Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: Реформа здравоохранения в некоторых странах мира.




2. Цель:Сформировать знания по реформам систем здравоохранения в отдельных зарубежных странах.

3. Задачи обучения:

1. Ознакомить с реформами здравоохранения в некоторых странах мира.

2. Сформировать знания по стратегии реформ здравоохранения в некоторых странах мира

3. Научить стратегии реализации политики реформ по системе ВОЗ.

4.  Основные вопросы темы:

1. Причины проведения реформирования здравоохранения.

2. Существующие формы организации системы здравоохранения в отдельных странах мира.

3. Затраты на медицинские услуги.

4. Состояние общественного здоровья.

5. Роль профилактики в системе здравоохранения.

6. Стратегия проведения реформ здравоохранения.

7. Роль государства и рынка в сфере оказания медицинских услуг.

8. Права, свобода выбора и участие граждан в процессе принятия медицинских решений.

9. Роль системы охраны общественного здоровья.

10. Стратегии ВОЗ (4) реализации политики реформ здравоохранения.

11. Казахстанская модель реформирования системы здравоохранения.

12. Система оплаты труда медицинских работников.

13. Проблемы Казахстанской системы реформирования здравоохранения

14. Задачи реформирования системы здравоохранения РК.

15. Основные направления реформы здравоохранения РК.

16. Основные приоритеты в реализации стратегии развития экономических отношений в здравоохранении РК

5. Методы обучения и преподавания:работа с информационным материалом, выполнение заданий, работа в малых группах, контроль – ответы по вариантам карточек или тестам.

6. Литература:

основная:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения».- Астана, 2009.

2. Стратегический план Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 81.

3. Кульжанов М.К. Реформа здравоохранения в некоторых странах мира.

4. Кульжанов М.К.Новые подходы к финансированию здравоохранения в контексте общей стратегии реформирования здравоохранения Казахстана

5. Кульжанов М.К.Состояние здравоохранения Республики  Казахстан и проблемы ее реформирования.

Дополнительная: 

1.  Багирова В.Л. Управление и экономика фармации.- Москва: Медицина,2004.-С.720.

2. Организация и экономика фармации. Под редакцией Косовой И.В.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-С. 25-60.

7. Контроль:

Письменный опрос по карточкам.

 Вариант 1

1. Дайте определение понятию «лекарственный формуляр».

2.  Причины проведения реформирования здравоохранения

Вариант 2

1.  Дайте определение понятию «традиционная медицина».

2. Существующие формы организации системы здравоохранения в отдельных странах мира.

Вариант 3

1. Дайте определение понятию «здоровье».

2. Затраты на медицинские услуги, характеристика.

Вариант 4

1. Дайте определение понятию «здравоохранение»

2. Состояние общественного здоровья

Вариант 5

1. Дайте определение понятию «система здравоохранения»

2.  Роль профилактики в системе здравоохранения

Вариант 6

1. Дайте определение понятию «медицинская экспертиза в области здравоохранения»

2.  Стратегия проведения реформ здравоохранения.

Вариант 7

1. Дайте определение понятию «уполномоченный орган в области здравоохранения»

2.  Роль государства и рынка в сфере оказания медицинских услуг

Вариант 8

1. Дайте определение понятию «Национальный холдинг в области здравоохранения»

2. Права, свобода выбора и участие граждан в процессе принятия медицинских решений.

Вариант 9

1. Дайте определение понятию «организация здравоохранения»

2. Роль системы охраны общественного здоровья.

Вариант 10

1. Дайте определение понятию «диагностика»

2.  Стратегии ВОЗ (4) реализации политики реформ здравоохранения

Вариант 11

1. Дайте определение понятию «лечение»

2. Казахстанская модель реформирования системы здравоохранения.

Вариант 12

1. Дайте определение понятию «добровольное лечение»

2. Основные направления реформы здравоохранения РК.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (СРСП)

 

 

КУРС: 2

 

ДИСЦИПЛИНА: «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ВОПРОСЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК»

 

 

СОСТАВИТЕЛИ: 

Доцент Шопабаева А.Р.

Ст. преподаватель Жумаева Г.Ш.

Преподаватель Наурызалиева Ж.Т.

 

Алматы, 2012

 

Обсуждены на заседании модуля

Протокол № __ от «____»______2012 г.

 

Руководитель модуля                                                       Шопабаева А.Р.

 

 

Кредит 1

Тема: Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Указ Президента РК от 13.09.2004 г. № 1438

2. Цель:Ознакомление студентовс системой здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы; государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы; указом Президента РК от 13.09.2004 г. № 1438.

3. Задачи обучения:формирование знаний по основным разделам Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Указ Президента РК от 13.09.2004 г. № 1438.

4. Форма проведения:консультации преподавателя, студентами тем дисциплины,презентации тем рефератов, самостоятельное изучение, контроль знаний,тестирование.

5. Задания по теме:составить конспектпосистеме здравоохранения РК: современное состояние, проблемы, перспективы; государственной программе реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы; Указ Президента РК от 13.09.2004 г. № 1438, ответить на вопросы.

Раздаточный материал.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК НА 2005-2010 ГОДЫ. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РК ОТ 13 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА № 1438 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2005-2010 ГОДЫ»

Основание для разработки Послание Президента народу Казахстана от 19 разработки марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации"
Разработчик Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Цель Создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения
Задачи Разделение ответственности за охрану здоровья между государством и человеком; переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП); создание новой модели управления здравоохранением и единой информационной системы отрасли; укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации; ежегодное снижение уровня социально значимых заболеваний; реформирование медицинского образования
Сроки реализации 2005-2010 годы первый этап: 2005-2007 годы второй этап: 2008-2010 годы.

 Введение.Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности общества, социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами. Казахстан, испытав в период становления государственности значительный экономический спад, провел серьезную оптимизацию в социальной сфере, в том числе и в системе здравоохранения, где созданная в советское время громоздкая сеть медицинских организаций была в основном ориентирована на количественные показатели работы. В последние годы страна добилась значительного экономического роста, в результате чего было существенно увеличено финансирование отрасли здравоохранения (в два раза за последние три года), а также созданы перспективы ее дальнейшего развития. Будучи социально ориентированным, государство и дальше намерено уделять серьезное внимание развитию отрасли.

Несмотря на то, что по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) здоровье граждан только на 8-10% зависит от работы системы здравоохранения, усилия государства по сохранению общественного здоровья должны возрастать по мере экономического и социального прогресса. В этой связи важно привлечь к охране здоровья самих граждан, работодателей и усилить межсекторальную координацию проводимых в сфере здравоохранения мероприятий.

Основные программные документы, по которым сегодня развивается отрасль, были адекватны требованиям на момент их разработки, однако в настоящее время они отстают от темпов перемен как в экономике, так и в других секторах. Отдельные мероприятия, обозначенные в этих документах, не были ориентированы на конечный результат, а структурные преобразования, в том числе изменения системы финансирования, не всегда носили последовательный характер. Сегодня нельзя утверждать, что состояние системы здравоохранения удовлетворяет в полной мере общество, государство и саму отрасль. Накопившиеся проблемы требуют радикального пересмотра подходов к управлению отраслью здравоохранения. В Послании Главы государства на 2005 год указано, что в отрасли необходимо произвести серьезные изменения в части совершенствования систем управления, финансирования здравоохранения, организации предоставления медицинской помощи, нормативной базы системы здравоохранения, статистики и информатизации отрасли, оптимизации отчетности, а также эффективности использования финансовых ресурсов и обязательной децентрализации закупок.

В качестве первоочередных задач обозначены:

- реальный перенос центра тяжести на ПМСП, перенос акцента со стационарного на амбулаторное лечение;

- системный переход на международные стандарты, новые технологии, современные методики лечения и медицинского обслуживания;

- укрепление здоровья матери и ребенка;

- создание системы независимой экспертизы с привлечением независимых экспертов;

- подготовка менеджеров систем здравоохранения, управления ресурсами и финансирования отрасли;

- профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний;

- укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения.

- Анализ современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения

- Состояние здоровья населения Республики Казахстан, санитарно-эпидемиологическая ситуация и развитие отрасли здравоохранения в последнее десятилетие характеризовались как позитивными, так и негативными показателями.

В последние годы удалось стабилизировать основные медико-демографические показатели - рождаемость, смертность и среднюю продолжительность предстоящей жизни. Снижена инфекционная заболеваемость. В отрасли здравоохранения был предпринят ряд реформ, часть из которых успешно реализована, а другие не достигли своего логического завершения. К последним можно отнести создание системы обязательного медицинского страхования, попытку перехода к модели семейной медицины. Среди положительных моментов можно отметить создание нормативной правовой базы отрасли, существенное увеличение финансирования здравоохранения, что позволило осуществить строительство ряда современных клиник, произвести капитальный ремонт и улучшить материально-техническое оснащение медицинских организаций, внедрить новые медицинские технологии в лечебно-диагностический процесс. В результате улучшения качества медицинской помощи и повышения ее доступности были достигнуты положительные тенденции в состоянии здоровья населения, касающиеся ряда инфекционных и других заболеваний. Однако большая часть параметров состояния здоровья населения республики остается неудовлетворительной.

За годы независимости Республики Казахстан предпринимались неоднократные попытки реформирования отрасли. Так, в 1996-1998 годах была внедрена бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения, которая позволила создать два принципиально новых элемента: возникновение отношений покупателя и продавца и дифференцированную оплату труда в зависимости от объема и качества медицинской помощи. С 1999 года было введено программное финансирование, которое позволяло ориентироваться на конечный результат в зависимости от выделяемых средств. В то же время, как показывает анализ, реформы не были нацелены на существенные преобразования, доведены до логического завершения и не смогли коренным образом изменить ситуацию в системе здравоохранения.

Среди изменений, произошедших в последние годы, в структуре управления отраслью следует отметить восстановление Министерства здравоохранения РК, создание Комитета фармации, фармацевтической и медицинской промышленности и его территориальных подразделений, а также Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора с разделением службы на государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие контрольно-надзорные функции, и государственные организации, проводящие санитарно-эпидемиологическую экспертизу и лабораторные исследования.

В течение последних 5 лет кроме приватизации были осуществлены другие важные преобразования. Фармацевтическая отрасль была полностью адаптирована к условиям рыночной экономики.Одобрена Концепция лекарственной политики Республики Казахстан, отражающая направления развития фармацевтической отрасли. Разработаны основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств. Восстановлена вертикаль государственного регулирования фармацевтической отрасли. Упорядочена деятельность по обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Обеспечен ежегодный прирост номенклатуры и объемов фармацевтической продукции отечественного производства. Наряду с этим реформирование фармацевтического сектора имело и определенные отрицательные последствия, в первую очередь ухудшение доступности лекарственных средств для социально уязвимых групп населения. Кроме того, до настоящего времени не разработаны механизмы проведения фармакоэкономических исследований, не на должном уровне ведется мониторинг побочных эффектов, контроля качества, использования, цен и доступности лекарственных средств. Материально-техническая база испытательных лабораторий не соответствует современным требованиям организации контроля качества лекарственных средств, отсутствует лаборатория для проведения иммунобиологических исследований. Нарастают проблемы фальсификации лекарственных средств, фармакотерроризма, агрессивной рекламы лекарственных средств и биологически активных добавок. Ситуация осложняется тем, что специфика фармацевтического рынка порождает недостаточную осведомленность населения в отношении применения лекарственных средств, эффективных мер государственного контроля за их рецептурным отпуском. В целом в фармацевтической и медицинской промышленности республики нет субъектов, соответствующих международным стандартам производства.

Казахстан унаследовал советскую систему подготовки и переподготовки кадров и в течение последних лет кардинальных изменений в данной сфере не произошло.

Концепцией развития образования в Республике Казахстан до 2015 года предусмотрено изменение принципиальных подходов к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и научных кадров.

Цель и задачи Программы.Целью Программы является создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

Основными задачами Программы являются:

1. Разделение ответственности за охрану здоровья между государством и человеком.

2. Переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь.

3. Создание новой модели управления здравоохранением и единой информационной системы отрасли.

4. Укрепление здоровья матери и ребенка, улучшение медико-демографической ситуации.

5. Стабильное снижение уровня социально значимых заболеваний.

6. Реформирование медицинского образования.

Масштабы проблем, решаемых в рамках Программы, необходимость координации разрабатываемых мер с возможностями республиканского и местных бюджетов обусловливают ее реализацию в два этапа.

На первом этапе (2005-2007 гг.) предполагается решение следующих задач:

разделение солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья;

установление минимальных стандартов по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;

работа с населением по формированию здорового образа жизни;

перенос акцента со стационарной на первичную медико-санитарную помощь;

финансово-административное отделение ПМСП от стационаров;

укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения, в первую очередь ПМСП;

рационализация службы стационарной и скорой медицинской помощи;

проведение мероприятий по укреплению здоровья матери и ребенка;

усиление профилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий в области социально значимых заболеваний;

обеспечение качества медицинских услуг путем создания системы независимой медицинской экспертизы;

внедрение экономических отношений между медицинскими организациями;

подготовка менеджеров и совершенствование управления ресурсами системы здравоохранения;

качественное изменение системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров для работы в новой системе ПМСП;

совершенствование нормативной правовой базы системы здравоохранения;

осуществление мероприятий по переходу к международным стандартам в здравоохранении;

разработка и внедрение современных информационных технологий.

На втором этапе (2008-2010 гг.) будут осуществлены:

преобразование ПМСП путем системного поэтапного укрепления и развития института врача общей практики;

реорганизация и укрепление стационарной и скорой медицинской помощи, усиление преемственности на этапах оказания медицинской помощи;

повышение качества оказываемых медицинских услуг путем внедрения международных стандартов и создания конкуренции между медицинскими организациями;

коренное реформирование медицинского образования;

реальное смещение акцента от лечения сформировавшихся болезней к профилактическим мероприятиям и укреплению здоровья "здоровых";

обеспечение солидарной ответственности граждан, работодателей и государства за охрану и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

Литература.

Основная:

1. Государственной программы реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы.- /www.kazembassy.by/econom/zdravoohranenie.html. Указ «О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы» от 13.09.2004 г.

2. Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1995 года № 2454 «О Конституции Республики Казахстан», см. также дополнения.

Дополнительная:

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации.- Москва: Медицина,2004.-С.720.

2. Организация и экономика фармации. Под редакцией Косовой И.В.- М.: Издательский центр

«Академия», 2004.-С. 25-60.

Контроль знаний.

 Вариант 1

1.Основание для разработки Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы

2. Дать определение – «Охрана здоровья граждан». 

Вариант 2

1.Задачи, поставленные в Госпрограмме реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы?

2. Какие реформы будут предусмотрены в фармацевтической отрасли РК в соответствии с этой программой за этот период.

Вариант 3

1.Укажите сроки реализации Госпрограммы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, этапы.

2. Назовите основные задачи в области «повышения эффективности государственного регулирования сферы обращения лекарственных средств», какие меры необходимо разработать.

Вариант 4

1. Ожидаемая продолжительности жизни населения РК к 2010 году?

2. Дайте характеристику 1-го этапа развития фармацевтической отрасли с2005-2007 годах

Вариант 5

1.Укажите источники и объемы финансирования Госпрограммы развития здравоохранения РК на 20105 – 2010годы».

2. Какие реформы будут проведены в республике «В целях повышения доступности и качества лекарственных средств»?

Вариант 6

1.Укажите какие результаты в системе здравоохранения были достигнуты за период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы.

2. Дайте определение понятию «фармакотерроризм»

Вариант 7

1.Перечислите задачи аптеки, обслуживающей население.

2. Назовите основные задачи для фармацевтической отрасли, на втором этапе в 2008-2010 годы,отраженные в Госпрограмме развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы.

Вариант 8

1.Характеристика фармацевтической отрасли в период с 2005-2010 годы, укажите основные факты.

2. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни».

Вариант 9

1.Основные направления развития «Единой информационной системы здравоохранения», отраженные в Госпрограмме развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы.

2. Назовите основные показатели системы здравоохранения РК, достигнутые в 2005-2010 г.

Вариант 10

1.Перечислите задачи для фармацевтической отрасли в Госпрограмме развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы?

2.Что подразумевается в Госпрограмме под определением «Здоровый образ жизни и снижение уровня социально значимых заболеваний»? Что относится к социально-значимым заболеваниям.

 

1.Тема: Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан
«Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы.

2. Цель:Ознакомление студентов с государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, целями и задачами в сфере лекарственного обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

3. Задачи обучения:формирование знаний по основным разделам Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, а также в области лекарственного обеспечения населения республики.

4. Форма проведения:консультации преподавателя, студентами тем дисциплины,презентации тем рефератов, самостоятельное изучение, контроль знаний,тестирование.

5. Задания по теме:составить конспектГосударственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, ответить на вопросы.


Раздаточный материал.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК
«САЛАМАТТЫ ҚАЗАҚСТАН» НА 2011 – 2015 ГОДЫ

 Цель программы: Улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.

Задачи: Усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения;

совершенствование медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки и фармацевтической деятельности.

Сроки реализации: 2011 – 2015 годы: первый этап: 2011 – 2013 годы, второй этап: 2014 – 2015 годы.

Целевые индикаторы: Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет; снижение материнской смертности к 2013 году до 28,1,
к 2015 году – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности к 2013 году            до 14,1, к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми; снижение общей смертности к 2013 году до 8,14, к 2015 году – до 7,62 на 1000 населения; снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году до 98,1, к 2015 году – до 94,7 на 100 тыс. населения; удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет в пределах 0,2-0,6%.

На реализацию Программы в 2011 – 2015 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета
на реализацию Программы составят 359 358,9 млн.тенге.

Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.

Одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов
к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.

На основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы.

В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Предусматривается создание рынка медицинских услуг и конкурентных отношений среди медицинских организаций.

Реализация Программы будет способствовать динамичному развитию системы здравоохранения путем создания условий для перехода к малозатратным формам медицинского обслуживания, обеспечения профилактической направленности отрасли, повышения уровня доступности и качества медицинской помощи, внедрения специальных социальных услуг, а также создания условий для мотивации у населения самосохранительного поведения, профессионального и личностного роста медицинского персонала, адаптации системы здравоохранения к современным требованиям и рыночным условиям общества.

За период реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 – 2010 годы (далее – Госпрограмма) были достигнуты определенные результаты:

принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;

разработаны и реализуются отраслевые программы по снижению материнской и детской смертности в РК на 2008 – 2010 годы, о мерах по совершенствованию службы крови в РК на 2008 – 2010 годы, по противодействию эпидемии СПИД в РК на 2006 – 2010 годы, развития кардиологической и кардиохирургической помощи в РК на 2007 – 2009 годы, «Здоровый образ жизни» на 2008 – 2016 годы;

сформирована система санитарной охраны границы: на Государственной границе развернута сеть санитарно-карантинных пунктов, обеспечивающих защиту территории страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний;

проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы;

внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;

проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения;

проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;

создана система независимой медицинской экспертизы;

с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения (далее – ЕНСЗ), предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам;

проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года – на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи, за исключением лечения туберкулезных, психических и инфекционных заболеваний;

осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения;

реализуется совместный со Всемирным Банком проект «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан»;

внедрена Единая система дистрибуции лекарственных средств;

внедряются информационные технологии в здравоохранение: создан республиканский информационно-аналитический центр с филиалами во всех регионах;

проведена реструктуризация санитарно-эпидемиологической службы, создана вертикаль управления;

внедряется система оценки рисков в сфере контроля в области здравоохранения.

Численность населения в республике увеличилась по сравнению
с 2005 годом на 762,6 тыс. человек и на начало 2010 года составила
16004,6 тыс. человек. За период реализации Госпрограммы отмечается тенденция незначительного увеличения (1,7%) заболеваемости. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (39,37%), второе – травмы и отравления (6,88%), третье – болезни мочеполовой системы (6,86%), далее следуют болезни органов пищеварения (6,46%), болезни кожи и подкожной клетчатки (6,08%), болезни крови и кроветворных органов (4,24%), болезни системы кровообращения (3,72%), инфекционные и паразитарные заболевания (3,24%), другие болезни (23,14%).

Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. В настоящее время в Казахстане лица пожилого возраста составляют свыше 7,7% от количества всего населения. По прогнозам экспертов Организации Объединенных Наций, в ближайшие годы в Казахстане ожидается увеличение числа лиц пожилого возраста на 11%. В этой связи для улучшения оказания им медицинской помощи необходимо создание в республике системы геронтологической помощи.

За прошедший пятилетний период наблюдается снижение некоторых показателей распространенности и смертности населения от социально значимых заболеваний.

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Развитие большинства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и другие) связано с образом жизни человека. В этой связи становится важным формирование здорового образа жизни казахстанцев и развитие физической культуры. Вместе с тем
в настоящее время механизм межсекторального и межведомственного партнерства в вопросах охраны общественного здравоохранения не налажен, что связано с недостаточным пониманием государственными органами, государственными и частными секторами своих миссий в области охраны здоровья, отсутствием четкого разделения ответственности, слабым информационным сопровождением проблем охраны здоровья.

Также причинами низкого уровня здоровья населения являются недостаточная информированность, грамотность и мотивация населения
в вопросах ведения здорового образа жизни и профилактики болезней, сохранение неблагоприятных условий окружающей среды, водопотребления и питания, экономическое неблагополучие социально уязвимых категорий населения. Кроме того, сохраняется слабая профилактическая активность системы здравоохранения, то есть ориентация на лечение болезней, а не на их предотвращение.

В Республике Казахстан начат процесс реорганизации фармацевтической отрасли для адаптации к условиям рыночной экономики. В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Меры государственной поддержки направлены на обеспечение ежегодного прироста номенклатуры и объемов производства качественной фармацевтической продукции отечественными производителями.

Упорядочена деятельность по регистрации, сертификации, обеспечению контроля качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также их рекламы. Создан Национальный информационный лекарственный центр.

Начата гармонизация нормативных правовых актов в соответствии с нормами стран Евросоюза. Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной-участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств. Введено государственное регулирование цен на лекарственные средства, закупаемые за счёт республиканского и местного бюджетов, что позволило снизить цены в среднем на 30%.

На основе мирового опыта создана Единая система дистрибуции лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которая позволила достигнуть значительной экономии финансовых средств и увеличить долю потребления отечественных препаратов в несколько раз. Для обеспечения физической доступности лекарственной помощи жителям села организована реализация лекарственных средств через объекты ПМСП в более чем 3000 сельских населенных пунктах, не имеющих аптечных организаций.

Наряду с достигнутыми успехами в фармацевтической деятельности имеется определенный круг задач, требующих первоочередного решения.

Необходимо разработать новый проект национальной лекарственной политики, направленной на обеспечение доступности качественной фармацевтической продукции в соответствии с перечнем ГОБМП. Совокупный фармацевтический рынок стран-членов таможенного союза превышает 17 млрд. долларов США со значительным превалированием импорта. Для интенсивного развития фармацевтической отрасли необходимо проводить работу по повышению конкурентоспособности производимых лекарственных средств и выходу на международные рынки, в том числе в рамках таможенного союза, необходим переход от системы контроля качества конечного продукта к системе обеспечения качества производства, дистрибьюторской и аптечной практики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...