Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опросные методы в педагогических исследованиях.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
1. Определение направления и формулировка темы исследования.
Тема исследования.Проблема находит отражение в теме исследования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого с новым. В формулировке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах [3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, может уточняться как на начальном этапе, так и в процессе исследования, это естественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным или прикладным, по одной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из них находится предмет исследования (в одной работе не может быть двух предметов). Имеет значение и такой показатель, как количество слов в названии темы: она должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику, учебному пособию. В диссертациях в области физической культуры, как кандидатских, так и докторских, количество слов колеблется в широких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение составляют учебники в качестве диссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать вес научной и методической работе, авторы нередко используют в названии слова «Оптимизация...», «Пути совершенствования...» и т. п., надо стремиться более четко отразить суть своей работы в названии. Предпосылки для успешного выполнения научной или методической работы лучше, когда тема работы соответствует профилю базового образования автора или характеру его профессиональной деятельности.
опросные методы в педагогических исследованиях.
Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов.
Различают:
Общие требования к опросным методам:
3. определение цели, задач исследования, теоретической и практической значимости, положений, выносимых на защиту. Научная новизна исследования. Цель и задачи исследования служат непосредственными характеристиками научно-исследовательской деятельности, это центральный момент исследовательской работы. Цель исследования — представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования. Цель разукрупняется на подцели — ряд частых исследовательских задач, которые должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель и задачи позволяют определить логику, основные шаги, ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы. Наиболее полно вопросы цели и задач прослеживаются в диссертационных работах. Логика педагогического исследования представляет собой последовательность перехода от эмпирического описания физкуль-турно-спортивной действительности к ее отображению в теоретической форме (в теоретических моделях) и в нормативной форме (нормативных моделях). Итогом всей работы является конкретный материал для практики. Анализ многих диссертаций и авторефератов показывает, что формулировку цели в них можно свести к не очень большому числу формулировок, например: разработать научно-методические (организационно-методические и т. п.) основы формирования (развития, подготовки и т. п.) у школьников (юных, квалифицированных спортсменов)...; выявить, определить и экспериментально обосновать методологические (методические, дидактические) условия (предпосылки) формирования (воспитания, обучения)...; обосновать содержание средств (форм, методов)... Нельзя признать удачными формулировки типа «определить (обосновать) пути оптимизации...»; «обосновать эффективные пути повышения эффективности...». Неудачна формулировка, отражающая только достижение практического результата, а не новое научное знание. Практическое значение (и внедрение в практику результатов исследования) должно быть, но только это не может служить целью работы.
4. система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в РБ. Диплом учителя (выпускников педагогического училища) соответствует первому уровню профессиональной подготовки; учителя и бакалавра (выпускников университета) - второму и третьему, магистрантов - четвертому. Магистрант по своей научно-педагогической подготовке приближается к аспиранту.Инициатором многоуровневой системы подготовки специалистов в 1994 г. стал Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Предварительно была разработана учебно-программная документация по подготовке бакалавров и магистров (в разработке учебного плана, инструкции по педагогической практике, инструкции о магистерской диссертации, положения о магистратуре принимала участие автор данного пособия). Первую группу, выпуск которой состоялся в 1995 г., составили магистры образования по специальности педагогика. Через год специализация расширилась. А еще через год опыт БГПУ был использован рядом других университетов Беларуси. Это свидетельствует о том, что республика имеет и будет иметь потребность в высокообразованных специалистах для разного типа учебных заведений. Такая организация подготовки специалистов создает одну из предпосылок для включения Беларуси в мировое образовательное сообщество. Возвратимся к исходному вопросу -- существующей практике приема абитуриента в вузы. В основе ее лежат вступительные экзамены и проходной балл. Такой подход не удовлетворяет ни вузы, ни абитуриентов, поскольку не является реальным критерием выявления профессиональной пригодности будущих учителей. Некоторые университеты экспериментируют в этой области, стремясь создать более надежную, критериальную систему отбора абитуриентов.
5. Гипотеза в научных исследованиях. Классификация гипотез, процедура выдвижения и формулировки. Требования к построению гипотез. Под гипотезой (греч. hypothesis — «основание; догадка») понимают научное утверждение (систему утверждений), которое: 1) по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е. истинностное значение ему (по крайней мере, на данный момент) не приписано, и поэтому оно расценивается лишь как возможное, вероятное; 2) по своему содержанию представляет собой (разумеется, в случае подтверждения) некоторое новое знание, например оно говорит о существовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономерности и т.п.; 3) по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — (либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо существенно способствовать этому), скажем, прояснить общую ситуацию, внести порядок в структуру данных, предложить методологические процедуры и т.п. Классификация гипотез. 1) интерпретационная — отвечает на вопрос «что это?»; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвигает подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным поведенческим комплексом, действием); 2) описательная — отвечает на вопрос «каков этот объект?»; дает ту или иную характеристику изучаемому объекту, чаще всего относится к разного рода эмпирическим исследованиям (скажем, социолог выдвигает гипотезу о степени миграционной активности населения данного региона); 3) систематизирующая — ее можно считать специальным случаем описательной; вносит определенную упорядоченность в структуру изучаемых данных: предлагает классификацию, типологию, различного рода эмпирические обобщения и т.п. (скажем, врач и психолог пытаются сгруппировать собранную ими совокупность симптомов в симптомокомплексы — синдромы); 4) объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?»; представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависимости от вида объяснения выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта, предложить логическую связь между объясняющим и объясняемым и т.п.; 5) экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую, причем часто здесь предполагается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик, соотношений; центральную роль экстраполяционные гипотезы играют прежде всего в моделировании; 6) методологическая — отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»; в отличие от других гипотез, она направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия; она рефлексирует по поводу исследовательских процедур. Скажем, экономист, разрабатывая для изучения экономической системы исходное уравнение общего равновесия, решает вопрос о выборе переменных, о дополнительных ограничениях на возможную форму уравнения и т.п.
6. Математико-статистические методы, применяемые в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта. Обработка результатов может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами математической статистики - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений (определение достоверности различий по: t-критерию Стьюдента,T-критерию Уайта, критерию χ2 и др.). С целью обработки научных материалов применяются методы логической систематизации, такие как группировка, классификация, а также методы математической статистики. Математическая статистика используется с целью количественного анализа педагогических явлений. Использование математической статистики в педагогических исследованиях не самоцель, а одно из эффективных средств познания объективных законов обучения и воспитания. Поэтому оно будет оправдано и действенно только тогда, когда будет опираться на умелый и разносторонний качественный анализ, когда математические формулы будут представлять собой совершенно конкретное выражение качественных особенностей педагогических явлений. Наиболее часто бывает необходимо иметь какие-то критерии, по которым можно судить о достоверности различий в полученных количественных данных. Выполнение элементарных статистических процедур, таких как вычисление средних величин, стандартных отклонений от них, вероятных ошибок, коэффициентов вариации и т. д. входит в обязательную обработку количественных данных.
Общий план научного исследования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 448. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |