Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности.




Наконец, научное знание – это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина – это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат. Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Критерии научности – объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризует классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. некоторые из них, например экспериментальный характер и достоверность научных высказываний, или универсализм и фундаментализм. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией.

Известно несколько критериев разграничения научных и псевдонаучных идей – это:

1. Принцип верификации.

Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Различают:

-непосредственную верификацию – как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента;

-косвенную верификацию – как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями.

Принцип верификации позволяет в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в её пользу – идеология, религия, астрология и т. п.

2. Принцип фальсификации. Его суть: критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.

Фальсифицируемость (опровергаемость, критерий Поппера)критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент не был поставлен. Философская доктрина, согласно которой фальсифицируемость теории является необходимым условием её научности, носит название Фальсификационизм.

Теории психоанализа подобной проверке подвергнуть невозможно в принципе. Как бы не вёл себя человек, его поведение можно объяснить с позиции психоаналитических теорий, нет такого поведения, которое опровергло бы эти теории.

В отличие от психоанализа, общая теория относительности допускает возможность проверки.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

• универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта и т. п.;

• согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

• простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

• объяснительный потенциал;

• наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Особенности языка науки.

Усвоение проблемы языка в познавательной деятельности даёт возможностьосознать фундаментальную роль языка в становлении и развитии знаний, адекватном отражении реальности, в овладении способом теоретического мышления, в формировании культуры интеллектуальной деятельности.

Пониманию смысла и назначения языка в значительной степени поможет обращение к проблеме происхождения языка. Исторически развитие звукового языка шло и не могло не идти одновременно с развитием коллективного процесса труда, оказывая огромное влияние на организацию общественных отношений и на формирование внутреннего мира человека. Люди с самого начала коллективного трудового действия должны были как-то сигнализировать друг другу о своих действиях, о том, что сделано и что необходимо сделать. Постепенно складывалось целая система знаков, регулирующая практические действия и взаимоотношения людей. В самой системе знаков стали складываться правила их объединения и сочетания, которые никто не выдумывал, не привносил в данную систему. Одни звуки – сигналы сочетали с другими, следуя «приказам» объективной практической ситуации. Структура человеческих отношений в процессе действия получала как бы «второе» выражение в структуре взаимосвязей языковых знаков.

Т.е. язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как фрма человеческого познания и мышления так же не отделённого ещё от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Проблема содержания и формы языка, смысла и значений является важной проблемой для понимания сущности и значения языка в познавательной деятельности.

Велика роль единицы языка

Под единицей языка мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому. Единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении. Слово всегда относится не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. Но обобщение есть чрезвычайный словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Мысль не состоит из отдельных слов. Мысль содержится в уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно отдельными единицами.

Различие между научным и обыденным знанием существует; имеется оно и в языке.

Язык современной науки становится всё более искусственным, формализованным, а обыденное знание остаётся на уровне естественного языка. Научное и обыденное знание едины в смысле их направленности на объект, Научное знание, какую бы форму оно не принимало, как бы его язык не был формализован, своим содержанием имеет объективную реальность, её явления, процессы, свойства и закономерности, как и обыденное, с той лишь разницей, что первое глубже охватывает эту реальность, чем второе.

Вместе с тем, оно многим отличается от обыденного знания – своей полнотой, конкретностью и т. п. Что касается языка научного знания, то он также направлен на то, чтобы проблемы отражения объективной реальности в знании решались эффективно, чтобы оно было более точным и глубоким.

Вывод: У каждой науки имеются свой особый язык, своя система понятий. Довольно значительны вариативность и в стилистике, и в степени строгости рассуждений. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить математические или физические научные тексты с текстами, относящимися к гуманитарным или общественным наукам. Эти познания определяются не только спецификой самих предметных областей, но и уровнем развития науки в целом. Надо иметь в виду, что науки развиваются не изолированно друг от друга. В науке в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств отдельных наук. Поэтому развитие конкретной области науки осуществляется не только за счёт выработанных в ней приёмов, методов и средств познания, но и за счёт постоянного заимствования научного арсенала из других наук.

Итак, важнейшим средством научного познания, несомненно, является язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерны определённость используемых понятий и терминов, стремление к чёткости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

Язык философии генетически связан с обыденным языком и языком науки. Язык науки и язык философии представляет собой высший уровень развития человеческого языка, человеческой мысли. Но если обыденный язык (особенно на первых этапах становления человечества) – это до некоторой степени, язык констатирующий, язык частно-научных знаний – язык систем, язык движения мысли, то язык философии - язык диалектической логики, язык развития мысли.

Язык хранит в своих «недрах» определённое количество знания, как непосредственного, так и опосредованного.

Первый вид знаний – непосредственное знание характеризуется тем, что осознаётся людьми именно в качестве знания. Его собирают, хранят и используют. Его проверяют, критикуют и от него избавляются. Оно подразделяется на теоретическое и прикладное, рациональное и чувственное.

Второй – опосредованный – тип знания не осознаётся человеком именно как знание. Это знание «скрывается» за теми символами, которыми обусловлено мышление человека и его действия.

Проблема языка философии является одной из важнейших проблем в курсе философии, она даёт возможность осознать роль научных понятий, философских категорий в познании сущности мира, в развитии творческого мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...