Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раз-тие народного образования и науки в 1918-1940-х




гг.Окт. рев.-начало культ. рев. в Коми. Начало-осень18г., когда в советы стали большевистскими. В 18г.-съезды советов по нар. образ-ю. Уездн. отдел нар. образ-я в УС возглавил Маегов А.А., а в Я Покровский С.И. В ПУ все это отложилось до разгрома белых. В 21г. создан Обл. отдел нар. образ-я, возглавил Маегов А.А. Самодеятельное участие масс в школьн. стр-ве («дни», «недели» и т.д. нар. образ-я) - ремонт школ, сбор средств и т.д. Комбеды выделяли для школьников одежду, обувь и т.д. Была расширена школьная сеть-на 59 школ больше, чем в 17г. Начало коми нац. школы. В 18г. начались разработки учебн. пособий. Молодцов В.А. составил коми алфавити букварь (издан в 20г.). Создано Коми книжн. изд-во. В 18г. прекращ. преподавание закона Божьего. В старш. классах вводились уроки политграмоты, новый предмет обществоведение. В 23г. появ. пионерские отряды и комсомол в школах. Сев.-Двин. губ. съезд по просвещению зырян призвал учителей к участию в ликбезе. В 18г. создана учительская семинария в Усть-Выми, а в 21г. УС педтехникум преобраз. в Институт нар. просвеще- ния (учителя школ 2 ступени). 20г.-726 школьн. работников. В 30г. в АО был введен всеобуч. за 28-32гг. открыто 127 школ., кол-во учащихся увел в 1,8 раза. В 30г. 99,5% детей посещало школы. В 37г.-79 неполных средних школ. Первая десятилетка-в С в 32 году, а к 37г. уже 13 таких школ. В школах велись уроки труда+обучение на матер. базе колхозов, МТС и т.д. В 32г. открыт пединститут, а в 34г.-первый набор студентов (до ВОВ подготовил 780 учителей). К 39г. кол-во учителей увел. в 4,2 раза. Грамотность в 26г.-38%, а в 39г. 90%. Для взрослых открыто 10 семилеток и 5 средн. школ.+система рабфаков и курсов. Создание нар. интеллигенции (в ВУЗах центра в 20-х гг. 220-240 чел.). В 19г. организ. УС партшкола, позднее и в Ижме. В 29г.-фельдшерско-акуш. школа, далее преобразована в мед. техникум. В 30-32гг. созданы Ижемский с/х, Ухто-Печ. горный и в 35г. Щельяюрский водный техникумы. Помощь оказывалась АО из центр. сред. и высш. учебн. завед. В АО формировались научные кадры. В 29г. Ухто-Печ. экспедиция начала изучение природных богатств АО. В Арх-ке возникло бюро АН по изучению Северного края. В 23г. возникло Общ-во изучения Коми края-издание журнала «Коми му» и «Записок». 32-33гг. - Н.И. Ульянов «Очерки по истории коми-зырян», В.М. Подоров «Очерки по истории коми»+П.Г. Доронин изуч. партизанское движение. Местная интеллигенция изучала коми язык, литературу, грамматику (большой вклад В.И. Латкина). В 34г. научно-исслед. институт по изучению экономики, культуры и истории коми-много научных трудов. 22г. восстановлено Печорск. с/х станция, а в 25г. создана Ижмо-Печ. бактериологическая лабор. В 30г. создан Печ.-Илыч. заповедник.

Становление и развитие профес. литературы и искусства в Коми в 1918-1940-х гг. После Окт. Рев. развитие коми лит-ры началось с продолжения предшествующего этапа. «Сброс» старых доминант и замена их новыми. Основоположниками коми сов. лит-ры выступили В.А.Савин, М.Н.Лебедев, В.Т.Чисталев, В.И.Лыткин. Сначала -публицистич., агитационная поэзия-это стихо-ния В.А.Савина, М.Н.Лебедева, В.Т.Чисталева, А.А. Маегова, Н.А.Шахова, очерк Маегова «Красная звездочка»(20г.) о Д. Каликовой. Эти произ-ния наполнены лирич. публицистичностью, надеждами на социальный, экономич. и куль-ый расцвет КК. – это стихо-ния Лебедева, Чисталева, Савина, Лыткина.+начинается в 20-х гг. критическое осмысление дореволюц. прошлого и настоящего.  -это пьесы Савина «На восходе солнца цветок увял»(19г.), «Водоворот»(20г.) и т.д. Тонкие психологич. наблюдения – это рассказы, очерки Чисталева «Горестное утро»(25г.), «Егор Молотильщик»(26г.) и т.д. В 20-е гг. развив. лит-ра, основанная на фольклорных сюжетах - это поэмы Лебедева «Добрая женщина»(21г.), «Ягморт» (28г.) и т.д. В 20-х гг. накоплен опыт для создания масштабных произв., для более крупных жанровых образований. В нач. 30-х гг. влилось новое поколение. Сдвиги произошли в развитии прозы -это повести Г.А.Федорова «Деревенское утро», «Пестрый теленок» и т.д. Интерес к истории -  усиление эпичности коми лит-ры 2-й пол. 30-х гг.. - это повести И.И.Пыстина «Белый год»(36г.), роман В.В.Юхнина «Алая лента»(39г.). Созданы в лиро-эпическом жанре поэмы А.П.Размыслова «Первая любовь»(38г.), В.И.Елькина «За счастье» (39г.), В.П.Латкина «Обновленные дни»(34г.). В лит-ре появляются негативные явления - узкие рамки официально дозволенных идей (связ. с культом Сталина), критика произв-ий просветительской, критич., романтич. жанра. Отрицательно оценены лучшие произв-я 20-30-х гг.: поэма Лыткина «Идут», рассказ Чисталева «Трипан Вась», повесть Федорова «Деревенское утро» и т.д. Все труднее становилось работать Савину, Чисталеву, Лыткину, Н.П.Попову, Маегову и др. Выход: периориентация на конъюнктурные темы, обращение к науч. и обществ.-политич. деят-ти,  отъезд из Коми АССР.+репрессии, особ. писателей старшего поколения (погибли Савин, Чисталев, Маегов и др., сидели в лагерях Н.П.Попов, Лыткин и др). Приток молодых сил. Тема борьбы с фашистами. Публиковались произв. писателей-фронтовиков -это поэтич. сборники И.М. Вавилина, С.А.Попова, очерки о героях коми и т.д. В послевоен. период тема минувшей войны-ведущая. В 46г. повести И.И. Пыстина «Фронтовые дни и ночи».  

 

Искусство: До 1917 развитие профессион. изобразит. иск-ва носило эпизодич. характер. Развитие профессион. изобразит. иск-ва начинается с 1930-х гг. и связано с деятельностью В.В.Полякова. В 1939 г. Поляковым был организован кружок изобразит. иск-ва.(ИЗО) из учащихся Сыктывкар. школы 2-й ступени.(худ. оформл-е книг). М.П.Безносов- книж. графика. В 1934 начинается выставочная деятельность немногочисл. прфессион. художников респ.. В 1930-х зарождается искусство художников театра. До нач. 1940-х развитие изобразит. искусства в РК связано с книж. графикой. Родившееся в 1930-х иск-во плаката активизировалось в годы войны. С 1941 выпуск агитокон-2х-3х м.плакаты. Станковая живопись и графика появляются в Коми АССР в 1940-е гг. Война вызвала приток опытных худож-ков из др. регионов страны: Стронка, Постникова. На родину вернулись Жилин и Митюшев. В теч. 1942 – объединение профессион. худ-ков, 19 янв. 1943 был организован Союз сов. худ-ков в Коми АССР. Председатель- В.В.Поляков. 1-я выставка Союза худ-ков коми- февр.-март 1943. 4.12.1943 в Сыктывкаре организована картинная галерея. В теч. 1940-х гг. ежегодно организовывались респ. худ. выставки. В 1946 персональная выставка живописца Н.Л.Жилина. Коми худ-ки выходят и на всесоюзную арену: во всесоюз. выставке учавствовали: Жилин, Безносов.   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...