Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская). Верфикационизм. Фальсификационизм.




Проблема истины в научном познании

Истина – это высочайшая ценность культуры и, одновременно, величайшая проблема философии. Споры о существовании истины не смолкают на протяжении всей истории философии. И в наши дни, как во времена Платона и Аристотеля, проблема истины находится в центре внимания философов.

Разговаривая об истине, следует, прежде всего, иметь в виду её многоликость. Мыслители говорят об истинах факта и истинах разума, об истинах науки, истинах философии и истинах религии, об абсолютной истине и истине относительной. Они говорят об истинном бытии, об истинной демократии, об истинном искусстве, об истинной теории, об истинном высказывании и т. д. и т. п. Скрывается ли за этим многообразием единство, возможно ли установление некой единой сущности истины? Или, может быть, один и тот же термин «истина» применяется людьми для обозначения принципиально различных сущностей?

Основные концепции истины

Разные этапы в развитии культуры характеризуются преимущественным интересом к различным аспектам проблемы истины. Быстрый прогресс науки в19 – м и 20 – м веках выдвинул на передний план вопрос об истинности знания, получаемого применением научных методов, вопрос об истинности научного знания. Философия откликнулась на актуализацию этого вопроса разработкой нескольких концепций истинного знаний, научного знания в частности.

Корреспондентская (классическая) концепция истины

Одной самых распространённых в философии и науке указанного периода стала корреспондентская (от английского слова correspondence – соответствие) концепция истины. Правда, как уже мы сказали, этой концепции присутствуют уже в сочинениях Аристотеля. По причине древности и согласия со здравым смыслом эту концепцию иногда называют также классической.

Как следует из названия, главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное – это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна. С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения, высказывания, предложения, системы предложений), подразумевая знание, соответствующее предмету знания. – Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее (понятию, сущности). – Это онтологический вариант обсуждаемой концепции.

И в том, и в другом случае эта концепция представляется очень понятной и естественной. Однако более внимательное её рассмотрение показывает, что она содержит немало спорных моментов и неясностей.

Когерентная концепция истины

Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания (суждениями, теориями, концепциями и т. д.) и фрагментами действительности (вещами, свойствами, отношениями). Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно (знание) является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки этой концепции уходят в глубокую древность. Совершенно отчётливо они прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики (законы правильного, истинного) мышления. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию, претендующему на истинность.

Истинность, обеспечиваемую выполнением этих требований, можно назвать формальной истинностью.

Прагматическая концепция истины

Ф. Ницше утверждал, что истину следует понимать как орудие жизни, как орудие власти, в крайнем случае, - как средство приспособления человека к действительности. Подобные взгляды были систематически развиты представителями прагматизма. Прагматизм – философское учение, сложившееся в последние десятилетия 19 – ого века в США. Основные идеи прагматизма выдвинули и разрабатывали Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи.

Они подвергли критике предшествующую философию за её метафизическую направленность и предложили свой вариант радикальной её (философии) переориентации. Философия, по их мнению, должна стать общим методом решения жизненных проблем, встающих перед человеком

Верификационизм.

Верификационизм - (от лат. - verus - истинный и facio - делаю) - методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов.

В. получил широкое распространение в связи с концепцией языка науки в логическом эмпиризме (одной из разновидностей логического позитивизма и аналитической философии. Его разработали члены Венского логического кружка, сформированного в 1920-е гг. под председательством Морица Шлика, куда входили известные ученые и философы Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Курт Гедель, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах. Члены Венского кружка в своей философской деятельности руководствовались положениями "Логико-философского трактата" Людвига Витгенштейна (см. аналитическая философия, атомарный факт).Согласно принципу В., всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых "протокольных предложений", фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве фундамента любого знания.

Фальсификационизм

Методологическая концепция Карла Поппера (1902- 1994) получила название "фальсификационизм", так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки Фальсифицированная теория должна быть отброшена.

Важнейшим, а иногда и единственным методом научного познания долгое время считали индуктивный метод. Согласно индуктивистской методологии научное познание начинается с наблюдений и констатации фактов. После того как факты установлены, мы приступаем к их обобщению и выдвижению теории.

Теория рассматривается как обобщение фактов и поэтому считается достоверной. Правда, еще Д. Юм заметил, что общее утверждение нельзя вывести из фактов, и поэтому всякое индуктивное обобщение недостоверно.

Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.

Этика науки может быть представлена в виде единства внутренней этики науки и внешней этики науки. Внутренняя этика науки регулирует взаимоотношения исследователей и виды деятельности учёного, которые сосредоточены внутри науки. Внешняя этика науки регулирует отношения учёных с их социальным окружением, а также виды деятельности учёных, которые направлены на это социальное окружение. Понятно, что непреодолимой грани между внутренней и внешней этикой науки нет. Существенное место во внутренней этике науки занимает категория доверия, несомненно, являющаяся категорией этики.

 Внешнюю этику науки удобнее всего пояснить с помощью категории социальной ответственности учёного. В 1 – ую очередь при этом имеется в виду то обстоятельство, что и отдельный исследователь, и научное сообщество в целом несут ответственности за те последствия, к которым ведёт применение, использование их разработок. Конечно, ответственность за эти последствия лежит не только (и, зачастую, - не столько) на исследователях, но и на тех, кто непосредственно внедряет эти разработки (инженеры, конструкторы, технологи…), на тех, кто принимает решения об использовании этих разработок (бизнесмены, менеджеры, политики…), на тех, кто финансирует это использование и т.д. Далее, категория социальной ответственности науки указывает на то, что на научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за её успехи и провалы, за её сегодняшний «имидж», за её социальный престиж, за степень эффективности исполнения наукой её социокультурных функций. Научное сообщество получает изрядную долю ресурсов общества и должно постоянно доказывать свою социокультурную состоятельность.

 Что касается противоречия между стремлением исследователя к достижению истины и требованиям этических норм, то это реальное противоречие.

Иными словами, истинное знание не только описывает и объясняет мир, оно должно возвышать человека, оно должно формировать в нём поистине человеческие качества.

 

Эстетика науки.

Слово «эстетика» происходит от греческого «aesthetic» и в переводе означает «чувственный», «чувствующий», «постигаемый или познаваемый с помощью чувств», что и дало в дальнейшей истории философии основание говорить о чувственном, или эмпирическом, и о рациональном, или теоретическом, познании. Сегодня можно утверждать, что весь опыт непосредственного взаимодействия человека с природой, как бы он не именовался в разные древние времена у разных родов, племён, а позднее и у этнических и прочих социальных образований и сообществ внутри государственных структур, постепенно подготавливал человека к выделению, а затем и к разделению чувственного и появившегося при становлении способностей его осмысления рационального опыта как результата совместной, синтезированной чувственной и умственной деятельности человеческого мозга.

Вся известная на сегодняшний день история духовного и творчески-созидательного развития человечества говорит, таким образом, о том, что для человека действенным объектом внимания (и чувственно-эмоционального, и умственно-интеллектуального, и деятельностно-преобразующего или творческого) стали весь окружающий мир и сам человек со всеми им познанными и ещё только познаваемыми тайнами. И поэтому ограничивать предмет эстетики только раскрытием сущности и эстетико-художественных тайн искусства, как это делали Гегель, Винкельман, Тэн, а внастоящее время – Кривцун в учебнике «Эстетика», неправомерно ни с теоретической, ни с практической точки зрения.

Если эстетика займёт когда-нибудь такую позицию, она оставит вне сферы своего влияния практически все виды человеческой деятельности, кроме художественной, которой профессионально и даже самодеятельно занимается лишь небольшая часть человечества

Красота и прекрасное во все времена и для всех племён и народов означает приблизительно одно и то же, поскольку эстетика выполняет в мире одну из самых значимых для всего человечества функций – она на чувственно-эмоциональном уровне (самом приемлемом и значимом для всех) и на рационально-интеллектуальном уровне объединяет всех людей, делая их терпимыми, то есть толерантными.

Как философская наука эстетика просто не может иметь дело с какой-либо одной или несколькими сторонами мира и универсума, но только со всем миром и уневерсумом как целостными материально-идеальными или вещественно-духовными явлениями, с которыми взаимодействуют человек так же, как целостное всесторонне развитое существо, способное взаимодействовать на разумных, то есть ориентированных на достижение гармонических и совершенных результатов, приводящих человека в высшее духовное эмоционально-чувственное и интеллектуальное состояние, которое и представляется прекрасным, эстетическим состоянием, когда и в чувствах, и в разуме царит порядок.

Синергетика сегодня и метод эстетического исследования, и особый – синтетический – тип, и форма рефлексии. У эстетически и художественно развитого человека при восприятии или творении искусства возникают умные эмоции.

Историки науки отмечают и такую интересную закономерность научного творчества, как его подверженность влиянию красоты. По убеждению Т. Куна, например, триумф новой теории происходит зачастую благодаря ее эстетическим данным. Э. Панофский, исследуя творчество Галилея, приходит к убеждению о влиянии эстетических взглядов мыслителя на его научные открытия.

В деонтологической ипостаси наука являет собой область функционирования определенных моральных норм. Философия науки в деонтологическом ракурсе, соответственно, есть научная этика - достаточно разветвленная сфера знания. Ее можно разграничить на некоторые части, разделы.

Один их них - этос научного творчества. Этот раздел обращен к изучению проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого; в науке сложилась традиция именовать его кодексом научной честности. Р. Мертон формулирует основные принципы кодекса научной честности: принцип универсализма, из которого следует, что истинность научных утверждений оценивается независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их выдвигает; принцип общности утверждает недопустимость монополий в науке (что не отрицает авторского права); принцип незаинтересованности, согласно которому первичным стимулом деятельности ученого является, свободный от соображений личной пользы, бескорыстный поиск истины; принцип организованного скептицизма отвергает стратегию слепого подчинения авторитету предшественников как ненаучную.

Другой раздел научной этики - этические нормы жизни научного сообщества. Значимость этого раздела определяется тем фактом, что творческие потенции лучше всего развиваются там, где существует подлинное уважение к творчеству, наличие благожелательной атмосферы. Окрашенная в агрессивные тона конкуренция, зависть, рождающая тип поведения, названный Хаксли "публичной воинственной пляской", всегда деструктивна, несовместима с достоинством науки. Собственно говоря, одна из целей научной этики как дисциплины связана с преодолением таких рудиментов культуры, доставшихся нам от прошлого, как оскорбления и перебранки, интриги и шельмования. Особую важность в этой связи приобретает воспитание культуры научной дискуссии. Главная заповедь любого научного спора - выявление того, что правильно, а не того, кто прав.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...