационно-образовательном портале ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»[6]. Используйте статьи, опубликованные в журнале «Российское правосудие».

7. Курсовая работа должна быть самостоятельной. При написании работы не допускается компиляция[7] источников. Не допускается плагиат[8]. Все заимствования, не свои выводы и суждения должны оформляться сносками на источник.

8. В ходе написания курсовой работы студент обязательно должен консультироваться с научным руководителем, советоваться относительно методов научного исследования, анализа судебных решений, формулирования выводов и т.д. Рекомендуется первый вариант курсовой работы предоставить научному руководителю для дачи рекомендаций (черновик курсовой работы можно сдать в электронном или печатном виде по согласованию с научным руководителем).

Оформление курсовой работы

Студент должен строго соблюдать предъявляемые требования к оформлению курсовой работы. Эти требования изложены в общих методических рекомендациях. Общие требования заключаются в следующем. Курсовая работа выполняется в формате Microsoft Word формат А 4. Шрифт – Times New Roman, размер - 14; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание - по ширине страницы. Заголовки оформляются полужирным шрифтом. Введение, заключение, каждая глава курсовой работы начинаются с новой страницы, а параграфы – с абзацного отступа. В курсовой работе необходимы подстрочные сноски (шрифт – Times №ew Roma№ , размер - 12; межстрочный интервал – 1; выравнивание – по ширине страницы, нумерация арабскими цифрами). Нумерация страниц сплошная, на титульном листе номер страницы не проставляется.

Список использованных источников (те нормативные правовые акты, учебная, научная литература, судебная практика, статьи и пр., которые студент использовал при написании работы) оформляется в следующей последовательности:

Нормативные правовые акты (в иерархическом порядке по убыванию юридической силы, начиная с Конституции Российской Федерации. Если используется несколько актов одной юридической силы, например, федеральные законы, то их располагают в хронологическом порядке, начиная с самых ранних). Обязательно указывать официальный источник опубликования актов (Российская газета, Собрание Законодательства Российской Федерации, Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации http://pravo.gov.ru/ и т.д.). Допускается вместо источника опубликования указывать справочно-правовые системы КонсультантПлюс и другие.

Например,

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

2) Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

3) Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13, ст. 1447.

4)  Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1, ст. 1.

5) Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.12.2014) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 29.07.1992.

6) Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 (ред. от 31.12.2014) «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2000. № 7, ст. 795.

7) Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 257 (ред. от 30.10.2014) «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве» // Российская газета. № 93. 05.05.2005.

8) Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». №26. 28.06.2010

Судебная практика – решения Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, анализ которые проведен в работе.

Основная и специальная литература- учебная и научная литература размещаются в алфавитном порядке по фамилии автора или названия. Работы одного автора размещаются в хронологическом порядке.

Интернет-источникиуказываются порталы органов государственной власти, электронных библиотек, средств массовой информации и пр.

9.  Сноски оформляются на нормативные правовые акты, судебную практику, учебные, научные и другие источники, которые использованы автором работы. 

- Можно в тексте использовать прямое цитирование автора (оформляется кавычками) либо просто его текст (без кавычек), либо собственное переложение мыслей другого автора (без кавычек). При упоминании в тексте любого автора следует сначала писать инициалы, потом фамилию. Например, Как отмечает Н.В. Витрук, … . После окончания цитирования или текста другого автора обязательно следует поставить сноску. В сноске указывает сначала фамилия, потом инициалы автора, название работы, место и год издания, страницу. Например, Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. С., 220.

- Сноска на статью оформляется следующим образом. Петухов Н.А., Ермошин Г.Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 3. С. 11 - 15.

- Сноски на источники, содержащиеся в справочно-правовых системах, оформляются так: Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2012.

- Сноски на интернет-порталы оформляются следующим образом: Харитонов С.С. Институционализация неправительственных организаций в конституционном праве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Пробелы в российском законодательстве. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalizatsiya-nepravitelstvennyh-organizatsiy-v-konstitutsionnom-prave-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.10.2014).

- Если в курсовой работе студент использует одну и ту же работу, то в первой сноске приводятся выходные данные полностью, как было в примере выше. Во второй и последующих сносках пишется так: Витрук Н.В. Указ. соч. С., 222.

10.  Если автор курсовой работы использует нормативные правовые акты, то ссылки на них оформляются так. В тексте при первом упоминании нормативного акта необходимо указать вид акта, дату и его полное наименование. В таком случае не допускается использовать сокращения, в том числе и сокращение РФ вместо Российской Федерации. В сноске дается указание на официальный источник опубликования акта. При последующем упоминании того же акта возможно употреблять его сокращенное наименование без сносок на источник опубликования.

- Например, Конституция Российской Федерации (в сноске: Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014). Далее в тексте – Конституция РФ.

- Или в тексте: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в сноске Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13, ст. 1447). Далее в тексте: Закон о Конституционном Суде РФ или ФКЗ о Конституционном Суде РФ. Слово «Закон» далее в тексте пишется с заглавной буквы, если автор имеет в виду конкретный закон, о котором писал ранее. Если же речь идет о законах как разновидности нормативных правовых актов, то слово «закон» следует писать с прописной буквы. Такое же правило действует в отношении других нормативных правовых актов.

11.  Обязательно следует указать конкретные статьи, части, пункты и подпункты нормативного правового акта, если студент использует эти положения. Допускаются сокращения статья – ст., часть – ч., пункт – п. Следует использовать наименование «часть» по отношению в отдельным положениям статей Конституции РФ (например, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) и слово «пункт» - по отношению к отдельным положениям других нормативных правовых актов (например, п. 3 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). 

12.  При ссылке на органы государственной власти следует указывать официальное наименование органа при первом упоминании, и можно сокращать в дальнейшем. Например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...