Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опросные методы в педагогических исследованиях.




Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

 

1. Определение направления и формулировка темы исследования.

 

Тема исследования.Проблема находит отражение в теме иссле­дования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого с новым. В формули­ровке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах [3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, может уточ­няться как на начальном этапе, так и в процессе исследования, это естественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным или приклад­ным, по одной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из них находится предмет исследования (в од­ной работе не может быть двух предметов).

Имеет значение и такой показатель, как количество слов в названии темы: она должна быть не слишком широкой и не слиш­ком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику, учебному пособию. В диссертациях в области физической культу­ры, как кандидатских, так и докторских, количество слов колеб­лется в широких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение со­ставляют учебники в качестве диссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать вес научной и методической работе, авторы не­редко используют в названии слова «Оптимизация...», «Пути со­вершенствования...» и т. п., надо стремиться более четко отразить суть своей работы в названии.

Предпосылки для успешного выполнения научной или мето­дической работы лучше, когда тема работы соответствует профи­лю базового образования автора или характеру его профессио­нальной деятельности.

 

 

опросные методы в педагогических исследованиях.

 

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов.
Достоинствами опросных методов являются:

быстрота получения информации,
  возможность получения информации в широких пределах заданной тематики,
  возможность математической обработки полученной информации,
  сравнительная легкость получения большого количества данных.

Различают:

  сплошной и выборочный,
  индивидуальный и групповой,
  очный и заочный,
  гласный и анонимный опросы.

Общие требования к опросным методам:

  соответствие вопросов целям и задачам исследования;
  адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
  нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;
  доступность и понятность вопросов;
  самостоятельность ответов;
  доверительная психологическая обстановка при опросе.

 

 

3. определение цели, задач исследования, теоретической и практической значимости, положений, выносимых на защиту. Научная новизна исследования.

Цель и задачи исследования служат непосредственными харак­теристиками научно-исследовательской деятельности, это цент­ральный момент исследовательской работы. Цель исследования — представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования. Цель разукрупняет­ся на подцели — ряд частых исследовательских задач, которые должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель и задачи позволяют определить логику, ос­новные шаги, ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы. Наиболее полно вопросы цели и задач про­слеживаются в диссертационных работах. Логика педагогического исследования представляет собой пос­ледовательность перехода от эмпирического описания физкуль-турно-спортивной действительности к ее отображению в теоре­тической форме (в теоретических моделях) и в нормативной форме (нормативных моделях). Итогом всей работы является кон­кретный материал для практики. Анализ многих диссертаций и авторефератов показывает, что формулировку цели в них можно свести к не очень большому числу формулировок, например:

разработать научно-методические (организационно-методичес­кие и т. п.) основы формирования (развития, подготовки и т. п.) у школьников (юных, квалифицированных спортсменов)...;

выявить, определить и экспериментально обосновать методо­логические (методические, дидактические) условия (предпосыл­ки) формирования (воспитания, обучения)...;

обосновать содержание средств (форм, методов)...

Нельзя признать удачными формулировки типа «определить (обосновать) пути оптимизации...»; «обосновать эффективные пути повышения эффективности...». Неудачна формулировка, отража­ющая только достижение практического результата, а не новое научное знание. Практическое значение (и внедрение в практику результатов исследования) должно быть, но только это не может служить целью работы.

 

 

4. система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в РБ.

Диплом учителя (выпускников педагогического училища) соответствует первому уровню профессиональной подготовки; учителя и бакалавра (выпускников университета) - второму и третьему, магистрантов - четвертому. Магистрант по своей научно-педагогической подготовке приближается к аспиранту.Инициатором многоуровневой системы подготовки специалистов в 1994 г. стал Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Предварительно была разработана учебно-программная документация по подготовке бакалавров и магистров (в разработке учебного плана, инструкции по педагогической практике, инструкции о магистерской диссертации, положения о магистратуре принимала участие автор данного пособия). Первую группу, выпуск которой состоялся в 1995 г., составили магистры образования по специальности педагогика. Через год специализация расширилась. А еще через год опыт БГПУ был использован рядом других университетов Беларуси. Это свидетельствует о том, что республика имеет и будет иметь потребность в высокообразованных специалистах для разного типа учебных заведений. Такая организация подготовки специалистов создает одну из предпосылок для включения Беларуси в мировое образовательное сообщество. Возвратимся к исходному вопросу -- существующей практике приема абитуриента в вузы. В основе ее лежат вступительные экзамены и проходной балл. Такой подход не удовлетворяет ни вузы, ни абитуриентов, поскольку не является реальным критерием выявления профессиональной пригодности будущих учителей. Некоторые университеты экспериментируют в этой области, стремясь создать более надежную, критериальную систему отбора абитуриентов.

 

 

5. Гипотеза в научных исследованиях. Классификация гипотез, процедура выдвижения и формулировки. Требования к построению гипотез.

Под гипотезой (греч. hypothesis — «основание; догадка») понимают научное утверждение (систему утверждений), которое:

1) по своей логической характеристике имеет статус предположения, т.е. истинностное значение ему (по крайней мере, на данный момент) не приписано, и поэтому оно расценивается лишь как возможное, вероятное;

2) по своему содержанию представляет собой (разумеется, в случае подтверждения) некоторое новое знание, например оно говорит о существовании нового явления или свойства, неизвестной ранее закономерности и т.п.;

3) по своей цели должно существенно продвинуть научное познание — (либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо существенно способствовать этому), скажем, прояснить общую ситуацию, внести порядок в структуру данных, предложить методологические процедуры и т.п.

Классификация гипотез.

1) интерпретационная — отвечает на вопрос «что это?»; дает исходную интерпретацию изучаемому объекту (например, антрополог выдвигает подобную гипотезу, столкнувшись с каким-то неизвестным поведенческим комплексом, действием);

2) описательная — отвечает на вопрос «каков этот объект?»; дает ту или иную характеристику изучаемому объекту, чаще всего относится к разного рода эмпирическим исследованиям (скажем, социолог выдвигает гипотезу о степени миграционной активности населения данного региона);

3) систематизирующая — ее можно считать специальным случаем описательной; вносит определенную упорядоченность в структуру изучаемых данных: предлагает классификацию, типологию, различного рода эмпирические обобщения и т.п. (скажем, врач и психолог пытаются сгруппировать собранную ими совокупность симптомов в симптомокомплексы — синдромы);

4) объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?»; представляет собой попытку дать объяснение тем или иным фактам, т.е. в зависимости от вида объяснения выдвинуть предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта, предложить логическую связь между объясняющим и объясняемым и т.п.;

5) экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?»; осуществляет перенос информации из одной предметной области в другую, причем часто здесь предполагается сама возможность существования какого-то иного объекта или наличия у него каких-то характеристик, соотношений; центральную роль экстраполяционные гипотезы играют прежде всего в моделировании;

6) методологическая — отвечает на вопрос «как это лучше изучать?»; в отличие от других гипотез, она направлена не на сам изучаемый объект, а на познавательные действия; она рефлексирует по поводу исследовательских процедур. Скажем, экономист, разрабатывая для изучения экономической системы исходное уравнение общего равновесия, решает вопрос о выборе переменных, о дополнительных ограничениях на возможную форму уравнения и т.п.

 

6. Математико-статистические методы, применяемые в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта.

Обработка результатов может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте. Количественная обработка материалов может осуществляться методами матема­тической статистики - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений (определение достоверности различий по: t-критерию Стьюдента,T-критерию Уайта, критерию χ2 и др.). С целью обработки научных материалов применяются методы логической систематизации, такие как группировка, классификация, а также методы математической статистики.

Математическая статистика используется с целью количественного анализа педагогических явлений.

Использование математической статистики в педагогических исследованиях не самоцель, а одно из эффективных средств познания объективных законов обучения и воспитания. Поэтому оно будет оправдано и действенно только тогда, когда будет опираться на умелый и разносторонний качественный анализ, когда математические формулы будут представлять собой совершенно конкретное выражение качественных особенностей педагогических явлений.

Наиболее часто бывает необходимо иметь какие-то критерии, по которым можно судить о достоверности различий в полученных количественных данных. Выполнение элементарных статистических процедур, таких как вычисление средних величин, стандартных отклонений от них, вероятных ошибок, коэффициентов вариации и т. д. входит в обязательную обработку количественных данных.

 


Общий план научного исследования.

Этапы Процедуры
подготовительный 1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы. 2.формулировка задач 3.определение объекта и предмета исследования 4.формулировка гипотезы 5.подбор методов и методик.
исследовательский Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.
Обработка данных исследования Количественный и качественный анализ исследования. 1.анализ зафиксированного фактора. 2.установление связи: зафиксированный факт - гипотеза. 3.выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
Интерпретация данных. Вывод 1.установление правильности, либо ошибочности гипотезы исследования. 2.соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 448.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...