Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правила построения программ исследования
Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления. При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю.Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров. Навыки, необходимые для социальной адаптации: - пользование ванной; - забота о волосах, ногтях; - вытирание полотенцем; - пользование общественным туалетом; - надевание одежды и обуви и уход за ними; - употребление основной кухонной утвари; - умение пользоваться газовыми и электрическими плитами; - использование шкал и мер; - приготовление простых блюд; - выполнение основных домашних поручений; - простая стирка и глажение; - пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных); - самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода; - овладение основными предосторожностями против возникновения пожара; - умение обратиться за помощью в случае необходимости; - распознавание цвета; - понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате; - пользование будильником; - совершение простых счетных операций; - устный счет; - знание денежных купюр и монет; - умение сделать мелкие покупки за наличный расчет; - умение отправить письмо, написать имя и адрес; - знание социально значимых слов и символов; - умение правильно стоять, сидеть и ходить; - прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи. Социальные навыки: - установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений; - умение правильно реагировать на замечания; - проявление нормальной реакции на доброту и любовь; - владение основными речевыми навыками; - умение начать разговор; - пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.; - умение обратиться за советом; - умение пользоваться столовой; - умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении; - умение пригласить и развлечь дома гостей; - осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя); - осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению; - знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница. Трудовые навыки: - способность следовать простым инструкциям; - употребление простых инструментов; - выполнение обычных домашних обязанностей; - способность переносить усталость; - принятие указаний и руководства; - принятие ответственности; - принятие роли подчиненного; - пунктуальность; - умение устанавливать отношения в процессе работы. Отдых и развлечения: - умение организовать свободное время; - установление дружеских отношений; участие в клубных занятиях и кружках; - увлечение чем-либо (хобби); - посещение библиотек и музеев; - понимание в доступных пределах Произведений искусства; - способность танцевать; - умение посещать кинотеатры и другие места развлечений. Итак, после осуществления предварительной работы необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления. Выбору правильной последовательности предъявления методик не всегда придается должное значение, тогда как на практике это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики «на память» (напомним, что методик, изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности. Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в развитии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях программа может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует. По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней. Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования. Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным нейропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подростка, но и всю систему его межличностных отношений, социально-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определения положения ребенка в социальной микрогруппе). Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методики. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности. В качестве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность — динамичное образование, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уровень развития способностей не является решающим фактором. Профессиональное становление во многом зависит от мотивации, интересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. уто касается и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики. Многие личностные особенности подростка изучаются с помощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда — это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек определенной профессии должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы: «человек—природа» (предмет труда — живые организмы, биологические, микробиологические процессы); «человек—техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия); «человек—человек» (предмет труда — люди, группы, коллективы); «человек—знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки); «человек—художественный образ» (предмет труда — художественные образы, их части, элементы, свойства). Результаты ответа на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальными возможностями. Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и инструментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудностью при применении данной методики может стать желание подростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хороший контакт, существует атмосфера доверия. Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составлению программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с нарушениями развития. Контрольные вопросы 1. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития? 2. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании? 3. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии? Литература Основная Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2000. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб., 1998. Дополнительная Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977. Глава 5 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |