Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осуждение исполнено несправедливости




 

 - Геронда, я с лёгкостью сужу и осуждаю.

 - Твоя способность суждения - это дар, данный тебе Богом, но пользуется им тангалашка, кото­рый заставляет тебя осуждать и грешить. Поэто­му, пока твоя способность суждения не очистится и не освятится, пока не придёт Божественное просвещение, не доверяй собственному мнению. Если у человека не очистилась способность суждения, а он суётся в чужие дела и судит Других, то постоянно впадает в осуждение.

 - А как может освятиться способность суждения?

 - Нужно её очистить. У тебя может быть благое про­изволение и желание, но ты уверена, что всегда судишь правильно. Однако твой суд человеческий, мирской. Постарайся освободиться от человеческого, стяжать бескорыстие, с тем чтобы пришло Божественное про­свещение и твой суд превратился в духовный, Божест­венный. Тогда твой суд будет отвечать Божественному, а не человеческому правосудию, будет в согласии с любо­вью и милосердием Божиим, а не с человеческой логикой. Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы, не ведая праведного суда Бо­жий, судим "по наружности", внешне, и потому осуж­даем и несправедливо обвиняем других. Наш человечес­кий суд - это величайшая несправедливость. Помнишь, что сказал Христос: "Не судите на лица, но праведный суд судите" (Ин.7,24)

 Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Много лет назад в мо­настыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир, на родину. Тогда отцы говорили о нём разное. Но что произошло? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь как бы они не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. На­шёл работу на одном из заводов и жил ещё аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестёр, оставил работу и снова пошёл в монастырь. Игумен, увидев, что он всё знает: устав, послушания и т. д. - спросил, где он этому научился. Тогда он открыл своё сердце и всё ему рассказал. Игумен сообщил епископу, и тот сразу руко­положил его во священника. Потом он уехал в один даль­ний монастырь, где строго подвизался, достиг святости и помог духовно многим людям. А те, кто не знают, чем дело закончилось, возможно, до сих пор его осуждают (В данном случае действия этого человека идут вразрез с канонами Церкви и церковным благочинием и не могут считаться правильными. Старец Паисий привёл этот пример для того, чтобы показать, что суд "по наружности", каким бы правильным он ни казался, может быть несправедливым по отношению к человеку. - Прим. сост.)

 Мы должны быть очень осторожны с осуждением! Какую несправедливость мы причиняем ближнему, когда его осуждаем! Хотя в действительности мы причиняем несправедливость себе, а не другим, потому что Бог от нас отвращается. Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение испол­нено несправедливости.

 

Как мы доходим до осуждения

 

 - Геронда, почему я часто впадаю в осуждение?

 - Потому что смотришь на других. Любопытствуешь и хочешь знать, что делает одна сестра, что другая. Соби­раешь материал, чтобы тангалашке было чем заниматься и ввергать тебя в осуждение.

 - Раньше я не замечала недостатки других, а теперь замечаю и осуждаю...

 - Теперь ты видишь недостатки других, потому что не видишь свои собственные.

 - Геронда, откуда происходят помыслы осуждения?

 - От самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию.

 - Геронда, осуждение бывает из-за недостатка люб­ви?

 - И из-за недостатка любви бывает, и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чу­жим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других. Потом приходит тангалашка, подталкивает их к новой ошибке, ты видишь её, осуждаешь их опять, а по­том начинаешь относиться с презрением

 - Геронда, иногда меня огорчает сестра, с которой я вместе работаю, и я её осуждаю.

 - Откуда ты знаешь, со сколькими тангалашками в это время борется сестра? Может, на неё нападало пятьдесят демонов, пытаясь победить, чтобы ты потом сказала: "А, вот ты какая". И когда увидят, что ты её осудила, то придёт уже пятьсот демонов, чтобы снова унизить её перед тобой, дабы ты осудила её ещё больше. Например, ты можешь сказать: "Сестра, не клади туда эту вещь, её место здесь". На следующий день тангалаш-ка может сделать так, что она забудет, что ты ей говори­ла, и положит вещь на старое место. Сделает ещё что-нибудь не так, и ты станешь мысленно говорить: "Разве вчера я ей не сказала, а сегодня она делает то же самое! Ещё и других дел натворила!" Тут ты её осуждаешь и не можешь удержаться, чтобы не сказать: "Сестра, раз­ве я тебе не говорила не класть это туда? Это беспоря­док. Ты меня искушаешь своим поведением!" Вот и всё: диавол сделал своё дело! Сделал так, что ты её осудила и испортила с ней отношения. А она, не зная, что ты была виновником её невнимательности, будет чувствовать уг­рызения совести за то, что привела тебя в смущение, и впадёт в печаль. Видите, с каким лукавством работает тангалашка, а мы его слушаем

 Поэтому постарайтесь никого не осуждать, осуждайте только тангалашек, которые из Ангелов сделались демо­нами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся всё бо­лее лукавыми и злыми и изо всех сил стараются довести до погибели создания Божий. Лукавый побуждает людей делать странные действия и создавать беспорядок и сам же внушает другим людям помыслы осуждения, побеж­дая таким образом и тех и других Но те, кто создаёт бес­порядок, чувствуют потом свою вину и каются, а другие, которые осуждают, оправдывают себя, надмеваются и падают так же, как пал лукавый, - от гордости.

 

От осуждения Благодать Божия уходит

 

 - Геронда, когда мне приходит помысел против кого-то, это всегда осуждение?

 - Ты этого не понимаешь в тот момент?

 - Иногда я понимаю это с опозданием

 - Старайся осознавать своё падение как можно быст­рее и проси прощения у сестры, которую осудила, и у Бога, потому что осуждение становится препятствием в молитве. От осуждения Благодать Божия сама собой от­ходит, и в твоих отношениях с Богом появляется холод­ность. Как ты будешь потом молиться? Сердце превра­щается в лёд, в камень.

 Осуждение и злословие - самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют Благодать Божию. "Как вода угашает огонь, - говорит святой Иоанн Лествичник, - так осуждение угашает благодать Божию».

 - Геронда, я засыпаю на утренней службе.

 - Может, ты осудила какую-нибудь сестру? Ты смот­ришь на вещи внешне и осуждаешь других, потому по­том и засыпаешь на службе. Когда человек осуждает и не смотрит на вещи духовно, то лишается духовных сил. А когда лишится сил, то его либо клонит в сон, либо он, наоборот, страдает бессонницей.

 - Геронда, я часто согрешаю чревоугодием

 - Сейчас тебе всё внимание следует обратить на осуж­дение. Если ты не прекратишь осуждать, то и от чрево­угодия не сможешь освободиться. Человек, который осуждает, отгоняет от себя Благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться. И если он не осознаёт свою ошибку и не смирится, то постоянно будет падать. Но если поймёт и обратится за помощью к Богу, то Благодать Божия вернётся.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...