Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специальнонаучные и общенаучные методы познания.




Методы научного познания – это способы решения определённых научных проблем. Эти способы изобретаются, создаются исследователями, субъектами ис­следовательской деятельности. Поэтому методы научного познания субъективны по своему происхождению.

Не существует некоего универсального метода создания методов научного познания. Общей закономерно­стью развития науки является не только умножение количества методов научного познания, но также усложнение, усовершенствование их и удорожание тех средств, без которых их применение невозможно. Важнейшей характеристикой метода науч­ного познания является их непременная операциональность, технологичность, их обязательная алгоритмичность. Иначе говоря, всякий метод научного познания представляет собой систему, последовательность этапов, действий, процедур.

Специалисты, работающие в области философии и методологии науки, предло­жили несколько вариантов классификации методов научного познания. Сама классификация также является методом познания, методом научного познания в ча­стности.

Классификация методов научного познания в соответствии с классификацией наук.

В таком случае следует говорить о методах естественных наук, методах логико-ма­тематических наук, технических наук, исторических наук, социальных наук и гума­нитарных наук. Эту классификацию можно углублять, дифференцировано рассматривая каждый из выделенных классов методов. Например, класс методов ес­тественных наук включает в себя методы физических наук, методы биологических наук, методы геологических наук и т. д. Далее можно дать общую характеристику методов каждого класса. Так, в естественных науках широко применяется метод ге­нерализирующий. С помощью такого метода в этих науках формулируются законы.

Классификация методов научного познания в зависимости от их общности.

Недостатки предшествующей классификации в значительной мере снимаются под­ходом, в соответствии с которым методы научного познания следует классифициро­вать в зависимости от их общности. Чаще всего в рамках этого подхода говорят о двух или трёх классах методов.

Первый из них (классов) является самым многочисленным. Он включает в себя ме­тоды, применяемые в одной научной дисциплине или в нескольких близких, родственных дисциплинах. Часто такие методы называются методами специальных наук (или частнонаучными методами). Гораздо менее многочислен второй класс методов научного познания. Такие методы принято называть общенаучными методами. Иногда в рамках рассматриваемой классификации выделяется третий класс методов. В таком случае он включает в себя всеобщий (универсальный) метод по­знания. Как только что было отмечено, на роль всеобщего метода предлагались не­которые из общенаучных методов.

Классификация методов научного познания в зависимости от их принадлежности к определённому уровню научного познания.

Отметим также, что существует ещё одна очень естественная классификация методов научного познания. Основанием этой классификации является принадлеж­ность метода к тому или иному уровню научного познания. Чаще всего в научном познании выделяют два уровня: уровень эмпирического познания и уровень теоретического познания.

Методы научного познания – совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. В связи с этим методы познания принято делить на эмпирические и теоретические.

Методология научного познания

Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать методологией познания.

Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании.К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

Чаще всего процесс познания начинается с изучения наблюдаемых свойств отношений. Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное и планомерное восприятие явлений. Наблюдатель не просто воспринимает явление, а вопрошает природу, ставя относительно неё какие-то вопросы и задачи. Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно и невозможно.

Наблюдение может быть прямым (с помощью органов чувств) и косвенным, когда наблюдаемый помещает между собой и объектом приборы (микроскоп, телескоп, счётчик Гейгера и т. д.) для усиления своих познавательных возможностей. При этом следует отметить, что косвенные наблюдения всё шире используются в современной науке, особенно там, где речь идёт об исследовании мега и микромира.

Различают скрытое включённое наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, и открытое, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В последнее десятилетие метод включённого наблюдения актуализировался ввиду необходимости осмысления социального и культурного мира, понимания представлений, целей, мотивов, действующих в нём.

Однако поскольку с помощью наблюдения мы познаём не процесс в целом, а лишь определённые его срезы, то в науке обобщения только на базе данных наблюдений не строятся. Тем более они не строятся на базе случайных наблюдений, которые также могут иметь место в науке. Данных такого вида наблюдений явно недостаточно для полноценного научного исследования, они могут быть лишь начальным (предпосылочным) импульсом к постановке проблемы, выдвижению гипотезы и т. д.

Эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении состояния объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Именно выделение значимых переменных является важнейшим пунктом данного метода познания.

Эксперимент предполагает наличие цели исследования, гипотезы, наблюдения, предметно-орудийной практической деятельности по целенаправленному изменению изучаемого объекта.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые (естественная ситуация) и лабораторные, по характеру исследуемых объектов – на технические, экономические, социальные (правовые, педагогические, эстетические), по специфике поставленной задачи – на научно-исследовательские и прикладные.

Мысленный эксперимент даёт возможность отвлечься от целого ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Различают два типа мысленных экспериментов: а) мысленные эксперименты, могущие в последствии быть осуществлёнными на практике; б) не могущие быть реализованными в действительности.

В целом эксперимент позволяет максимально сократить время и условия по изучению объекта, создать возможность для повторения с целью более точного измерения и обоснованного доказательства существования или не существования исследуемых свойств и отношений, уменьшить личностную компоненту при интерпретации полученных выводов. Поэтому по сравнению с наблюдением эксперимент является более глубоким эмпирическим методом познания. Недостаток эксперимента – большие затраты.

Измерение – это способ получения, прежде всего (но не только), количественной информации об объекте, когда одна (измеряемая) величина соотносится (сравнивается) с другой, принятой за эталон. Измерение свойств осуществляется с использованием измерительных инструментов, в точных науках – математических методов либо технических устройств. В социальных науках – тест, анкет.

Необходимо также наличие масштаба измерения (единицы измерения) и правил измерения. По типу различают прямое и косвенное измерение.

Важнейшей характеристикой процесса измерения является точность. Она всегда ограничена, поскольку в процессе измерения сам процесс измерения вносит искажения в изучаемый объект плюс несовершенство измерительных инструментов, небрежность исследователя и др. Однако чем точнее проведено измерение, тем надёжнее полученные выводы.

Эмпирические знания – необходимая ступень познания, без которой невозможна следующая, теоретическая ступень познания.

Прежде всего, очевидно, что приборы выступают как своего рода посредники между субъектом и объектом познания. Введение приборов в процесс научного познания обусловлено рядом существенных обстоятельств. Существуют приборы различного рода: приборы-усилители, приборы-анализаторы, приборы-преобразователи, приборы-регистраторы. Как уже сказано, важную роль в науке играют приборы-измерители.

Отчетливо заявившая о себе в микрофизике неустранимость и существенность воздействия приборов (шире: экспериментальной, познавательной, познавательной установки) на объект научного познания, на результат этого познания впоследствии были обнаружены и осмыслены, по сути, во всех науках. На стадии неклассической и постнеклассической науки стало ясно, что приборы, экспериментальные установки, познавательные установки субъекта познания (его теоретическая, концептуальная, мировоззренческая оснащённость) не являются чем-то гносеологически «безобидным» и нейтральным. Это не просто посредники, передающие в удобной для субъекта познания форме информацию об объекте познания, «как он есть на самом деле». Приборы, экспериментальные установки, познавательные установки существенно изменяют объект познания, участвуют в «изготовлении» предмета познания, в его формировании. В результате этого осознания в науке произошла смена созерцательной гносеологической установки на конструктивистскую.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...