Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правила построения программ исследования




Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологичес­кой диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактичес­ких приемов их проведения и саму последовательность предъяв­ления.

При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предва­рительном этапе (до собственно экспериментально-психологиче­ского и/или нейропсихологического исследования) помимо обыч­ного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необхо­димых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю.Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможно­стей ребенка по ряду следующих параметров.

Навыки, необходимые для социальной адаптации:

- пользование ванной;

- забота о волосах, ногтях;

- вытирание полотенцем;

- пользование общественным туалетом;

- надевание одежды и обуви и уход за ними;

- употребление основной кухонной утвари;

- умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;

- использование шкал и мер;

- приготовление простых блюд;

- выполнение основных домашних поручений;

- простая стирка и глажение;

- пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);

- самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;

- овладение основными предосторожностями против возник­новения пожара;

- умение обратиться за помощью в случае необходимости;

- распознавание цвета;

- понимание показаний часов с латинскими и арабскими циф­рами на циферблате;

- пользование будильником;

- совершение простых счетных операций;

- устный счет;

- знание денежных купюр и монет;

- умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;

- умение отправить письмо, написать имя и адрес;

- знание социально значимых слов и символов;

- умение правильно стоять, сидеть и ходить;

- прием лекарств по назначению, оказание элементарной пер­вой помощи.

Социальные навыки:

- установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;

- умение правильно реагировать на замечания;

- проявление нормальной реакции на доброту и любовь;

- владение основными речевыми навыками;

- умение начать разговор;

- пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спаси­бо» и др.;

- умение обратиться за советом;

- умение пользоваться столовой;

- умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;

- умение пригласить и развлечь дома гостей;

- осознание опасности вредных привычек (курения, употреб­ления алкоголя);

- осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;

- знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.

Трудовые навыки:

- способность следовать простым инструкциям;

- употребление простых инструментов;

- выполнение обычных домашних обязанностей;

- способность переносить усталость;

- принятие указаний и руководства;

- принятие ответственности;

- принятие роли подчиненного;

- пунктуальность;

- умение устанавливать отношения в процессе работы. Отдых и развлечения:

- умение организовать свободное время;

- установление дружеских отношений; участие в клубных заня­тиях и кружках;

- увлечение чем-либо (хобби);

- посещение библиотек и музеев;

- понимание в доступных пределах Произведений искусства;

- способность танцевать;

- умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

Итак, после осуществления предварительной работы необхо­димо подобрать соответствующие методики и разработать после­довательность их предъявления.

Выбору правильной последовательности предъявления мето­дик не всегда придается должное значение, тогда как на практи­ке это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные за­дания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется снача­ла предъявить все методики «на память» (напомним, что мето­дик, изучающих исключительно одну функцию, в силу систем­ности психики человека, не существует, и речь идет о выявле­нии той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды дея­тельности.

Подбор конкретных методов исследования также требует вни­мания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реа­лизации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в разви­тии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях про­грамма может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.

По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в тече­ние нескольких дней.

Выбор методик всегда должен отвечать принципу всесторон­него и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным нейропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функ­ций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подрос­тка, но и всю систему его межличностных отношений, социаль­но-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определе­ния положения ребенка в социальной микрогруппе).

Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методи­ки. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности. В ка­честве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность — динамичное образование, которое форми­руется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уро­вень развития способностей не является решающим фактором. Про­фессиональное становление во многом зависит от мотивации, ин­тересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. уто касает­ся и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.

Многие личностные особенности подростка изучаются с по­мощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомен­довавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда — это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, про­цессов, которыми человек определенной профессии должен мыс­ленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы:

«человек—природа» (предмет труда — живые организмы, био­логические, микробиологические процессы);

«человек—техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);

«человек—человек» (предмет труда — люди, группы, коллекти­вы);

«человек—знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);

«человек—художественный образ» (предмет труда — художе­ственные образы, их части, элементы, свойства). Результаты от­вета на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколь­ко ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интере­сы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальны­ми возможностями.

Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержатель­ную сторону направленности личности, является основой отно­шений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и ин­струментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудно­стью при применении данной методики может стать желание под­ростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хоро­ший контакт, существует атмосфера доверия.

Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составле­нию программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с на­рушениями развития.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения под­ростков с нарушениями развития?

2. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании?

3. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии?

Литература

Основная

Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Са­мара, 2000.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб., 1998.

Дополнительная

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

Глава 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...