Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и структура дисциплины (модуля)




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины…………………………………………………………………..4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………………………………….4

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………………….5

4. Объем дисциплины…………………………………………………………………………...6

5. Содержание и структура дисциплины………………………………………………………6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………...………………………………………………………….8

6.1 Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки обучающихся…………………………………………………………………………………...8

 6.2 Перечень тем презентаций для самостоятельной подготовки к практическим занятиям………………………………………………………………………………………...9

6.3Примерные тестовые задания текущего контроля успеваемости…………………………......................................................................................10

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………….16

7.1 Общие рекомендации……………………………………………………………………..16

7.2 Методические рекомендации для лиц с ограниченными возможностями ……………17

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ………………17

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..……28

9.1. Основная литература …………………………………………………………………….28

9.2. Дополнительная литература ……………………………………………………………..28

9.3. Нормативные правовые документы ………………………………………………………….28

9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы…………………………………………………….28

10. Материально-техническое и программное    обеспечение дисциплины (модуля)……………………………………………………………………………………………………28

 

 

 

Цель и задачи дисциплины (модуля)

Изучение дисциплины «Культурология» предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика».

Цель изучения дисциплины -формирование у студентов обобщенного взгляда на социокультурные процессы прошлого и настоящего ;формирование способности принимать сознательное участие в моделировании и создании макрокультурной ситуации, включающей, в том числе, и результаты его практической деятельности Задачи дисциплины:

1. формирование у студентов чувства долга, способности добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, нравственной надежности и моральной ответственности;

2. анализ культуры как системы культурных феноменов;

3. исследование ментального содержания культуры;

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Формируемые компетенции, а также планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки (владения)) (Табл. 1).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

 

Код компе тенци и Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

ОК-4

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного

взаимодействия

 

Знать: З1- сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;  иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передаче их в качестве социокультурного опыта; З2 -исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, достижения культуры в ХХ веке; З3-общие тенденции и закономерности развития всемирной истории, философии, З4 -основные научные подходы и концепции в интерпретации событий, процессов и явлений российской истории; З5-условия формирования личности, ее свободы и ответственности
Уметь: У1-понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к
Код компе тенци и Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

 

 

культуре и обществу;  У2-применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;  У3-применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; У4-интерпретировать философские, социально и личностные проблемы;
Владеть: В1-владеть современной терминологией осмысления культурных процессов, ориентироваться в актуальных проблемах научного познания культуры; В2-навыками самостоятельного анализа культурных явлений и самостоятельной оценки современного состоянию культуры, функций культуры в обществе, перспектив культурного моделирования

 

Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.В.ОД.3«Культурология» входит в состав вариативной части учебного плана и является обязательной дисциплиной для изучения. Изучается она на 1и 2 курсе заочной формы обучения (2 и 3 семестре ) в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика».

Базовые знания, которыми должен обладать студент после изучения дисциплины «Культурология», призваны способствовать освоению дисциплин, направленных на формирование профессиональных знаний и умений. 

 

Объем дисциплины (модуля)

Таблица 2

Объем дисциплины

Вид учебных занятий и самостоятельная работа

Объем дисциплины (модуля), час.

     

Всего

Семестр (триместр), курс3

     

1

2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2

Заочная форма обучения

     

Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:

   

 

                   

лекционного типа (Л)

4  

2

2                  

лабораторные работы (практикумы) (ЛР)

   

 

                   

практического (семинарского) типа (ПЗ)

6  

2

4                  

контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)

2  

 

                   

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

92  

32

6 0                  

Промежуточная аттестация

форма

зачет

час. 4  

 

                   

Общая трудоемкость (час. / з.е.)

108  

 

                   
                               

 

Содержание и структура дисциплины (модуля)

 

Таблица 3 Содержание дисциплины

№п/п Наименование тем Содержание тем Коды компетенций

Коды ЗУН 

(в соответствии с табл. 1)

Тема 1 Структура и состав современного культурологического знания От обыденных представлений к научному понятию «культура». Понятие «культура» в трудах античных философов. Представление о культуре средневековых мыслителей. Специфика понимания культуры в трудах итальянских гуманистовэпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Формирование «классической» модели культуры в XIX веке. Оформление культурологии как науки в XX веке. Различные подходы к определению содержания понятия «культура». Понятие «культурология» в современном гуманитарном познании. Культурология как наука ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,
Тема 2 Основные категории и понятия современной культурологии Объем и содержание понятий «культура», «цивилизация», «морфология культуры», «функции       культуры».       Понятие «цивилизация» (соотношение понятий «цивилизация» и«культура»). Мыслители эпохи Просвещения о цивилизации (Ж.Ж.Руссо,А.Гольбах).Культурологическа я концепция немецкого философа начала XX векаО.Шпенглера. Взгляд на культуру и цивилизацию английского мыслителя XX векАА.Тойнби. Понятие цивилизации в современной культурологической мысли(С.Ф.Хантингтон). «Морфология культуры». Понятие «функции культуры: основные функции культуры; функциии функциональность культуры.Культурологическая концепция английского антрополога XX векаБ.Малиновского.   ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,
Тема 3 Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Содержание Понятие культурных ценностей, их иерархия; понятие и содержание культурных норм; культурные нормы и девиации; соотношение ценностей и норм в культуре; культурные традиции. Содержание категории «культурная картина мира»; универсальные культурные ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,

 

  категорий «культурная картина мира», «социальные институты культуры» архетипы как важнейшие компоненты картины мира; соотношение «культурной картины мира» с научной, художественной и религиозной картинами мира. Культурные ценности и нормы – неотъемлемые составляющие картины мира; формы и способы выражения самобытности культурной картины мира определенной социокультурной общности в языке и художественном творчестве; социальные институты культуры  

 

Тема 4 Историческая типология культуры. Понятие типа культуры и типологии. Принципы типологии культуры Понятие типа культуры и типологии. Принципы     типологии    культуры.  Эволюционизм XIX века (Г.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор и др.). Формационный подход к типологии культуры (К.Маркс,Ф.Энгельс). Цивилизационный подход как один из вариантов классификациикультур по историческому типу (Н.Данилевский, О.Шпенглер,А.Тойнби).Концепция «осевого времени» К.Ясперса.   ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,
Тема 5 Актуальные проблемы современной культурологи. Культура и природа От обыденных представлений к научному понятию «культура». Понятие «культура» в трудах античных философов. Представление о культуре средневековых мыслителей. Специфика понимания культуры в трудах итальянских гуманистовэпохи Возрождения и эпохи Просвещения.                  Формирование «классической» модели культуры в XIX веке. Оформление культурологии как науки в XX веке. Различные подходы к определению содержания понятия «культура». Понятие «культурология» в современном гуманитарном познании. Культурология как наука ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,
Тема 6 Культура и личность Объем и содержание понятий «культура», «цивилизация», «морфология культуры», «функции      культуры».      Понятие «цивилизация» (соотношение понятий «цивилизация» и«культура»). Мыслители эпохи Просвещения о цивилизации (Ж.Ж.Руссо,А.Гольбах).Культурологическа я концепция немецкого философа начала XX векаО.Шпенглера. Взгляд на культуру и цивилизацию английского мыслителя XX векАА.Тойнби. Понятие цивилизации в современной культурологической мысли(С.Ф.Хантингтон). «Морфология культуры». Понятие «функции культуры: основные функции культуры; функциии функциональность культуры.Культурологическая концепция английского антрополога XX ОК-4  

З1,З2,З3,

З4,З5;

У1, У2, У3,

У4;

В1, В2.

    векаБ.Малиновского.    

 

Тема 7 Культура как идеалообразующаясторона жизни людей  Понятие культурных ценностей, их иерархия; понятие и содержание культурных норм; культурные нормы и девиации; соотношение ценностей и норм в культуре; культурные традиции. Содержание категории «культурная картина мира»; универсальные культурные архетипы как важнейшие компоненты картины мира; соотношение «культурной картины мира» с научной, художественной и религиозной картинами мира. Культурные ценности и нормы – неотъемлемые составляющие картины мира; формы и способы выражения самобытности культурной картины мира определенной социокультурной общности в языке и художественном творчестве; социальные институты культуры ОК-4   З1,З2,З3, З4,З5; У1, У2, У4; В1, В2. У3,
Тема 8 Культура и глобальные проблемы современности Понятие типа культуры и типологии. Принципы       типологии      культуры.  Эволюционизм XIX века (Г.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор и др.). Формационный подход к типологии культуры (К.Маркс,Ф.Энгельс). Цивилизационный подход как один из вариантов классификациикультур по историческому типу (Н.Данилевский, О.Шпенглер,А.Тойнби).Концепция «осевого времени» К.Ясперса.   ОК-4  

З1,З2,З3,

З4,З5;

У1, У2, У3,

У4;

В1, В2.

Таблица 4 Структура дисциплины (модуля)

№ п/п

Наименование тем (разделов)

 

Объем дисциплины (модуля), час.

 

Форматекущ

его контроля

успеваемост

и4,

промежуточ ной

аттестации

Всего

Контактная работа обучающихся с

преподавателем

по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР
   

Заочная форма обучения

   
Тема 1 Структура и состав современного культурологического знания   16 1       15 ИО
Тема 2 Основные категории и понятия современной культурологии   16 1       15 ИО
Тема 3 Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Содержание категорий «культурная картина мира», «социальные институты   17       2 15 ИО

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины (модуля), час.

Форматекущ

его контроля

успеваемост

и4,

промежуточ ной

аттестации

Всего

Контактная работа обучающихся с

преподавателем

по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР
 

культуры»

             
Тема 4

Историческая типология культуры. Понятие типа культуры и типологии. Принципы типологии культуры

17     2   15 ИО
Тема 5

Актуальные проблемы современной культурологи. Культура и природа

16 1       15 ИО
Тема 6

Культура и личность

17     2   15 ИО
Тема 7

Культура как идеалообразующаясторона жизни людей 

16 1       15 ИО
Тема 8

Культура и глобальные проблемы современности

19     2   17 ИО

Промежуточная аттестация

4            

Всего:

108 4   6 2 92  

 

4Примечание: – формы текущего контроля успеваемости: интерактивный опрос (ИО), интерактивное контрольное тестирование (ИКТ), интерактивный практикум (ИП).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...