Радиотерапия (базовая часть 1 блока программы).
Рентгенология (базовая часть 1 блока программы).
Ультразвуковая диагностика (базовая часть 1 блока программы).
Эндоскопия (базовая часть 1 блока программы).
Малоинвазивные эндовидеохирургические операции в онкологии (вариативная часть 1 блока программы).
Принципы амбулаторной хирургии в онкологии и дифференциальная диагностика опухолей видимых локализаций (вариативная часть 1 блока программы).
Химиоперфузия в онкологии (вариативная часть 1 блока программы).
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих универсальных (УК) и профессиональных (ПК) компетенций[2]:
№ п/п
| Номер/ индекс компетенции
| Содержание
компетенции
| В результате изучения учебной дисциплины
обучающиеся должны:
|
Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства[3]
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1.
| УК-1
| Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
| Основные виды и формы мышления. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию.
| Использовать полученные знания в научных исследованиях и практической деятельности. Уметь выразить мысли словами.
| Специальной терминологией. Навыками анализа и логического мышления интерпретирования полученных результатов научных исследований, постановке диагноза у онкологических больных.
| Собеседование
|
2.
| УК-2
| Готовность к управлению коллективом онкологического подразделения, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия у персонала и пациентов.
| Законодательную базу (нормативно-правовые документы), должностные и функциональные обязанности в соответствии с профессиональной деятельностью в области онкологии
| Применять базовые навыки управления при организации работы в соответствии с должностными обязанностями врача, среднего и вспомогательного персонала онкологических учреждений.
| Основными методами организации лечебно-диагностического процесса в онкологии, технологиями управления коллективом
| Собеседование
|
3.
| УК-3
| Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
| Научно-медицинскую информацию и информацию, полученную из различных источников по различной тематике. Современные тенденции развития медицинской науки в области онкологии. Основы логики и анализа, принципы ведения дискуссий и полемики. Элементы педагогики и психологии. Содержание программ ВО и ДПО по специальности «Онкология», теоретические и практические вопросы специальности.
| Самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по онкологии. Использовать отечественный и зарубежный опыт по тематике. Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; дискутировать и полемизировать в процессе педагогической и научно-практической деятельности.
| Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности.
Медико-функциональным понятийным аппаратом. Навыками изложения самостоятельной точки зрения. Принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
| Собеседование
|
4.
| ПК-1
| Готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания
| Основы профилактической медицины в области онкологии. Социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности в области онкологии. Принципы здорового образа жизни.
| Проводить с населением
мероприятия по первичной профилактике наиболее часто встречающихся онкологических заболеваний. Осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды.
| Навыками разработки плана первичной профилактики наиболее часто встречающихся онкологических заболеваний с учетом течения этих заболеваний. Навыками подбора и назначения лекарственной терапии, использования методов немедикаментозного лечения, проведения реабилитационных мероприятий по повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды.
| Собеседование
|
5.
| ПК-2
| Готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
| Основы профилактической медицины в области онкологии; принципы диспансерного онкологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, принципы реабилитации пациентов.
| Применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях. Провести физикальное обследование пациента различного возраста. Направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.
| Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста
| Собеседование
|
6.
| ПК-3
| Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
| Научные принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежание инфицирования при работе в стоматологической практике. Эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний. Принципы осуществления противоэпидемических мероприятий. Основы защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях. Особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время.
| Использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе онкологического статуса) от воздействия факторов среды обитания. Осуществлять сортировку пораженных лиц при чрезвычайных ситуациях для обеспечения эффективной деятельности специализированных и медицинских служб.
| Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях. Приёмами оказания первой медицинской помощи при повреждениях тканей и органов полости рта.
| Собеседование
|
7.
| ПК-4
| Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков
| Порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования распространения информации в области онкологии. Принципы системного анализа информации для решения тестов и ситуационных задач с использованием теоретических знаний в области онкологии.
| Применять данные медицинской информации для успешной профессиональной деятельности в области онкологии. Проводить анализ полученной информации, опираясь на принципы доказательной медицины для принятия верных решений в области онкологии.
| Базовыми технологиями преобразования информации: текстовыми, табличными редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности.
Медико-функциональным понятийным аппаратом.
| Собеседование
|
8.
| ПК-5
| Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
| Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний онкологического профиля.
Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза болезни. Принципы классификации болезней. Основные симптомы и синдромы онкологических заболеваний. Алгоритм диагностических мероприятий при неотложных и угрожающих жизни состояниях в онкологической практике.
| Оценивать результаты основных и дополнительных методов диагностики, используемые в онкологической практике. Работать с инструментами, материалами и аппаратурой. Проводить диагностику и дифференциальную диагностику с использованием различных методов. На основании данных основных и дополнительных исследований выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.
| Методами общего клинического обследования детей и взрослых. Навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов основных и дополнительных методов исследования онкологических больных.
| Собеседование
|
9.
| ПК-6
| Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании онкологической медицинской помощи
| Структурные и функциональные основы нормы и патологии в онкологической практике, причины, основные механизмы развития онкологического заболевания. Понятия, морально-этические нормы, основные положения проведения экспертизы нетрудоспособности. Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме и при патологических процессах. Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики онкологических заболеваний. Порядок и методы обследования пациентов онкологического профиля. Критерии оценки состояния органов и систем организма. Порядок оформления медицинской документации онкологического больного. Схему обследования онкологического больного. Показатели лабораторно-инструментальных исследований онкологических больных в норме и патологии.
| Анализировать отклонения функциональных возможностей тканей и органов в онкологической практике от нормы.
Обследовать онкологического больного, используя основные и дополнительные методы исследования. Оформить медицинскую документацию онкологического больного. Интерпретировать результаты обследования. Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи.
| Мануальными навыками в консервативной, оперативной и восстановительной онкологии. Методами комплексной терапии и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями с учётом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии.
Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий. Навыками интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях.
| Собеседование
|
10.
| ПК-7
| Готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации
| Показания и сроки оказания медицинской помощи больным при чрезвычайных ситуациях.
| Оказывать первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний при чрезвычайных ситуациях
| Методами и способами оказания первой врачебной помощи в случаях возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний при чрезвычайных ситуациях.
| Собеседование
|
11.
| ПК-8
| Готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении
| Классификацию и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамику и фармакокинетику. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств. Побочные эффекты.
| Сформировать план лечения с учетом течения болезни. Подобрать и назначить лекарственную терапию. Использовать методы немедикаментозного лечения. Провести реабилитационные мероприятия при онкологических заболеваниях. Выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, при определенных заболеваниях и патологических процессах у онкологического больного.
| Возможностью назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных онкологических заболеваний и патологических процессов. Методами комплексной терапии и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями с учётом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии
| Собеседование
|
12.
| ПК-9
| Готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих
| Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения. Проблемы онкологической настороженности у лиц, связанным с профессиональными вредностями. Организацию врачебного контроля состояния здоровья населения.
| Проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Пропагандировать здоровый образ жизни. Проводить работу по пропаганде здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных онкологических заболеваний.
| Методами организации первичной профилактики онкологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе, к отказу от вредных привычек, влияющих на онкологическую заболеваемость.
| Собеседование
|
13.
| ПК-10
| Готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях
| Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения; основы страховой медицины в Российской Федерации, структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации; особенности работы врача-онколога при заключению договоров на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с пациентами, с любыми предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке; структуру и оснащение онкологических кабинетов и отделений поликлиники и стационара; санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций онкологического профиля; основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной онкологической помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической онкологической службы
| Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи.
| Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях;
оценками состояния онкологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;
методами диспансеризации в онкологии у детей и взрослых.
| Собеседование
|
14.
| ПК-11
| Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей
| Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды в норме и при патологических процессах; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных.
| Анализировать и оценивать качество медицинской, онкологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи. Интерпретировать результаты обследования, вести медицинскую документацию различного характера в онкологических амбулаторно-поликлинических учреждениях.
| Методами общего клинического обследования детей и взрослых. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских и онкологических организациях
| Собеседование
|
15.
| ПК-12
| Готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации
| Организационные моменты, показания и сроки оказания медицинской помощи больным при чрезвычайных ситуациях. Этапы и средства медицинской эвакуации.
| Организовать лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций.
| Методами и способами организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
| Собеседование
|
Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении ординаторов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Все компетенции делятся на универсальные компетенции (УК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределены по видам деятельности выпускника.