Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуации, в которых возможно увольнение за разглашение охраняемой законом тайны




 

Работника, который распространил сведения, составляющие охраняемую законом тайну, можно уволить (пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Для увольнения в данном случае необходимо установить два факта:

- разгласил ли работник информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную тайну, персональные данные других работников. Трудовой кодекс РФ не раскрывает понятия "разглашение", поэтому под ним можно понимать как действие (сообщение, передачу, предоставление, пересылку, публикацию и т.п.), так и бездействие работника, в результате которых охраняемая информация в любой форме (устной, письменной, электронной, в том числе и при помощи технических средств) стала известна третьим лицам;

- является ли разглашенная информация охраняемой законом тайной. Поскольку определения такой тайны Трудовой кодекс РФ не дает, нужно руководствоваться соответствующими законами (о государственной тайне, о коммерческой тайне, о персональных данных, Налоговым кодексом РФ и т.д.).

В деятельности большинства организаций указанное основание увольнения может использоваться и при разглашении коммерческой тайны. Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" доступ к информации может быть ограничен локальным актом работодателя. Для введения режима конфиденциальности (защищенности) информации работодатель должен издать локальный акт (положение, приказ и т.п.), в котором нужно указать перечень защищаемой информации, меры по ее защите и список работников, имеющих допуск к таким сведениям. С данным документом необходимо ознакомить работника под подпись.

 

Важно! Чтобы иметь возможность применять к работнику взыскание, в организации должен быть разработан режим защиты указанных сведений. Данный режим вводится локальным нормативным актом работодателя, с которым необходимо ознакомить всех работников под подпись. Отсутствие такого документа может быть основанием для отмены применения взыскания в судебном порядке.

Применение наказания именно в виде увольнения в данном случае является лишь правом работодателя. Поэтому он может ограничиться выговором или замечанием либо вообще не применять взыскание к работнику.

В судебном процессе обязанность по доказыванию соответствия тяжести проступка мере наказания лежит на работодателе. Ему придется подтвердить, что в организации был введен режим защиты указанных сведений, приняты все меры для их сохранности, а в отношении работника, допустившего проступок, учитывались тяжесть проступка, предшествующее поведение работника и иные обстоятельства (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

 

Ситуация из практики. Правомерно ли увольнение работника за передачу по электронной почте конфиденциальной информации?

Если работник разгласил сведения, составляющие охраняемую законом тайну, то увольнение будет обоснованным. Согласно пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Для применения данного основания увольнения необходимо соблюдать следующие условия:

- наличие допуска работника к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну;

- получение указанных сведений в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- соблюдение сроков и порядка применения дисциплинарных взысканий;

- сообщение охраняемых законом сведений одному или нескольким лицам, которые не были допущены работодателем к их получению;

- отнесение переданной информации к сведениям, которые составляют охраняемую законом тайну.

Если все перечисленные условия соблюдены, то работодатель может на законных основаниях уволить работника.

 

Оформление факта разглашения охраняемой законом тайны

 

Унифицированного документа, который нужно составить при обнаружении факта разглашения тайны, не утверждено. На практике данный факт фиксируется докладной запиской лица, его выявившего. В ней нужно отразить:

- фамилию, имя, отчество работника, обнаружившего факт разглашения;

- сведения, которые были разглашены;

- обстоятельства, при которых произошло разглашение и обнаружение этого факта;

- дату и время разглашения и обнаружения.

 

Документальное подтверждение факта разглашения охраняемой законом тайны

 

Тот факт, что работник действительно виновен в разглашении охраняемой законом тайны, должен быть зафиксирован в решении специальной комиссии, которая создается работодателем для проведения внутреннего расследования или проверки. Комиссию желательно образовать не позднее следующего дня после выявления факта разглашения, включив в нее не менее трех компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников, имеющих допуск к сведениям, разглашение которых произошло.

 

Создание комиссии для установления факта разглашения охраняемой законом тайны

 

О создании комиссии издается приказ, в котором указываются фамилии и должности работников, входящих в ее состав, цель, дата создания комиссии и срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия комиссии.

Перед комиссией по расследованию факта разглашения информации ставятся следующие задачи:

- установление обстоятельств нарушения, в том числе времени, места и способа его совершения;

- обследование мест возможного нахождения утраченного конфиденциального документа;

- установление лиц, непосредственно виновных в данном нарушении;

- выявление причин и условий, способствующих нарушению;

- определение актуальности утраченной (разглашенной) информации;

- определение (подсчет) ущерба (убытков).

Комиссия вправе затребовать объяснения от подозреваемых в проступке работников, а при отказе в их представлении составить соответствующий акт. Поэтому, если такие объяснения были получены в ходе расследования, повторно требовать их при применении взыскания не нужно.

Подробнее о получении объяснений от работника, разгласившего охраняемую законом тайну, см. п. 4 настоящего материала.

 

С приказом о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех включенных в нее работников. Знакомить с ним работника, в отношении которого ведется расследование, необязательно, поскольку подобного требования законодательство не содержит.

См. образец заполнения приказа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...