Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология гуманитарных наук.




Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их пред­мет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания. Хотя в со­циальном познании можно и нужно применять методы естествен­ных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гумани­тарного знания (в частности, включенность туда «самого познаю­щего»)

Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если изме­рять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. «На­против, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его

В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и общена­учные методы и принципы (о которых шла речь выше). Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом осо­бенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность).

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включен­ное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в оп­ределенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует со­бытия «изнутри».

В психологии давно применяются такие специфические формы на­блюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия.

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — осознанное система­тическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей.

Эмпатия (от лат. — вчувствование, проникновение) — способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, же­лания, идеи и поступки, т. е. это проникновение в переживания дру­гих людей.

Своеобразной формой социального эксперимента является соци­альная инженерия, большой вклад в разработку которой внес британ­ский философ и социолог К. Поппер. Развитием социальной инженерии является социальное проектирование, широко распространенное в современной социологии.

Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого со­блюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно требование — «не навреди!». Главная их осо­бенность — в «способности служить орудием проникновения в тайни­ки интимно человеческого».

В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнитель­ный (компаративистский) метод, опять же с учетом специфики их пред­мета.

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общена­учных применяются специфические средства, методы и операции, все­цело обусловленные особенностями предмета этих наук. Выше уже шла речь о таких методах, как идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и со­бытий; диалог («вопросо-ответный метод»); понимание и рациональ­ное (жтенционалъное) объяснение; ценностный подход («отнесение к ценностям») (Риккерт, Вебер).

Назовем еще некоторые из своеобразных методов, подходов и прин­ципов, характерных именно для социально-гуманитарного познания.

1. Анализ документов, который позволяет получить сведения о про­шедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

2. Методы опроса — основаны на высказываниях людей с целью вы­явления их мнений по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных методов сводится к двум основным формам:

• анкетирование — опрос по специальным анкетам, содержащим конкретные вопросы;

• интервью — целенаправленная, заранее запланированная бесе­да с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».

3. Метод монографический (от греч. monos — один, единственный и grapho — пишу) — метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте

4. Биографический метод — один из методов исследования субъек­тивной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.

5. Проективные методы (в психологии) — способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.

6. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизирован­ные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.).

7. Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...