Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Содержание и структура дисциплины (модуля)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины…………………………………………………………………..4
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………………………………….4
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………………….5
4. Объем дисциплины…………………………………………………………………………...6
5. Содержание и структура дисциплины………………………………………………………6
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………...………………………………………………………….8
6.1 Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки обучающихся…………………………………………………………………………………...8
6.2 Перечень тем презентаций для самостоятельной подготовки к практическим занятиям………………………………………………………………………………………...9
6.3Примерные тестовые задания текущего контроля успеваемости…………………………......................................................................................10
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………….16
7.1 Общие рекомендации……………………………………………………………………..16
7.2 Методические рекомендации для лиц с ограниченными возможностями ……………17
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ………………17
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..……28
9.1. Основная литература …………………………………………………………………….28
9.2. Дополнительная литература ……………………………………………………………..28
9.3. Нормативные правовые документы ………………………………………………………….28
9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы…………………………………………………….28
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)……………………………………………………………………………………………………28
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины «Культурология» предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика».
Цель изучения дисциплины -формирование у студентов обобщенного взгляда на социокультурные процессы прошлого и настоящего ;формирование способности принимать сознательное участие в моделировании и создании макрокультурной ситуации, включающей, в том числе, и результаты его практической деятельности Задачи дисциплины:
1. формирование у студентов чувства долга, способности добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, нравственной надежности и моральной ответственности;
2. анализ культуры как системы культурных феноменов;
3. исследование ментального содержания культуры;
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Формируемые компетенции, а также планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки (владения)) (Табл. 1).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код компе тенци и
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
| ОК-4
| способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия
| Знать:
З1- сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передаче их в качестве социокультурного опыта;
З2 -исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, достижения культуры в ХХ веке;
З3-общие тенденции и закономерности развития всемирной истории, философии,
З4 -основные научные подходы и концепции в интерпретации событий, процессов и явлений российской истории;
З5-условия формирования личности, ее свободы и ответственности
| Уметь:
У1-понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к
| Код компе тенци и
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
|
| культуре и обществу;
У2-применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
У3-применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
У4-интерпретировать философские, социально и личностные проблемы;
| Владеть:
В1-владеть современной терминологией осмысления культурных процессов, ориентироваться в актуальных проблемах научного познания
культуры;
В2-навыками самостоятельного анализа культурных явлений и самостоятельной оценки современного состоянию культуры, функций культуры в обществе, перспектив культурного моделирования
|
Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.В.ОД.3«Культурология» входит в состав вариативной части учебного плана и является обязательной дисциплиной для изучения. Изучается она на 1и 2 курсе заочной формы обучения (2 и 3 семестре ) в соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика».
Базовые знания, которыми должен обладать студент после изучения дисциплины «Культурология», призваны способствовать освоению дисциплин, направленных на формирование профессиональных знаний и умений.
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2
Объем дисциплины
Вид учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины (модуля), час.
|
|
|
| Всего
| Семестр (триместр), курс3
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
0
| 1
1
| 1
2
| Заочная форма обучения
|
|
|
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
| 4
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
| 6
|
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (СР)
| 92
|
| 32
| 6
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| форма
| зачет
| час.
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3 Содержание дисциплины
№п/п
| Наименование тем
| Содержание тем
| Коды компетенций
| Коды ЗУН
(в соответствии с табл. 1)
| Тема 1
| Структура и состав современного культурологического знания
| От обыденных представлений к научному понятию «культура». Понятие «культура» в трудах античных философов. Представление о культуре средневековых мыслителей. Специфика понимания культуры в трудах итальянских гуманистовэпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Формирование «классической» модели культуры в XIX веке. Оформление культурологии как науки в XX веке. Различные подходы к определению содержания понятия «культура». Понятие «культурология» в современном гуманитарном познании. Культурология как наука
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
| Тема 2
| Основные категории и понятия современной культурологии
| Объем и содержание понятий «культура», «цивилизация», «морфология культуры»,
«функции культуры». Понятие
«цивилизация» (соотношение понятий «цивилизация» и«культура»). Мыслители эпохи Просвещения о цивилизации
(Ж.Ж.Руссо,А.Гольбах).Культурологическа я концепция немецкого философа начала XX векаО.Шпенглера. Взгляд на культуру и цивилизацию английского мыслителя XX векАА.Тойнби. Понятие цивилизации в современной культурологической мысли(С.Ф.Хантингтон). «Морфология культуры». Понятие «функции культуры: основные функции культуры; функциии функциональность культуры.Культурологическая концепция английского антрополога XX векаБ.Малиновского.
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
| Тема 3
| Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Содержание
| Понятие культурных ценностей, их иерархия; понятие и содержание культурных норм; культурные нормы и девиации; соотношение ценностей и норм в культуре; культурные традиции. Содержание категории «культурная картина мира»; универсальные культурные
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
|
| категорий «культурная картина мира», «социальные институты культуры»
| архетипы как важнейшие компоненты картины мира; соотношение «культурной картины мира» с научной, художественной и религиозной картинами мира. Культурные ценности и нормы – неотъемлемые составляющие картины мира; формы и способы выражения самобытности культурной картины мира определенной социокультурной общности в языке и художественном творчестве; социальные институты культуры
|
|
| Тема 4
| Историческая типология культуры. Понятие типа культуры и типологии. Принципы типологии культуры
| Понятие типа культуры и типологии.
Принципы типологии культуры.
Эволюционизм XIX века (Г.Морган,
Г.Спенсер, Э.Тайлор и др.). Формационный подход к типологии культуры
(К.Маркс,Ф.Энгельс). Цивилизационный подход как один из вариантов классификациикультур по историческому типу (Н.Данилевский,
О.Шпенглер,А.Тойнби).Концепция «осевого времени» К.Ясперса.
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
| Тема 5
| Актуальные проблемы современной культурологи. Культура и природа
| От обыденных представлений к научному понятию «культура». Понятие «культура» в трудах античных философов.
Представление о культуре средневековых мыслителей. Специфика понимания культуры в трудах итальянских гуманистовэпохи Возрождения и эпохи
Просвещения. Формирование
«классической» модели культуры в XIX веке. Оформление культурологии как науки в XX веке. Различные подходы к определению содержания понятия «культура». Понятие «культурология» в современном гуманитарном познании. Культурология как наука
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
| Тема 6
| Культура и личность
| Объем и содержание понятий «культура», «цивилизация», «морфология культуры»,
«функции культуры». Понятие
«цивилизация» (соотношение понятий «цивилизация» и«культура»). Мыслители эпохи Просвещения о цивилизации
(Ж.Ж.Руссо,А.Гольбах).Культурологическа я концепция немецкого философа начала XX векаО.Шпенглера. Взгляд на культуру и цивилизацию английского мыслителя XX векАА.Тойнби. Понятие цивилизации в современной культурологической мысли(С.Ф.Хантингтон). «Морфология культуры». Понятие «функции культуры: основные функции культуры; функциии функциональность культуры.Культурологическая концепция английского антрополога XX
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2, У3,
У4;
В1, В2.
|
|
| векаБ.Малиновского.
|
|
| Тема 7
| Культура как идеалообразующаясторона жизни людей
| Понятие культурных ценностей, их иерархия; понятие и содержание культурных норм; культурные нормы и девиации; соотношение ценностей и норм в культуре; культурные традиции. Содержание категории «культурная картина мира»; универсальные культурные архетипы как важнейшие компоненты картины мира; соотношение «культурной картины мира» с научной, художественной и религиозной картинами мира. Культурные ценности и нормы – неотъемлемые составляющие картины мира; формы и способы выражения самобытности культурной картины мира определенной социокультурной общности в языке и художественном творчестве; социальные институты культуры
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2,
У4;
В1, В2.
| У3,
| Тема 8
| Культура и глобальные проблемы современности
| Понятие типа культуры и типологии.
Принципы типологии культуры.
Эволюционизм XIX века (Г.Морган,
Г.Спенсер, Э.Тайлор и др.). Формационный подход к типологии культуры
(К.Маркс,Ф.Энгельс). Цивилизационный подход как один из вариантов классификациикультур по историческому типу (Н.Данилевский,
О.Шпенглер,А.Тойнби).Концепция
«осевого времени» К.Ясперса.
| ОК-4
| З1,З2,З3,
З4,З5;
У1, У2, У3,
У4;
В1, В2.
| Таблица 4 Структура дисциплины (модуля)
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
|
| Объем дисциплины (модуля), час.
|
| Форматекущ
его контроля
успеваемост
и4,
промежуточ ной
аттестации
| Всего
| Контактная работа обучающихся с
преподавателем
по видам учебных занятий
| СР
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
|
|
| Заочная форма обучения
|
|
| Тема 1
| Структура и состав современного культурологического знания
|
| 16
| 1
|
|
|
| 15
| ИО
| Тема 2
| Основные категории и понятия современной культурологии
|
| 16
| 1
|
|
|
| 15
| ИО
| Тема 3
| Культурные ценности и нормы, культурные традиции. Содержание категорий «культурная картина мира»,
«социальные институты
|
| 17
|
|
|
| 2
| 15
| ИО
| № п/п
| Наименование тем (разделов)
| Объем дисциплины (модуля), час.
| Форматекущ
его контроля
успеваемост
и4,
промежуточ ной
аттестации
| Всего
| Контактная работа обучающихся с
преподавателем
по видам учебных занятий
| СР
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
|
| культуры»
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4
| Историческая типология культуры. Понятие типа культуры и типологии. Принципы типологии культуры
| 17
|
|
| 2
|
| 15
| ИО
| Тема 5
| Актуальные проблемы современной культурологи. Культура и природа
| 16
| 1
|
|
|
| 15
| ИО
| Тема 6
| Культура и личность
| 17
|
|
| 2
|
| 15
| ИО
| Тема 7
| Культура как идеалообразующаясторона жизни людей
| 16
| 1
|
|
|
| 15
| ИО
| Тема 8
| Культура и глобальные проблемы современности
| 19
|
|
| 2
|
| 17
| ИО
| Промежуточная аттестация
| 4
|
|
|
|
|
|
| Всего:
| 108
| 4
|
| 6
| 2
| 92
|
|
4Примечание: – формы текущего контроля успеваемости: интерактивный опрос (ИО), интерактивное контрольное тестирование (ИКТ), интерактивный практикум (ИП).
|