Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимоотношения философии науки и науковедения, социологии науки, психологии научного творчества.




Наука является объектом изучения не только философии науки, но и ещё целого ряда нефилософских научных дисциплин. В частности: социологию науки, науковедение, психологию научного творчества. Со всеми этими науками философия науки находится в разнообразных отношениях.

Социология науки, используя специальные методики, анализирует науку как социальное явление, выявляет количественные и качественные характеристики науки и научного сообщества: источники и размеры финансирования науки, количество научных работников, их распределение по различным секторам науки, уровень их квалификации, возраст, количество публикаций и т.д. Она пытается установить тенденции развития различных секторов науки и научных направлений и т.д. Социология науки сформировалась относительно недавно. Как специализированная социологическая дисциплина она является детищем 20-ого столетия, поскольку именно в это время профессия научного работника стала массовой.

Соотношение философии науки и социологии науки. Эмпирия и теория. Социология – это преимущественно эмпирический уровень познания. Философия науки – теоретический уровень познания. В социологии науки есть свои теоретические построения. В свою очередь, социологи науки занимаясь построением концепций различного уровня должна опираться на разработки философов науки.

Тесно примыкает к социологии науки и науковедение, уделяющее преимущественное внимание количественному исследованию науки: уточнению вклада науки в общий экономический рост той или иной страны, анализу особенностей процесса внедрения научных достижений в обществах с различным экономическим и политическим устройством и т. д. Науковедение – отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества

В русле многих дисциплин сложились специальные отрасли (социология науки, экономика науки, психология науки и др.), которые входят в систему науковедения В науковедении используются идеи и методы кибернетики, теория систем и т. д. Однако науковедение – это не комплекс отдельных дисциплин, а наука изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся ценности.

Определенные аспекты науки изучает также психология научного творчества. В частности, её интересует психологические особенности различных типов научных работников (основателей и руководителей научных школ, «генераторов новых научных идей», исполнителей, критиков, теоретиков, экспериментаторов и т.п.). Психология научного творчества уделяет много внимания рассмотрению характера взаимоотношений членов одного научного коллектива на различных стадиях его развития. Особый интерес у психологии научного творчества вызывает феномен научного открытия. Философия науки и психология научного творчества интенсивно взаимодействуют друг с другом. В частности, в зоне их совместных интересов находится рассмотрение интуиции как непременного компонента всякого научного творчества. В то же время философия науки и психология научного творчества достаточно отчётливо специализированы. Если названная отрасль психологии нацелена на то, что называется «контекстом открытия», на саму конкретику совершения того или иного научного открытия и исследует роль и место в этом процессе особенностей психических качеств (воля, воображение, целеустремлённость, смелость, нонконформизм…) первооткрывателя, то философия науки интересуется в большей степени «контекстом обоснования». Она нацелена на исследование способов логического и эмпирического обоснования и доказательства соответствующего открытия. 

Науку изучают многие дисциплины, все они находятся в актуальном взаимодействии. Философия науки в особом положении.

 

 

Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.

Можно говорить о следующих аспектах бытия науки: наука – это научно исследовательская деятельность, наука – это научное знание, наука – это академическая система и особый социальный институт. Рассмотрим названные аспекты бытия науки.

1. наука как система знаний (как специфический тип знания).

2.  наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

3.  наука как социальный институт

4.  наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности, предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

1.  объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

2.  направленность на творчество

3.  общезначимость

4.  обоснованность (эмпир-я, теор-я)

5.  точность полученных результатов

6.  верифицируемость (эмпир-я, логическая)

7.  воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

8.  объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

9.  полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).  

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...